Темные обстоятельства смерти генерального директора «Укрзалiзницi» и министра правительства Януковича Георгия Кирпы показывает, что, несмотря на все желание рассчитывать на мир, компромисс и, соответственно, снижение градуса политико-уголовных обвинений на Украине, «скелеты в шкафу» украинской политики будут еще долго оказывать влияние на жизнь страны.
Георгий Кирпа погиб вчера вечером. Причина смерти – огнестрельные ранения. Милиция пока не комментирует произошедшее, но по данным украинских СМИ, следствие рассматривает версии самоубийства и убийства. Это событие немедленно стало частью жесткого политического обсуждения. Депутат украинского парламента, бывший замминистра транспорта и доверенное лицо Виктора Ющенко Иван Салий высказал подозрение, что смерть Кирпы была связана с тем, что транспортные деньги были разворованы и пошли, в том числе, и на предвыборную кампанию Януковича. Это можно понимать как превентивную версию, опережающую подозрения в том, что смерть одного из самых близких людей к Кучме, которого прочили в «преемники», была выгодна политическим оппонентам.
Иван Салий стал работать по схеме, которая использовалась анти-кучмовской оппозицией все последние четыре года и в итоге определила градус предвыборной кампании на Украине и уровень ее эмоций. Только такие обвинения в сторону власти и ее представителей, которые не совместимы с пожатием руки оппоненту, могли вывести столько людей на площадь. Дело в том, что реальная ситуация с гражданскими и экономическими правами, и с уровнем репрессивности власти на Украине была существенно лучше, чем в России, и тем более чем в СССР. Это был точно не российский 1991 с уродливым ГКЧП, которое реально, а не в мыслях восставших, ввело танки в город, и не 1993 год на который пришелся пик социального шока. Образ «преступной власти» пришлось кропотливо строить.
Рукопожатие Ющенко и Януковича после последних дебатов, казалось, завершает линию жесткого компромата, даже после того, как кампания Ющенко строилась во многом на подозрении, что Янукович скрывает истинные факты своих судимостей, отмененных еще в советское время. Оппозиционные СМИ убеждали избирателя, что преступления, совершенные премьером в юном возрасте, во-первых, имели место (а суд ввиду советской коррупционности неправильно отменил судимости), во-вторых, были серьезнее, чем считается (вместо драки – изнасилование). Судя по тому, что сам Ющенко не высказывал в лицо оппоненту такие подозрения, основания на которых они строились - весьма шаткие. Но именно борьба против «премьера-уголовника» стала решающим фактором консолидации киевской улицы.
Итак, уходящая украинская власть обвиняется приходящей властью в следующих уголовных преступлениях и жестокостях: убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, и ряде других политических убийств, отравлении Виктора Ющенко, в попытке ввести в Киев танки и мифический «российский спецназ». А теперь – в убийстве Георгия Кирпы.
В отличие от знаменитых детективов прошлого века, мы далеки от того, чтобы успешно расследовать преступления на основании газетных публикаций и других открытых источников. Логически версий во всех таких случаях может быть три. Первая: преступник – действительно представитель власти. И это политически необходимая версия в здоровой демократический стране – так ФСБ обвинялось во взрывах домов, а ЦРУ – в организации терактов 11 сентября. Но в отсутствие неопровержимых улик эти версии остались необходимыми, но всего лишь подозрениями – и это тоже правильно. Иначе бы и нам, и американцам пришлось бы устроить революцию, ровно как и украинцам, поверившим оппозиции на основании как раз подозрений.
Вторая: преступник связан с оппозицией (или с тем, кто сделал ставку на эту оппозицию), которая и использовала убийство для собственного продвижения к власти. Третья: преступление было совершено людьми, далекими от конфликта власти и оппозиции, оппозиция просто использовало факт преступления в своих целях. Впрочем, использование непроверенных подозрений в политической кампании – не уголовное преступление, но, кажется, поступок, достойный морального и политического осуждения.
И это последнее обвинение можно признать доказанным. Так, до всякой экспертизы и всех заявлений австрийских врачей, по сей день являющихся единственным и противоречивым (слишком часто врачи меняли показания) источником знаний общественности о диоксине в крови Ющенко, кандидат в президенты на оснований одних только субъективных подозрений обвинил власть в попытке его отравить.
