будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Мир
Николаев Антон

Вертикаль укрепляется — страна слабеет

Совет Думы принял решение рассмотреть законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» во втором (главном) чтении 11 июня. Хотя против законопроекта уже выступили СПС и «Яблоко», скорее всего, он будет принят в эту сессию. В парламент даже поступили правительственные поправки в налоговый и бюджетный кодексы, что было формальным требованием депутатов для принятия муниципальной реформы. Так, полемика вокруг козаковского законопроекта перемещается с обсуждения сути муниципальной реформы в сторону непосредственного дележа налогового пирога разными уровнями власти. Многомесячная дискуссия о том, не станет ли в результате реформы местное самоуправление третьим уровнем государственной власти, а не самоуправлением, отойдет на второй план.

Согласно предлагаемым правительством изменениям, за местными бюджетами закрепляются земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. На муниципальном уровне они будут и администрироваться. По оценке экспертов, эти налоги дадут в консолидированный муниципальный бюджет не больше 4v7%. Такова цена самостоятельности местного самоуправления и она в разы меньше, чем в странах с местным самоуправлением развитым. Будет муниципалитетам перепадать и доля некоторых федеральных налогов: 30% подоходного налога, собираемого с физических лиц, 60% «налога на малый бизнес» (средств, собираемых в режиме упрощенного налогообложения и налога на доходы для отдельных видов деятельности), а также 60% сельскохозяйственного налога.

Эксперт Центра фискальной политики Виталий Черников считает, что в итоге количество поступлений в муниципальные бюджеты сократится. В первую очередь за счет налогов на недвижимое имущество юридических лиц. Теперь эти деньги будут разделены между регионами и федеральным центром. По мнению Черникова, все имущественные налоги нужно оставить за муниципалитетами v риск, что в этом случае какому-нибудь муниципалитету достанется слишком много средств, невелик. Ведь изымается этот налог с имущества предприятия, а не с доходов. Другими словами, мастерская по огранке алмазов или нефтяная вышка принесут в местный бюджет примерно такие же деньги, как оставшийся от советского благополучия парк аттракционов. С огромными предприятиями, где имущества много, v ситуация особая. Черников приводит типичный пример v большой завод в небольшом городе. С одной стороны, предприятие дает рабочие места и инфраструктуру, а с другой v создает проблемы: экология, криминогенные рабочие районы и т.п. Теперь деньги, которые помогли бы муниципалитету все это дело амортизировать, уходят в регион. И совершенно необязательно они вернутся обратно v хотя бы частично. Можно подумать, руководителям субъектов федерации их больше не на что тратить?! Сразу найдутся региональные сельскохозяйственные программы или желающие перестроить дороги.

На местах осознают, что новый законопроект не в их пользу. Мало того, что фискальную самостоятельность ограничили, так еще и деньгами обделили. По словам мэра подмосковного Красноармейска Валерия Пашинцева, в 2002 году подоходный налог покрыл четверть городских расходов. Если бы его собирали по новым правилам, хватило бы только на пятую часть. Эта потеря не единственная v около 5% бюджета город потеряет из-за того, что в субъект уйдет часть платежей по ЖКХ.

Красноармейск v город-акцептор, половину бюджета составляют дотации. И только по двум упомянутым причинам потери составляют 10% бюджета и, соответственно, 20% собственных доходов. По данным президента «Института экономики города» Надежды Косаревой, в результате муниципальной реформы из местных бюджетов будет выведено порядка 250 млрд. рублей, что составляет около четверти всех муниципальных бюджетов страны. Косарева отмечает, что с этими подсчетами согласны даже разработчики президентского законопроекта.

Позавчера в «Институте экономики города» обсуждались расчеты бюджетных последствий принятия муниципальной реформы на основе данных Минфина. Аналитики института прогнозируют «огосударствление» органов местного самоуправления, которые почти половину своего времени будут тратить на выполнение функций органов государственной власти. В докладе, посвященном анализу муниципальных финансов за последние десять лет, отмечается, что после кризиса 1998 года произошел перекос в сторону централизации в соотношении уровней власти. Принятие козаковского законопроекта может эту тенденцию законсервировать или даже усилить.

Вообще, комиссия Дмитрия Козака свое дело сделала и, похоже, дальше снимает с себя всю ответственность. Теперь отдуваться Минфину v в рамках победившей концепции. Он и отдувается. По словам депутата от СПС Бориса Надеждина, правительственные эксперты на встрече с экспертами Института экономики города представили заключение, из которого следовало, что у муниципалитетов средств появится больше, причем приблизительно на ту сумму, которой, по оценке Института, у них недостанет. По словам Надеждина, обсуждение имело эмоциональный, если не скандальный характер. Вообще, маленькие экспертные скандалы шлейфом тянутся за муниципальной реформой. Так, в свое время тот же Институт посчитал, что в результате муниципальной реформы число муниципальных служащих может вырасти вдвое. Эксперты же, близкие к козаковской комиссии, получили, что число муниципальных служащих останется тем же. Надеждин отказался быть арбитром, однако отметил, что 68 губернаторов, прикинув по своим регионам, получили увеличение.

Однако смысл происходящего не в этом v проект муниципальной реформы вполне вписывается в главный политический проект путинского президентства v создание вертикали власти. Данный проект должен был создать четкую, покрывающую всю страну систему уровней власти v федерального, регионального и муниципального v с понятным образом разграниченными правами, обязанностями и источниками финансирования. Но ее вряд ли можно считать достигнутой v предложенная административная модель вряд ли окажется эффективной. Управленческих ресурсов центра вряд ли хватит на то, чтобы управлять на всех уровнях, муниципалитеты же, загнанные в жесткие рамки, за счет собственной инициативы эффективно развиваться не смогут. Допущенные системные ошибки, конечно, выплывут не сразу, но дележ бюджетного пирога между уровнями власти v ежегодная забава. Так что время понять, что к чему, будет.

Николаев Антон
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).