будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Мир

Узкий коридор германской политики

18 сентября в ФРГ пройдут досрочные выборы в нижнюю палату парламента – Бундестаг. Если в момент, когда принималось решение о проведении выборов, перспективы казались относительно ясными – перевес нынешней оппозиции был существенным, то в самые последние дни перед выборами ситуация стала существенно более зыбкой – рейтинги сблизились, а вероятность того, что парламентское большинство сформируется автоматически, по итогам выборов, уменьшилась. Впрочем, многое ли для России, да и для Германии зависит от того, кто именно придет к власти в результате этих выборов? Мы побеседовали на эту тему с известным германистом, главным научным сотрудником Института Европы РАН, доктором политических наук, советником-посланником советского, а затем российского посольства в Берлине в 1987 – 1992 годах Игорем Макисимычевым. Интервью взял Борис Долгин.

Как вы оцениваете вероятность различных вариантов исхода выборов в немецкий Бундестаг и последствия этого для внешней и внутренней политики Германии?

О последствиях сейчас не имеет смысла говорить. Ситуация может преподнести немало сюрпризов. Никто ничего не может сказать до того, как будут подсчитаны голоса. На прошлых выборах в бундестаг 6 тысяч голосов решили исход голосования. Похоже, что дело идет к равновесию между “черно-желтым” и “красно-зеленым” блоками.

Какие выходы будут найдены из этого равновесия, если оно случится, - тоже большой вопрос. Поэтому совершенно бесполезно всерьез подсчитывать шансы, анализировать возможные шахматные шаги, проецировать решения. Давайте дождемся 18 сентября. После того как выявится реальное соотношение сил в парламенте, будет хотя бы в какой-то степени ясно, кто будет формировать правительство, кто станет (или останется) канцлером, кто сядет в кресло министра иностранных дел, министра экономики. Ведь именно от этого будет зависеть, какова будет политика нового кабинета. Так что лучше всего отложить прогнозы до периода после выборов.

Может ли в зависимости от результатов выборов что-то принципиально измениться для России?

Германская политика в отношении России вряд ли изменится по своей сути – наши отношения не зависят от того, какие политические партии или лидеры находятся у власти. Отношения базируются на экономических интересах стран. А в нашем случае эти интересы не приходят в столкновение. На протяжении почти всей истории мы являемся странами, которые дополняют друг друга. Не конкурируют, а дополняют. Допустим, “черно-желтая” коалиция победит, разве это изменит приоритеты германской экономики, ориентированной на экспорт? Некоторые говорят о том, что, придя к власти, Меркель будет “полонизировать” внешнюю политику Германии, но это чушь. Можно жонглировать словами в предвыборной обстановке, но когда дело будет идти о реальных делах, капитал не допустит нарушения своих интересов.

То есть вы считаете нереальным, что лоббирование восточноевропейскими странами разрыва соглашения о Североевропейском газопроводе окажется успешным?

Аннулирование соглашения невозможно. Можно как угодно ругать Маркса, но он прав, утверждая, что на рынке все решает именно капитал. А капитал этого не допустит. Кстати, это не только российско-германский проект, его концепция была одобрена в свое время Евросоюзом, и поэтому сейчас на все жалобы поляков был дан ответ в том смысле, что строительство газопровода соответствует интересам ЕС. И это именно так. Энергетический альянс между Россией и Европейским Союзом - соглашение с Германией является как раз первым шагом к этому альянсу - очень нужен интегрированной части Европы.

Вообще разговоры насчет диверсификации источников снабжения энергоносителями представляются довольно беспредметными. Россия отнюдь не возражает против диверсификации: пусть ищут другие варианты. Однако реальность такова, что Евросоюз просто не может найти другие источники кроме тех, которые существуют. За счет чего они собираются диверсифицировать? Каким образом? Норвежские газ и нефть истощаются, все остальные европейские месторождения очень мелкие, а если говорить о Ближнем и Среднем Востоке, то Соединенные Штаты делают все, чтобы этот регион перестал быть стабильным. Если уж честно, то снабжение из России наиболее стабильно и выгодно для Европейского Союза, тем более, что у нас истощения запасов не предвидится . Запасы огромные, и постоянно разведываются новые.

