Виталий Кличко в качестве мэра Киева – это очень большая тайна. Он так давно хотел им стать, что теперь особенно интересно: а что он делать-то собирается? Но это выяснится не скоро, пока ему еще надо попасть в здание мэрии и освободить проезд по Крещатику.
В мэры он очень давно стремился. В марте 2006-года он одновременно баллотировался в Верховную Раду и Киевсовет как лидер Блока «Пора—ПРП», а еще и боролся за пост городского головы Киева. На киевских выборах занял второе место, получив23,7 %. В 2008-ом, на досрочных выборах мэра Киева набрал 17,97 %, тоже мало. Ну вот теперь, пока еще по предварительным данным (обработаны 1062 участка из 1082) у него 57,15%, за ним Леся Оробец – 8,57%, и третье место занимает нынешний глава Киевской Госгородской администрации Владимир Бондаренко (8,06%). То есть, все получилось.
В этот раз Кличко снялся с президентских выборов, объединившись с Порошенко, в итоге посты и поделены. Конкурентов у него особо и не было. Считали примерно так (цитируется преподаватель кафедры психологии Нац.педагогического университета Драгоманова А.Равчев): "Катеринчук слишком традиционный, Оробец наоборот слишком «молодежная», Бондаренко слишком из «Батькивщины», все остальные слишком «А это кто вообще такой?!»"
Вообще-то, никому не ведомо, что Кличко за политик. Во время нахождения в Раде отличался молчанием и, разве что, критиковал власть (как все прочие оппозиционеры), постоянно выражая уверенность в будущем единстве оппозиции на всех будущих выборах. Идей не высказывал. Он явно не оратор, не интеллектуал и не хозяйственник. Но вел себя прилично, в том числе на Майдане. Нет ничего, что позволило бы понять его будущие намерения. И сейчас это не понять, посколкь утут же начались скандалы с самими выборами: "Лидер Демократического альянса, чьи активисты участвовали в «евромайдане», Василий Гацько ранее заявил о фальсификациях при подсчете голосов на выборах в киевский горсовет 25 мая. Врио президента Александр Турчинов поручил Центризбиркому пересчитать голоса на выборах в Киевсовет по всем избирательным участкам Киева. Победивший на президентских выборах в тот же день Петр Порошенко также поддержал предложение пересчитать голоса".
В итоге согласился с этим и Кличко: «Если существуют определенные сомнения в честном проведении выборов в столице, если есть сомнения в объективном подсчете голосов, то мы должны открыто и прозрачно их пересчитать».
Что как бы не лучшее начало его деятельности. Вообще, не следует считать, что если Кличко-братья такие герои, то Виталий как политик вызывает всеобщий восторг: "Текущий рейтинг ответственности Виталия Кличко в системе «Слово и Дело» составляет 22%. Он выполнил 35 обещаний из 160, зафиксированных проектом. Еще 20 обещаний Кличко были провалены. Среди последних резонансных обещаний Кличко - демонтаж баррикад на Крещатике, хотя люди, которые до сих пор находятся на Майдане, категорически не согласны с такой инициативой".
Ну, наверное, это и есть медийный контроль власти, хотя сложно представить, как Кличко смог сочинить эти 160 обещаний. О демонтаже баррикад будет чуть позже, а пока еще о журналистах. По поводу Кличко 2 мая СМИ, например, рассказали:
"В пятницу вечером без пяти минут мэр Виталий Кличко отмечал свою победу на выборах в компании соратников и друзей. Праздник организовали недалеко от ул. Грушевского — в ресторане в Sanрaolo (Музейный переулок)…Мы узнали, что в тот вечер в ресторане гуляли около сотни коллег Кличко-старшего. Банкет на такую компанию с холодными закусками, горячим блюдом и спиртными напитками стоит порядка 75 тыс. грн. Но вполне вероятно, что платить в заведении будущему мэру не пришлось, ведь Sanрaolo связывают с ударовцем Павлом Рябикиным, которого Кличко уже назвал своим первым заместителем".
Тут трудно понять, это пишется с осуждением (в контексте акценитирования "недалеко от Грушевского" – ну, баррикады, покрышки, Кличко там облили из огнетушителя, опять же - "Небесная сотня") или же как бы с уважением за эстетический размах? Впрочем, это лирика.
