3 января 2011 года было объявлено об отменевизита в Израиль Дмитрия Медведева и сопровождающих его лиц, который былзапланирован на 16–17 января. Случилось это по уникальной в дипломатическойпрактике причине – в связи с забастовочными санкциями работников Министерстваиностранных дел Израиля, отказавшихся принимать участие в подготовке этоговизита и всех сопутствующих ему мероприятий. Второй за всю историю визитдействующего главы России в Израиль (первым был визит в Израиль вВ.В. Путина в 2005 году) оказался сорван по причинам, не имеющим никакогоотношения к двусторонним отношениям, о чем все те, кто годами трудился на благоукрепления двусторонних отношений, могут лишь сожалеть. Это особенно досадно,принимая во внимание беспрецедентную интенсификацию российско-израильскихотношений в последние три года.
В аналитическомдокладе известного израильского политолога, автора ряда работ, опубликованныхна портале «Полит.ру», д-ра Алека Д. Эпштейна и научного сотрудника Институтавостоковедения РАН Станислава Кожеурова, подготовленном при содействииИнститута Ближнего Востока, актуальная специфика российско-израильскихотношений анализируется в контексте тенденций как внутриполитической жизниобеих стран, так и их отношений с другими странами. Авторы и редакция порталаблагодарят директора Института Ближнего Востока Ефима Жигуна за содействие вподготовке материала.
Российско-израильские отношения прошли непростой путь с моментавозобновления в конце 1991 года работы посольств, после практически четвертивека отсутствия каких-либо официальных связей между двумя странами. В течениеочень долгого времени существовало множество неразрешенных проблем (от вопросао праве на эмиграцию евреев из СССР до поставок советского оружия режимам,находившихся с Израилем в состоянии войны), вследствие чего двусторонниеотношения и в 1990-е – первой половине 2000-х годов оставались достаточнонапряженными[1].
Однако в последние три–четыре годаситуация принципиальным образом изменилась в лучшую сторону. Представляется,что основная причина существенного улучшения двусторонних отношений лежит запределами этих отношений как таковых. Существенное изменениевнешнеполитического курса Белого дома на Ближнем Востоке после прихода к властипрезидента Барака Обамы отчетливо продемонстрировало проблематичностьисключительно проамериканской ориентации Израиля, новое руководство которогостало стремиться к разнонаправленной многовекторности своей ориентации.Учитывая, что среди лиц, принимающих ключевые решения в области внешнейполитики, международного туризма и связей с диаспорами, впервые в Израилеоказалось значительное число людей, для которых родным языком является русский.Россия естественным образом стала одним из основных маяков притяжения ихинтереса. С другой стороны, война с Грузией в августе 2008 года привела ксущественному ухудшению внешнеполитического положения Российской Федерации,которую в этом конфликте не поддержал практически никто, ни на Востоке, ни наЗападе. Стало непонятно, есть ли вообще у России союзники, кроме Венесуэлы иНикарагуа, которые вслед за Россией только и признали независимостьподдерживаемых ею Абхазии и Южной Осетии. «Газовые войны» с Украиной иБелоруссией продемонстрировали, что и с ближайшими славянскими государствамиотношения России никак не назовешь безоблачными. В этих условиях любая страна,лидеры которой готовы поддерживать руководство Россию в важных для негопроектах, становится чрезвычайно значимой, и Израиль, несмотря на все острейшиепроблемы не такого далекого прошлого, во многом стал именно такой страной.
В последние годы Израиль «подыграл» России на самых разныхнаправлениях, от передачи ей прав собственности на Сергиевское подворье вИерусалиме (переговоры об этом велись почти двадцать лет) и отмены визовогорежима для ее граждан до идеологической поддержки в двух самых важных для В.В. Путинаи Д.А. Медведева историко-политических вопросах: первый касается признаниянепреходящего значения центральной роли Советской армии в победе над нацизмом,второй – невозможности охарактеризовать голод на Украине в начале 1930-х годовкак этнический геноцид или, тем более, Холокост украинского народа. В этихвопросах у российского властного «тандема», парадоксальным образом, неоказалось сторонников более последовательных, чем руководители ГосударстваИзраиль. Кроме того, в отличие от политических лидеров западного мира, неустающего попрекать руководство России нарушениями прав человека на СеверномКавказе, израильские представители, сами страдающие от аналогичных упрековкасательно курса в отношении палестинцев, последовательно выражают пониманиетех сложностей, перед которыми стоит Россия в своей борьбе с «международнымтерроризмом». Взаимное сближение Российской Федерации и Государства Израиль взначительной мере стало следствием растущей изоляции каждой из этих двух странв системе международных отношений, но это сближение, очевидным образом, служитинтересам не только правящих элит, но и народов двух стран.
Представляется, что едва ли не основная причина существенногоулучшения двусторонних отношений между Российской Федерацией и ГосударствомИзраиль лежит за пределами этих отношений как таковых. Важнейшей вехой сталвооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года. Если его краткосрочныепоследствия, такие, как кризис в российско-грузинских отношениях или жевременное замораживание переговоров с Европейским Союзом по базовому соглашениюо партнерстве, российской дипломатии в целом удалось преодолеть, тодолгосрочные последствия этого конфликта оказались значительно серьезнее. Цепьсобытий, последовавшая вслед за войной в Осетии, показала, что у РоссийскойФедерации фактически нет надежных союзников на внешнеполитической арене, ни вмире в целом, ни в Европе, ни даже в СНГ.
Наглобальном уровне России пришлось столкнуться с решением двух острых проблем:вопроса о вступлении во Всемирную торговую организацию и проблемы признаниянезависимости Абхазии и Южной Осетии. Процесс вступления в ВТО длится уже болеешестнадцати лет, с 1994 года, периодически сталкиваясь с теми или инымитрудностями, связанными с претензиями и требованиями отдельных стран к России.Однако сразу после окончания российско-грузинской войны министр торговли СШАКарлос Гутьеррес, с которыми ранее было достигнуто предварительное согласие повсем спорным вопросам, прямо заявил, что «военные действия России на территорииГрузии поставили под угрозу не только вступление РФ в ВТО, но и само еечленство в "большой восьмерке"»[2]. Обострение ситуации сталонастолько очевидным, что в конце августа 2009 года вице-премьер Игорь Шуваловзаявил, что Россия разорвет ряд противоречащих ее интересам соглашений по ВТО и«не видит для себя возможности в ближайшие месяцы или год вступить ворганизацию»[3].
