будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Мир

Украина: что такое выборы-2007

30 сентября на Украине состоятся внеочередные парламентские выборы. Они будут проходить в сложной ситуации – законность роспуска президентом парламента не получила пока подтверждения Конституционным судом. Принципиальное согласие на проведение выборов стало результатом компромисса, выполнение условий которого тоже подвергается сомнению. С разных сторон говорят о применении административного ресурса и грядущих фальсификациях. Чтобы разобраться в происходящем мы обратились с вопросами к украинским политологам - директору Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаилу Погребинскому и директору Европейского института интеграции и развития Дмитрию Выдрину.

1. Каковы основные темы выборов-2007?

Погребинский: Нынешние внеочередные парламентские выборы – этап в конкурентной борьбе за утверждение в Украине основных черт нового политического режима. Ось выбора: от парламентской республики с элементами федерализма (Партия Регионов, коммунисты и социалисты) до суперпрезидентской республики (Ющенко и его НСНУ, отчасти – Тимошенко)

Главная тема кампании – соревнование в социальном популизме. Так, экспертами Института экономических исследований и политических консультаций было подсчитано, что для выполнения предвыборных обещаний ведущих партий понадобится дополнительно от 11 млрд. долларов (Партия регионов) до порядка 40 млрд. долларов (Блок Литвина). Оппоненты обвиняют друг друга в неэффективности и злоупотреблении полномочиями для укрепления экономических позиций партийных спонсоров.

Хотя надо признать: предвыборный социальный популизм в чем-то заставляет правящую элиту посмотреть на себя со стороны и поразмыслить о том, сколь отрицательное воздействие на общественное мнение оказывает ее собственный расточительный образ жизни в условиях очень небогатой страны. По крайней мере, на этих выборах впервые более или менее серьезно начала обсуждаться тема введения налога на богатство и роскошь. 

Кроме того, у каждого субъекта выборов были свои «фишки»: у Партии регионов –  обещание стабильного развития Украины, у БЮТ – тема справедливости и быстрого прорыва в развитии страны (стратегическая программа «Украинский прорыв»), у блока «Наша Украина – Народная самооборона» – отмена депутатской неприкосновенности, у Социалистической партии Украины – расширение полномочий органов местного самоуправления, у Блока Литвина – обещание порядка и стабильности (сам он себя позиционирует как «третью силу»), у Компартии – ликвидация должности президента.

На этот раз привычные для украинского предвыборного дискурса темы – статус русского языка, отношения с Россией и НАТО – практически отсутствуют (Ющенко утверждает, что Янукович якобы обещал ему не использовать эти темы). Лишь в конце кампании, реагируя, по-видимому, на стагнацию своего рейтинга, Партия регионов (ПР) инициировала сбор подписей за проведения референдума по статусу языка, внеблоковости и избранию губернаторов на прямых выборах.

Тема реформы политической системы обсуждается вяло, хотя именно она является главной для Ющенко, и именно из-за желания расширить президентские полномочия он и затеял досрочные выборы. Тем временем основные тезисы проекта конституции «под Ющенко» опубликованы за две недели до выборов. Суть – возврат к модели сильной президентской власти. Ющенко понимает, что никакой возможный состав парламента не проголосует за такой проект конституции. Отсюда – идея принять конституцию на референдуме. Отсюда же усилия команды президента, направленные на дискредитацию Верховной Рады, как, впрочем, и иных институтов, которые, согласно действующей конституции, принимают участие в конституционном процессе, например, Конституционного Суда.

Выдрин: Основная тема и основная страсть выборов-2007 – это борьба за абсолютную власть двух политических сил, обе из которых представляют тупиковые стратегии развития страны. Только бело-оранжевые представляют мобилизационный проект (читайте роман «Котлован» Платонова), а сине-красные представляют инерционный проект (читайте роман Полякова «Кладбище смиренное»).

2. Каковы основные внутренние и внешние группы интересов / субъекты процесса?

Погребинский: Основные субъекты:

1-     Ющенко + Секретариат + НСНУ

2-     Ю.Тимошенко + БЮТ

3-     Янукович, ПР

4-     Крупный капитал («олигархи»)     

Начнём с № 4. Крупный капитал представлен (либо – непосредственно, в партсписках, либо своими людьми) во всех трёх первых субъектах политики. Происхождение – Восток, частично Юг и Центр Украины.

