Угроза военного обострения на палестино-израильском направлении, как и непрекращающиеся дискуссии в Израиле, заставляет внимательно проанализировать кампании прошло года – как операции Израиля на территории Палестинской Автономии, так и войну с «Хизбаллой», которая уже получила название Второй ливанской. В настоящей статье мы остановимся именно на уроках последней кампании.
Анализ войны лета 2006 года показывает, что политические и, в гораздо большей степени, оперативные военные цели должны быть сфoрмулирoвaны понятным военным языком. Они не должны допускать возможности различной интерпретации. Постановку задач израильской армии в Ливaнскoй кaмпaнии можно сравнить с тем, что было в Советском Союзе осенью 1941 года. Тогда расплывчатые партийные формулировки, отправленные лично Сталиным командующим фронтов, стоили жизни миллионам. При фoрмулирoвании политических целей следует четко oсoзнaвaть, что aрaбo-изрaильские войны на Ближнем Востоке служат, в конце кoнцoв, достижению политических целей более мощных сил (СШA, Европы, России).
Сухопутные бои вскрыли тяжелые проблемы на уровне плaнирoвaния и выполнения Сухопутными войсками поставленных задач. Пoхoже, что речь идет не тoлькo o технических aспектaх, но и вообще об oснoвaх пoстрoения эффективных СВ в Израиле.
Более тoгo, вoйнa, даже тaкaя oгрaниченнaя, пoкaзaлa, что в системе Армии обороны Израиля (АОИ) есть две разные армии: сухoпутнaя и вoздушнaя, действующие каждая по своему отдельному плану. Была дoпущенa кaрдинaльнaя oшибкa в оценке роли «катюш», спoсoбoв и последствий их применения. Задержка реакции АОИ на эту проблему предoстaвила «Хизбaлле» вoзмoжнoсть сoздaния видимости сoхрaнения бoеспoсoбнoсти вплоть до прекращения огня.
Несмотря на то, что наибольшие претензии предъявляются израильским ВВС за то, что они не смогли предотвратить и уже во время войны приуменьшить удары по территории Израиля ракетами типа «катюша», в целом израильская авиация была наиболее активным участником в этой войне. При этом остается неясным, смогут ли ВВС повторить свои ливанские успехи, особенно первых дней сражений, в войне, ведущейся по иному сценарию, с другими особенностями. Потенциальный неприятель также вынесет определенные уроки из данных военных действий, попытается использовать свои ракеты иным образом и, возможно, придумает, как обезопасить себя от действий авиации. В отношении пусковых установок с ракетами ближнего радиуса действия атаки ВВС будут бесполезны. На данном этапе трудно предположить, какие технические средства или оружие позволят значительно улучшить возможности авиации при противостоянии этой угрозе.
Израиль по-прежнему живет под опасностью атак ракет класса «земля-земля» с территории Ливана, Газы, а возможно и с западного берега реки Иордан. Важно, чтобы расширялись как средства перехвата ракет в воздухе, так и возможности военно-воздушных сил по ликвидации пусковых установок. Но и этого недостаточно для обеспечения полной безопасности. По мнению многих израильских и американских экспертов, «военно-воздушные силы не могут использоваться в качестве единственного или даже основного средства в подобных военных операциях. Борьба с угрозой ракет ближнего радиуса действия класса "земля-земля" требует широкомасштабного использования наземных средств, включая подразделения особого назначения и артиллерию. Несмотря на желание избежать использования наземных войск, требующее больших затрат, политики и военное руководство должны помнить о том, что пока будет существовать угроза обстрела ракетами класса «земля-земля» – и после войны в Ливане это осознали даже скептики – избежать этого не удастся. Пока существуют ракетные пусковые установки ближнего радиуса действия, небо не может быть безопасным»[1].
Фактически итоги войны и доказали это израильскому руководству. По крайней мере, в течение нескольких лет в будущем, подобные успехи военно-воздушных сил не будут решающими. В то же самое время, война продемонстрировала значительный прогресс возможностей военной авиации по обнаружению и уничтожению таких целей, как ракетные пусковые установки.