Не менее трудным оказался и вопроспризнания провозгласивших свою независимость Абхазии и Южной Осетии. Насегодняшний день лишь четыре государства признали их независимость – самаРоссия, Никарагуа (5 сентября 2009 года), Венесуэла (10 сентября 2009 года) иНауру (15 декабря 2009 года). При этом ни Белоруссия, ни Армения, ни Казахстан,считающиеся ближайшими союзниками России в мире и в СНГ, подобного шага несделали. Президент Армении Серж Саргсян категорично потребовал признаниянезависимости Нагорного Карабаха, сделав это условием признания им бывшихгрузинских автономий[4],президент Белоруссии Александр Лукашенко банально требовал денег и существенныхскидок в ценах на энергоносители, другие лидеры стран СНГ ничего не требовали,но ничего и не обещали. Силовое противостояние с Грузией, которая после этогоразорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из СНГ (формально этотвыход вступил в силу спустя год, 18 августа 2009 года), показало, что априориВ.В. Путин и Д.А. Медведев не могут рассчитывать на поддержку ниодной из входящих в Содружество стран.
Наконец,празднование 65-летия победы над нацистской Германией, задуманноеВ.В. Путиным и Д.А. Медведевым как масштабное действо с участием главмногих зарубежных государств, оказалось во многом неудачным именно из-за того,что лидеры Соединенных Штатов, Великобритании, Франции и ряда других стран вМоскву в итоге не приехали. Все они аргументировали свое отсутствие теми илииными срочными внутриполитическими проблемами, но ничего особенного 9 мая 2010года в мире не происходило, это было именно свидетельством нежелания БаракаОбамы, Гордона Брауна и Николя Саркози стоять рядом с Владимиром Путиным иДмитрием Медведевым тогда, когда российские руководители особенно хотелипроявить свое гостеприимство наследников победителей.
Таким образом, с августовской войнымежду Российской Федерацией и Грузией наблюдается тенденция к ухудшениюотношений России с большинством государств, даже с наиболее близкими союзникамиМосквы в СНГ. На этом фоне очевидно, что российско-израильские отношения впоследние годы развивались противоположным образом. Суть измененийнедвусмысленно выразил израильский дипломат Пинхас Авиви, курирующий в МИДесвязи с Россией и странами Восточной Европы. По его словам, на протяжениипоследнего времени между двумя странами развивается очень позитивный и, чтонемаловажно, устойчивый диалог. «Такого не было в прошлом. Впервые у нас многосовпадающих интересов. Это не только привело к нам сотни тысяч туристов, но исущественно укрепило доверие между Москвой и Иерусалимом»[5]. А министр иностранных делИзраиля Авигдор Либерман в сентябре 2009 года подчеркнул, что «позиция России,безусловно, является конструктивной – намного более положительной, чемкогда-либо раньше. ... У нас еще достаточно много разночтений и разногласий, унас различный подход по отношению к целому ряду проблем, включая иранскую.Вместе с тем, я считаю, что Россия является ключевой державой в мире, инеобходимо вести с ней конструктивный диалог»[6]. Аналогичного мненияпридерживается и руководство России: так, президент Д.А. Медведев в 2009году подчеркнул, что Израиль является для России «близким государством», скоторым важно сотрудничество во всех сферах[7].
Важно отметить, что в сформированном весной 2009 годаправительстве Б. Нетаньяху русскоязычных министров – четверо, больше, чемкогда бы то ни было прежде за всю историю страны (Авигдор Либерман, СтасМисежников, Софа Ландвер и Юлий Эдельштейн). При этом еще один видныйрусскоязычный общественный деятель, Натан Щаранский, в прошлом бывший одним извице-премьеров, возглавил Еврейское агентство – важнейший орган, объединяющийИзраиль и диаспоры. Способность государственных деятелей высокого ранга вестипереговоры напрямую, без переводчиков и сопутствующих проблем межкультурногонедопонимания, вносит важный вклад в создание условий для улучшениядвусторонних отношений Израиля и России.
Вконце апреля 2009 года в Московском государственном институте международныхотношений состоялась представительная конференция с участием российских иизраильских специалистов по проблемам политики и международных отношений на БлижнемВостоке. Среди участников форума были как представители экспертного сообществадвух стран (президент Института Ближнего Востока Е.Я. Сатановский, ведущийнаучный сотрудник Центра ближневосточных исследований МГИМО А.В. Крылов),так и официальные лица (посол Государства Израиль Анна Азари, председательпарламентской коалиции и фракции правящей партии «Ликуд» Зеэв Элькин, главаодного из департаментов МИД РФ И.С. Неверов и другие).
Темароссийско-израильских отношений была одной из центральных в выступлениях ЗеэваЭлькина и Евгения Сатановского. Оба они подчеркивали, что сегодня для отношенийМосквы и Иерусалима сложилась уникальная ситуация: в нынешнем израильскомправительстве для четверых из тридцати министров русский является роднымязыком; впервые министр иностранных дел – уроженец Советского Союза, до сих пориспользующий русский как язык повседневного общения. Более того, отношения сРоссийской Федерацией настолько важны для еврейского государства, что былопринято решение о создании российско-израильской комиссии по стратегическомудиалогу. До этого подобная комиссия существовала у Израиля только с США[8].З. Элькин и до этого неоднократно посещал Россию с визитами: начиная с 1998года он играл ключевую роль в строительстве системы научно-образовательныхсвязей между Иерусалимским университетом и Институтом стран Азии и АфрикиМосковского государственного университета, а став членом Кнессета, активностремился к налаживанию связей между парламентариями двух стран. Так, всередине сентября 2009 года он, вместе с руководителем межпарламентскойассоциации «Россия–Израиль» депутатом Кнессета от НДИ Робертом Илатовым,проводил переговоры с влиятельными членами Совета Федерации и ГосударственнойДумы[9].
Впоследнее время интенсифицировались и контакты между представителями органовбезопасности обеих стран. Так, 30 ноября 2009 года в Израиль прибыла российскаяделегация во главе с главным военным прокурором Сергеем Фридинским, которыйвстретился с начальником Генерального штаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази и с председателемВерховного суда Дорит Бейниш; 4 декабря 2009 года в Иерусалим прибыл бывшийглава Федеральной службы безопасности, а ныне секретарь Совета безопасностиРоссии Николай Патрушев, проведший консультации с главой «Моссада» МеиромДаганом, министром обороны Эхудом Бараком и премьером Беньямином Нетаньяху; вконце декабря 2009 года с главами военных и разведывательных структур Израилявстретился в Иерусалиме заместитель секретаря Совбеза России Юрий Чиханчин[10].
