Санкции как метод регулирования межгосударственных отношений фигурируют на самых разных этапах истории. Например, в 432 г. до н.э. экономические санкции ввел полис Афины против полиса Мегары (мегарским купцам был перекрыт доступ к портам Афинского морского союза), что послужило одним из поводов к началу Пелопонесской войны. В XX в. санкции как инструмент давления на государства применялись с возрастающей регулярностью. В 1945 г. ООН приняла метод наложения санкций в качестве одного из легитимных инструментов для регулирования международных отношений.
Среди санкций выделяют такие типы, как: дипломатические, экономические, военные и спортивные. Дипломатические санкции представляют собой сокращение дипломатических отношений в отношении государства, к которому они применяются. Экономические предполагают прерывание торговых отношений – полностью или в применении к определенным секторам, - аресты счетов, отказ от финансового взаимодействия и т.п. Военные санкции могут сводиться к эмбарго на поставки оружия, но могут предполагать и интервенцию. Наконец, спортивные санкции обычно заключаются в запрете на участие команд от определенного государства в международном спортивном мероприятии.
Хотя к санкциям прибегают и ООН, и многие государства по отдельности, в США этот метод пользуется особой популярностью.
В 1919 г. президент США Вудро Вильсон выступал большим поборником введения санкций в виде тотального бойкота агрессора со стороны стран Лиги наций. В 1935-1936 гг. этот метод массового бойкота был применен Лигой наций к фашистской Италии, хотя Британия и Франция отказались в этом участвовать. Цель была в том, чтобы Муссолини вывел войска из Абиссинии, однако бойкот успехом не увенчался.
В 1940-1941 гг. США налагали торговые санкции на Японию, что способствовало ее вступлению во Вторую мировую войну.
С 1960 г. США ввели санкции против Кубы. Это выражалось в форме экономического, коммерческого и финансового эмбарго, и такое положение дел, с небольшими модификациями, продолжает оставаться в силе вплоть до настоящего момента. Санкции последовали через два года после революции на Кубе, приведшей к свержению режима Фульхенсио Батисты. Поводом для них стало то, что новое правительство экспроприировало собственность американских граждан и корпораций на территории государства. В более широком контексте это было очередным шагом в противостоянии сверхдержав. На практике, в частности, экономическая блокада заключается в том, что американским компаниям, а также их дочерние предприятиям в других странах запрещено вступать с Кубой в какие-либо торговые или финансовые отношения. Гражданам США также запрещено что-либо покупать у кубинцев.
В адрес этих санкций высказывается много критики на международном уровне. В частности, ООН ежегодно призывает США снять санкции, мотивируя это тем, что из-за вызванного ими экономического неблагополучия страдает все население Кубы, и в первую очередь, наиболее уязвимые социальные группы. США отказываются это делать, ссылаясь на то, что сначала Куба должна предпринять меры по демократизации режима и улучшению ситуации с соблюдением прав человека.
Начиная с конца 1970-х гг. США регулярно применяли санкции к Ирану. В 1979 г., после исламской революции, когда США приняли у себя изгнанного шаха, в Иране было захвачено американское посольство. США в ответ заморозили иранские активы на сумму $12 млрд. В 1980-е гг., во время войны между Ираном и Ираком, США усиливали санкции. В частности, было введено эмбарго на поставки оружия Ирану со стороны США. Также оказывалось давление на международные финансовые институты, чтобы они не давали Ирану кредитов. Позднее Рейган подписал указ, запрещающий экспорт и импорт товаров и услуг в отношениях с Ираном.
Жесткие санкции пришлись на время правления президента Рафсанджани в Иране. Президент Билл Клинтон в 1995 г. подписал указ о прекращении торговых отношений с Ираном, в частности в нефтяной отрасли. Кроме того, стране было отказано в кредитовании и прочих финансовых отношениях с США. В начале 2000-х гг. правительству президента-реформиста Хатами удалось добиться значительного ослабления санкций.
Избранный в 2005 г. президент Махмуд Ахмадинежад возобновил приостановленную программу обогащения урана. В ответ США начали настойчиво призывать к вводу международных санкций против иранской ядерной программы. В том же году в США были заморожены счета иранских граждан, имеющих отношение к программе. Кроме того, отдельные штаты начали бойкот компаний, поддерживающих торговые отношения с Ираном. В 2010 г. Обама подписал указ, согласно которому экономические санкции против Ирана многократно ужесточались.
В 1980-е гг. США также участвовали в международных санкциях против апартеида.
Также по итогам вторжения СССР в Афганистан Джимми Картер в 1980 г. ввел эмбарго на торговлю пшеницей. В 1982 г. США попытались ввести санкции против Польши как участницы соцблока в ответ на введение в стране военного положения в декабре 1981 г., которое было реакцией на оппозиционное движение. Большой поддержкой эта инициатива не пользовалась, и санкции были сняты через полгода.
В первой половине 1990-х гг. по инициативе Вашингтона Совбез ООН ввел финансовые санкции против участников военной диктатуры на Гаити. Это был один из первых случаев точечного применения санкций не ко всему государству, а только к отдельным его представителям. В 1996 г. некоторые экономические санкции США применили к некоторым странам, в частности Колумбии, Японии, Италии, Мексике и Венесуэле в качестве жеста, выражающего неодобрение «зверств в отношении китов и дельфинов».
В 2001 г., после теракта 9 сентября, ООН ввела контртеррористические обязательства для стран-участниц. Согласно этим обязательствам, в частности, государства обязаны были заморозить счета террористов и их сторонников. Буш-младший при этом угрожал зарубежным банкам, что если они будут нарушать обязательства, то их деятельность в США будет запрещена.
В 2011 г., во время революции в Ливии, последовал залп международных (США в том числе) санкций против Муаммара Каддафи и его окружения. В частности, были заморожены их зарубежные счета. В том же году в США, в соответствии с указом президента, были заморожены счета представителей правительства Сирии. Также последовал запрет на импорт сирийских нефтепродуктов и какие-либо транзакции с участием сирийских властей.
В 2006 г. традиционно анонимный автор в журнале Economist прокомментировал: «Допустим, по ощущению, санкции лучше, чем ничего: они более чувствительны, чем просто брань в адрес посла и менее кровавы, чем ввод войск. Они могут приносить моральное удовлетворение. И иногда они даже работают… Угроза санкций со стороны городских или штатских властей в Америке в 1998 г. вынудила группу швейцарских банков выплатить $1,25 млрд. некоторым жертвам Холокоста. Возвращение Ливии к диалогу с международным сообществом в свое время, вероятно, тоже отчасти было обязано санкциям. Санкции сыграли свою роль в прекращении белого господства в Южной Африке.
Однако неудачи гораздо заметнее. Санкции со стороны Лиги наций не защитили Абиссинию от фашистской Италии. ООН ничего не добилась санкциями в отношениях с Ираком при Саддаме Хусейне. Жесткий режим по-прежнему царит в Иране (при американской блокаде с 1979 г.), в Мьянме (санкции с 1997 г.), Судане (с 1996 г.), не говоря уже о Кубе (с 1962 г.)… С моральной точки зрения, санкции сомнительны, так как наказание распространяется на бедное население, живущее в автократиях. Введение санкций может приводить к тому, что режим становится более популярным или более мощным внутри страны. Хусейн без труда сделал так, что наложенные санкции ударили, прежде всего, по невинным гражданам. Дефицит становится удобным поводом для нормирования и специальных разрешений, что усугубляет коррупцию, порождает кумовство и развивает черный рынок, контролируемый режимом. В Югославии при Слободане Милошевиче санкции буквально наполнили государство преступностью».