Не oчевиднo, что решение продолжать войну больше одной недели имело стратегический и политический смысл. Отказ правительства Израиля и ГШ АОИ от принципов: «молниеносной войны», «превентивной войны», «перенесения боевых операций на территорию противника», «косвенного сближения с противником», «введения противника в заблуждение», «противостояние каждой арабской армии в отдельности» и неопределенность в оценках принципа «опоры на мощного международного союзника» сыграли свою негативную роль. Руководство Израиля решило добиться мaксимумa и втянулось в дoлгoе безрезультaтнoе противостояние.
Вторая ливанская война Израилем, по мнению другой части израильских экспертов, не проиграна, а «завершилась частичным достижением политических целей, которые ставило перед собой руководство страны, и вполне ощутимым ущемлением интересов «Хизбаллы», на которые прежде никто не смел покуситься.
В чисто военном отношении ЦАХАЛ, при всех вскрывшихся недостатках в деятельности тех его звеньев, которые отвечают за оперативное планирование и логистику, продемонстрировал результаты, на которые не способна сегодня ни одна армия в мире. Во всяком случае, ни одна из тех, что уже принимали участие в «асимметричных» войнах нового типа, не предъявила таких результатов в Ираке, Афганистане, Чечне. И при этом следует помнить, что американцы, британцы и русские применяли в указанных регионах (а также на Балканах, где в результате бомбардировок НАТО погибло около 10 тысяч человек) куда более жестокие методы ведения современной войны, чем Израиль в Ливане»[2]. В подтверждение приводится позиция США, которые имеют максимальный вес в мире, но и их могущество не абсолютно.
Один из важнейших выводов для Израиля состоит в том, что за последние годы в стране, видимо, была потеряна школа стратегического анализа. Война лета 2006 года показала, что на восстановление этой школы уйдет значительное время. Более того, очевидно, что и в ВС США, на теорию, технику и вооружение которых сориентирован Израиль, тоже идут аналогичные процессы. Но они не так заметны, поскольку, в силу различных масштабов стран, идут значительно медленнее. Впрочем, итоги израильско-ливанской войны эти процессы значительно ускорят.
Это первая война XXI века, где современная армия (которой является израильская) воюет против партийного движения формально без объявления войны, аналогичными способами и методами, какими воевала коалиционная группировка Америки против Ирака в 2003 году. Вспомним войну в Персидском заливе. Из 42 дней – 38 суток война велась с воздуха и моря. Наземная часть операции заняла четыре дня. Можно полагать, что подобная стратегия, судя по последней войне и опыту локальных конфликтов, сохранится и впредь.
Война Израиля против «Хизбаллы» имела ряд уникальных особенностей: государство воевало не с другим государством, а с квазигосударственным образованием, базирующимся на территории соседней страны. Как считают американские аналитики, эта война продемонстрировала, «что некоторые современные террористические структуры постепенно становятся похожими на регулярные армии и что привычные методы ведения боевых действий недостаточно эффективны»[3].
По мнению израильского политолога Дова Конторера «Вторая Ливанская война Израилем не проиграна, но она растрачена им впустую. (…) Израиль не может воевать слишком много и слишком часто – как по внутренним причинам, связанным с ограниченностью наших ресурсов (человеческих, экономических, морально-психологических и т.п.), так и в силу внешних лимитирующих факторов. Последние всегда обусловлены особенностями существующей в данный момент международной конъюнктуры и, соответственно, степенью чувствительности Вашингтона, ООН, Евросоюза и пр. к происходящему на Ближнем Востоке»[4]. Майкл Мелило, командир Оперативного Отдела Центра Совместного Обучения и Тренинга опубликовал в военном журнале Parameters статью, в которой доказывает, что война в Ираке и война в Ливане являются образцами войн, которые будут идти в будущем[5].
Можно соглашаться или не соглашаться с израильскими политологами, но основной упрек израильское общество должно высказать своему собственному руководству. Оно не решилось воспользоваться тем планом, который ранее был тщательно отработан в Северном военной округе, и именно по которому война началась.
Речь идет о том, что командование Северного военного округа за три месяца до войны провело учения в поисках слабого места «Хизбаллы». «План заключался в том, чтобы десантировать значительные силы АОИ за линиями обороны Хизбаллы, за полосу занятую голубыми касками ООН, в глуби ливанской территории, которые должны были атаковать позиции Хизбаллы с севера на юг. Атаки с юга на север и с востока на запад (в районе Галилейского выступа) должны были быть небольшими. В ЦАХАЛе хорошо знали все бункеры и позиции Хизбаллы и были решения, как поразить их. Этот план должен был почти полностью прекратить обстрелы «катюшами» из района южнее реки Литани. Основное наступление должно было быть проведено резервистскими частями, которые должны были быть мобилизованы немедленно с началом войны»[6].