Всередине января 2010 года с официальным визитом в Израиль прибыл глава комитетапо международным делам Совета Федерации РФ Михаил Маргелов. Российский сенаторимел возможность провести переговоры практически со всеми высшими должностнымилицами еврейского государства: с президентом Израиля Шимоном Пересом, главойизраильского МИДа Авигдором Либерманом, министром финансов Ювалем Штайницем,министром обороны Эхудом Бараком, спикером Кнессета Реувеном Ривлином[11].
Вапреле 2010 года состоялся визит в Москву членов комиссии Кнессета поиностранным делам и обороне. С израильской стороны в переговорах принялиучастие председатель комиссии Цахи Ханегби из партии «Кадима», главаправительственной коалиции и фракции«Ликуда» в Кнессете Зеэв Элькин, депутат Кнессета от той же партии Мири Регев,глава фракции «Наш дом – Израиль» РобертИлатов и депутат Кнессета от Партии Труда, бывший министр обороны, Амир Перец.С российской стороны в переговорах участвовали члены Совета Федерации МихаилМаргелов, Александр Починок и Борис Шпигель, депутаты Государственной думыНиколай Гончар, Олег Михеев и другие[12].
Всентябре 2010 года состоялась первая поездка в Россию главных ученых несколькихизраильских министерств: абсорбции, науки, национальных инфраструктур и т.д.,организованная по инициативе хорошо известного и в России эксперта-политологаЗеэва Ханина; делегацию принял помощник президента Российской Федерации АркадийДворкович. Наконец, 4 октября 2010 года с визитом в Россию приехал министробразования Израиля Гидеон Саар – один из наиболее перспективных политических лидеровправящей партии «Ликуд». Ключевой в рамках его пребывания в Москве сталавстреча с министром образования России А.А. Фурсенко. Интенсивностьконтактов между руководителями обеих стран сама по себе служит яркиминдикатором высокой степени доверительности отношений между двумягосударствами.
В2010 году состоялось два заседания Российско-израильского делового совета,впервые собравшегося в марте в Москве, а во второй раз – в ноябре в Тель-Авиве.В общей сложности в состав участников с российской стороны входило несколькодесятков человек, среди которых были губернаторы и официальные лица, а такжепредставители бизнес сообщества и общественных организаций. Делегацию сроссийской стороны возглавлял первый вице-премьер Виктор Зубков, а сизраильской – глава МИДа, вице-премьер Авигдор Либерман. СопредседателямиРоссийско-израильского делового совета являются вице-президент алмазнойкорпорации АЛРОСА Сергей Улин и президент Ассоциации промышленников Израиля,бывший председатель Национального института экспорта Шрага Брош. В целом, Российско-израильскийделовой совет как структура, объединяющая государственных деятелей,правительственных служащих и бизнесменов, показала свою эффективность, так какона позволяет одновременно проводить обсуждение важных политических вопросов науровне министров и дипломатов, более конкретных вопросов – на уровне работниковминистерств, и наконец, деловые проекты – на уровне заинтересованныхбизнесменов.
7сентября 2009 года премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху совершил экстренный визитв Москву. Несмотря на тот факт, что первоначально эта поездка главыизраильского правительства (о которой в самом Израиле знал исключительноограниченный круг лиц) вызвала множество слухов и вопросов, президент РФ Д.А. Медведев впоследствии разъяснил,что Б. Нетаньяху нанес ему визит в «закрытом режиме». «Он [премьер-министрИзраиля] сделал это в закрытом режиме, это было его решение. Я не оченьпонимаю, с чем оно было связано, но раз наши партнеры так решили, мы к этомуотнеслись совершенно нормально, спокойно. Я с ним общался», – подчеркнулД.А. Медведев[13].Факт того, что российская сторона приняла израильского лидера без каких-либовозражений, представляется особенно значимым, что говорит о высокой степенидоверительности двусторонних отношений и налаженности канала диалога междуглавами государств.
Межтем, данный визит, принимая во внимание его характер, мог иметь место толькопри экстренных обстоятельствах. Несмотря на то, что, вопреки намерению самогоБ. Нетаньяху, сам факт этого визита сохранить в тайне не удалось (по причинекризиса доверия в отношениях между сотрудниками канцелярии израильскогопремьера, информация, которая должна была оставаться сугубо конфиденциальной,была «слита» в прессу), содержание самих переговоров обнародовано не было.Учитывая напряженный региональный контекст, а также регулярно публикуемую в СМИинформацию о том, что израильское руководство всерьез взвешивает возможностьбомбардировки иранских ядерных объектов, считалось естественным, что эта темамогла подниматься на встрече двух лидеров. Президент Д.А. Медведевнедвусмысленно высказывался против применения силы в отношении Ирана, котороеприведет, по его мнению, к «гуманитарной катастрофе, огромному количествубеженцев, желанию Ирана отомстить, причем не только Израилю, но и другимстранам; и абсолютно непредсказуемому развитию событий в регионе»[14].Другой возможной темой могла стать неожиданно обострившаяся в то времяпроблема, касающаяся деятельности т.н. Бюро по связям с евреями ВосточнойЕвропы («Натива») на территории России. Как раз в то время органы безопасностиРоссии потребовали, чтобы страну покинул один из представителей «Натива», посовместительству – работник израильского консульства в Москве Шмуэль Полищук. Врезультате интенсивных негласных двусторонних контактов было согласовано, чтоШмуэль Полищук в экстренном порядке вернется в Израиль, не будучи при этомобъявлен персоной нон-грата; официальные российские власти не сделали никакогозаявления по этому поводу[15].Для израильских властей крайне важно обеспечить продолжение деятельностисотрудников «Натива» на территории России, не ставя при этом под угрозу сложившуюся доверительную системудвусторонних российско-израильских отношений. В рамках выполнения двустороннихдоговоренностей Шмуэль Полищук вернулся в Израиль 29 сентября 2009 года.
Израильскиедипломаты положительно оценивают перемены, произошедшие в последние два года.Как отметил глава Первого отдела Евразии МИД Израиля Яаков Ливне, Россия«перестала рассматривать внешнюю политику сугубо сквозь призму безопасности» и«можно без всякого преувеличения сказать, что курс на еще большее сближениенаходится в числе главных приоритетов высшего руководства обоих государств»[16].Российско-израильские переговоры в рамках делового совета касаются самыхразнообразных тем: инноваций в промышленности, сотрудничества в сельскомхозяйстве, кооперации в космической сфере и отработки совместных действий вслучае чрезвычайных ситуаций. «Еще три-четыре года назад о такомполномасштабном диалоге и речи не шло. Всего за несколько лет Россия сталаодним из самых приоритетных и важных для нас партнеров», – отмечал Я.Ливне.