У двух первых субъектов политики (Ю и Ю) капитал самостоятельной роли не играет, используется исключительно как опора и инструмент реализации собственных политических планов.

В ПР, напротив, играет важную, возможно, ключевую роль в выработке политики. Считается, что именно влияние «голубей» (Ахметов и Ко) в ПР оказалось решающим во время политического кризиса, приведшего к роспуску парламента и согласия ПР на внеочередные выборы.

Видимая активность внешних субъектов (США, Европа, Россия) на этих выборах намного меньше, чем на всех предыдущих, особенно, если сравнивать с президентскими выборами 2004 года. Что же касается симпатий России и Запада, то они хорошо известны.

Европа чуть более активно вовлечена, чем ранее. Причём в начале кризиса европейские институты (Совет Европы, Европарламент, Еврокомиссия) занимали нейтральную позицию, акцент в их рекомендациях делался на следовании принципам верховенства права. Сегодня позиция Европы скорее проющенковская, чем нейтральная. О верховенстве права уже ни слова.

Показательна резолюция Сената США, где призыв сохранить завоевания оранжевой революции сочетается с призывом к партиям и политикам найти компромисс и создать стабильную и представительную власть. То есть, Сенат дал понять, что он за широкую коалицию (с участием Януковича). Однако, скорее всего, если США увидят, что попытки Ющенко навязать стране свою повестку дня не встречают адекватного сопротивления, они перестанут призывать к согласию.

Выдрин: В данных выборах со стороны мегасил не репрезентуются ни внутренние, ни внешние национальные интересы. С их стороны представлены в основном интересы частных лиц – прежде всего, лидеров политических сил и их экономических доноров. Для первых личный интерес заключается в абсолютизации власти, для вторых – в резком увеличении нормы прибыльности их личных капиталов.

3. Что эти выборы могут изменить? Кто выиграет, кто проиграет и в чем?

Погребинский: Основным результатом выборов, независимо от того, кто их выиграет, станет продолжение делегитимации институтов украинской государственности. Этот процесс был запущен «оранжевой революцией» и идет с тех пор полным ходом. Напомню, что только в последние месяцы был поставлен под сомнение статус Конституционного суда, парламента, ЦИКа. Те политические силы, которым не нравится то или иное решение этих органов (я имею в виду прежде всего Ющенко, но не его одного), тут же объявляли, что они не намерены выполнять эти решения; впрочем, это ничуть не мешало им тут же отправлять жалобы и требования в тот же орган, который они только что объявили коррумпированным и нелегитимным.

Еще одна проблема – в ходе политического кризиса, связанного с роспуском парламента и проведением досрочных выборов, был создан ряд опасных прецедентов нарушения законов и Конституции Украины высшими должностными лицами страны, что неминуемо приведёт к новым затруднениям при поиске компромиссного решения.

По сути, эти выборы можно считать референдумом о доверии к существующей коалиции и к президенту. Можно было бы даже назвать их "плебисцитарными выборами". И во многом такая черта выборов определена беспрецедентным участием в них президента. Пока никто эти выборы так не трактует. Между тем, получив большинство, партии коалиции имели бы полное моральное право заявить, что президент должен оставить свои конституционные потуги и действовать в рамках закона. Но вряд ли президента это остановит, даже если НУНС получит 10%. Он слишком уверен в своем мессианстве.

Поэтому продолжение конфликта почти запрограммировано, и результаты выборов будут лишь вспомогательным ресурсом основных политических игроков. Ресурсом, с которым они будут апеллировать к обществу.

Говорить, кто выиграет и кто проиграет, только исходя из результатов голосования – нельзя, важно, как каждая из ведущих сил постарается навязать свою волю партнерам, либо используя хороший результат, либо стараясь снивелировать значение плохого.

Выдрин: Пока эти выборы ничего не могут изменить. Единственное, что все более явной станет ограниченность и неспособность к современному политическому менеджменту правящих элит. Поэтому в целом страна временно проиграет, хотя и частично прозреет. А выигравшая сторона временно получит в свое распоряжение страну для дальнейшего мародерства.

4. В чем отличие этих выборов от парламентских выборов 2006 года?

Погребинский: Беспрецедентным участием президента и местных администраций в кампании одной политической силы (НУНС). Такого у нас раньше не было. Равно как не было и прецедента, когда главный фаворит выборов (ПР) угрожал выходом из предвыборной гонки.