Однако правительство до конца не решалось на такой шаг. Приводились высказывания полковника резервистской службы Элиэзера Шенвальда, который возглавлял разведку корпуса в Северном военном округе, участвовал в разработке и проведения этого учения. «Чтобы провести этот план, надо было одновременно мобилизовать значительное количество резервистов, что не было сделано. Было мобилизовано лишь небольшое количество резервистов, и ЦАХАЛ начал выполнять небольшие «местные» задачи. Так, солдаты входили в хорошо укрепленные деревни фронтальной атакой уже на первом этапе, и были потери. В дополнение к этому была "концепция", что ВВС решат все проблемы. Путаница началась, когда поняли, что этого не происходит. На определенном этапе десантники были готовы к высадке в тылу Хизбаллы, но пришло сообщение, что политическое руководство (т.е. премьер-министр и министр обороны) не дали разрешение. Только в последние 48 часов войны начали реализовывать план, но в итоге в гораздо меньшем масштабе и менее эффективно»[7].
Аналогичная информация поступила и от полковника запаса Арнона Нахмиаса. По его словам, «за 3 месяца до начала военных действий проводились учения по следующему сценарию: «Хизбалла» похищает трех солдат, начинаются военные действия, ЦАХАЛ в течение 10 дней бомбит места запуска ракет, уничтожает большинство ракет дальнего радиуса действия, но не может прекратить обстрел «катюшами». Мобилизуются резервисты, в тыл «Хизбаллы» сбрасываются значительные силы, которые атакуют врага с севера, и вся местность в течение короткого времени очищается от террористов. Как показали конкретные боевые действия, сценарий первой части учений почти полностью совпадает с началом войны. Полковник Нахмиас привел один, но показательный пример, как в один из вечеров поступил приказ десантировать бригаду с вертолетов в тылу врага. Когда все уже были в вертолетах, поступило сообщение об отмене операции. Это повторялось в течение 5 дней. Когда затем в расположение бригады прибыли министр обороны Перец и начальник Генерального штаба, офицеры им высказали прямо в лицо: «Мы не понимаем, чего вы от нас хотите и, похоже, вы сами не понимаете, чего хотите от нас».
Армия продолжала атаковать в лоб укрепленные позиции «Хизбаллы». «Лишь за 2 дня до прекращения огня был отдан приказ десантировать в тылу врага один резервистский десантный батальон (вместо значительных сил по плану), в течение нескольких часов были уничтожены 65 вооруженных террористов, израильские войска не понесли потерь, из целого района практически прекратились запуски "катюш". На следующую ночь было намечено сбросить десантную бригаду, но перед этим был подбит один вертолет, и Ольмерт с Перецом приказали прекратить наступательные действия. Выброшенному ранее батальону было приказано марш-броском по тылам «Хизбаллы» прорываться к нашим частям».[8].
И таких высказываний в израильской армии после войны не мало.
В правительстве Израиля назначена комиссия по расследованию причин и недочетов Второй ливанской кампании и итогов войны в целом, во главе с судьей Виноградом. Министр обороны Израиля А. Перец назначил свою специальную комиссию во главе с бывшим начальником генштаба ЦАХАЛа А. Липкиным-Шахаком. Она должна в трехнедельный срок расследовать ход и итоги военных действий в Ливане, выяснить, насколько вооруженные силы и страна в целом реально были готовы к войне. По заявлению начальника ГШ ВС Израиля также ведется работа по детальному анализу военных последствий ливанской кампании. Для расследования работы разных военных частей во время войны по его распоряжению было создано более 50 комиссий – беспрецедентный шаг в истории израильской армии. А в итоговом отчете комиссии по расследованию работы самого генштаба, возглавляемой бывшим его главой Даном Шомроном, говорилось, что «Дан Халуц не смог выполнить поставленную перед ним задачу по прекращению ракетных обстрелов севера Израиля боевиками группировки "Хезболла", серьезно запоздал с началом наземной операции в Ливане, а также автоматически пропускал через себя противоречивые приказы, которые шли в боевые части из разных военных инстанций»[9].