Между Россией и Израилем осталось немало проблем: от строительствароссийскими специалистами АЭС в Иране до продолжения военно-техническогосотрудничества Москвы с Дамаском, от факта невыдачи Израилем обвиняемогороссийской прокуратурой во всевозможных преступлениях одного из основателейкомпании «Юкос» Леонида Невзлина до крайне скептического отношения израильскогоруководства к лоббируемой россиянами идее проведения в Москве международнойконференции по ближневосточному урегулированию. Нынешнее израильскоеруководство воспринимает коспонсорскую роль России в ближневосточномурегулировании как такую же фикцию, как само это урегулирование, никто в Израилек этой чисто декларативной роли России всерьез не относится. Однако в условияхобщей тенденции ухудшения отношений России со многими другими странами,позитивная тенденция в российско-израильском диалоге очевидна.
За два десятилетия, прошедшие смомента распада Советского Союза, Россия, хотя и стала значительно болееоткрытой страной, по-прежнему сталкивается с проблемой визового режима,существующего для ее граждан в большинстве стран мира. Со вступлениемвосточноевропейских государств в Шенгенскую зону, все они ужесточили правилавъезда российских граждан на свою территорию, вследствие чего россиянам попастьв Литву, Латвию и Эстонию, двадцать лет назад бывшими частью их страны, сегоднястоль же сложно, как во Францию или Италию. Поездки в Болгарию или Польшу,раньше бывшие сравнительно рутинными, стали сопряжены со значительнымибюрократическими сложностями.
Проблема обеспечения свободногопередвижения граждан России по миру, очевидно, остро стоит для дипломатов иполитиков, причем ситуация в этой сфере со временем лишь ухудшается. Натерритории постсоветского пространства, которое Москва традиционнорассматривает как зону своего непосредственного влияния, лидеры Грузии иТуркменистана не только не следуют в фарватере российской политики, но ипроявляют открытую враждебность. После войны в августе 2008 года было прерванолюбое прямое транспортное сообщение между Москвой и Тбилиси, которое так и небыло восстановлено до сих пор. В марте 2009 года президент Туркмении ГурбангулыБердымухаммедов ответил отказом на призыв российских дипломатов отменитьвведенные десятилетием ранее его предшественником Сапурмаратом Ниязовымправовые нормы, согласно которым граждане России, желающие посетить Туркмению,должны обращаться за получением въездных виз[17].
Тема отмены визового режимамногократно поднималась на многочисленных двусторонних встречахВ.В. Путина и Д.А. Медведева с их европейскими коллегами – и всегдабезрезультатно. Переговорный процесс длится годами, если уже не десятилетиями,однако не приносит никаких результатов. Особенно же тяжелыми стали переговорыпосле вооруженного конфликта в Грузии, который привел к тому, что «Евросоюзснизил интенсивность взаимодействия, были заморожены переговоры по новому базовомусоглашению», а визовый вопрос стал увязываться с урегулированием на Кавказе[18]. Нет никаких основанийполагать, что вопрос отмены или хотя бы смягчения визового режима междуРоссийской Федерацией и странами Европейского Союза будет решен в скором будущем.
На фоне долгих и, в общем,безрезультатных переговоров, а также враждебной политики некоторых государствСНГ, российско-израильский диалог по проблеме виз, напротив, развивался оченьинтенсивно и позитивно. Взаимопонимание между Москвой и Иерусалимом по этойпроблеме было достигнуто: в марте 2008 года было подписано, а в сентябре тогоже года вступило в силу соглашение о безвизовых туристических поездках дляграждан обеих стран. Согласно официальной позиции МИД РФ, «Израиль – оченьважный партнер России на Ближнем Востоке, … а израильско-российские отношения,несомненно, получат дополнительный импульс после подписания соглашения обезвизовом режиме»[19].
В целом можно отметить ряд важных особенностей, положительноотличавших переговоры Москвы и Иерусалима.
Если в аналогичном диалоге сЕвропейским Союзом Россия уже в течение долгого времени добивается уступок отБрюсселя, который демонстрирует скорее сдержанность, а часто и нежеланиеоблегчать бюрократические процедуры, то в случае с Израилем значительнуюмотивацию к отмене виз продемонстрировали обе стороны. У многих граждан Россииесть родственники, друзья или коллеги, эмигрировавшие в Израиль в советский илипостсоветский период. Российское телевидение цитировало следующие словапремьер-министра Израиля: «Мы находимся в постоянной связис господином Путиным, — сказал Эхуд Ольмерт. — Знаю, что онтеперь премьер-министр, я уверен, что мы будем продолжать наше сотрудничество.Рад сообщить, что через 90 дней россиянам больше не надо будет делатьизраильские визы. Путин много раз мне говорил: не забывайте, что Израиль –это немного Россия»[20].
Яркимсвидетельством подхода Владимира Путина, согласно которому «Израиль – этонемного Россия», стала его встреча с живущей ныне в Израиле Миной МоисеевнойЮдицкой, бывшей его учительницей немецкого языка в школе. Как известно,значительную часть своей профессиональной жизни Владимир Путин проработал вВосточной Германии, поэтому уроки немецкого оказались для него очень полезными.Она эмигрировала в Израиль из Советского Союза в 1973 году и с тех пор невстречалась со своим бывшим учеником, сделавшим за эти годы головокружительнуюкарьеру. В 2005 году Владимир Путин стал первым главой СоветскогоСоюза/Российской Федерации, посетившим Израиль. В ходе этого визитаВ.В. Путин на протяжении сорока минут один на один встречался сМ.М. Юдицкой.
