Премьеру Украины Виктору Януковичу и его коалиции вчера не удалось убедить президента Виктора Ющенко отменить указ о роспуске рады. Вчера президент и премьер встретились и проговорили более четырех часов. Как сообщила вчера пресс-служба Ющенко, в ходе встречи с премьером президент исключил силовой сценарий развития ситуации в стране, назвал «незаконной» и «аморальной» попытку вернуть прежний состав ЦИКа, поскольку «его причастность к фальсификациям была признана судом». Кроме того, он заявил, что «правительство не является политической силой» и потому не может прикрываться решениями рады, а должно выполнять указы президента. Как бы в подтверждение своих слов Виктор Ющенко аннулировал принятое накануне постановление правительства о нелегитимности указа президента о роспуске рады.
После этого в Киеве заговорили, что и на сей раз все решится на майдане. Однако в данном случае, как отметили многие наблюдатели, «оранжевые», вместо того чтобы устраивать уличные акции, начали готовиться к досрочным выборам. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко не принимает публичного участия в данных разборках – она сегодня заявила, что вместо этого начинает избирательную кампанию, формирует список, отряды наблюдателей и прочее. Также ведет себя и «Наша Украина» во главе с Кириленко.
Возможно, что «оранжевые» несколько спешат. Чтобы досрочные выборы состоялись, Конституционный суд должен признать указ президента о роспуске рады соответствующим конституции. Подготовка решения может занять не меньше недели. Однако, по мнению экспертов, предъявленные Ющенко основания для роспуска – формирование парламентского большинства за счет не фракционного, а персонального участия депутатов – сомнительны.
Сторонники Ющенко все же надеются, что коалиция во главе с Януковичем согласится на досрочные выборы. Основанием для таких надежд является общее мнение о том, что партия Януковича имеет шанс «получить пристойный результат».
Оценки экспертов относительно развития ситуации на Украине расходятся. Не исключен ни один вариант развития событий – от мирных досрочных выборов до гражданского конфликта в ситуации, когда президент опирается на армию и СБУ, а коалиция – на главу МВД.
Пока что все ждут решения Конституционного суда. Как сказал в интервью «Полит.ру» профессор Центрально-Европейского университета в Будапеште и ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Алексей Миллер, решение КС в пользу одной из сторон приведет лишь к дальнейшей эскалации конфликта. При этом, как отмечает Миллер, реальных реформ на Украине не происходит: стороны поглощены политической борьбой либо борьбой за собственность, и трудно представить, как эта ситуация может быть стабилизирована.
По мнению Миллера, после прошлогодних выборов в раду наиболее продуктивным выходом был союз Ющенко-Янукович, но он не состоялся, в результате раскол усилился.
Сейчас одной из возможных платформ для компромисса Миллер назвал отзыв Ющенко указа о роспуске рады в ответ на отказ коалиции Януковича от формирования конституционного большинства.
Украинский политолог Вячеслав Лихачев сказал «Полит.ру», что компромиссы сейчас вряд ли возможны. Есть несколько принципиальных вещей для Ющенко: прекращение расширения коалиции, принятие закона об императивном мандате, изменение особо ущемляющих права президента законов и принятие некоторых второстепенных требований президента (например, принятие Универсала национального единства). Только на условии уступок со стороны коалиции возможен компромисс, но она чувствует свою силу де-юре и де-факто и, в целом, не в том положении, чтобы идти на уступки, тем более такие серьезные. А Ющенко пошел на подписание указа о роспуске рады по сути будучи загнанным в угол.
По мнению Лихачева, Ющенко может ждать серьезное поражение. Политолог называет указ президента о роспуске рады очень уязвимым юридически, и не в последнюю очередь из-за того, что в большинстве своем формулировки украинской Конституции очень плохи и не точны.
Все это ведет к тому, что сейчас на Украине активно обсуждают силовой вариант развития событий, считают «штыки»: кого поддержит СБУ, милиция, армия. Тем не менее, уверен Лихачев, силовое решение малореально, хотя, возможно, будет элемент шантажа – ввод войск, оцепление правительственных зданий и тому подобное. Однако применение силы и кровопролитие маловероятно, поскольку все стороны его боятся. Все играют на общественном мнении, все оглядываются на народ и на международное мнение.
Вместо силового конфликта, полагает эксперт, будет затяжная стадия противостояния до решения суда, и если оно окажется не в пользу Ющенко, то это обернется дальнейшим усилением власти премьера и даже упразднением поста президента как такового.
Впрочем, есть и другой вариант. На него указывает то обстоятельство, что Ющенко на прошлой неделе, перед принятием указа, встречался с судьями КС – не исключено, что именно после этой встречи окончательно решился на это шаг. Из этого вполне может следовать, что президент получил поддержку в КС.
Однако, подчеркивает Лихачев, даже если указ будет принят, то выборы 27 мая могут и не состояться: в бюджете не заложены деньги на выборы, а они находятся в ведении у «регионала» Азарова, и он может их просто не дать. Тем не менее выборы возможны, если Партия регионов почувствует, что может улучшить на них свой прошлогодний результат.
Как отметил Лихачев, социологические опросы по итогам февраля-марта показывают, что в случае перевыборов в раду пройдут Партия Регионов, БЮТ, Наша Украина и КПУ, причем последняя улучшит свой результат. Коммунисты сейчас на слуху, к ним может вернуться электорат. Соцпартия балансирует на грани, ее «оранжевый» электорат не простил блокирования с «регионалами». БЮТ и НУ суммарно наберут столько же, сколько и Партия регионов: то есть ПР наберет около 34% голосов, БЮТ – 26%, а НУ – 8%. Однако и «регионалы» могут ухудшить результат, из-за тяжелой социально-экономической ситуации в стране. Замораживание роста зарплат, рост цен на товары первой необходимости и ЖКУ, даже несмотря на хорошие макроэкономические показатели, уменьшают популярность Партии Регионов. Тем не менее, гипотетически после предстоящих выборов у «регионалов» в коалиции с коммунистами будет большинство мест в парламенте.