А итогом работы этой комиссии стала отставка начальника Генерального штаба 58 летнего генерал-лейтенанта Дана Халуца. «Отставка главы Генштаба произошла через пять месяцев после окончания войны в Ливане. Причины разные, но уже известно, что в день начала военных действий, утром 12 июля 2006 года, Халуц продал на бирже принадлежавшие ему акции стоимостью 25 тыс. долл. Он знал, что вспыхнет война, и полагал, что биржевой курс упадет. Вместо того, чтобы заниматься разработкой операции, он занимался личными финансовыми проблемами»[10], что естественно сказалось на его авторитете в армии. Ранее в отставку ушел командующий Северным военным округом генерал-майор Уди Адам. Еще ранее ушел в отставку командир дивизии, отвечавший за безопасность израильско-ливанской границы.
В проводимых сейчас консультациях в высших эшелонах АОИ рассматривается вариант создания Объединенных Сил Специальных Операций (ССО) АОИ. Однако армейское руководство не готово к этому. А мнение тех нескольких человек, которые вообще представляют себе, что такое ССО, не является достаточно весомым. Предполагается, что в эти силы войдут «Саерет Маткаль» (СВ ГШ), «Шальдаг» (ВВС), Ш-13 (ВМС) и, возможно, одно-два других подразделения. Однако не исключено, что возникнет серьезная межведомственная война. Ни ВВС («Шальдаг»), ни ВМС (Ш-13) просто так не хотят отказываться от отрядов такого уровня, даже если учесть, что эти подразделения по-прежнему будут действовать в интересах и ВВС, и ВМС. Кроме того, создание ССО потребует изменения структуры как самих отрядов, так и в ГШ, т.к. руководитель ССО должен быть в звании генерала, чтобы иметь реальное влияние. Еще много неясно, например, каким образом во всем этом будут задействованы отдельные спецподразделения резервистов, которые доказали в этой войне, что воевать умеют.
«Важные решения приняты по защите населения приграничных районов от ракетных атак с территории Ливана. Опыт тех дней доказал необходимость единого координирующего центра, занимающегося проблемами тыла. Совет национальной безопасности страны разработал проект создания особого Национального управления по чрезвычайным ситуациям. Оно будет организовано при Министерстве внутренней безопасности, в ведении которого находится полиция, и объединит действующие в настоящее время разрозненно «профильные учреждения». Под начало министра внутренней безопасности перейдут управление тыла Генштаба и пожарная служба, а «скорая помощь» и местные органы власти в случае чрезвычайных ситуаций будут координировать действия с новым управлением. Все эти организации при объявлении ЧС перейдут под начало Главного штаба полиции»[11].
Израиль, учитывая эффективность ракетного оружия «Хизбаллы», а также наличие ракет у палестинских экстремистов, приложит значительные усилия по созданию системы тактической ПРО, способной перехватывать ракеты малой дальности. Американские и израильские специалисты уже заявили о возобновлении работ по созданию средств противодействия ракетному оружию малой дальности, которые были прерваны в 1990-е годы. Специальная комиссия во главе с новым начальником генштаба Габи Ашкенази решила отказаться от дальнейшего финансирования работ по созданию противоракетной лазерной установки Skyguard, проводимых американской корпорацией Northrop Grumman, и обратила свои взгляды на израильские разработки. Участие в проекте принимают две оружейные фирмы – Israeli Military Industries (IMI) с проектом «Волшебный щит» и Rafael с проектом «Щит Давида». Обе компании работают над зенитными ракетными комплексами, поражающими неуправляемые снаряды с помощью миниатюрных ракет «земля-воздух». Эти ЗРК будут оснащены радарами, способными засекать пусковые установки неуправляемых ракет.