Встречас президентом России стала поворотным моментом в жизни пожилой женщины: послеотъезда из Израиля президент России распорядился купить для своей бывшейучительницы новую квартиру. Для пожилой женщины проживание в ее прежнейквартире становилось все более трудным, поскольку ей приходилось преодолеватьболее пятидесяти ступеней без лифта. Хотя, по ее словам, ни во время групповойвстречи президента России с живущими в Израиле уроженцами России - ветеранамиВторой мировой войны, ни в ходе беседы с глазу на глаз бывшая учительница ни очем не просила В.В. Путина, через некоторое время после завершения визитапо поручению президента для нее была приобретена новая квартира. Ей былопредложено на выбор несколько вариантов, в том числе и «огромная и шикарная», сее точки зрения, квартира в Тель-Авиве. Принимая во внимание свои скромныезапросы, Мина Моисеевна остановила свой выбор на небольшой квартире. Оформлениевсех документов, равно как и вопросы, связанные с переездом на новую квартиру,были решены максимально удобно для пенсионерки. «Никаких документов не пришлосьоформлять, все сделали за меня», – подчеркнула М.М. Юдицкая в интервью.Покупка новой квартиры для бывшей учительницы стала ярким жестом президента,который, по словам Мины Моисеевны, «не забывает тех, кто сделал ему что-тохорошее»[21].
Этаистория наглядно показывает не только отличия политической культуры России отполитической культуры Израиля – страны, буквально помешанной на идее борьбы скоррупцией и жестком контроле трат государственных служащих (крайне сложнопредставить, чтобы кто-то покупал квартиру учительнице премьер-министра Израиляпо его поручению в другой стране), но и то уникальное человеческое измерение вотношениях двух стран, которого в принципе нет в отношениях России ни с однойдругой страной мира. Для Владимира Путина ветераны Великой Отечественной войны– это его ветераны, а его учительница остается соотечественницей, пустьона уже более тридцати лет живет в другой стране и не имеет российскогогражданства. Отмена визового режима во многом была проявлением именно этогочеловеческого измерения, столь нечастого в формализованных международныхотношениях.
Заинтересованность в отмене виз проявляло и израильскоеруководство, в особенности – представители партии «Наш дом – Израиль»,значительное большинство избирателей которого – выходцы из СССР/СНГ.Немаловажен был и экономический аспект. В отличие от жителей западных стран,крайне восприимчивых к телепередачам, в которых демонстрируются сценымежнациональных вооруженных конфликтов, «натренированных» северокавказскимитрагедиями жителей России не так легко смутить визуальной реальностьюарабо-израильского противостояния. В условиях обострения конфликта с палестинцамиежегодный поток туристов в Израиль из стран Запада резко сокращается, чтонаносит удар по экономике страны, в то время как поток российских туристовувеличивается. По данным, которые привел генеральный директор Министерстватуризма Израиля Ш. Цемах, «если в 2004 году их количество составило околоста тысяч человек, то в 2007 году – уже около двухсот». Израильские экспертывысказывали мнение, что в случае отмены виз численность туристов, приезжающихиз России, должна вырасти еще в два раза. Эти прогнозы полностью сбылись: в2009 году Израиль посетили более 400 тысяч россиян (правда, 31% из них побывалив Израиле лишь с однодневным визитом, вернувшись после этого в отели натерритории Иордании и Египта или на теплоходы), что составило около 15% от общегочисла туристов[22].За период с января по март 2010 года Израиль посетили более 113.8 тысячитуристов из России (рост 103% по сравнению с тем же периодом 2009 года). Тольков марте 2010 года Израиль принял почти 46 тысяч туристов из России, что на 91%больше, чем в марте года предыдущего[23]. В апреле 2010 года былдостигнут результат, о самой возможности которого несколько лет назадневозможно было подумать: россияне впервые в истории заняли первое место поколичеству туристических поездок в Израиль (55.292 человек за месяц), обогнавпо этому показателю даже американцев (54.905)[24]. По оценкам специалистовМинистерства туризма, общий поток туристов из России в 2010 году долженувеличиться до, как минимум, 550.000 человек. С точки зрения туристскойиндустрии Израиля, отмена виз с Россией оказалась мерой исключительноблагоприятной. В определенной мере этот успех является и следствием усилийМинистерства туризма Израиля (открывшего в России свое представительство изапустившего серьезную рекламную кампанию на русском языке), главой которого внастоящее время является уроженец Москвы Стас Мисежников, прекрасно владеющийкак ивритом (он живет в Израиле уже 28 лет), так и русским языком.
Второй важной особенностью российско-израильского диалога повизовой проблематике стали очень сжатые по международным меркам сроки, втечение которых стороны пришли к соглашению и уточнили все процедурные детали,позволившие реализовать его. Первая израильская делегация, куда входилипредставители Министерства туризма, Министерства внутренней безопасности иМинистерства иностранных дел, прибыла в Москву для предварительных обсуждений всентябре 2005 года. Уже в сентябре 2007 года израильское правительство,несмотря на возражения министра внутренней безопасности Ави Дихтера, опасавшегосянаплыва в Израиль криминальных элементов в случае отмены виз, проголосовало заданный проект и уполномочило МИД вести переговоры о деталях его конкретногоосуществления[25].Министры иностранных дел Израиля и России Ципи Ливни и Сергей Лавров официальноподписали соглашение об отмене виз 20 марта 2008 года. Оно вступило в силу 20сентября 2008 года, то есть ровно через три года после первого посвященногоэтому вопросу визита израильской делегации в Москву.
Следует отметить также политическуюволю высшего руководства Израиля, которое довело начатые переговоры до конца,несмотря на значительные опасения ряда министров. Вышеупомянутый Ави Дихтерпредставил на заседании правительства отчет полиции, в котором утверждалось,что около половины всех нелегальных иммигрантов приезжают в Израиль из странбывшего Советского Союза, в особенно из России и Украины. Аналогичное опасениевысказывал и министр внутренних дел Израиля Рони Бар-Он, опасавшийся ростачисла нелегальных трудовых мигрантов вследствие отмены ограничений напередвижение граждан. Тем не менее, вопреки высказывавшимся опасениям членовсвоего правительства, премьер-министр Эхуд Ольмерт все же довел решение данноговопроса до однозначно положительного для российско-израильских отношенийрешения.
Камнем преткновения в двустороннихотношениях между Россией и Израилем в течение долгого времени оставалсяимущественный спор вокруг Сергиевского подворья в Иерусалиме. Разрешение этогоспора в октябре 2008 года явилось важным шагом на пути улучшения двустороннихотношений.