Руководитель штаба Ющенко Александр Зинченко неоднократно подтверждал эту версию и добавлял свои, например, - шизофреническую – об отравлении бактериологическим оружием. Ровно в той же логике кампания в СМИ, связанная с подозрением власти в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, началась до того, как общественность убедилась в смерти журналиста, и до того, как были обнародованы пленки Мельниченко, и, следовательно, не может быть их "стихийным следствием". Ровно так же Юлия Тимошенко и Александр Зинченко говорили о «российским спецназе», готовом стрелять в украинских граждан, который вообще нигде не обнаружился. На основании одних только подозрений и в логике политической борьбы.
Все эти грязные истории ставят политическую систему Украины в очень неприятное положение. С одной стороны сейчас следует начать пожимать руки оппонентам – иначе возможно новое обострение политической ситуации. С другой стороны, кажется, уже невозможно, просто так забыть о политических убийствах и о том, кто и как их использовал в политических целях.
В этой ситуации власти Виктора Ющенко придется либо любой ценой доказывать обвинения в сторону власти уходящей , что может грозить процессами, мало похожими на правосудие и тем более на политическое урегулирование. Другой вариант (очень сложный) – попытаться отделить политику от расследований, никого не преследовать на основании одних только подозрений, вести переговоры с оппонентами. Но тогда будущей «оранжевой» элите придется в какой-то мере признать, что ее путь к власти был основан не столько на правде, сколько на недоказанных подозрениях и передергиваниях. Но в любом случае, если политические убийства так и не будут раскрыты в результате объективного следствия, это будет грозить Украине новыми потрясениями.
30 августа 2000 года. Этой датой датируется аудиозапись майора Мельниченко, на которой человек с голосом, похожим на голос Леонида Кучмы, говорит о том, как ему лично надоел журналист Гонгадзе, и обсуждает с людьми, голоса которых похожи на голоса тогдашних министра внутренних дел Кравченко и главы СБУ Леонида Деркача, слежку за журналистом, о факте которой Гонгадзе подал заявление на имя генерального прокурора. Аудиозапись, судя по всему, была передана неизвестному субъекту, который потом передаст ее копии Александру Морозу.
16 сентября 2000 года исчезает Гонгадзе, в тот же вечер его жена подает заявление в милицию, и в ближайшие дни поднимается масштабная волна обсуждения вокруг его исчезновения в украинских и зарубежных СМИ. Гонгадзе ищут не только правоохранительные органы, но также журналисты и общественные организации. Одновременно с этим оппозиционные издания рассказывают о непримиримой оппозиционности журналиста Гонгадзе и его борьбе с режимом Кучмы.
2 ноября 2000 года в районном центре Тараща под Киевом, на территории избирательного округа Александра Мороза, лидера Социалистической партии Украины (СПУ), обнаруживается обезглавленное тело с изуродованными, не подлежащими дактилоскопии, кистями рук. Труп был размещен так, чтобы не найти его было невозможно: он был закопан посередине развилки двух дорог, в полутора метрах от каждой дороги, яма была свежевырытой, и из нее торчала кисть человеческой руки. Друзья и коллеги журналиста сразу же уверенно заявляют, что найденные останки являются трупом Георгия Гонгадзе. Проводится несколько экспертиз, как в Украине, так и в России, и в Америке, но они не дают окончательного заключения.
28 ноября 2000 года Александр Мороз заявляет о наличии у него аудиозаписей, на которых голос, похожий на голос Леонида Кучмы, говорит человеку, голос которого похож на голос тогдашнего министра внутренних дел Кравченко, о том, как ему надоел оппозиционный журналист Гонгадзе. Подлинность пленок не доказана.
Мельниченко получает политическое убежище в США.
Расследованием обстоятельств исчезновения Гонгадзе занимались украинские спецслужбы, парламентарии, журналисты и даже специально нанятое американское же сыскное агентство “Кролл”. Десятки тысяч людей со всей Украины были собраны в Киеве, ставили в центре города палатки и ходили на штурм президентской администрации с требованием отставки Кучмы. Именно в это время проявила свои лидерские и организаторские таланты Юлия Тимошенко, ставшая одним из лидеров антипрезидентских шествий и манифестаций. Кучма не ответил на публичные обвинения, а попросту игнорировал их как необоснованные. Устоять ему удалось с большим трудом.
