будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Мир
Левкин Андрей

Украина уже почти после

Согласно данным украинского ЦИК на 12.30 МСК, после подсчета 95.04% голосов у В.Януковича 48.23%, у Ю.Тимошенко — 46.14%. Что будет дальше и почему?

Поскольку главное, что обсуждается в понедельник с утра, связано с тем, будет ли ли заварушка по примеру прошлого раза, то начинать надо с технологической стороны. Не будет. По данным всех шести экзит-полов, проведенных в день выборов, преимущество В.Януковича составляло 3-5%. В принципе, такой разрыв мог бы стать для Тимошенко поводом, чтобы начинать бунтовать. Что делала ее команда?

Никакой активности. Или очень мало. Почему? Можно обратить внимание на то, что весь день выборов сторона Тимошенко направляла в СМИ сообщения о нарушениях. Однако, они не смогли выставить что-либо более-менее системное или массовое. Надо понимать так, что не нашли. Значит, нет того единственного основания, на котором может быть раскручена тема фальсификаций. А выдвигать претензии по совокупности — уже слишком эмоционально. Так что максимум, на что замахнулся вечером воскресенья Турчинов, так это пообещать оспорить итоги по отдельным участкам. Он же и сказал, что народ выводит не будут, пока не появятся окончательные результаты. Но это, конечно, отговорка: если бы Тимошенко надеялась зацепиться за итог, то Майдан был уже был развернут на привычном месте, невзирая на запреты. Но их там нет.

Почему так? Экзит-полы проводили разные компании, с разными политическим симпатиями. Но все они дали примерно одинаковые результаты, Тимошенко проиграла у всех. В таких обстоятельствах выходить на митинги — это противопоставить себя всем. И вообще, протестовать там имеет смысл, когда итоги противоречат данным экзит-полов. Это как в прошлый раз: Майдан начался ровно потому, что данные по экзитам были в пользу Ющенко,а результат — в пользу Януковича (вот тут можно посмотреть, какая война экзит-полов тогда происходила, - это сводка новостей 21 ноября 2004 года "Украинской правды"). Так что теперь у тимошенковцев нет морального права - в прошлый раз на войну шли те, кто по экзитам выиграл. И сами "оранжевые" эти правила установили.

Ну да, сами установили, сами и отменить могли. Но, если бы результаты стали расходиться с данными экзитов, то это была бы проблема Тимошенко. Все же понимают, у кого в данном случае админресурс. Так что в данном случае выходить на Майдан — ежели бы Тимошенко выиграла — следовало именно сторонникам Януковича.

До кучи было заявление от Миссии наблюдателей CIS EMO. Они не зафиксировали большого количества нарушений, которые могли бы повлиять на результаты. Там даже считают, что нарушений значительно меньше, чем в первом туре. А первый тур был сочтен европейскими наблюдателями как почти безупречный. В общем, и к Европе апеллировать сложно.

А еще были данные соцопросов по поводу ожиданий победы одного из кандидатов, 60% - 30% в пользу В.Януковича. При таком распределении общественных ожиданий Майдан вряд ли мог быть искренне поддержан. Тимошенко могла бы не учитывать и это, но, судя по всему, все еще проще: у нее просто нет ресурса.

Есть и субъективный момент. Судя по ее поведению в последние дни перед выборами, Тимошенко уже не рассчитывала на победу. Она даже засобиралась к Ющенко, поговорить о том, как в последний момент "сделать невозможное – остановить Януковича".

И еще один, вроде бы субъективный момент, но с совершенно объективными последствиями: судя по высказываниям политиков, экспертов и журналистов вечером воскресенья, общее мнение уже признало: победил В.Янукович. Идти наперекор такому мнению – совершенно бессмысленная задача. То есть, общее мнение тоже ориентировалось на экзиты: согласно прецеденту пятилетней давности. Этакий побочный эффект: подсчет уже не так важен, как эти данные. Странно, но факт. Тому же штабу Януковича их хватило, чтобы начать делать победные заявления. А ведь, казалось, бы, если вспомить, как обломались в прошлый раз... .

