К концу уикэнда в российских СМИ появились увлекательные (для тех, кто понимает) заголовки: "Тимошенко и Янукович договорились поделить власть на Украине и изменить конституцию". Уточняется, что "если новая Конституция будет принята, то президента Украины будет выбирать не народ, а Верховная Рада". Что там в действительности и на самом деле?
Да, еще в пятницу начальник Секретариата президента Вера Ульянченко заявила в эфире канала "Інтер" о том, что объединение БЮТ и Партии Регионов в коалицию может состояться уже во вторник. Вторник – это завтра. Так что понятно, когда именно будет понятно, что имеется в виду. Это так, с точки зрения оценки хода процесса.
После Ульянченко "Украинская правда" сообщила, что в субботу Ю.Тимошенко и В.Янукович уже согласовали (предварительно) проект "Большого договора", который и предполагает создание широкой коалиции, а еще - текст новой Конституции. Следует ли из этого, что процесс выбора президента с неизбежностью переедет в Раду? "Источник" УП уверял, что положительно решен и этот вопрос, но он заявил также, что у ПР и БЮТ все согласовано аж до 2024 года, во что поверить нельзя. Сообщение УП появилось в воскресенье, в середине дня. С той поры новых уточнений не было.
Воссоздаем картину на основании имеющихся данных. Во-первых, в этом сценарии две части: создание "Большой коалиции" и изменение Конституции. Их можно рассматривать вместе, но процесс все равно будет происходить поэтапно. Пока считаем, что создание большой коалиции – вопрос тактический, изменения Конституции – стратегический. Могут ли они быть решены в один день? Как бы вряд ли, поскольку решение тактического вопроса уже повлечет за собой совершенно практические последствия.
Что вообще имеется в виду, если говорить о программных заявлениях, культивирующих серьезность темы? Что вообще известно об этой коалиции?
Известно, что переговоры БЮТ и ПР проходят: то шатко, то валко, то – сопровождаясь опровержениями сторон о факте наличия переговоров. Сейчас стороны признают, что переговоры идут. Повестка: ситуация в стране, имея в виду внесение изменений в законодательную базу, направленных на стимулирование развития реального сектора экономики. Борьба с кризисом и так далее. Это, собственно, те пункты, по которым нужна новая коалиция (нынешняя фактически недееспособна из-за внутренних распрей и, как следствие, отсутствия реального большинства при голосованиях). Да, эксперты и политологи идею "Большой коалиции" более-менее поддерживают.
Дальше, вроде бы, должен последовать второй этап, а именно – стратегический, изменение Конституции. Политические кризисы всем надоели. Смысл совместного (БЮТ и ПР) проекта изменений Конституции будет в том, чтобы разграничить полномочия всех ветвей власти: президента, Кабинета министров, Верховной Рады. Обсуждается проект реформы местного самоуправления, предполагающий децентрализацию функций государственного управления и передачу значительных полномочий на нижестоящий уровень. Требуется и судебная реформа. Это такая официальная риторика сторон.
Но прямо к этому действию не перейдешь. Ровно потому, что изменение коалиции влечет за собой изменение исполнительной власти. Должен быть создан новый формат правительства, в который бы вошли министры как с одной, так и с другой стороны. Кроме того, для реальности коалиции требуется платформа единого видения выхода из кризиса, а это требует многих согласований, вполне затрагивающих частные интересы участников процесса. Все это довольно трудоемкий процесс при любой доброй воле сторон. Уже тут можно запросто переругаться. Вообще, трудно представить надежность договоренностей Януковича и Тимошенко, которая выдержит весь этот кадровый процесс, а потом еще и Конституционный. Это не к тому, что невозможно – мало ли. Но – непросто.
Например, есть уже и фактор времени. Если все это мыслится как пакет с идеей решить задачу к выборам президента (а они в январе), то немедленно вносится законопроект об изменениях в Конституцию. Причем, на нынешней сессии (а остался месяц) за него надо проголосовать дважды – чтобы на следующей сессии принять его как закон. Первое голосование проводится для того, чтобы в техническом порядке одобрить законопроект и направить в Конституционный суд. После получения решения КС, законопроект возвращается, и парламент рассматривает его по сути. Если Рада согласна с решением КС, она принимает решение. Затем законопроект откладывается до следующей сессии (чтобы депутаты типа имели возможность еще раз все взвесить до следующей сессии). Но тут вопрос Конституционного суда – им придется действовать чрезвычайно оперативно, а ведь речь ведь пойдет о достаточно сложном материале. Причем, срок рассмотрения там – месяц.