Скандал вокруг исчезновения Гонгадзе навсегда закрепил за властью Кучмы ярлык “преступного режима”. Мельниченко, осевший в США, периодически вызывается к жизни для озвучивания очередной порции бережно хранимых им пленок. Так, в 2002 году из его аудиозаписей всплыл якобы имевший место факт, что Кучма вел переговоры о продаже Ираку станций радиотехнической разведки “Кольчуга” - самого современного образца вооружений, произведенного украинской оборонкой, превосходящий американские и российские аналоги. США потребовали раскрыть все технические параметры системы и условия контрактов с теми странами, куда Украина поставляла “Кольчуги” (в число этих стран входил и Китай). Украина допустила Штаты к большей части требуемой ими информации, но факт продажи “Кольчуги” в Ирак США установить не смогли.
(по материалам парламентской комиссии и последние официальные данные)
4 сентября Ющенко впервые почувствовал резкие боли в области спины. Жвания привез к Ющенко знакомого ему массажиста Десятковского, который на протяжении часа делал Ющенко массаж. Десятковский уже тогда заметил болезненный вид Ющенко.
5 сентября Ющенко отправился в предвыборную поездку в Чернигов. Он не обедал.
Около 19-ти часов Ющенко посетил жителя Чернигова Шура, где выпил маленькое количество самодельного… незначительное количество самодельного алкогольного напитка. После 21-го часа Виктор Андреевич ужинал на даче у одного из основателей общества «Фокстрот» Головина. Вместе с ним было еще 8 лиц. Ющенко употреблял еду и по свидетельствам Головина в основном употреблял суши и пил красное вино. Как показывают свидетели, суши находились на даче Головина более 3 часов без холодильника.
После 23-х часов Ющенко, Червоненко, Жвания и его приятель, который разговаривал на грузинском языке, то есть грузин, лицо, которого не установлено, прибыли в Киев.
С 23-х и до 2-х часов ночи Виктор Андреевич находился на даче первого заместителя председателя Службы безопасности Украины Владимира Сацюка. На встрече, которая состоялась по просьбе Жвании, присутствовали также председатель СБУ Игорь Смешко, Ющенко и Жвания. Смешко и Сацюк общались в летней беседке и употребляли раков, водку, пиво, коньяк. Продукты подавались на общих тарелках, напитки разливались Жванией и Сацюком из бутылок, которые откупоривались на глазах присутствующих.
6 сентября утром Ющенко начал жаловаться на сильные головные боли, которые продолжались в течение всего дня. От 16 до 19 часов Ющенко посетил сауну. Головные боли после сауны усилились. На обратном пути в городе Вышгород Ющенко вырвало. Это место установлено следственной группой, сейчас образцы почвы и остатки еды и салфетку, которую использовал Ющенко, изъяты, отправлены на экспертизу.
В 21 час Виктор Андреевич вернулся домой, где его уже ожидал личный врач Шишкина. Она диагностировала ... (действует запрет Ющенко на обнародование диагнозов - Полит.ру); от лечения которого пациент отказался. Он также отказался от стационарной госпитализации. Вечером в тот же день к Ющенко пригласили заместителя главного врача Киевской клинической больницы номер 1 невропатолога Кучеренко и нейрохирурга Куликова. Впоследствии был приглашен также врач-психоневролог Писарчук. Ющенко жаловался на боль в спине, груди, ему был поставлен диагноз…, Ющенко снова отказался от госпитализации.
7 сентября Нина Кучеренко установила предварительную неврологическую симптоматику, во время осмотра у пациента были отеки под глазами. Ему сделали кардиограмму и давали лекарства.
8 сентября Ющенко съел сало с чесноком, пил минеральную воду. Он снова посетил сауну и получил сеанс массажа. Вечером в 19.15 его посетили журналисты газеты «Файненшиал таймс», Том Ворнер, Кристина Фриланд и «…». По свидетельству Тома Ворнера, он выглядел уставшим, его лицо имело неестественно розовый цвет, он жаловался на боли в спине, его дикция была неразборчивой и шепелявой. Поэтому Ворнер передал комиссии часть аудиозаписи, которая была сделана в тот же день. Её отправили на экспертизу в Киевский научно-исследовательский институт судебной экспертизы. В 23-м часу Ющенко посетили врачи Кучеренко, Писарь и Куликов, которые констатировали общую слабость…все.
