будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Вьетнам Россия оружие
Май 13, 2025
Мир
Салин Павел Цветов Антон

Вьетнам без президента: три опоры власти

Вьетнам без президента: три опоры власти
4dNiJvkzKnUABsl6OoFL1vUKccGRSbyK
Чан Дай Куанг. Источник: kremlin.ru

В Ханое на 62-м году жизни умер президент Вьетнама Чан Дай Куанг. Он занимал этот пост с 2016 года. Политологи не исключают перемен во внешней и внутренней политике страны. 

Президент Вьетнама скончался в Центральном военном госпитале, куда попал в критическом состоянии из-за тяжелой болезни, сообщило информационное агентство Reuters. По сведениям информационного агентства РБК, ссылающегося на вьетнамской издание VN Express, причиной смерти стали проблемы с сердцем.

Чан Дай Куанг был десятым президентом страны. До избрания являлся министром общественной безопасности (в 2012 году ему было присвоено звание генерала). Президент Вьетнама избирается Национальным собранием из числа депутатов. 

 
Чан Дай Куанг в должности министра общественной безопасности
Trandanvy/Wikimedia Commons

По словам Антона Цветова, эксперта Центра стратегического развития, ситуация в самом Вьетнаме является достаточно устойчивой и смерть президента не скажется на ней.

«Вьетнам – одно из самых стабильных государств Юго-Восточной Азии. Смерть президента или его неожиданный уход с поста на какой-либо причине вряд ли расшатает политическую систему страны, потому что президент во Вьетнаме не играет той роли, которую, может быть, ожидают от президента в других государствах региона или даже Европы. Во Вьетнаме нет того персонализма, который присутствует в ряде других стран Азии в отношении главы государства, потому что там действует система коллективного руководства.

Говоря об этой системе, следует отметить понятие «четырех опор»: это генеральный секретарь Коммунистической партии, президент Вьетнама, премьер-министр и председатель Национального собрания. Эти люди и есть верхушка пирамиды власти. Следом за ними идет Политбюро Центрального Комитета Компартии Вьетнама, затем – Центральный Комитет. Это – самые значимые органы в системе власти страны. Плюс есть правительство и другие органы государственной власти.

Непосредственно президент выполняет ряд важных функций: он представляет страну на международной арене гораздо чаще, чем генеральный секретарь компартии, потому что генеральный секретарь – это глава политической организации. Долгое время из-за этого существовала проблема с тем, чтобы принимать генерального секретаря в Белом доме. Для президента Соединенных Штатов принимать, по сути, руководителя партии, - это некоторое протокольное нарушение. Хотя в итоге это все же произошло – что говорит о значимости Вьетнама для американской внешней политики.

 
Чан Дай Куанг и Дональд Трамп
US Embassy Canberra/Wikimedia Commons

Итак, у президента Вьетнама есть такие политические функции; плюс сам Чан Дай Куанг был человеком силовых ведомств – большую часть карьеры он строил в Министерстве общественной безопасности и даже возглавлял его перед тем, как стать президентом страны. То есть он значимой фигурой, но все же его уход с арены не означает дестабилизации, поскольку существует разветвленная система партийных и государственных институтов. Политический кризис последовать за этим не должен.

Вообще социально-политическая стабильность во Вьетнаме довольно высока. Ощущение проблем в этой области могло возникнуть, быть может, летом этого года, когда проходили довольно крупные протесты против двух законопроектов: законопроекта об особых экономических зонах и законопроекта о кибербезопасности. Последний вызывал недовольств своей жесткостью по части контролирования интернет-контента: он чем-то напоминает «пакет Яровой», содержа в себе требования к операторам по хранению данных на территории Вьетнама, но требования по контролю контента являются гораздо более строгими, чем мы можем представить.

А закон об особых экономических зонах вызывал неоднозначную реакцию потому, что подразумевал сдачу земель в долгосрочную аренду иностранным государствам. Это наложилось на существующие во Вьетнаме антикитайские настроения, и население сразу стало опасаться, что землю отдадут китайцам. В итоге принятие закона об особых экономических зонах было отложено; закон же кибербезопасности приняли прямо во время протестов.

