Полит.ру уже написал о последних событиях с Блоком Тимошенко, в результате которых БЮТ бодро приступил к своей избирательной кампании. Остальные пока не спешат. За одним исключением - вторым по активности политиком сделался глава КПУ Симоненко. Впрочем, и его действия связаны с действиями как Тимошенко, так и Ющенко. В общем, работает вторым номером, но это не беда. С точки зрения обозревательской не так сам Симоненко интересен, сколько то, что оппонирование "оранжевым" делает более понятной рамку, внутри которой развиваются украинские политические мысли.
Несколько дополнений к нынешней буре протеста по поводу отказа в регистрации списка БЮТ (точнее – в переносе его рассмотрения). Идея использовать любой повод себе для раскрутки, она вроде бы позитивная. Но тут возникает вопрос меры. В чем беда: проблема со списком блока и ЦИК устраняется за пару часов. Вместо этого затевается аж лагерь на майдане. В этом наблюдается преувеличенность реакции, которая а) свидетельствует о прогрессирующей эмоциональности лидера БЮТ по любому поводу и б) демонстрирует, что других слов, кроме как "справедливость" и "несправедливость" у нее нет ("справедливость" – это "выборы будут", см. растяжки и биллборды, "несправедливость" – вот, блок отвергли в ЦИК).
Да, это привычное для Тимошенко поле деятельности. Понятно, что ЦИК в данном случае фактически сыграл на ее стороне, делая именно то, что БЮТ и требовалось. Но ведь иначе-то ЦИК поступить и не мог: как пройти мимо такой возможности продемонстрировать серьезное отношение к делу? Только представить отсутствие адресов кандидатов в списке, представленном в российский ЦИК… В поисках ситуаций, стремных для второй стороны, и состоит основа метода Тимошенко. Но такого рода действия все чаще оказываются на территории чистой пропаганды и агитации, а это и надоесть может, потому что перебор.
Скажем, недавно была похожая история с депутатом Киевсовета Шкиряком, побитым на улице. Пресс-служба Шкрияка заявила, что это была политическая расправа, а МВД сообщило, что пьяный Шкрияк сам сделал все, чтобы оказаться битым. Что же, Шкиряк утерся и, в отличие от Тимошенко, не сообразил обратиться за поддержкой к правительствам стран Евросоюза. Соблюл меру, хотя, возможно, теперь и расстраивается, что не сообразил.
Но пока такая художественная самодеятельность еще имеет спрос, в этом жанре БЮТ и работает. На той неделе Тимошенко предложила одновременно с выборами провести и референдум по Конституции (вопросы были составлены лично). На этой неделе об этом факте уже не помнят – все ее инициативы не предполагают хотя бы минимальной отработки, отчего тут же стушевываются. Еще раньше она презентовала что-то на тему "12 Прорывов для Украины" – типа комплекс мер, чтобы в стране все стали уже счастливы. На прошлой неделе выяснилось, что все эти 12 прорывов были скоммунизжены из книжки Кинаха, вышедшей еще в 2005 году, но и это, разумеется, никого не взволновало. Кстати, книжку Кинаха с тех пор никто, значит, так и не прочел, так что он мог бы сказать Тимошенко спасибо за раскрутку его идей, а не обвинять в прямом заимствовании.
Так вот, Тимошенко и референдум по Конституции. На референдуме в принципе надо отвечать на конкретные вопросы, а у нее они были поставлены чрезвычайно диалектично. Например, пункт "о предоставлении конституционного статуса парламентской оппозиции". Что ли в бюллетене должны быть прописаны все варианты этого статуса? Или просто "да" или "нет"? В этот-то момент на публичной арене появляется Симоненко, заявляющий, что готов поддержать идею относительно проведения всеукраинского референдума, если туда вставят и предложения КПУ. Относительно отмены института президента, обеспечения внеблокового статуса Украины и реализации решения о присоединении к Единому экономическому пространству. Вообще, кто-то, кроме Симоненко, еще помнит о том, что это такое, ЕЭП?
