Минувший год показал, что усилия западных стран, стремящихся не допустить, чтобы сомнительные режимы обзаводились ядерным оружием, оказались во многом тщетны. Некоторые эксперты уже говорят, что ситуация с иранским атомом и ядерные испытания в КНДР показали, что настал момент для пересмотра международных соглашений по ядерным вооружениям. Поскольку старые создавались исходя из ядерного паритета СССР и США, а в данный момент в этой области появляются новые игроки: и это не только КНДР и Иран, но и Пакистан, Израиль, Индия и Бразилия – страны, которые уже или имеют ядерное оружие или располагают необходимой базой для его создания.
Подземный взрыв
18 декабря, после более чем годового перерыва, возобновились шестисторонние переговоры по северокорейской ядерной проблеме. Делегация КНДР избрала привычную тактику и стала грозить собравшимся в Пекине представителям США, России, Китая, Японии и Южной Кореи усилить свою ядерную мощь.
В качестве предварительного условия для отказа от ядерной программы северокорейцы требуют отменить санкции ООН и разморозить ее банковские счета в Макао. Речь идет о счетах Северной Кореи замороженных в находящемся в Макао банке Banco Delta Asia в наказание за то, что Пхеньян, как считают в Вашингтоне, печатал фальшивые доллары и отмывал деньги. Замораживание счетов привело к тому, что Пхеньян в знак протеста больше года отказывался возобновить шестисторонние переговоры и выполнять заключенное в сентябре прошлого года соглашение, по которому он обязывался свернуть свою ядерную программу в обмен на иностранную помощь, в том числе энергоносителями.
До этого в течение года КНДР два раза неприятно удивила мировое сообщество: после безуспешных попыток договориться с Вашингтоном Северная Корея провела испытания баллистических ракет и атомной бомбы, закрепив за собой статус опасной и непредсказуемой державы, с которой, тем не менее, не остается делать ничего другого, кроме как договариваться.
В июле без предупреждения и в нарушение достигнутых ранее договоренностей Северная Корея произвела учебные пуски шести ракет, в том числе баллистической ракеты дальнего радиуса действия «Тэпходон-2». Остальные были малого и среднего радиуса действия – Scud и Nodon. Все ракеты упали в Японском море, причем несколько из них – в 200-километровой российской экономической зоне. При этом гражданские власти и военные структуры России, видимо, оказались не готовы к подобной ситуации.
Примечательно, что в день, когда КНДР обстреляла Японское море, в Брюсселе должны были состояться переговоры между высоким представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой и секретарем Совбеза Ирана Али Лариджани. Однако, узнав о корейском ракетном кризисе, иранский эмиссар отменил визит, заявив, что путешествие в Европу небезопасно для членов делегации. Похоже, что Иран предпочел понаблюдать, как Запад накажет Пхеньян за его демарш. Если бы реакция была слабой – это дало бы Тегерану возможность обвинить США в двойных стандартах и предвзятом отношении к Ирану.
В ответ на северокорейские ракетные старты Япония при поддержке США и Великобритании подготовила проект резолюции Совета Безопасности ООН, требующий от государств мира прекратить предоставлять Пхеньяну деньги, любую промышленную продукцию и технологии, которые могут быть использованы в северокорейской ракетной программе. Как и в случае с Ираном, Россия и Китай, выступила против санкций. Совет Безопасности ООН осудил действия Северной Кореи, приняв соответствующую резолюцию.
Не добившись нужной реакции от США, Ким Чен Ир решил не останавливаться на баллистических ракетах. В начале октябре Северная Корея объявила о намерении провести ядерные испытания. И уже через неделю, 9 октября, на полигоне Хвадэри произошел мощный подземный взрыв, который вызвал землетрясение силой 3,58 балла, зафиксированное в Южной Корее, Японии, США, Австралии и России. По заявлению Пхеньяна и по общим оценкам, взрыв был действительно ядерным.
Подобное поведение вызвало негативную оценку даже у Китая – традиционного союзника КНДР. Уже через несколько дней Совет Безопасности ООН единогласно поддержал резолюцию, вводящую финансовые и экономические санкции против Северной Кореи. Действия Пхеньяна были охарактеризованы как «явная угроза миру и стабильности». Согласно резолюции, грузы идущие в КНДР и из нее, могут досматриваться, чтобы исключить попадание в руки коммунистического режима оружия массового уничтожения, а также материалов использующихся при его создании. Совет Безопасности запретил торговлю с КНДР оружием массового уничтожения, торговлю тяжелыми обычными вооружениями и обратился к странам мира с предложением заморозить счета КНДР, использующиеся в торговле неконвенционным оружием. Документ требовал от Северной Корее уничтожить все имеющееся у нее ядерное оружие, но при этом, по настоянию России и Китая, было исключено применение военной силы против КНДР.
