будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Мир
Усыскин Лев

Война за Огаден

Война за Огаден
Karte_Ogaden_Haud_Somali
Война за Огаден. Источник: Википедия

20 июня 1977 г. начался вооруженный конфликт между Эфиопией и Сомали за преимущественно мусульманскую провинцию Огаден. Он стал одним из наиболее масштабных военных столкновений между суверенными государствами за все время после Второй Мировой войны.

Предыстория здесь проста – идея построения "Великого Сомали", включающего часть территории Эфиопии, Кении, Джибути и т.д. возникла вместе с появлением на политической карте самой страны Сомали в 1960 г. Уже в середине шестидесятых на границе с Эфиопией начались перманентные стычки, а в самом Огадене при поддержке Сомали начали действовать партизанские отряды Фронта Освобождения Западного Сомали (ФОЗC).

В 1969 г. к власти в Сомали пришел президент Барре. По обычаям, существовавшим в том мире Холодной войны, всякая страна третьего мира должна была почти обязательно принять вассалитет по отношению к одной из двух сверхдержав. Сомали выбрала СССР, при том, что идеология режима была, как бы сейчас сказали, во многом исламистской. Впрочем, Советскому Союзу чужой ислам особо не мешал почти никогда. Были заключены соответствующие соглашения, в рамках которых СССР получил пункт военно-морского базирования Бербера, поставив взамен в страну уйму оружия, включая сотни танков, десятки истребители МиГ-21МФ и МиГ-21УМ бомбардировщиков Ил-28, вертолетов Ми-8 и транспортных самолетов Ан-24. В страну приехали тысячи военных инструкторов из СССР и Кубы. Что касается Эфиопии, то она ориентировалась на США. Соответственно, ее ВС были вооружены главным образом оружием американского образца (самолеты F-86F, 12 F-5A, 2 F-5B, 4 "Canberra B.Mk.52" и т.д.). Однако, в 1974 г., после свержения в Эфиопии монархии (того самого Хайле Селассие I, знаменитого "Раса Тофару", на которого до сих пор молятся на Ямайке) и прихода к власти "революционера" Менгисту Хайле Мариама, американская поддержка довольно быстро была свернута. Эфиопия попыталась дружить с Китаем, но тот в те годы мало интересовался Африкой – тогда от безысходности эфиопский режим отдался в советские объятия.

Эта ситуация крайне не понравилась Сомали. Какое-то время советская дипломатия пыталась примирить обе страны, активную роль в этих попытках играл Фидель Кастро. Но все было тщетно и Москве пришлось сделать выбор в пользу Аддис-Абебы.  К началу 1977 г. с Эфиопией было заключено соглашение о военно-политическом сотрудничестве, СССР получил в пользование эритрейский порт Массава и к лету начал активные поставки в страну тяжелых вооружений.

Барре понял, что более выгодного времени для решения огаденского вопроса силой уже не будет: в самом деле, эфиопская армия была ослаблена целым рядом обстоятельств – партизанскими действиями в Огадене и Эритрее, требовавшими отвлечения сил, сильными проблемами с ремонтом и обслуживанием американской техники после разрыва с США, тогда как советская техника еще не вполне была освоена. Кроме того, недавняя перемена политического режима в стране сильно проредила офицерский состав эфиопской армии.

Как бы то ни было, 20 июля в Огаден вторглась регулярная группировка сомалийских войск, насчитывавшая 23000 человек, около 350 танков Т-34/54/55, более 300 бронетранспортеров, 600 артиллерийских орудий. С воздуха ее прикрывали около 60 боевых самолетов. В этот момент ВВС Эфиопии располагали 35 боевыми самолетами, а в Огадене располагалось всего 10200 человек, 45 танков M41/M47, 48 артиллерийских и 10 зенитных орудий. Начались упорные бои на земле и в воздухе. Так, уже 21 июля сомалийцы сбили гражданский DC-3, а утром 26 июля два эфиопских F-5 атаковала звено из четырех сомалийских МиГ-21МФ. Два "МиГа" были сбиты эфиопскими истребителями, а ещё два столкнулись в воздухе при попытке уклониться от выпущенной по ним ракеты.

Вообще, несмотря на двукратное превосходство в самолетах, в воздухе эфиопам везло в ощутимо большей степени. Объяснений этому феномену было несколько – от имеющего под собой веские основания предположения, что пилотировали (а не только готовили на аэродромах) эфиопские самолеты израильтяне, до ставшего неприятным сюрпризом для СССР вывода: считавшиеся устаревшим и неудачным F5 оказался во время воздушного боя сильнее МиГа-21. На этот счет позднее даже были проведены специальные исследования – тренировочные воздушные бои: в СССР, где использовался трофейный F5, подаренный "вьетнамскими товарищами", и на Кубе, где использовали американский самолет как раз из "эфиопской коллекции". В обоих случаях итог был однозначный – при том, что МиГ имел большую тягу двигателей! Кстати, израильтяне помогали эфиопским ВС всю войну – бок о бок с прибывшими потом советскими, кубинскими, восточногерманскими и прочими специалистами. По другую сторону в то же самое время поступала помощь из арабских стран и Пакистана – последний предоставил и своих летчиков. Так или иначе, к концу сентября 1977 г. сомалийская авиация потеряла более двадцати машин, а их противники – около 5.