Конечно, в случае прихода к власти “черно-желтой” коалиции “заморозки на почве” возможны. Это может произойти скорее по неопытности, чтобы показать, что новая власть отличается от прежней. Я не думаю, что этот сценарий очень вероятен, но он возможен. Нас это пугать не должно. Президент Путин совершенно справедливо предупредил в Берлине: если Евросоюзу не очень нужны наши газ и нефть, - их очень просит у нас Китай и вообще вся бурно развивающаяся Азия.

Вы обозначили узость реального коридора возможностей новой власти в отношении России – вне зависимости от результатов выборов. А есть ли большой коридор возможностей во внутренней политике?

Во внутренней политике коридор возможностей также очень мал. Дело в том, что уже накануне объединения Германии в ФРГ намечался промышленный спад. Объединение помогло оттянуть кризисные явления на несколько лет. Но уже с середины 90-х годов начал сказываться застой, чувствовалась необходимость реформ, пересмотра существующих порядков, чем-то надо было жертвовать. Конечно, речь шла в первую очередь о частичном демонтаже социальной системы ФРГ. Основной вопрос состоял в том, каким образом, в каком темпе и в каком объеме жертвовать социальными правами населения.

Несмотря на свой огромный авторитет, Коль не решился идти на такие реформы. Шредер прав, когда он в ответ на упреки Меркель говорит: вы же, ХДС/ХСС, должны были эти реформы проводить, у вас было огромное количество времени, и вы этого не сделали. Взявшись за проведение реформ, социал-демократы в принципе пошли против своей натуры. Социал-демократическая партия с самого начала, уже полтора века, защищает интересы “маленького человека”, средних и низших слоев общества. Это ее социальная ниша. То, что социал-демократы стали резать социальную систему, вызвало, естественно, внутренний кризис в самой партии и среди людей, которые эту партию выбирали. После того, как канцлер “лег грудью на амбразуру”, сделав то, что должна была сделать ХДС и не сделала, не очень справедливо упрекать его, что он-де недостаточно глубоко резал по живому телу и не осуществил “идеальной реформы”.

Собственно, те же христианские демократы голосовали в Бундестаге за эти реформы.

Именно поэтому во внутренней политике для партий любой ориентации коридор тоже очень узкий. Христианские демократы честно предупредили электорат, что будут резать еще более глубоко. Результат налицо: их первоначально совершенно потрясающий перевес в симпатиях избирателей стал быстро таять. В настоящий момент они почти сравнялись с социал-демократами по уровню популярности. Ситуация такова, что даже если ХДС/ХСС с каким-то небольшим преимуществом придут к власти, то резать очень глубоко они просто не смогут. Это вызвало бы такой внутриполитический кризис, которого страна может просто не выдержать.

Ничем не лучше была бы так называемая “большая коалиция” из ХДС/ХСС и социал-демократов: ее участники вообще ни до чего не смогли бы договориться. Поэтому и Шредер, и Меркель заранее отказываются от такого варианта. Но тогда может встать вопрос о повторных выборах, исход которых еще более непредсказуем, чем у нынешних.

Для того, чтобы избежать их, рассматриваются в теоретическом плане и другие возможности создания парламентского большинства. Например, обсуждается такое неожиданное решение, как “семафорная” коалиция, то есть “красные ”(социал-демократы), “желтые” (свободные демократы) и “зеленые”. И такой вариант не исключают, хотя официально все, конечно, против. Правда, при “семафорной коалиции” будет еще более трудно договориться о том, какие реформы проводить, какой должна быть их глубина, с какой радикальностью придется сокращать систему социальной защиты населения. Свободные демократы отстаивают идею таких реформ, которые снижали бы налоги с тех, кто хорошо зарабатывает. Большинство населения эту идею не принимает. ХДС также предложила ввести так называемую “плоскую шкалу” подоходного налога (как в России): брать одну и ту же ставку со всех - и с тех, кто еле сводит концы с концами, и с тех, кто покупает себе яхты и виллы на Лазурном берегу. Расплатой стало падение шансов ХДС/ХСС завоевать явное большинство в парламенте - население таких намерений не простило.

Именно в подобных вещах сказывается зауженность поля для маневра германских партий. Общество не хочет того, что партии могут ему предложить. В такой обстановке решающим фактором может стать харизма лидера, а харизмы больше, конечно, у Шредера. Так что с прогнозами надо подождать до 18 сентября. Надеюсь, что после выборов перспективы станут более ясными.

См. также:

  • Рар. Почему Шредеру нравится Россия
  • Гусейнов. Внешняя политика Германии
  • Новый стратегический газопровод позволит вдвое сократить транзит по территории Украины
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).