На Украине произошло событие исторического масштаба. Впервые за историю Европы после рождения Третьей республики во Франции, европейская страна меняет государственное устройство. Причем перераспределение власти от президента к парламенту почти беспрецедентно.
Сюжет с политической или конституционной реформой на Украине имеет долгую историю. Неожиданно возникнув после выборов октября-ноября 1999 года, когда впервые в политический оборот вошло выражение «парламентское большинство», он становится чрезвычайно важным не столько для отдельных персонажей, сколько для власти на Украине вообще.
Еще в ходе своей второй избирательной кампании Леонид Кучма инициировал проведение референдума о внесении изменений в конституцию. Основным их смыслом была реформа парламентской власти, принуждающая Верховную Раду формировать правящее большинство или коалицию и о введении второй (региональной) палаты парламента.. Кроме того там были популистские пункты об ослаблении депутатского иммунитета и увеличении случаев, когда президент может распускать парламент. Абсолютным большинством граждан, принявших участие в голосовании, необходимость изменений в конституции Украины была одобрена весной 2000 года.
Однако осенью 2000 года, после того как разразился «кассетный скандал» и оппозиция вывела на улицы многотысячные митинги, власть «забывает» о конституционной реформе, сосредоточив усилия на сохранении самой власти.
Осенью-весной 2000-2001 годов Ющенко занимает на посту премьера позицию непричастности к развернувшемуся в стране кризису, даже выступает с совместными с Кучмой заявлениями. Однако уже тогда именно он - на знамени украинской оппозиции. Если бы удалось тогда свергнуть Кучму, то премьер стал бы и.о. президента и уже с этой позиции формировал бы условия президентской избирательной кампании. Свергнуть президента не удается. Происходит отставка Ющенко с поста премьера и немедленное его позиционирование в лагере оппозиции. Ющенко становится активным участником движения “Украина – без Кучмы”.
Начинается борьба за парламент 2002 года, в результате которой парламентское большинство оказывается «пропрезидентским». Весной 2002 года парламент Украины начал работу в новом составе, его большинство в последствии принимало участие в формировании правительства Януковича (ноябрь 2002).
В августе 2002 года президент Кучма вновь заявляет о необходимости конституционной реформы власти и создании парламентско-президентской республики. Борьба за конституционную реформу становится одним из основных элементов в содержании украинской политики в 2003 году.
О необходимости внесения изменений в конституцию Украины 5 марта 2003 года заявил президент Украины в телеобращении к нации. Он предложил украинцам высказать свое мнение о создании двухпалатного парламента и передаче ему части полномочий президента, продление срока депутатских мандатов до 5 лет и проведение выборов в советы всех уровней в один год.
В ответ депутаты подготовили три законопроекта, положения которых Конституционный суд Украины признал соответствующими требованиям Основного закона.
Законопроект, предложенный фракцией Коммунистической партии Украины, предусматривал проведение прямых выборов президента осенью 2004 года на два года. Избранный по партийным спискам в 2006 году на пять лет парламент должен был избирать нового президента. Президент считается избранным, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов.
Согласно проекту, новоизбранный парламент в течение месяца должен сформировать коалицию из большинства депутатов. В течение полумесяца президент предлагает депутатам кандидатуры главы правительства, министров обороны и иностранных дел, главу Службы безопасности Украины. Премьер предлагает других членов правительства, глав Антимонопольного комитета, фонда госимущества, Госкомитета по вопросам телевидения и радиовещания.
При этом парламентская коалиция является ответственной за деятельность правительства. Парламент можно распустить, если через месяц не сформирована коалиция из большинства депутатов; если за 3 месяца парламент не избрал президента; если через 6 дней после отставки правительства парламент не сформировал новый кабинет министров и если 30 дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться. Решение о роспуске парламента принимает президент Украины.
Альтернативный законопроект о политической реформе от большинства депутатов отличался от предыдущего проекта лишь порядком и сроками проведения ближайших выборов парламента и президента (выборы президента состоялись бы в парламенте уже в 2004 году тайным голосованием, следующий президент будет избран в 2007 году новым составом парламента).
Значительно от предыдущих отличался проект Социалистической партии и оппозиционного блока. Он предусматривал передачу парламенту части полномочий президента и не рассматривал изменение порядка и сроков проведения выборов президента и депутатов.
Оппозиция передала депутатам требования по доработке законопроектов по внесению изменений в Конституцию. Они состоят из 10 пунктов, главный из которых – проведение всеукраинского референдума с вопросом о процедуре выборов президента. Оппозиция (фракция "Наша Украина", Соцпартия и блок Юлии Тимошенко) блокировали работу сессии, протестуя против изменения Конституции. Они вывели из строя электронную систему голосования, забивать в щели аппаратов пятикопеечные монеты и остались ночевать в парламенте, дудеть в дудки и включать сирены.
Подобное поведение оппозиции было связано с тем, что, несмотря на то, что поправки в конституцию учитывают многие предложения, с которыми еще недавно эта оппозиция и выступала – пропорциональная система выборов, переход от президентской республики к парламентской - Ющенко воспринял эту реформу как направленную лично против него. То обстоятельство, что Ющенко в случае принятия поправок будет избран лишь на полтора года (а оснований сомневаться в его победе на президентских выборах не было), а Раду по-прежнему будет контролировать прокучмовское большинство, сделало оппозицию (в первую очередь «Нашу Украину» и Блок Юлии Тимошенко) непримиримыми противниками политреформы.
Незадолго до первого тура выборов в октябре 2004 года кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко еще раз заявил о том, что политреформа, по законопроекту о которой вынесено положительное заключение Конституционного суда, реализована не будет. Свою позицию он объяснил тем, что подобная реформа ставит целью законсервировать власть при власти. Впрочем, он пообещал, что демократическая реформа будет, и это будет одна из его первых инициатив в качестве президента.
Однако перед вторым туром политреформа опять стала предметом торга, в «согласованном», компромиссном варианте, в частности без пункта о верхней палате парламента. В обмен на обещание ее проведения о своей поддержке кандидата от оппозиции заявил лидер социалистов Александр Мороз. Он же и обвинил Ющенко в невыполнении обязательств, когда оппозиция отказалась принимать пакет законопроектов, включающих и поправки в конституцию, до того момента как президент Кучма примет отставку правительства, инициированную Радой 1 декабря 2004 года.
Однако политический кризис, разразившийся после второго тура президентских выборов, показал, что скорейшее проведение политреформы – чуть ли не единственный способ разрешить противоречия, поскольку позволяет снизить остроту спора о будущем президенте. Частично накал политической конкуренции переносится на будущие выборы в парламент, который с осени 2005 года будет иметь полномочия формировать правительство, наделенное большими полномочиями.
Экономический смысл введения «Второй украинской республики», состоявшейся 8 декабря 2004 года на Украине - реформирование системы политической ответственности. Причина же реформы состоит в устаревании действующей системы власти. Сильная президентская власть обеспечивала стабильность в условиях первоначального накопления капитала. Она должна была обеспечить интересы постсоветской бюрократии и, главное, дать возможность нарождающейся буржуазии играть по известным правилам. Результатом стало формирование относительно стабильного слоя крупных легальных собственников.
Теперь же крупным собственникам есть что терять. Есть что терять и наемным работникам. На повестку дня встал вопрос о гарантиях прав собственности. И, что немаловажно, уменьшить вероятность радикального изменения внешнеполитического курса по волюнтаристскому решению первого лица, вопреки воле по крайней мере половины населения страны, какой бы президент ни был избран.