Японское название Фукусима, увы, вошло в черный список атомной энергетики наравне с Чернобылем. В течение 15 марта положение на АЭС Фукусима-Дайити значительно ухудшилось – развилась тяжелая ядерная авария. Японское ведомство атомного и промышленного надзора NISA и компания-оператор станции TEPCO фактически прекратили публиковать информацию о ее состоянии и о радиационной обстановке. Соответствующие данные поступают через информационные агентства.
Развитие ситуации в течение трех первых суток от момента катастрофического землетрясения 11 марта прослежено в нашей публикации в «Троицком варианте – Наука». Напомним, что сразу после землетрясения были остановлены реакторы на трех японских АЭС. На одной из них, Фукусима-Дайити, было утрачено внешнее электроснабжение, необходимое для питания систем ядерного энергоблока после глушения реактора, а предусмотренные проектом станции аварийные средства электроснабжения и расхолаживания активной зоны оказались недостаточными.
С прекращением охлаждения активной зоны начался беспрепятственный нагрев тепловыделяющих элементов за счет остаточной активности продуктов ядерной реакции. Частичное или полное осушение и расплавление активной зоны произошли последовательно на реакторах №1, №3 и №2. В каждом случае операторы произвели вынужденный сброс избыточного давления из защитной оболочки реактора (контейнмент) в помещения реакторного здания и в атмосферу. Была также налажена подача морской воды по пожарным магистралям для охлаждения реактора.
Водород, накопившийся в оболочке в результате разложения воды первого контура (пароциркониевая реакция) и смешавшийся с воздухом, образовал гремучую смесь, что привело к взрыву и разрушению корпусов блоков №1 (12 марта в 15:36 по токийскому времени) и №3 (14 марта в 11:01). По официальным заявлениям компании-оператора TEPCO, реакторы и защитные оболочки при этих взрывах не пострадали. Пиковые мощности дозы (связанные со сбросом из защитных оболочек радиоактивных газов) до вечера 14 марта не превышали 1.6 мЗв/час (160 мР/час). Для сравнения: предельной дозовой нагрузкой для населения в Японии считается 1 мЗв за год.
Вечером 14 марта из-за ошибки персонала прекратилась подача морской воды для охлаждения блока №2, вследствие чего в 18:30 активная зона оказалась полностью осушенной и оставалась в этом опасном состоянии в течение 140 минут. Уровень радиации у границы площадки АЭС поднялся до 3.1 мЗв/час. Тепловыделяющие элементы удалось залить водой наполовину, но около 23:00 они вновь оказались сухими. Подача воды была возобновлена в 01:10.
По оценке руководителя Росатома Сергея Кириенко, в течение 3-5 часов оставшаяся без охлаждения активная зона могла проплавить днище реактора и проникнуть в подреакторные помещения. По-видимому, это и произошло.
15 марта в 06:10 здание блока №2 было разрушено взрывом, и на этот раз получили повреждения защитная оболочка и находящийся под реактором бассейн-барботер – об этом свидетельствовало падение давления в последнем с 3 до 1 атм. В 08:31 дозиметры показали 8.2 мЗв/час. Закачка воды на блок №2 продолжалась с целью избежать дальнейших повреждений контейнмента.
В 06:14 произошел взрыв на блоке №4, который во время землетрясения находился на профилактике с выгруженным топливом. В результате в стенах здания образовались два пролома размером 8x8 м. В 09:38 на блоке №4 начался пожар, и хотя через два часа его удалось потушить, уже в 10:22 уровень радиации на площадке подскочил до смертельно опасного значения – 400-600 мЗв/час, то есть 40-60 Р/час. Острая лучевая болезнь развивается при облучении дозой 50-100 рентген, и ее можно было получить всего за час или два. Информации об опасном облучении сотрудников станции нет, но оно более чем вероятно.
Северный ветер относил радиоактивное облако на юг, в сторону Токио. В префектуре Ибараки, находящейся на его пути, уровень радиации поднялся до 5.3 мкЗв/час, превысив фоновое значение в 100 раз. Радиоактивный фон в столице Японии увеличился в 2.5 раза.
Во второй половине дня стало известно, что причина взрыва блока №4 – критическая ситуация с бассейном выдержки отработанного топлива. Так как прокачка воды сквозь него прекратилась, уже к четырем утра остаточное тепловыделение довело температуру воды до +84°, а затем и до кипения. Топливные стержни частично обнажились, выделился водород и образовалась гремучая смесь.
Главный секретарь японского кабинета Юкио Эдано признал, что аналогичная проблема складывается и на остановленных до землетрясения блоках №5 и №6, но там выгружена лишь треть топлива, и вода поэтому греется медленнее.
Утром 15 марта была создана правительственная комиссия по борьбе с аварией во главе с премьером Наото Каном. Заместителями председателя стали министр экономики, торговли и промышленности Банри Кайеда и президент TEPCO Масатака Шимидзу. Выступая по национальному телевидению, премьер призвал население сохранять спокойствие, а жителей, оставшихся в радиусе от 20 до 30 км от АЭС, не выходить из домов.
Кан также распорядился, чтобы TEPCO не отзывала свой персонал со станции, а вела борьбу с аварией. Между тем компания оставила на станции лишь 50 человек из 800, а остальных эвакуировала из-за радиационной опасности для персонала.
После полуночи стало известно о распоряжении правительства заливать воду в бассейн отработанного топлива блока №4. Министр обороны Тосими Китадзава заявил, что для этого могут использоваться вертолеты.
Автор - выпускник МИФИ, обозреватель и выпускающий редактор журнала
"Новости космонавтики".