Сергиевское подворье – участок земли в центре Иерусалима сдвухэтажным зданием XIX века, построенным на средства основателя Императорскогоправославного палестинского общества, генерал-губернатора Москвы великого князяСергея Александровича Романова (1857–1905). Построенный еще в середине XIX векакомплекс зданий Русской духовной миссии был продан Советским Союзом Израилю в1964 году, за исключением собора Святой Троицы и собственно Сергиевскогоподворья. После разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в июне1967 года подворье перешло под контроль еврейского государства, объявившегообъединенный Иерусалим своей единой и неделимой столицей. После распадаСоветского Союза Россия начала процесс возвращения некогда принадлежавшей ейсобственности, который, однако, затянулся на долгие годы. Только в 1996 годуИзраиль признал Россию правопреемницей Советского Союза в вопросахсобственности, что позволило начать политический диалог и обсуждать юридическиедетали. После того, как в 2005 году на переговорах между Владимиром Путиным иАриэлем Шароном было достигнуто принципиальное решение о необходимости передачив ближайшем будущем Сергиевского подворья России, процесс его возвращения занялотносительно малый период времени. В российском руководстве проявленнуюизраильтянами добрую волю оценили по достоинству.
Одним из препятствий к передаче Сергиевского подворья России былообщественное недовольство среди части населения Израиля подобным развитиемсобытий. Была создана общественная группа, куда вошли представители такихорганизаций, как Общество охраны природы (на Сергиевском подворье как разрасполагались его офисы), Движение за усиление Иерусалима, Форум юристов заЗемлю Израиля. По словам одного из активистов движения, адвоката Ицхака Бама,группа добивалась пересмотра израильским правительством своего решения с цельюлибо в принципе заморозить передачу здания России, «иностранному государству симпериалистическими устремлениями», как выразил это И. Бам, либо, покрайней мере, получить некую компенсацию взамен него[26]. Группа подала иск вВерховный суд Израиля с требованием отложить реализацию сделки и передать этотвопрос на повторное обсуждение всем составом правительства[27]. Однако 12 октября 2008года Верховный суд этот иск отклонил, последовательно настаивая наневмешательстве судебной власти страны в вопросы внешней политики.
Вторым, во многом неожиданным,препятствием в процессе передачи Сергиевского подворья стало то, что онооказалось предметом не только двусторонних межгосударственных отношений, но ибольшой политики, причем и здесь неожиданно дала о себе знатьроссийско-грузинская война. По сообщению израильского портала «Izrus», после резкого ухудшения отношений России с западными странами,последовавшего вслед за войной в Южной Осетии в августе 2008 года, кандидат впрезиденты США от Республиканской партии Джон Маккейн (которого израильскоеруководство очевидно предпочитало выигравшему в итоге выборы Бараку Обаме)выступил с резкой критикой передачи Сергиевского подворья России. Оно, помнению сенатора Дж. Маккейна, стало бы незаслуженной наградой: «Сегодня,пока российские войска еще находятся на территории Грузии, после атаки на этосуверенное государство совсем не время преподносить какие-либо подарки Кремлю.Получится, что Кремль в течение одного месяца добьется двух значимыхрезультатов: безнаказанно атакует Грузию и получит “в награду” Сергиевскоеподворье»[28].
Однако ни одно из препятствий неповлияло на решение израильского кабинета министров, который в начале октября2008 года утвердил передачу Сергиевского подворья России. Решение, поставившееточку в многолетней истории борьбы России за возвращение одного из наиболееценных объектов недвижимости на Святой земле, было принято накануне очередноговизита главы израильского правительства Эхуда Ольмерта в Москву. 28 декабря2008 года, после визита в Израиль председателя Счетной палаты РоссийскойФедерации, председателя Императорского православного палестинского обществаСергея Степашина, правительство Государства Израиль подписало окончательныйдокумент по передаче России исторического здания Сергиевского подворья.
Еще одной сферой, сблизившейроссийские и израильские политические элиты, стала борьба с терроризмом.Военно-политические элиты обеих стран сталкиваются в этой сфере с одной и тойже проблемой: те, кого они считают «террористами», в глазах лидеров многихдругих стран и общественно-политических структур являются борцаминационально-освободительных движений; это верно как применительно к чеченскому,так и палестинскому сопротивлению. Более того: в то время, как и в Израиле, и вРоссии и власть, и широкие слои общества считают, что обвиняемые в терроризме –заведомо бандиты, не обладающими правами и свободами, и их можнопросто-напросто, цитируя В.В. Путина, «мочить в сортире», в европейскихстранах принято считать, что и лица, подозреваемые в участии в тех или иныхнасильственных акциях, имеют право на гуманное и человечное обращение, авнесудебные расправы никоим образом не могут быть оправданы. Таким образом, и сточки зрения определения ситуации, в которой они находятся, и с точки зренияметодов, к которым они могут прибегать, Израиль и Россия оказываются в изоляциив мире, но при этом неожиданно близко друг к другу.
Члены правительства Израиля не только не осуждали российскуюполитику на Кавказе, как это делали многие западные политики и общественныедеятели, но и всячески поддерживали ее. Еще в 2006 году Авигдор Либерман,тогда, как и сейчас, являющийся одним из заместителей главы правительства,предложил ни много ни мало позаимствовать у России способы веденияконтртеррористической борьбы, считая их значительно более эффективными, чемдействия израильской армии[29]. Несколько позже АвигдорЛиберман подчеркнул, что террор в любой точке планеты является террором, апотому, «когда Россия вела несколько лет назад активную кампанию в Чечне, всезападные парламенты осудили действия России в Чечне. Единственный парламент на Западе,который поддержал действия Россия в Чечне, это был израильский Кнессет»[30].
В политико-стратегической сфере Россия и Израиль, как показалисобытия последних лет, могут найти общий язык. Наиболее важным достижениемдвусторонней дипломатии после войны на Кавказе в августе 2008 года сталазаключенная между двумя странами негласная политическая сделка: Израильобязался свернуть военно-техническое сотрудничество с Грузией, в обмен на чтоРоссия приняла на себя обязательство не поставлять в Иран ракетные комплексыдальнего радиуса действия. Сотрудничество Иерусалима и Тбилиси носилодолгосрочный характер и было важно для обеих сторон. Израиль не только продавалГрузии современную военную технику, но и участвовал в обучении грузинскихсолдат[31]. Однако видя оструючувствительность руководства России к данному вопросу, правительствоЭ. Ольмерта сразу после августовской войны 2008 года приняло решениесвернуть военное сотрудничество с Грузией. Пришедшее к власти в Израиле в 2009году правительство Б. Нетаньяху продолжило тот же курс. 18 августа 2010года в Иерусалиме состоялась встреча министра иностранных дел Израиля АвигдораЛибермана с министром регионального развития и инфраструктуры Грузии РамазомНиколаишвили. Как сообщили израильские дипломатические источники, Либерманвысказался за укрепление сотрудничества с Грузией в «гражданской сфере»,особенно за активизацию торгово-экономических связей. Вместе с тем он дваждыподчеркнул: «С учетом чувствительности ситуации на Ближнем Востоке и на Кавказевоенное сотрудничество не стоит на повестке двусторонних отношений»[32]. Учитывая принципиальноиную позицию по этому вопросу руководства США, чьим ближайшим союзникомтрадиционно считается Израиль, в Москве не могли не заметить этих слов. Идействительно, член Общественного совета при Минобороны России, консультантОбщественной палаты по вопросам оборонно-промышленного комплекса, издатель журнала «Национальная оборона» ИгорьКоротченко прокомментировал слова министра А. Либермана: «Высказыванияизраильской стороны продиктованы позицией России относительно категорическогонеприятия Кремлем процесса усиления военного потенциала Грузии. Это заявлениебыло адресовано даже не представителям Грузии, а непосредственно Москве»[33].