В остальном же Кличко продолжает делать заявления "обо всем хорошем":
"Не нужно совершать ошибки Оранжевой революции, когда стали перетягивать одеяло на себя. Нужно интересы страны ставить выше своих политических". А вот уже личное, по его словам всякие известные зарубежные друзья уже поздравили его с победой: "Многие из них поддерживают движение за демократию, поздравляли меня, но и выражали соболезнования - такой кусок работы предстоит...не позавидуешь".
Но до работы еще далеко
С работой непонятно, потому что непонятно - где, собственно, это делать? Здание мэрии занято Майданом. 19 мая Кличко уже обмолвился, что Майдан выполнил свою миссию: "Думаю, Крещатик должен быть открыт". Ну, сносить прямо он не собирался, а сказал, что проведет соответствующие переговоры" .По его словам, о необходимости возобновления движения по Крещатику говорили киевляне на всех его встречах. Кличко не исключил, что палатки с Майдана могут быть перенесены в другое место, а люди, если желают, могут выходить на акции протеста на сам Майдан: "Никто никого не выбрасывает, но мы настроены на дискуссию, на нормальную дискуссию с аргументами". Он даже подумал и конкретно: "Более того, тем людям, которые находятся на Майдане, нужно работать, нужно давать задания. И мы предложим им реализовываться".
То есть, он старался быть мягче, но нет – Майдан отнесся к нему очень плохо и даже снова принялся жечь покрышки. Пришлось делать еще одно заявление, уже прямо со сцены Майдана,в воскресенье: "Распространяются слухи, что кто-то говорил, что Кличко выступает за разгон Майдана. Это технологии. Я всегда был против этого. На сегодняшний день у меня есть четкая позиция, но кто-то перекручивает слова".
Но, в общем, позиция вполне непримиримая: "Я уверен, что разобрать баррикады мы можем только лишь с участниками Майдана совместно. На сегодняшний день самую главную функцию Майдан исполнил. У нас сегодня нет диктатора, прошли президентские выборы, выборы мэра, выборы в Киевский совет. Мы должны провести досрочные выборы в Верховную Раду, мы должны полностью перегрузить власть и начать реформы. И это будет самым лучшим ответом для тех, кто сейчас находится на Майдане". Но у Майдана сохраняются требования (люстрация, судебное преследование определенных лиц), выполнить которые не в компетенции Кличко.
И еще раз: "Есть твердая уверенность, что нам нужна работа Киева, нам нужна эффективная работа зданий, мы должны дать возможность передвигаться по улицам".
Вообще, на будущую работу он давно уже пытается попасть: "27 мая Виталий Кличко сегодня пришел в здание Киевского горсовета и попросил майдановцев освободить его. Там до сих пор живут бойцы самообороны, и новоизбранным депутатам теперь негде работать. Да и само здание нужно отремонтировать - не работает система голосования, а мебель и техника поломаны. Лидер УДАРа обещает - людей на улицу никто выгонят не станет. Всем активистам предложат временное жилье. Люди политика встретили радушно, и даже спели Кличку гимн Украины. "Мы должны обеспечить нормальное функционирование власти, нам необходимо, чтобы Киевсовет не работал по закоулкам, а нормально выполнял свои функции",- считает Виталий Кличко".
Ну, эффекта это не возымело. То есть, какой-то был, но - в о-о-очень этнографической форме: на все еще продолжающемся по выходным майдановском вече было заявлено, что общественность там же посвятит Кличко в мэры "по казацким традициям". Ну, кое-как от этнографии он отбился: пообещал, что после появления официальных резульатов он, вместе с депутатами горсовета, присягнет киевлянам публично возле здания Киевской городской государственной администрации. То есть, возле мэрии. Ну, это практически Майдан, но все же чуть сбоку. Но может выйти так, что внутрь они так и не войдут, а поклянутся на ступеньках и пойдут работать в свои закоулки. Потому что с эффективной работой зданий по-прежнему никак.
Сложная, вообщем, конфигурация в Киеве на Майдане: в мэры "по казацким традициям" посвятить готовы, а вот отдать мэрию - так нет.