Если на прошлых выборах президент хоть стремился стать для внешнего мира гарантом честных выборов (что не мешало фальсификациям в пользу НУ там, где это было возможно – в основном, в местах лишения свободы), то сейчас он к этому не стремится. Создается впечатление, что чем больше грязи и нарушений – тем лучше для него. Ухудшение оценки выборов международными наблюдателями будет объявлено следствием политреформы (имеется в виду конституционная реформа, переводящая Украину в парламентско-президентскую республику, которая была частью компромисса в декабре 2004 года и позволила провести третий тур выборов президента на фоне многосоттысячного Майдана) – дескать, потеряв часть полномочий, президент потерял возможность обеспечить такие гарантии.

Ющенко нужна полная или частичная делегитимация выборов и парламента. Полная – означает срыв выборов, что даст ему шанс принять конституцию в обход парламента (если это позволят другие политсилы, у которых останутся лишь внепарламентские методы борьбы), ссылаясь на то, что выборы сорвала именно политреформа, поэтому надо сначала срочно утвердить новый Основной закон, затем проводить выборы.

Скандален характер списков. Массовое присутствие в них лиц, родившихся в 1900-м году, или, например, появление в списках Евгения Кушнарева, трагически погибшего в январе 2007 года – это не технология фальсификации, а технология делегитимации. Реальным фальсификаторам не нужно наличие в списках явно неправдоподобных фигур, которые сразу бросаются в глаза.

Частичная делегитимация означает, что выборы и подсчет голосов проходят с массой скандалов, в обществе создается впечатление, что они не адекватно отражают волеизъявление и т.п. Но, тем не менее, выборы признаются законными, и парламент собирается. Тогда президент, ссылаясь на негативную оценку выборов наблюдателями и приписывая все нарушения оппонентам, может заявить, что легитимность парламента недостаточна, а в связи с этим выдвинуть тезисы что 1) он имеет права, например, не принимать кандидатуру премьера, предложенную коалицией (ПР + партнёры), 2) низкая легитимность Рады позволяет принимать лишь законы, но никак не Конституцию и т.д. Однако, разговор о малой легитимности выборов будет иметь смысл лишь, если большинство мест в парламенте будет иметь нынешняя коалиция. В том же случае, если большинство будут иметь оранжевые, то таким тезисом нельзя будет воспользоваться, чтобы отказать Тимошенко в премьерстве.

Любопытной чертой является то, что электорат куда больше, чем на любых прежних выборах, будет голосовать, отталкиваясь от симпатий и антипатий к местной избранной власти. Это связано с тем, что впервые выборы в горсоветы прошли по партийным спискам. И партийность местной власти смягчает дефект закрытых списков, расширяет кругозор избирателя. Раньше для него БЮТ был - только Тимошенко, а сейчас, например, еще и мэр его городка, который отнюдь не воплощает принцип «справедливость есть». Именно из-за местного фактора часть голосов от регионалов на юго-востоке может отойти к БЮТ, а часть голосов БЮТ в центре – к регионалам.

Выдрин: Существенных отличий нет. По крайней мере, нельзя найти десяти или даже пяти крупных различий. Единственное главное отличие – это количество денежных ресурсов, которые вброшены с той и другой стороны олигархическими блоками – как белыми, так и синими, и оранжевыми. По приблизительной оценке, вброшено примерно в 3-4 раза больше денег, чем на предыдущих выборах, что дает возможность претендовать Украине на рекорд книги Гиннеса, как стране, где были проведены самые дорогие на душу населения парламентские выборы.

5. Кто пройдет в парламент?

Погребинский: С полной уверенностью можно сказать, что пройдут ПР, БЮТ, НУНС. Почти наверняка пройдут коммунисты (КПУ), реальные шансы имеет Блок Литвина (БЛ).

Все остальные почти наверняка «пролетают». Небольшие шансы пройти 3%-ный барьер есть, все же, у Соцпартии (СПУ) и Прогрессивно-Социалистической партии (ПСПУ).

Выдрин: Учитывая, что треть избирателей за три дня еще не определилась, может пройти от трех до семи политических блоков и партий.

6. Кем будут ли признаны результаты выборов, а кем - нет?

Погребинский: Пока что наиболее вероятным выглядит вариант, при котором результат выборов откажется признавать президент Ющенко, а с ним и его политическая сила – НУНС. Это связано, с одной стороны, с их неважным положением (по-видимому, НУНС получит менее 15%, а поскольку сам Ющенко выступал как главный агитатор за свою партию – тем самым будет виден и личный рейтинг Ющенко), а с другой – с политикой Ющенко на протяжении последнего полугодия, направленной на делегитимизацию всех органов власти в стране, за исключением президента.