Далее Игорь Коротченко связал израильские уступки России с темиуступками, которые Израиль сам желает получить от России: «Мы знаем, что целыйряд враждебно настроенных по отношению к Израилю арабских государств активноинтересуется поставками современного российского оружия, в первую очередьтактических ракетных комплексов “Искандер”. Получение такого оружия неподпадает под какие-либо ограничения по режиму ракетных технологий и серьезноменяет баланс сил в регионе». Он добавил, что обращаясь к Москве с просьбами непоставлять оружие Сирии и другим арабским странам, Израиль вынужден идти навстречные шаги и в очередной раз подтвердить свое нежелание идти насотрудничество с Тбилиси в военной сфере[34]. Все это свидетельствуето готовности и политической воле Москвы и Иерусалима искать и находить общийязык в сложных ситуациях с учетом интересов обеих сторон.
Более того: между Россией и Израилембыл достигнут ряд двусторонних договоренностей по военно-техническомусотрудничеству. Подобные проекты существовали и ранее, однако ни один из них небыл реализован, по тем или иным причинам. Однако в июне 2009 года Министерствообороны России за 53 миллиона долларов купило двенадцать израильскихбеспилотников. Российская пресса пестрела заголовками, прежде в принципенемыслимыми: «Минобороны вооружится иностранными беспилотниками. Скорее всего,их купят в Израиле»[35], «Россия закупила вИзраиле 15 беспилотников»[36], «ФСБ облетает Россию. Ибез помощи Израиля тут, похоже, не обойтись»[37]. Глава государственнойкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов объявил о планах создания российско-израильскогосовместного предприятия по производству подобного типа вооружений.
Немаловажно и то, что нынешнее российское руководство, так и несумевшее, несмотря на все свои усилия, склонить ХАМАС к участию в переговорах сИзраилем на основе принципов Осло, занимает в настоящее время сбалансированнуюпозицию в арабо-израильском конфликте. Ярким примером этого явилась позиция,занятая Россией во время международного кризиса с захватом израильскимспецназом флотилии судов, которая направлялась в сектор Газа с целью прорываего блокады. В то время, когда многие европейские и американские политикипризывали к введению санкций против еврейского государства, обвиняя его внарушении международного морского права, российские власти заняли куда более взвешеннуюпозицию. С одной стороны, они присоединились к осуждению факта вооруженногозахвата судов, однако, при этом Владимир Путин дал понять, что против введениясанкций: «Полагаю, что санкции вообще дело малоперспективное. Нужно стремитьсяк тому, чтобы находить приемлемые решения для всех участников в той или инойситуации, и в данном случае это касается и Израиля тоже. Нужно искать способырешения проблем, а не давить на кого-то с помощью санкций»[38]. Подчеркиваниенеобходимости учитывать интересы не только палестинцев в секторе Газа, уже тригода находящегося в блокаде, но и интересы Израиля, стремящегося к безопасностисвоих граждан, стало отличительной чертой российской позиции, и это в Израилене прошло незамеченным.
В последние годы российско-израильские отношения обнаруживалитенденции, совершенно противоположные вектору развития отношений России состальными странами. Война с Грузией в августе 2008 года привела ксущественному ухудшению внешнеполитического положения Российской Федерации, которуюв этом конфликте не поддержал практически никто, ни на Востоке, ни на Западе.Стало непонятно, есть ли вообще у России союзники, кроме Венесуэлы и Никарагуа,которые вслед за Россией только и признали независимость поддерживаемых еюАбхазии и Южной Осетии. «Газовые войны» с Украиной и Белоруссиейпродемонстрировали, что и с ближайшими славянскими государствами отношенияРоссии никак не назовешь дружескими. В этих условиях любая страна, лидерыкоторой готовы поддерживать руководство Россию в важных для него проектах,становится чрезвычайно значимой, и Израиль во многом стал именно такой страной.Кроме того, в отличие от политических лидеров западного мира, не устающегопопрекать руководство России нарушениями прав человека на Северном Кавказе,израильские представители, сами страдающие от аналогичных упреков касательнокурса в отношении палестинцев, последовательно выражают понимание техсложностей, перед которыми стоит Россия в своей борьбе с «международнымтерроризмом». Взаимное сближение Российской Федерации и Государства Израиль взначительной мере стало следствием растущей изоляции каждой из этих двух странв системе международных отношений.
Очевидно при этом, что проблема военно-технического сотрудничестваРоссии с Ираном и Сирией остается фактором, имеющим очевидно негативноевлияние, однако позитивные тенденции в двусторонних отношениях беспрецедентнозначительны, как в сфере собственно политической, так и в областях экономики,культуры и туризма. Политическое влияние русскоязычных государственных деятелейв Израиле никогда не было столь значительным, как в настоящее время. Можно свысокой степенью уверенности прогнозировать, что отношения между двумягосударствами будут и дальше укрепляться. Возможности для этого есть, апотенциал еще далеко не исчерпан.
Примечания
[1] См.: Алек Д. Эпштейн, «Израиль и Россия – несостоявшийся роман?»// «Россия в глобальной политике», том 5, №3 (2007), стр. 195–205.
[2] «Angst vor der Isolation» // «Der Spiegel», №35,August 25, 2008,Интернет-сайт http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-59403064.html;«Russia RejectsWestern Criticism But Commits to G8, WTO»// «Deutsche Welle», http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3602430,00.html.