Северная Корея прямо призналась, что проведенные ей ядерные испытания – это попытка усадить США за стол переговоров, а все санции она будет расценивать как проявление агрессии, на которую она предпримет некие «физические шаги» и «контрмеры». Намек был явно на повторные ядерные испытания, которых в течение нескольких дней ждали во всем мире.
Однако этого не произошло. По мнению наблюдателей, одной из причин, которые подвигли КНДР вернуться к переговорам, заключалась в том, что Вашингтон все же пошел на попятную и согласился создать двухстороннюю рабочую группу для обсуждения вопроса о финансовых санкциях, введенных в прошлом году. И хотя прорывов от этих переговоров не ждут, ядерные испытания стали для КНДР дополнительным и очень сильным козырем.
Опасность наличия у КНДР ядерного оружия признает большинство экспертов. В том числе и потому, что после Северной Кореи о правомерности обладания ядерным арсеналом заговорят и другие государства, в первую очередь Иран.
Иранская дипломатия
Тегеран в этом году показал, как надо затягивать переговоры, попутно добиваясь своих целей. Создалось впечатление, что все усилия западных дипломатов, Совбеза ООН и МАГАТЭ были тщетными. Иран, как известно, и не думает сворачивать свою ядерную программу, которая, как подозревают на Западе, может увенчаться созданием ядерного оружия. В недавнем докладе МАГАТЭ говорится, что Иран продолжает работы по обогащению урана, пренебрегая требованием Совбеза ООН заморозить ядерную программу, не поддерживает усилий МАГАТЭ, которые нацелены на прояснение всех аспектов иранской ядерной программы. Это, в свою очередь, усиливает опасения о заинтересованности Ирана в разработке ядерного оружия, говорится в докладе.
Иранские же власти уверяют, что их атом мирный, и ни в коем случае не хотят отказываться от своей ядерной программы. Все это сочетается с агрессивной антиамериканской и антиизраильской риторикой и демонстрацией военной мощи. В ноябре иранские военные провели крупномасштабные военные учения под кодовым названием «Великий пророк-2». Были запущены баллистические ракеты дальнего радиуса действия «Шехаб-2» и «Шехаб-3».
В минувшую пятницу президент Ирана Махмуд Ахмади-Неджад в очередной раз заявил о том, что враги его страны не могут ничего сделать, чтобы заставить Тегеран прекратить работы в ядерной сфере.
При этом против Ирана не действует ни «кнут», ни «пряник». В апреле США пытались оказывать на Тегеран психологическое давление. В американской прессе стали появляться статьи о возможной военной операции против Ирана, не исключено, что даже с применением ядерного оружия для уничтожения подземных бункеров в ядерных центрах. Это вызывало серьезное беспокойство у ряда экспертов, которые тут же предрекли рост цен на нефть до $100 в связи с конфликтом, но совершенно не подействовало на Тегеран.
В июне Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Германия предложили Ирану ряд экономических и политических «пряников» в обмен на прекращение до 31 августа работы над атомной программой. Срок истек, атомная программа свернута не была.
Совет Безопасности ООН пытается определиться с санкциями в отношении Ирана. В предложенном Евросоюзом проекте резолюции предлагается прекратить поставки оборудования, технологий и финансов, которые могут быть использованы Исламской Республикой для дальнейшего развития ее ядерной и ракетной программ. Документ также предполагает заморозить зарубежные фонды и активы людей и организаций, имеющих отношение к этим иранским программам. Сейчас в проблеме согласования резолюции с Россией наметились некоторые подвижки. Тогда как ранее Россия и Китай, которые имеют экономические интересы в Иране, сопротивлялись жестким санкциям против этой страны. Помимо торговых дел и контракта на строительство АЭС в Бушере, Россия также пытается, защищая Иран, увеличить свое влияние на Ближнем Востоке.
Иран уже извлек максимальную выгоду из противостояния в Совбезе России и Китая с западными странами. Ранее Россия предлагала строительство на своей территории совместного предприятия по обогащению иранского урана с тем, чтобы обеспечить сырьем иранские атомные электростанции, однако не обогащая уран до такой степени, чтобы его можно было использовать в ядерных боеголовках. С начала года переговоры тянулись какое-то время – Иран то соглашался на СП, то отказывался, а в результате попросту заявил, что «обстоятельства изменились» и «нужно подождать и посмотреть».
Аналитики полагают, что Иран тянет время, так как спешит завершить начатые работы в ядерной сфере, и с большой долей уверенности говорят, что он в конце концов все же создаст ядерное оружие.