Какое место во всем этом занимает идея избрания президента в парламенте? С точки зрения политической не очень понятно, зачем это В.Януковичу, учитывая его изрядное рейтинговое преимущество над остальными. Кроме того, учитывая общий объем необходимых договоренностей, вопрос о выборе президента не выглядит ключевым. Но есть нюанс: возможно ли разделить полномочия властей, не затрагивая этот момент? И, вообще, возможна ли сама коалиция ПР и БЮТ без этого пункта? Это политический момент, а то.
Тут, разумеется, поле для гипотез субъективного свойства. "Для того, чтобы получить ответ на вопрос: "Состоится ли альянс между ПР и БЮТ?, нужно понять - кого лидеры этих двух политических сил боятся больше - друг друга или Яценюка", - написала в передовице в "Зеркале недели" Ю.Мостовая. Можно ли считать что в основе идеи объединения действительно боязнь Яценюка? И что именно тут направлено против Арсения Яценюка, как бы перспективного политика, экс-спикера Рада, чей президентский рейтинг почти догнал рейтинг Тимошенко, а рейтинг его не вполне существующей политической силы почти сравнялся с рейтингом БЮТ?
Статья Мостовой любопытна тем, что она хочет быть ближе к правде жизни. Из множества причин, которые могут создать "альянс" Партии Регионов и БЮТ, выбрана самая спекулятивная. Автор рассматривает весь процесс не с точки зрения гармонизации отношений ветвей власти. Ее не интересует даже необходимость объединения усилий политических сил в кризисный период. Берется самое простое.
В основе ее рассуждения лежат некие рейтинги, согласно которым в первом туре президентских выборов Тимошенко может проиграть Яценюку, который во втором туре точно выиграет у В.Януковича, причем – с разницей в "четыре процента". Мало того, "близки к истине те, кто утверждает: любой, кто попадает с лидером ПР во второй тур - его победит". Ссылка при этом дается на последние данные социологов… "полученные кадрированным штабом Януковича". Тут, правда, вопрос: если все обстоит именно так, то зачем Тимошенко надо идти в коалицию с Партией Регионов и договариваться с В.Януковичем? Что же, она не верит в то, что обыграет в первом туре Яценюка? Никогда. Увы, анализ "Зеркала недели" выглядит что-то уж слишком ангажированным. Разумеется, по версии Мостовой главный анти-яценюковский заговор состоит именно в идее перенести выборы президента в Раду. Там Яценюку сейчас не победить.
После этой публикации всему украинскому народу должно стать понятно, что Яценюк – новый светоч, покруче даже В.А.Ющенко в годы расцвета, а ранее более-менее аналитическое "Зеркало недели" сделалось его (Яценюка) пиар-агентом. Одно опасение, как бы с Яценюком не случилось головокружение от успехов в особо тяжелой форме. Ведь если поверить ЗН, то и союз БЮТ и ПР, и изменение Конституции делаются только из-за него. Этот момент подрывает уверенность в том, что все обстоит именно так.
Вообще, фактурные основания под идеей выбора президента в Раде есть. Например, очень хочет участвовать в процессе преобразовании государства нынешний спикер В.Литвин. В частности, в интервью "Интерфаксу-Украина" им было сообщено:
"- Лидеры двух наибольших фракций, работая в одиночку, не смогли реализовать те шансы, которые имели. Назрела необходимость свести их вместе, дать в руки государственный плуг, и пусть его тянут. Если будет все хорошо, а все этого хотят, то люди будут аплодировать всем.
- В условиях, когда есть реальные политические фигуры, которые не хотят уступать друг другу, необходимо сделать так, чтобы несколько должностей в государстве были одинаково привлекательны". Увы, Литвин не пояснил, как сделать несколько должностей в государстве равно привлекательными, да так, чтобы между ними тут же не возникла грызня.
Мораль: ничего конкретного сказать нельзя. В общем, это как раз говорит о реальности событий, потому что четкие сценарии в Украине не реализуются никогда. Значит, во всем этом точно присутствует какая-то жизнь. Непонятно, что именно является центром мероприятия. Или коалиция впоследствии к общему удовольствию решит избирать президента в Раде, поскольку это немедленно гармонизирует отношения между ветвями власти (но главное – между основными участниками коалиции – ПР и БЮТ). Или же именно вопрос выбора президента в Раде является ключевым для создания коалиции.
Во всем этом есть одна закавыка. Перенос выборов президента в Раду фактически означает, что Украина становится парламентской республикой. Не в том дело, что этот шаг вызовет бурную остаточную активность президента Ющенко, который тут же примется объявлять референдум на эту тему. Дело в другом: сам факт того, что изменяется форма государственности сторонами вообще не обсуждается. Это не к тому, что они тихонько хотят произвести революцию. Кажется, этот момент сейчас для них просто неважен. Что, признаться, ослабляет общий пафос мероприятия.