9 сентября Ющенко снова посетили врачи: Шишкина, Кучеренко, Куликов, Кононюк и Писарчук. Сделанная кардиограмма не выявила никакой патологии, засвидетельствовала отсутствие нарушений в работе сердца. Результаты анализов крови были в пределах нормы. В тот же день Ющенко вылетел в Вену. За показаниями свидетелей, перед отлетом Виктор Андреевич выглядел болезненно, его лицо было перекошено, он жаловался на отечность и затверделость верхней губы. Диагнозы мы не говорим…. Говорим единственное: в записях истории болезни Ющенко с учетом симптомов отсутствуют данные о попадании в организм пациента любых отравляющих, сильнодействующих или химических веществ. Это записи диагноза украинских врачей.
17 сентября руководитель избирательной кампании Ющенко Александр Зинченко заявил, что имеется достаточно доказательств того, что была попытка покушения на жизнь кандидата в президенты Виктора Ющенко. Отравление вызвано тяжелой вирусной инфекцией и химическими веществами, которые обычно не входят в продукты питания. Он сказал, что таков вывод обследований Ющенко в австрийской клинике Рудольфинерхауз.
29 сентября агентство «Ройтерс», ссылаясь на австрийскую клинику, сообщило, что утверждение об отравлении Ющенко является безосновательным. «Неправдивая информация о том, что господина Ющенко отравили, получила широкое распространение в Украине и подхвачена зарубежной прессой, которая непосредственно ссылалась на нашу клинику» — говорилось в заявлении. Далее: «Распространенная информация о возможном отравлении абсолютно необоснованна с точки зрения медицины», — передал, ссылаясь на клинику, «Ройтерс».
5 октября австрийская клиника отозвала собственное заявление, в котором исключалась версия об отравлении Ющенко. При этом больница сообщила, что и в дальнейшем нет доказательств версии отравления. «Отравление преднамеренное или случайное в данный момент не может быть ни подтверждено, ни исключено», — говорилось в заявлении больницы. Ройтерс удивляется, почему такая почтенная клиника не уточняет деталей болезни, от которой лечили Ющенко.
В тот же день штаб Виктора Ющенко официально распространил заявление под названием «Агентство Ройтерс опровергло свои предыдущие сообщения о том, что Ющенко не был отравлен». В заявление утверждается, что Ройтерс руководствовался фальшивым релизом, о выходе которого ничего не знали врачи. На наш запрос относительно этого недоразумения главный политический редактор Ройтерс Шон Малуар, в частности, ответил: Ройтерс подтверждает все сообщения по этому делу, делу Ющенко, которые распространялись как из Киева, так и из Вены, и что мы проверили подлинность всех заявлений, которые мы цитировали.
Заявление представителей клиники «Рудольфинерхауз» от 28 сентября было подтверждено врачами этой клиники и пресс-службой, которая работала от имени клиники.
4 октября австрийские врачи, которые связаны с этим делом, отреклись от заявления, которое сделали 28 сентября.
24 ноября Известный научный журнал Nature предположил, что прыщи на лице Ющенко – симптом диоксинного отравления.
7 декабря в интервью журналу Times доктор Николай Корпан заявил: "Теперь мы уверены и можем подтвердить, что за вещество вызвало его болезнь. Он получил это вещество от людей, которые имели перед собой конкретную задачу".
8 декабря "Подозрения в наличии отравления у Ющенко на сегодняшний день не подтверждены, но и не исключены. Без проведения дальнейшего медицинского обследования самого Ющенко точный диагноз невозможен", - Корпан опровергает свое интервью.
11 декабря. На пресс-конференции руководитель австрийской клиники "Рудольфинерхаус" Михаэль Цимпфер заявил, что в отношении лидера украинской оппозиции Виктора Ющенко была предпринята попытка отравления. "Последние 24 часа мы завершили работу над анализами крови, и у нас не осталось никаких сомнений. Однозначно речь идет о попытке отравления диоксинами", - сказал Цимпфер. По его словам, врачи клиники подходили "с большой осторожностью" к ответу на этот вопрос.