На земле, однако, сомалийцы теснили: к началу октября в их руках уже было 9/10 спорной провинции. Обе стороны при этом в значительной степени выдохлись – интенсивность боев упала до минимума, все занялись подготовкой к кампании следующего года.

Не получивший ожидаемой поддержки от США, Барре попытался восстановить отношения с прежним патроном – он отправился в СССР с визитом, однако принят был предельно холодно. Брежнев даже не удостоил его аудиенцией. Совсем иначе приняли  Менгисту Хайле Мариама, посетившего Москву в октябре: ему пообещали все и сразу, вплоть до регулярных частей кубинской армии.

27 октября 1977 г. Барре денонсировал договор с СССР. Все советские военные советники должны были покинуть страну в семь дней, кубинские – за сутки. Имущество СССР объявлялось конфискованным. В ответ из Союза были выдворены обучавшиеся в военных училищах сомалийцы, а эвакуация советских граждан из Сомали осталась в истории роскошной военной операцией – явно сидевшей в головах американских политиков в 1992 г. В порт Могадишо вошел большой десантный корабль ТОФ "50 лет шефства ВЛКСМ", откуда на берег высадились подразделения морской пехоты – благодаря этому эвакуация прошла на должном уровне и в полном объеме. Аналогичным образом, в порт Бербера вошел отряд кораблей ТОФ, также высадивший морских пехотинцев со штатной боевой техникой – это позволило спокойно демонтировать оборудование пункта базирования ВМФ. Плавмастерские и прочее оборудование отбуксировали в Аден (тогдашняя Народная Демократическая Республика Йемен, союзная СССР в отличие от Йеменской Арабской Республики).

Тем временем, военная помощь Эфиопии стала поступать предельно масштабно: с конца ноября был наведен воздушный мост Закавказье – Багдад – Аден – Аддис-Абеба – Луанда (в Анголе СССР тоже участвовал в местной заварушке). 225 выкрашенных в цвета "Аэрофлота" самолета военно-транспортной авиации а также корабли за две недели перебросили в Эфиопию 600 танков T-54/T-55/T-62, 300 БМП-1/БРДМ-2, 400 артиллерийских орудий (включая 130-мм пушки), средства ПВО (в том числе ПЗРК "Стрела"), стрелковое оружие, 48 истребителей МиГ-21 различных модификаций, 10 вертолетов Ми-6, транспортные Ми-8 и 6 боевых Ми-24А. Кроме того, в Эфиопию отправили почти полторы тысячи советских военных инструкторов. Сама по себе подобная логистическая операция – переброска в сжатые сроки столь мощной группировки столь далеко от границ СССР – уже достойна восхищения.

Однако чтобы освоить присланную технику нужно время – которого у Эфиопии не было. Решением этой проблемы стало прибытие кубинского экспедиционного корпуса – 18 000 человек – представленного уже сформированными подразделениями и имевшего боевой опыт в Анголе, а также иных подобных местах. Кроме того, эфиопскую армию усилили 2000 добровольцев из НДРЙ.

Что касается сомалийской армии, то она получила много более скромную помощь от Сирии, Египта, Ирака и Саудовской Аравии – которая, впрочем, не включала в себя ни одного нового самолета.

Новая кампания началась 8 января 1978 г. наступлением эфиопско-кубинских сил. В двадцатых числах сомалийцы последний раз попытались перехватить инициативу, организовав контрнаступление на Харар, однако были отбиты. Окончательно все точки над i были расставлены в начале марта, когда, после высадки в сомалийском тылу эфиопско-кубинского вертолетного десанта, был взят город Джиджига. К 13 марта Огаден фактически был очищен от сомалийских войск, а 15 Могадишо официально заявил о "выводе" своих сил из провинции.

Война обошлась Эфиопии в 40000 жизней, из которых 25000 – гражданское население. Сомалийская армия потеряла убитыми 20000 военнослужащих. 130 кубинцев и 33 советских военспеца также сложили головы за Огаден.

С тех пор многое изменилось в регионе – территориальная целостность обеих вовлеченных в конфликт стран не пережила их тогдашних лидеров: свержение Менгисту Хайле Мариама стоило Эфиопии потери Эритреи и выхода к морю. А Сомали после смерти Барре и вовсе перестало существовать как единое государство, превратившись в конгломерат враждующих территорий и рассадник морского пиратства.

Усыскин Лев
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).