Но это была правильная реакция со стороны КПУ. Раз уж есть событие общественной жизни, тем более – политического характера, то политики должны реагировать. Во-первых, это их работа, а во-вторых – кто знает, а вдруг эта инициатива станет развиваться? Тогда те, кто упустил время, окажутся в хвосте. Но какие бывают варианты реакции на чужие предложения? Можно выступить с их критикой, однако общественность предпочитает любое продвижение вперед, и она психологически будет на стороне тех, кто это новое предлагает. В самом деле, понять можно – а вдруг да выгорит?
Второй вариант реакции на чужую инициативу состоит в том, чтобы ее подхватить, что и сделал Симоненко. В самом деле, тема референдума важна, и почему бы к ней не присоединиться со своими идеями? В результате после данного заявления КПУ, БЮТ фактически монополию на референдум потерял и теперь процесс может развиваться только всерьез, с участием всех заинтересованных сторон, а это - все. Разумеется, такой поворот дела устраняет возможность проведения референдума в конце сентября, как хотела Тимошенко. Да, она понимала, что референдум на откуп одному политику и одной политической силе никто и никогда не отдаст. Эта тема еще будет присутствовать в переговорах и после парламентских выборов, и накануне президентских. Но отчего ж не заявить о своей заинтересованности заранее? Советская привычка, что уж поделаешь. Типа как столик в "Му-му забить, когда еще в очереди стоишь. Ну, или в "Домашней кухне" на Хмельницкого.
Еще Симоненко заявил о том, что Ющенко не признает результатов досрочных парламентских выборов, если блок НУНС ("Наша Украина" – "Народная Самооборона") не будет формировать будущий состав правительства. Он даже добавил, что ситуация может привести к избранию двух парламентов и назначению нескольких премьер-министров. В принципе, и тут идея имеет основания. Тема непризнания выборов в случае, если НУНС и БЮТ не составят большинство, уже возникала. Да, пока ее озвучивала только Тимошенко, так ведь и за президентом числится роспуск Рады без должных к тому оснований...
Но тут возникают проблемы технического характера: сложно представить, что именно НУНС может стать причиной такого действия Ющенко. Ситуация, при которой блок, чей рейтинг явно ниже 20 процентов, вдруг заявит о том, что он выиграл – нереальна. Да и заявлять всей мировой общественности о том, что выборы недействительны, потому что политическая сила президента не победила - это уже чересчур. Хотя мало ли...
Причем отдельные высказывания Ющенко вполне свидетельствуют о том, что он действительно хочет пораскачивать ситуацию. В первую очередь, его заявления на съезде НУНС, с разносом правительства. Употребленная риторика явно предполагала желание пойти на обострение ситуации, однако по-любому непризнание выборов с нуля раскручено быть не может. Тогда уже сегодня "оранжевым" надо проводить соответствующую подготовительную работу, как в начале предвыборной кампании 2004 года. Так что, по-хорошему, Симоненко надо следить именно за возникновением подобных признаков, а не строить фантазии на тему, что будет после того, как всех снова обманут.
Что касается двух Рад и двух правительств, то как (чисто технически) создать вторую Раду на основании несогласия с итогами? Тогда надо будет нарисовать еще и альтернативные результаты, а откуда именно они могут взяться? И это уже более жизненная угроза для нынешней "коалиции большинства", и опасаться в первую очередь следует именно ее.