Теперь чуть-чуть по сути. Некоторые вполне компетентные, пусть даже и чрезвычайно эмоциональные люди (например, Татьяна Монтян) уже назвали все это "пирровой победой". То есть, плохо ведь будет победителю. Невесело.

В общем, да. Не тот случай, когда некто выиграл в финале, получил большой красивый кубок и теперь может радоваться следующие пять лет или, скажем, два года. Для него и его команды тут все только начинается. Причем – в крайне тяжелых условиях. Результаты похожи на результаты выборов пятилетней давности. Что, прежде всего, означает, что страна по-прежнему жестко разделена на две части (см. карту голосования по регионам), согласие между которыми возможно только там, где заканчивается политика. Что делать с этим? Пять лет власти "оранжевых" сделать тут ничего не смогли. Ну да, раз им это не удалось, то может удаться другой стороне. Но тут как: если не удастся, так ведь через пять лет будет уже другая конфигурация политиков и, скорее всего, раскраска изменится уже и по этой причине.

Есть и проблема реального экономического положения страны. Состояние экономики грустное, висят кредиты, от которых Украина зависит, увеличилась депрессивность населения, нашедшая себе выход в голосовании против всех – этот процент достаточно велик (около 5). Мало того, есть же и конкретные законодательные инициативы "Регионов" — например, о повышении пенсий и минимальных зарплат. Придется настаивать на выполнении. Или, скажем, как быть с признанием Абхазии и Южной Осетии?

Вопрос еще и в том, как пойдет дальнейшая политическая жизнь. Это пока не о том, что будет с Радой (новая коалиция или перевыборы). Самый простой вопрос: готова ли проигравшая сторона работать с победителем или продолжит воевать? Вообще, не очень-то и понятно — зачем Тимошенко нужная это бесконечная война?

По этой части надо дождаться окончательного результата, посмотреть на уровень поддержки по регионам, уточнить поддержку со стороны электората кандидатов, выбывших в первом туре, а уж затем строить конкретные стратегии. Например, голосовавшие в первом туре за Яценюка, во втором предпочти Тимошенко; у Тигипко разошлись пятьдесят на пятьдесят - с кем перспективнее работать Януковичу? Этим всю неделю и будут заниматься, а к ее концу должна уже появиться некоторая определенность на тему премьера и судьбы Рады. В общем, пиррова, не пиррова, но тяжело им будет. Впрочем, с другой-то стороны: а вот проиграл бы Янукович, как им тогда вообще жить?

Дальше будет дискотека. Собственно, она уже началась. Самые разные лица с чрезвычайно различным уровнем владения матчастью высказывают свои точки зрения на то, что будет дальше. В России обычно предрекают Майдан, на Украине же смотрят дальше и основательней.

Вот, политолог Фесенко заявил, что победитель выборов президента может столкнуться с проблемой неполной легитимности. Это он комментировал результаты экзит-поллов, обнаружив, что ни Янукович, ни Тимошенко не имеют поддержку выше 50%.

Откуда и вывод: "Очень похоже на то, что победитель выборов может иметь меньше 50% поддержки. А это означает - не совсем полноценная легитимность…Даже среди тех, кто проголосовал - это меньше половины избирателей. А если мы будем считать от общего числа населения страны - это около трети страны. С этой точки зрения - проблема полноценной легитимности будет стоять очень серьезно".

Это нелепо уже и технически: учитывая, что там считают и "Против всех", и недействительные бюллетени, то как – при относительном равенстве претендентов – вообще возможен переход 50% уровня? Вообще, что значит нелегитимность? То, что некто пришел к власти либо в обход демократических процедур, либо с использованием подтасовок при голосовании. Ну и все. Опять же, ни в одной из европейских стран никто давно уже не приходил к власти, имея на своей стороне абсолютное большинство избирателей. Да там и 50% явки редкий случай. Как там вообще тогда существует политическая система и не пора ли говорить о нелегитимности Евросоюза?

Но, разумеется, это политолог пытался сформулировать свои смутные предчувствия на тему неопределенности ситуации. Это да, однозначно.

  • Украина накануне, II
  • Украина. Накануне
  • Левкин Андрей
    читайте также
    Мир
    Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
    Октябрь 16, 2023
    Мир
    Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
    Октябрь 14, 2023
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).