будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Мир
Нуреев Булат

В имперской амбиции

В имперской амбиции
98_02

Владимир Путин вчера на заседании Совета Безопасности, посвященном СНГ, сделал несколько ключевых заявлений. «Либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в содружестве среди его государств-участников» - заявил президент.

Не то, чтобы он сказал что-то новое, любой профан, хоть немного следящий за ситуацией, знал это и без Путина. Важен сам факт подобного заявления, исходящего из уст первого лица.

Правда, сей факт был замаскирован в череде других заявлений, сделанных президентом. Владимир Путин  говорил о необходимости защиты соотечественников на просторах СНГ, о необходимости активизации российского бизнеса, правительственных и неправительственных организаций, о ЕврАзЭС и ЕЭП – словом, обо всем том, о чем уже неоднократно шла речь.

Эта неоднократно слышанная в предыдущий срок правления Путина речь сопровождала следующие процессы: открытие в Средней Азии военных баз НАТО, «затухание» интеграции с Белоруссией, приход к власти Михаила Саакашвили в Грузии, события в Аджарии и Южной Осетии, ужесточение проезда в калининградский анклав, провал инициативы по Молдавии, фактическое предательство своих  граждан в Туркменистане и т.д. Ни образование ЕЭП, ни образование ЕврАзЭС эти геополитические потери никак не компенсировали.

На этом фоне призывы Путина развить все хорошее и исключить все плохое смотрелись бы очередным риторическим кульбитом перед камерами. Если бы не одно «но» – был зафиксирован, если не провал, то большие проблемы российской политики на постсоветской территории. Плюс последовало заявление о том, что «было бы глубоко ошибочным полагать, что Россия обладает какой-либо монополией на деятельность в этом пространстве». (Имеется в виду пространство СНГ).

Если эту трезвую оценку ситуации расценивать как начало смены российской политики по поводу СНГ, то у России вновь появляются шансы на пространстве СНГ. Правда, в этом случае структура и принципы этого союза должны претерпеть определенные трансформации. 

России придется признать, что у нее под боком появились довольно сильные игроки. На Украине и Казахстане темпы экономического роста выше, чем у России, и длительность их экономического роста не позволяет считать это случайным процессом. И Украина, и Казахстан самостоятельны в своей внутренней политике: Россия и не контролирует внутренние процессы на этих территориях, и, тем более, не является для них цивилизационным образцом.

И Украина, и Казахстан будут реализовываться в Евразийском регионе. Причем ту же Украину, в силу большой территории и большого количества населения, не сможет «переварить» никакой Евросоюз. Игнорировать наличие под боком таких государств, в ситуации, когда мы в одиночку не можем разрешить в свою пользу конфликты с куда более политически и экономически слабыми Грузией и Белоруссией, было бы недальновидно.  

России придется находить действительные основания для партнерских отношений с усилившимися соседями. И нет ничего хуже для империи, чем амбиции, не подкрепленные здравым смыслом. В ситуации, когда существует конкуренция больших мировых игроков за контроль над территорией СНГ, в которой Россия пока неуклонно сдает позиции, лучше заранее обзавестись исторически и цивилизационно близкими партнерами, нежели ждать пока они вырастят в конкурентов. Тем более, что действительных, а не сентиментальных оснований для партнерства достаточно: начиная хоть с защиты национальных экономик и национальных капиталов перед лицом большой конкуренции.

Это ли имел в виду Путин, выступая на Совете Безопасности, непонятно. Пока же мы имеем настороженность соседей по отношению к российской внешней политике. Все национальные лидеры в СНГ хорошо помнят СССР, и тезис об «имперских амбициях» России является существенным, хотя и часто надуманным фактором в их самоопределении.

Стилистика и внутренней политики России не снимает этот фактор, напротив, скорее подтверждает опасения соседей. Чем уж так сильно лидеры независимых государств исторически отличаются от российских губернаторов окраинных территорий? Какие дополнительные гарантии национальным капиталам стран СНГ мы можем дать, если даже российские капиталисты дрожат? И чем отличаются граждане "братских республик" от репрессируемых в России нелегалов?

В любом случае следует научиться не оборачиваться к партнерам звериным оскалом.

Нуреев Булат
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).