Президент Ирака Джаляль Талабани сообщил, что Рабочая партия Курдистана в понедельник вечером объявит о прекращении вооруженного противостояния Турции. Это сообщение, вероятно, призвано предотвратить эскалацию военных действий на турецко-иракской границе и наступление турецких войск на территорию Ирака.
Накануне Талабани призвал курдских боевиков сложить оружие или покинуть Ирак, а Анкару - «снизить давление», на себя же взял обязательство использовать собственные каналы контактов с повстанцами для «урегулирования проблемы мирным путем». Правда, до последнего времени ни его «каналы», ни усилия американцев не оказывались эффективным средством для предотвращения атак курдских террористов.
В свою очередь, сегодня же глава МИД Турции Али Бабджан заявил, что Анкара может воспользоваться мандатом парламента на проведение военной операции в Северном Ираке, но воспользуется «всеми дипломатическими средствами» для урегулирования кризиса, прежде чем прибегнет к вторжению.
Власти обеих стан всеми силами пытаются решить конфликт мирным путем.
В прессе в последнее время появляются сообщения о возможности, невозможности или уже состоявшемся факте вторжения турецких войск на территорию северного Ирака. Так, итальянская газета La Stampa со ссылкой на источники в правительстве Турции пишет, что, несмотря на громкие заявления Анкары, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган не планирует в ближайшее время масштабных военных операции на севере Ирака. А в интервью газете Times сам Эрдоган заявил, что, несмотря на призывы к сдержанности со стороны США и НАТО, Турция в скором времени начнет боевые действия против курдских повстанцев в Северном Ираке. Причем, это интервью было дано еще в субботу вечером всего за несколько часов до очередного столкновения курдов с турецкими войсками.
В ночь с субботы на воскресенье не менее 16 турецких солдат погибли, попав в засаду в одном из районов на юго-востоке страны, еще один погиб и несколько были ранены в результате взрыва мины под микроавтобусом. Эти события спровоцировали жесткую реакцию со стороны турецких военных, которые, в свою очередь, уничтожили 23 курдских боевика и нанесли артиллерийские удары по приграничным районам. Были обстреляны 63 «подозрительных объекта», многие из которых находятся, как сообщил турецкий телеканал Ntv, за пределами границы, в зонах, покинутых мирными жителями
17 октября турецкий парламент дал согласие на проведение военной операции на территории Ирака. С соответствующей просьбой к депутатам на прошлой неделе обратился Эрдоган. Как заявлял ранее сам премьер, он не готов говорить о конкретных сроках ввода турецких войск, парламент же должен разрешить ему сделать это в любой момент на протяжении ближайшего года.
По данным многих источников, Турция уже дислоцировала на иракской границе более 60 тыс. военнослужащих. Рабочая Партия Кудистана, по данным официальных лиц Турции, в горах Северного Ирака имеет шесть учебных лагерей и 3500 бойцов.
В соответствии с распространяемыми мировыми СМИ утечками из генштаба турецкой армии, им разработано не менее четырех сценариев предстоящей военной операции. Согласно первому сценарию, планируется операция силами армейского корпуса, предполагающая продвижение на север Ирака на глубину пять-десять километров и взятие под полный контроль границы с соседней страной. Второй сценарий предусматривает «точечные удары» подразделений турецкого спецназа на севере Ирака с ликвидацией мест базирования курдских боевиков. Третий предполагает проведение воздушной операции в районе горного хребта Кандиль, где, по утверждению турецких военных, расположены основные базы РПК. По четвертому сценарию планируется проведение наземно-воздушной операции в Северном Ираке.
Военные еще до формального разрешения парламента приступили к последним приготовлениям. Во избежание утечки информации приграничные с Ираком районы объявлены закрытой зоной. Турецкая газета Hurriyet сообщает, что крупные танковые соединения уже сконцентрированы в районе приграничного города Силопи в провинции Сирнак. Они будут поддерживать наступление 200-тысячной армейской группировки. Тем временем турецкая артиллерия нанесла удар по нескольким лагерям РПК в районах Канимаса, Наздура и Сината в Северном Ираке.
По оценкам некоторых турецких экспертов, формирования РПК в Северном Ираке вряд ли превышают 4 тыс. бойцов, но, несмотря на подавляющее превосходство турецких войск, вряд ли операция будет легкой. Курды имеют огромный опыт боевых действий в горах, где численное преимущество турок не столь значимо. К тому же, есть опасения, что против турецкой армии выступят военные формирования иракских курдов (пешмерга): еще до голосования в парламенте Турции иракские курды сообщили Анкаре, что пешмерга выступят против турецкой армии, если вторжение превысит глубину в 40 км. Пешмерга имеет многолетний опыт вооруженной борьбы еще с армией Саддама Хусейна. Кроме того, после падения диктатуры в 2003 году бойцы курдских формирований прошли переподготовку под руководством американских и израильских инструкторов. Так что уничтожить крупную армейскую группировку курды, вероятно, не смогут, однако нанести ей тяжелые потери им вполне по силам.
Региональное правительство Северного Ирака, сформированное из представителей двух ведущих сил региона – Демократической партии Масуда Барзани и Патриотического союза Джаляля Талабани, ранее предостерегло Анкару от вторжения; в противном случае, по словам иракских курдов, Турцию ждет позорный разгром.
Багдад обеспокоен намерением Турции провести операцию на курдском севере Ирака и призывает к «срочным переговорам». Большинство других стран и организаций придерживается сходных позиций. Руководство США предостерегает Турцию от проведения операции. Вместе с тем США осудили вылазки боевиков РПК в Турции и предупредили, что это может привести к боям и дестабилизации курдского региона на севере Ирака. Генсек ООН Пан Ги Мун заявил, что «сейчас в Ираке очень сложный и чувствительный период» и напомнил, что в ноябре в Турции должна пройти международная конференция по Ираку. Россия призвала Анкару проявить сдержанность относительно возможного начала боевых действий против боевиков курдских организаций на территории Ирака.
О поддержке позиции Турции по поводу проведения трансграничной военной операции против курдских экстремистов заявил президент Сирии Башар Асад. По его словам, Турция имеет на нее право, так как такая операция направлена против определенной группы боевиков, а не против самой страны.
На территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии проживает в общей сложности около 25 миллионов курдов. Своего государства у курдов никогда не было, однако борьба за его создание регулярно разгорается. Ведущей из базирующихся преимущественно в Турции курдских радикальных организаций является РПК. В отличие от некоторых других курдских организаций она требует создания независимого государства. Среди следствий ее борьбы. А также давления международных структур стало допущение Турцией хоть некоторых элементов курдской культурной автономии.
Больших успехов добились иракские курды. По ныне действующей конституции страны, принятой уже после свержения Саддама, иракский Курдистан имеет статус широкой автономии. Но ни центральные иракские власти, ни американские военные, ни региональные власти Курдистана так и не смогли справиться примерно с тремя тысячами боевиков РПК, о чем неоднократно просила Анкара.
Турция обвиняет РПК, признанную США и Евросоюзом террористической организацией, в смерти 30 тысяч человек с момента начала вооруженной борьбы (в 1984 году) за независимость на юге Турции. Анкара уже проводила масштабные военные операции в северном Ираке в 1990-х, однако успеха не достигла.