Выдрин: Естественно, будут признаны выигравшими, и естественно, будут не признаны проигравшими.

7. Какой состав коалиции вы ожидаете?

Погребинский: Весьма вероятным выглядит ситуация, в которой результаты выборов вообще не будут признаны, новая Верховная Рада, соответственно, не соберется.

Если же рассчитывать на более оптимистический вариант (который тоже вполне возможен), т.е. что ВР соберется и создаст большинство – то на сегодня имеется три возможности.

Во-первых, может сохраниться нынешняя коалиция (ПР + КПУ, плюс СПУ, если она пройдет, плюс, возможно, блок Литвина). Иными словами, это будет коалиция, на 80% составленная из ПР, плюс ее младшие партнеры.

Во-вторых, возможна так называемая «большая коалиция», в которую войдут ПР и НУНС. При этом Ющенко, видимо, будет требовать замены премьер-министра на «своего», хотя очевидно, что НУНС получит в 2-3 раза меньше голосов, чем ПР.

В-третьих, возможна «оранжевая» коалиция в составе БЮТ + НУНС + БЛ (без блока Литвина БЮТ и НУНС вряд ли смогут собрать 226 голосов). В этом случае главным вопросом будет – добьется ли Тимошенко поста премьера или Ющенко проведет на эту должность свою кандидатуру.

Оба последних варианта связаны с очень трудными переговорами, поскольку в каждом случае участвующие стороны будут «запрашивать» значительно больше, чем могут получить сообразно числу мандатов. Такова, кстати говоря, тактика национал-демократов и их наследников – «оранжевых», начиная с 1990 года, когда они требовали для себя пост первого заместителя председателя ВР (хотя имели всего четверть мандатов), с 1994 года, когда они пытались действовать под лозунгом «Плюща – в президенты, Дурдинца – в спикеры», и в результате проиграли всё, что могли, и так далее.

Выдрин: Если свершится политическое чудо и проигравшая сторона признает выборы окончательно состоявшимися и относительно честными, то самая вероятная коалиция с оранжево-белой стороны – это, соответственно, Блок Тимошенко, Наша Украина и Литвин (если он проходит). С противоположной стороны формат сохранится, разве что, возможно, без социалистов. Возможен и экзотический вариант – парламент действует, Литвин, скажем, избирается спикером, а коалиция не создается. Продолжает действовать нынешнее правительство, которое приобретает статус временного. И так в течении года, поскольку ранее, по Конституции, нельзя провести новые выборы.

8. Будет ли меняться политическая система Украины (Конституция, закон о правительстве и др., правоприменение)? В какую сторону?

Погребинский: Как уже сказано, Ющенко требует резкого изменения конституции в сторону ограничения всех демократических институтов, ограничения самоуправления и резкого расширения полномочий президента.

Удастся ему этого добиться или его действия приведут только к полному хаосу, или будет достигнут тот или иной компромисс – сегодня сказать трудно. Да и к компромиссам по стратегическим вопросам, по всей видимости, Ющенко не готов. Так что скорее всего нас ожидает длительный период нестабильности.

Выдрин: Система меняться будет. Если победит первый вариант, Украина будет эволюционировать в сторону жесткого президентского правления – а-ля поздний Кучма, если второй вариант – будет складываться парламентская республика – а-ля ранний Кравчук.

9. Можно ли ожидать референдума?

Погребинский: Исходя из сказанного выше, Ющенко будет добиваться референдума по своему проекту конституции. В то же время вероятность того, что ему удастся добиться его проведения, а, тем более, имплементации результатов, учитывая низкий уровень доверия к нему, невелика.

Выдрин: Референдум будет, и не один, а много. Люди устали от «майданомании», но поскольку не могут жить без «манички», скорее всего следующей будет «референдомания».

10. Кто будет основными конкурентами на президентских выборах?

Погребинский: Пока что новых фигур не видно, конкурентами остаются Янукович, Тимошенко и Ющенко (именно в этом порядке).

Выдрин: Кроме ЮВТ, Ющенко и Януковича, может возникнуть относительно новая фигура. Готовятся, по крайней мере, три «свежих» претендента. Например, Литвин, Бойко, Семиноженко.

Обсудить статью

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).