будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Мир
Бучач Максим

Украина: чтобы не было войны

На сегодня намечены переговоры между кандидатами в президенты Украины в присутствии действующего президента Леонида Кучмы. Ситуация переговоров патовая: у одного из кандидатов, Виктора Януковича, в активе есть предварительные результаты Центризбиркома, согласно которым он уже выиграл выборы с разрывом порядка 3% (больше 800 тыс. голосов), у другого кандидата, Виктора Ющенко, в активе есть многие тысячи мобилизованных сторонников на улицах Киева, готовых на самые решительные действия.

В этой ситуации есть страшный сценарий, о котором мы неоднократно предупреждали: стороны понадеются на возможность своей полной и абсолютной победы, которая бы позволила политически и морально уничтожить оппонентов. Это — путь к расколу страны по линиям предпочтений регионов и, не дай Бог, к гражданскому конфликту.

Поэтому любые переговоры, даже те, которые пусть даже временно позволят уменьшить напряжения, — благо. Теперь рассмотрим политическую ситуацию сторон.

Насколько мы понимаем моральную атмосферу в штабе Виктора Ющенко, кандидат может быть искренне уверен в своей решительной победе на уровне 60% голосов. Фактически такую уверенность трудно объяснить, в боевой ситуации, к сожалению, редко включается рассудок. По результатам первого тура, политически признанного оппозицией, стало очевидно примерное равенство электоральной поддержки оппонентов. И задача сохранения мира в стране требует избавления от иллюзий.

Не факт к тому же, что некоторые сторонники Януковича во власти не сыграли в первом туре против него, чтобы, с одной стороны, как бы не провоцировать массовые выступления, а с другой — подготовить площадку переговоров и торговли с будущим президентом. И это признак моральной атмосферы в коалиции «олигархов», как бы поддерживающих Януковича, то есть склонность к теневым мелкоэгоистичным играм, что является еще одним фактором нестабильности.

Во главе уличного протеста стоит Юлия Тимошенко, которая практически не может быть признана переговороспособным персонажем, и с самого начала своего усиления в иерархии ющенковцев гнула революционную линию. Ее истерика оборачивается постоянными опасными провокациями. Например, чего стоит только рассказ митингующим о том, что в здании Администрации Президента имеется российский спецназ, готовый стрелять на поражение. Мол, украинский спецназ будет добрым и не пойдет «против народа», а русские всех постреляют.

Угроза того, что милиция в Киеве будет спровоцирована на жестокие действия, пока, к счастью, невелика. Опыт последнего месяца показывает, что она не ориентирована вообще на какие-либо действия против улицы, сопротивление оппозиции наблюдается пока только в задаче охраны ряда государственных объектов. Маловероятно, что кто-то во власти сможет отдать приказ на жестокие действия против демонстрантов, среди которых полно не только студентов, но и подростков, почти детей. А если кто-то сделает что-то подобное — будет последней гадиной и политическим трупом. Но, увы, нельзя исключать накала взаимных провокаций, которые могут сделать ситуацию неуправляемой никем — и одно небольшое столкновение сможет вызвать бурю. Что, наверное, хорошо для революции и гражданской войны, но плохо для народа Украины.

С точки зрения буквы закона, путей захвата власти у Виктора Ющенко не так много. В принципе, давление на Центризбирком могло бы привести к тому, что он мог бы обратить повышенное внимание на какое-то количество нарушений в некоторых округах. Но это вряд ли даст возможность добиться цели, если только не верить в то, что выигрыш оппозиции действительно был, причем большой. Можно попытаться двигаться через суды, но это дело долгое, с негарантированным результатом, которое может обернуться потерей ресурса улицы, демобилизацией сторонников. Была попытка опереться на действующий парламент на платформе непризнания результатов выборов, но, по нашим данным, в нынешней политической ситуации это малореально. Для реализации такого варианта необходимо было бы перетащить на свою сторону либо коммунистов, либо часть депутатов большинства, что сложно, и к тому же, судя по всему, оппоненты Ющенко предприняли упреждающие переговорные действия в этом направлении. Но даже в случае успешной опоры на парламент можно было бы пойти только по пути неутверждения результатов выборов и назначения новых, опять же — с непредсказуемым результатом.