В целом социальные протесты во Вьетнаме – не очень редкое явление, как можно подумать, но они крайне редко приобретают политический окрас. Фактически, этого не происходит никогда – потому что в однопартийном государстве политические требования протестующих есть по сути призывы к свержению конституционного строя. В целом же социально-экономическая ситуация в стране достаточно стабильна и неплоха: есть долгосрочная траектория очень высоких темпов роста, благосостояние растет, растет и средний класс.

Сейчас, видимо, начнется некий процесс внутриэлитных переговоров – будут выбирать нового президента. Видимо, это будет человек из состава Политбюро. Но это обязательно будет консенсусная фигура, потому что для Компартии Вьетнама сохранение консенсуса внутри элиты имеет принципиальное значение. Для нее важно сохранить устойчивую систему. Ну, и тут надо будет смотреть на ситуацию.

 
Генеральный секретарь Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг и Вице-президент США Джо Байден
Wikimedia Commons

Дело в том, что на последнем съезде Компартии ее генеральный секретарь остался еще на один срок, но непонятно, будет ли он оставаться на посту все пять лет или уйдет в середине срока, будучи уже немолодым человеком (ему 73 года). Остался он именно ради сохранения внутрипартийного консенсуса, так как был консенсусной фигурой. Сейчас транзит власти, если даже этот вопрос рассматривался, может усложниться – просто в силу того, что быстрая смена политических руководителей – это не вьетнамский стиль», – сказал Антон Цветов, отвечая на вопросы «Полит.ру».

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, полагает, что внешняя политика Вьетнама в результате происшедшего также едва ли изменится.

«Не уверен, что во внешней политике Вьетнама сейчас могут произойти сколько-нибудь серьезные изменения, поскольку двумя доминантами в азиатско-тихоокеанском регионе сейчас являются Китай и Соединенные Штаты Америки. Остальные более мелкие игроки пытаются лавировать между ними, но ближе к Соединенным Штатам. Потому что у значительной части стран в Азиатско-Тихоокенском регионе (как то: Япония, Южная Корея, тот же Вьетнам) есть серьезные опасения, что они будут просто поглощены Китаем на китайских условиях.

Эти опасения умножаются еще и на определенные исторические обиды, свои счеты – так как, как у прибалтиийских республик к России. По отношению к Китаю они есть у Кореи, они есть у Вьетнама (речь не только о китайско-вьетнамской войне 1979 года, корни этой неприязни уходят гораздо глубже), они есть у Японии. Поэтому во внешней политике страны этого региона, особенно находящиеся близко к Китаю, достаточно ограничены. Поскольку с одной стороны у них есть растущий и демонстрирующий амбиции Китай, а с другой – есть Соединенные Штаты, которые достаточно настойчиво предлагают себя в качестве противовеса. И каким бы ни был следующий вьетнамский президент, если он не кажется каким-то совсем уж оригиналом, то и он не выйдет за рамки коридора этих возможностей.

 
Дворец для торжественных церемоний в Ханое
PCOO EDP

Для России эта ситуация важна еще с точки зрения закупки Вьетнамом российских вооружений. Тут могут быть варианты, но их пока рассматривать бесполезно. А Вьетнам как рынок для российского вооружения даже в Азиатско-Тихоокеанском регионе пусть и не находится на первом-втором местах, но тоже в принципе важен и России интересен.

Глобальный же курс Вьетнама, повторю, скорее всего, не изменится. И третьим полюсом силы в этом регионе Россия не станет, да и не претендует на это. У нее и ресурсов нет, и есть понимание, что их нет. У России есть задача просто войти на равных в качестве члена «совета директоров» в Азиатско-Тихоокеанский регион. Он через 10-20 лет может стать основным экономическим центром – а потом, возможно, и политическим», – сказал Павел Салин в беседе с «Полит.ру».

Салин Павел Цветов Антон
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).