Также начато тщательное изучение состояния защиты танков Merkava Mk IV и другой бронетехники с целью повышения ее эффективности. Израильское руководство приняло решение о продолжении производства танков типа Merkava, а также о начале серийной постройки в ближайшее время тяжелых высокозащищенных бронетранспортеров Немерах (Nemerah) на базе этих танков. Принято решение об ускорении подготовки к производству системы активной защиты танков типа «Воздушный плащ» «Trophy». Комплекс «Trophy» разработан компанией Rafael несколько лет назад, но из-за бюджетных ограничений до последнего времени не устанавливался на боевые машины. Стоимость оснащения комплексом активной защиты одного танка составляет 200–300 тыс. долларов. По утверждению разработчиков, комплекс способен защитить танк от большинства известных противотанковых ракет, а также от артиллерийских снарядов[12]. «В Ливане большая часть ранений экипажей Merkava при попадании противотанковых ракет была вызвана не взрывом боеголовки, а сотрясением "груды металла". Для снижения травматизма среди солдат в новых танках планируется установить надувные подушки, защищающие экипаж от ушибов и травм (аналогичные автомобильным "подушкам безопасности")»[13].
Руководство страны и командование АОИ будут, по всей вероятности, больше внимания уделять состоянию и развитию сил и средств разведки с тем, чтобы своевременно получать более подробную и качественную информацию о намерениях, планах и конкретных действиях предполагаемых противников.
Израильские военные также воспользуются ливанским конфликтом для лоббирования повышения военных расходов или, как минимум, отказа правительства от их сокращения. Бюджет, выделенный на учения Сухопутных войск, увеличится с 550 млн. шекелей (1 доллар = 4,5 шекеля) в этом году до 830 млн. в следующем, а к 2010 должен достигнуть одного миллиарда. В ходе военных действий, как известно, были выявлены серьезные недостатки в боевой подготовке резервных частей. Из-за сокращений военного бюджета в последние годы почти не проводилось учений с участием резервистов. Поэтому, по итогам анализа ведения войны в Ливане и подготовки к возможным будущим конфликтам, руководство Сухопутных войск приняло решение увеличить на 30%–40% количество дней резервистских сборов. Кроме того, по сообщению газеты «Едиот Ахронот», принято решение о внесении изменений в «Закон о резервистах». В этой связи в течение 2007 года все резервисты боевых частей пройдут резервистские сборы.
Интенсивность учений и количество призванных резервистов должны вернутся на тот уровень, который был до 2000 года, однако это относится лишь к резервистам боевых частей. В ближайшие три года рядовой состав будет призван на 80 дней, а офицерский – на 95 дней, из которых 27–30 дней – уже в 2007 году. Это фактически означает полную заморозку закона о резервистах, согласно которому планировалось призывать на резервистскую службу не более чем на 45 дней в течение трех лет. «Количество дней, предложенное в законопроекте, слишком мало для условий, в которых мы находимся», – заявил командующий Сухопутных войск генерал-майор Бени Ганц[14]. Большая часть резервистов будет занята на учениях, однако ряд подразделений займут места солдат срочной службы, учения которых также было решено сделать более интенсивными. Основное внимание во время учений будет уделяться взаимодействию различных подразделений от уровня бригад, до взаимодействия разных родов войск – ахиллесовой пяте, обнаружившейся во время Второй ливанской войны.
Командующий Сухопутными войсками Бени Ганц отдал приказ о введении нового графика огневой подготовки танковых частей резерва. При разработке плана учений учтены недоработки, выявленные в ходе войны. В первую очередь, это касается действий экипажей в случае применения противником противотанковых ракетных комплексов. Будут отдельно прорабатываться элементы ведения боя в условиях сложного рельефа и при массированном артиллерийском обстреле. В учениях будут принимать участие спецподразделения, экипированные, как бойцы «Хизбаллы». То есть «противниками» ЦАХАЛа станут те, кто владеет тактикой «Хизбаллы», знает ее организационную структуру, систему связи и т.п.
Страны НАТО, прежде всего США, в послевоенный период принимают меры по полной реорганизации ливанской армии с целью превращения ее в надежный инструмент в руках прозападно ориентированного правительства (если таковое сохранится у власти). В Пентагоне уже заявили о готовности оказать Ливану содействие в обучении и снаряжении его армии. При этом, как видится, основной упор будет сделан на оснащение и подготовку ВС для контртеррористических и противоповстанческих действий. Возможно также нацеливание новой ливанской армии на ведение сдерживающих действий на сирийском направлении.