Сейчас, с точки зрения тактики, оппозиция идет по собственно революционному пути, без опоры на какие-либо конституционные механизмы. Поддержка ряда мэрий и местных советов, включая Киеввский, не в счет — их полномочия не дают юридических оснований для перехвата центральной власти. Руководство Киева, главный админресурс Ющенко, начало фантазировать на тему всеукраинского съезда региональных депутатов, что является прозрачным аналогом идеи 1917 года — отдать «всю власть Советам». Правда, эта идея, даже если ее начать реализовывать, приведет к тому, что представлена будет в лучшем случае половина регионов. Но ход понятен — каждая настоящая революция формирует свои, революционные органы власти.

Тогда, однако, абсурдна претензия на старые органы власти, например, глупо выглядит представление с принятием Ющенко президентской присяги. Никем не может быть признана претензия на власть, взятую незаконным путем, самопровозглашение. Был, правда, прецедент Югославии, когда Милошевич сдался не по процедуре, а по велению улицы. Но новый президент Югославии Коштуница, провозглашенный на очень слабых юридических основаниях, так и не стал легитимным и политически сильным носителем власти. Более того, в итоге он потерял страну, в которой собирался править. Политической властью стали обладать отдельно руководители Сербии и Черногории под зонтиком НАТО. Саакашвили же в Грузии был избран президентом все-таки уже после революции, а в переходный период, после сложения полномочий Шеварнадзе, власть официально принадлежала руководителю законно избранного, хотя и продлившего срок своего действия, парламента.

Поэтому и фантастическая идея демонстрантов о том, что Леонид Кучма должен отдать власть Ющенко, юридически и политически непродуктивна. Даже если действующий президент сложит полномочия, то до легального утверждения результатов выборов никто его пост занять не сможет. А позиция законно сформированных Центризбиркома и парламента не в пользу Виктора Ющенко. Так что жить «по законам, а не по понятиям» у него пока не получается.

Слабые легальные основания для захвата власти Ющенко и лояльность ему только части регионов дает нам право надеяться, что поддержка большого количества населения будет использована им как ресурс для переговоров, а не для революции.

Скорее всего, на улице Янукович сопоставимой силы создать не сможет — перевезти Донецк в Киев затруднительно, да и к тому же его избиратели в среднем существенно старше и менее «пассионарны». Но предвыборные дебаты показали, что держать удар в публичной ситуации Янукович умеет, по крайней мере, не хуже Ющенко, что делает маловероятным вынужденно-добровольный отказ от претензий на власть действующего премьера. Да и оснований для такого поворота событий нет. От чего предлагается отказаться Януковичу? От голосов избирателей? Но они ведь — избирателей, а не чьи-то лично. Значит, либо война, либо компромисс.

Широкую почву для компромисса дает идея конституционной реформы, снимающая остроту вопроса о захвате сильной президентской власти. Опять же — какие-то кадровые предложения. И еще — разные формы углубленного рассмотрения результатов выборов в целом и по отдельным округам в судах и других легитимных инстанциях. Тем более, что количество нарушений в разных регионах во втором туре, возможно, и правда было больше, чем в первом. По крайней мере, 97% явка в Донецке выглядит очень подозрительно, если судить по опыту выборов в России и СНГ, однако легитимно такие вещи нельзя оспорить на основе лишь подозрений. В конце концов, понятно, что регион действительно стоит горой за своего бывшего губернатора.

Другие сценарии, как мы показали, приведут не только к межрегиональному расколу, но и к потере почти всех долго и кропотливо строившихся демократических и властных институтов (причем не самых плохих с точки зрения традиции выборов) и экономических успехов. Но самое ужасное — жертвами революции и контрреволюции могут стать простые люди.

Бучач Максим
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).