Но и тут первым опасаться стал Симоненко. В понедельник он уже заявил, что ситуация с регистрацией списка БЮТ – это начало процесса по срыву выборов. Мораль понятна: "оранжевые" прикинули и поняли – плохо будет по итогам выборов. Далее: вот сейчас "представители Регионов" в ЦИК прокатили список БЮТ, а "оранжевые" из того же ЦИК присмотрелись и поняли, что это – хорошо! И ну подыгрывать. В принципе это реально, но вопрос о том, где Симоненко берет такую траву, возникает, поскольку все а) чересчур конспирологично и б) предполагает невозможную согласованность действий БЮТ и НУНС. Например, НУНС стал впервые обходить БЮТ в рейтингах. Украинские рейтинги это, конечно, специальная история, но общее представление о трендах дают. Или даже просто задают их своими цифрами в общественном сознании. И чтобы НУНС такую ситуацию сдал?
Понятно, что Симоненко тут оказывается заложником чужой демагогии, к тому же - цепляется к вполне виртуальным темам. Но что является не виртуальным там и сейчас? Судя по всему, в политическом сословии действительно зреет идея пересмотра Конституции, именно по части упорядочивания полномочий ветвей власти. Причем – в сторону их увеличения у президента. Разумеется, имея в виду не Ющенко, а президента как такового – 2009 год уже близко. Соответственно, в рамах данной идеи будут развиваться многочисленные варианты: какая конфигурация Рады все это может изменить и как. Так что разговор о коалиции большинства имеет в виду прежде всего коалицию конституционного размера. А правительство – да что правительство, когда экономика и в обстоятельствах политического кризиса вполне себе функционировала, причем – вовсе не благодаря блистательному руководству из Кабмина.
Что до конституционных коалиций, то не так давно Луценко, категорически отвергший идею "широкой коалиции" НУНСа и Регионов, отдельно упомянул, что сотрудничество между блоками возможно – именно в варианте конституционного голосования. Другая сторона – а именно Регионы – тоже, скорее всего, думают в эту сторону. Потому, хотя бы, что Рада это, в общем, сильная морока, да и вот какая ерунда с ней вышла в этот раз. Рада без Президента – деньги на ветер.
Соответственно, дело клонится к тому, что нынешние выборы важны именно с этой точки зрения. Занимаясь вполне естественными для украинской политологии домыслами, можно сказать, что вполне возможно не озвучиваемое публично желание сторон от этих выборов Тимошенко отдавить. А дальше как прежде: Ющенко против Януковича. Ну или по крайне мере между "Нашей Украиной" (или Секретариатом президента – разница невелика) и Донецком. Откуда и понятные условия процесса: при нормальной, то есть – спокойной, то есть - непрерывной работы Рады в течении двух лет до президентских выборов ее шансы будут слабеть. А если снова начнется буча, то, соответственно, ее шансы вырастут. Причем, еще нюанс – после утверждения результатов выборов следующие – то есть, следующие внеочередные - выборы могут быть назначены только через год. А ведь есть еще и Киев.
Весьма возможно, что Тимошенко удовлетворилась бы взятием под контроль столицы, но и тут есть конкуренты от той же "Нашей Украины". Разумеется, без представителя "Партии регионов" в качестве соискателя. Вообще, это, наверное, самое слабое место ПР. А что поделаешь, если позиционируешь себя именно как "регионы"? Тогда надо помнить, что в столице всегда будешь "понаехавшим": уже этот факт окрашивает их присутствие в органах власти понятными эмоциями и отношением. С этим им явно что-то придется делать. Сейчас – не успеть, да и к президентским вряд ли. Как Янукович может стать своим для киевлян? Но это существенно - основные журналисты, эксперты и политологи живут в столице.
Промежуточный итог. Прошла четверть времени, отведенного на предвыборную кампанию. Оживления – за вычетом действий упомянутых Т. и С. – не видно. "Мы не вмешиваемся туда", - как сказал депутат 5-ой Рады от ПР Чечетов, имея в виду ситуацию в ЦИК. Есть, впрочем, косвенно упомянутые выше заявления Юшенко, а также мессиджи, которые в своем локальном блоге регулярно производит г-н Луценко (знание украинского требуется). По сумме всего упомянутого и выходит примерно так, как тут рассказано.