[3]Цит. по: «РФ намерена вступить в ВТО,но не видит такой возможности» // РИА «Новости», 25 августа 2008 г.,Интернет-сайт:
http://rian.ru/economy/20080825/150659563.html
[4]Цит. по: П. Сидибе, «Стратегиябезопасности: лидеры ОДКБ поддержалиРоссию» // «Российская газета», 8 сентября 2008 г.
[5] Интервью Пинхаса Авиви Александру Гольденштейну «Панорамаактивности Израиля в Евразии» // портал «Izrus.co.il»,27 ноября 2009 г.,
http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2009-11-27/7442.html
[6] Е. Финкель, «Авигдор Либерман о переговорах смусульманами и отношениях с Россией» // портал «Newsru»,30 сентября 2009 г.
http://www.newsru.co.il/israel/30sep2009/lib_int_103.html
[7]Заявление для прессы по итогам переговоров Дмитрия Медведева с президентомИзраиля Шимоном Пересом // официальный сайт президента РФ, 18 августа2009 г., http://tours.kremlin.ru/text/appears/2009/08/220967.shtml
[8]Выступление З. Элькина на конференции «Геополитические процессы на БлижнемВостоке» в МГМИО МИД РФ 23 апреля 2009 года (Москва: МГМИМО – Университет,2010), стр. 14—15.
[9]События посольства Государства Израиль в Москве // информация размещена на официальном сайте МИДа Израиля
http://moscow.mfa.gov.il/mfm/web/main/document.asp?DocumentID=162141&MissionID=78
[10]«Кнессет впервые проведет особый диалог с россиянами» // сообщение агентства «Izrus»,5 марта 2010 года, http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2010-03-05/8917.html
[11]«Сенатор Маргелов обсудит с руководством Израиля вопросы сотрудничества» // сообщение агентства РИА «Новости»,17 января 200 года http://www.rian.ru/politics/20100117/204868673.html
[12]Парламентская хроника Совета Федерации РФ (7 апреля 2010 года) http://council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2010/04/item12292.html
[13]Интервью Д. Медведева телекомпании CNN // официальныйсайт президента России, 20 сентября 2009 года, http://kremlin.ru/news/5516
[14]Там же.
[15]Владимир Иванов, «Почему Лубянка ‘отработала’ консула» // «Независимое военноеобозрение», 23 октября 2009 года, http://nvo.ng.ru/spforces/2009-10-23/12_polischuk.html
[16]Александр Гольденштейн, «Израильские дипломаты довольны: Медведев продвигаетэкономику» // Izrus,22 ноября 2010 года
http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2010-11-22/12536.html
[17]Армен Погосян, «Туркменского президента в Москве попросят отменить визы» // «Свободнаяпресса», 20 марта 2009 г.; см. также документ МИДа РФ «Официальныеправила въезда граждан России в зарубежные страны»
http://www.mid.ru/dks.nsf/mnsdoc/04.04.02.01/$FILE/document.pdf
[18]Интервью министра иностранных дел России С.В. Лаврова финской газете«Хельсингин Саномат» // официальный сайт МИД РФ, 10 ноября 2008 г.
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/B8919F38FAEFB487C32574FD003351F8
[19]Россия и Израиль подписали договор об отмене визового режима // РИА«Новости», 20 марта 2008 г.,
http://www.rian.ru/politics/20080320/101840459.html
[20] «Эхуд Ольмерт: через 90 дней россиянам не понадобятся израильскиевизы» // телепрограмма «Вести», 19 июня 2008 г.
[21]Natasha Mozgovaya, «Israeli taught Putin in high school» // «Yediot Ahronot»,April28, 2005; Елена Кривякина, «Путин подарил бывшей учительнице квартиру» // «Комсомольскаяправда», 4 октября 2007 г.
[22]Пресс-релиз Министерства туризма Израиля от 31 декабря 2009 г. [на иврите].
[23]«Россияне бьют рекорды посещения Израиля» // Izrus.co.il,21 апреля 2010 г.
[24]«По количеству россияне “обошли” в Израиле даже американцев» // Izrus.co.il,23 мая 2010 г.
[25] См.: A. Meranda,«Dichter criticized over Russian visa requirements» // «Yediot Ahronot»,July 30, 2007. Решениеправительства Израиля №2370 «О взаимном отмене виз между Израилем и Россией» от16 сентября 2007 г. см. на официальном сайте главы правительства Израиля: http://www.pmo.gov.il/PMO/Archive/Decisions/2007/09/des2370.htm[на иврите].
[26] Yair Ettinger and Barak Ravid, «Cabinet transfers Sergei building to Russian ownership» // «Haaretz», October 6,2008.
[27] E. Keinon, D. Eizenberg,E.Z. Waldocks, «Cabinet gives Russia Sergei’s Courtyard» // «TheJerusalem Post», October 5, 2008.
[28] «Вторая грузинская война за Иерусалим» // сообщение портала «Izrus», 16 сентября 2009 г.
[29] «Авигдор Либерман: ЦАХАЛ должен действовать в Газе, как русские –в Чечне» // сообщение портала Newsru.co.il, 1 ноября2006 г.,
http://www.newsru.co.il/mideast/01nov2006/avigdor.html
[30]Интервью министра иностранных дел А. Либермана радиостанции «Эхо Москвы»от 28 февраля 2007 г. http://echo.msk.ru/programs/beseda/49921/
[31] «Following Russian pressure, Israel freezes defence sales to Georgia» // «Haaretz»,August 8, 2008.
[32]Михаил Фальков, «Глава МИД Израиля: о военном сотрудничестве с Грузией не можетбыть и речи» // сообщение портала Izrus.co.il,18 августа 2010 г., http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2010-08-18/11372.html.
[33] Цит. по: Артем Мартынюк, «Израильлишил Саакашвили статуса "оружейного барона"» // «GeorgiaTimes», 19 августа2010 г.,
http://www.georgiatimes.info/analysis/40639.html.
[34] Там же.
[35]Иван Коновалов, «Минобороны вооружится иностраннымибеспилотниками. Скорее всего, их купят в Израиле» // «Коммерсант»,24 февраля 2009 г.
[36]«Россия закупила в Израиле 15 беспилотников»// «Коммерсант», 21 апреля 2010 г.
[37]Иван Коновалов и Михаил Алексеев, «ФСБ облетаетРоссию» // «Коммерсант», 12 января 2010 г.
[38]«Россия за снятие блокады, но против санкций в отношении Израиля». Интервью В.Путина французским СМИ накануне визита во Францию // РИА «Новости», 9июня 2010 г., http://www.rian.ru/politics/20100609/244348939.html