Итоги войны внимательно изучаются в американской армии. По мнению американского эксперта Джеймса Карафано, научного сотрудника исследовательского центра Heritage Foundation, война в Ливане должна побудить вооруженные силы США заняться разрешением ряда проблем. «Во-первых, «Хизбалла» первой из террористических структур смогла организовать массовые ракетные обстрелы территории Израиля. Противотанковые и противокорабельные ракеты «Хизбаллы» также нанесли значительный урон армии Израиля. Следовательно, США должны научиться противостоять подобным вооружениям. Во-вторых, успехи «Хизбаллы» были обусловлены неудачной работой израильской разведки – следовательно, вооруженные силы США должны уделить разведке повышенное влияние.
В-третьих, победа над террористами и инсургентами достигается не с помощью авиации и флота, а, прежде всего, с помощью наземных войск. До недавнего времени этот фактор недооценивался»[15].
После вывода войск с территории Южного Ливана для Израиля важен еще один вопрос (не военный): «чтобы Ливан не создавал препятствий для свободного естественного стока воды из Южного Ливана на его территорию. По мнению российских экспертов, в воде реки, берущей начало на Голанских высотах, южноливанская доля составляет не менее 50% восполнения Тивериадского озера – основного источника воды для Израиля. От озера отходит Всеизраильский водовод – большая труба, доставляющая пресную воду в густо населенные районы средиземноморского побережья и в Негев. Флуктуации уровня Кинерета (Тивериадского озера) отражаются на водообеспечении практически всех районов страны, поэтому в Иерусалиме весьма трепетно относятся к этому вопросу, нервничая всякий раз, когда по тем или иным причинам уровень озера понижается»[16].
В целом, в порядке прогноза можно считать, что Израиль «выиграл от сроков войны». Во-первых, Израиль контролировал данный конфликт. Во-вторых, даже если бы Израиль довольствовался не полной победой или надеялся хотя бы на «ничью», то все равно эта война была всего лишь генеральной репетицией, неудачной мини-войной, неполной, не окончательной проверкой боеспособности. Корректируя ошибки военных действий (использование наземных сил не только для предотвращения террористических акций, модернизация резервного аппарата и т. д.) и делая необходимые выводы в стратегически-политическом планировании, Израиль увеличит свои возможности. Можно сказать, что Израиль должен поблагодарить «Хизбаллу» за поданный ему сигнал к пробуждению.
[1] Ophir N. Look Not to the Skies /пер. с англ.// The IAF vs. Surface-to-Surface Rocket Launchers. Volume 9. No. November 2006.
[2] Конторер Д. Окончательная бумажка // http://maof.rjews.net/article.php3?id=13509&type=s&sid=60.
[3] Washington ProFile. «Локальные» войны часто дают еще более «локальные» результаты: Американские выводы из Ливанской войны. Цит. по: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=162464.
[4] Конторер Д. Окончательная бумажка // http://maof.rjews.net/article.php3?id=13509&type=s&sid=60.
[5] Американские выводы из ливанской войны. По материалам сайта: http://www.washprofile.org/ru/node/5340
[6] Вандер Й. Командующий Северного округа виноват меньше всех.
По материалам аналитической группы МАОФ. http://maof.rjews.net/print.php3?id=13658&type=s&sid=60.
[7] Там же.
[8] Цит. по материалам сайта МАОФ. http://maof.rjews.net/print.php3?id=13658&type=s&sid=60.
[9] Асмолов Г. Генштаб Израиля подложил премьеру отставку // Коммерсантъ. 18. 01.2007.
[10] Гришанова М. Израиль теряет воинов // Время новостей. №7. 18.01. 2007.
[11] Шенк В. Умный Храмовую гору обойдет: Израиль извлек из Ливанской войны тактические уроки, но не стратегические // Военно-промышленный курьер. № 8 (174). 28 фев.–6 мар. 2007.
[12] Уроки ливанской войны // Красная звезда. http://www.redstar.ru/2006/12/07_12/n.html
[13]Шенк В. Умный Храмовую гору обойдет: Израиль извлек из Ливанской войны тактические уроки, но не стратегические // Военно-промышленный курьер. № 8 (174). 28 фев.–6 мар. 2007.
[14] По материалам сайта. http://shaon.livejournal.com/49172.html.
[15] Американские выводы из ливанской войны. По материалам сайта: http://www.washprofile.org/ru/node/5340.
[16] Хамазин К. Зерна нового конфликта на Ближнем Востоке всходят на воде // Еврейские новости № 17. 06.11.2002, http://base.ijc.ru/basesite/site.aspx?SECTIONID=77222&IID=77234#.