будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США
Июль 3, 2025
Мир
Сакоян Анна

Язык санкций

Язык санкций
obama
Барак Обама. Источник: Фото: whatculture.com

Санкции как метод регулирования межгосударственных отношений фигурируют на самых разных этапах истории. Например, в 432 г. до н.э. экономические санкции ввел полис Афины против полиса Мегары (мегарским купцам был перекрыт доступ к портам Афинского морского союза), что послужило одним из поводов к началу Пелопонесской войны. В XX в. санкции как инструмент давления на государства применялись с возрастающей регулярностью. В 1945 г. ООН приняла метод наложения санкций в качестве одного из легитимных инструментов для регулирования международных отношений.

Среди санкций выделяют такие типы, как: дипломатические, экономические, военные и спортивные. Дипломатические санкции представляют собой сокращение дипломатических отношений в отношении государства, к которому они применяются. Экономические предполагают прерывание торговых отношений – полностью или в применении к определенным секторам, - аресты счетов, отказ от финансового взаимодействия и т.п. Военные санкции могут сводиться к эмбарго на поставки оружия, но могут предполагать и интервенцию. Наконец, спортивные санкции обычно заключаются в запрете на участие команд от определенного государства в международном спортивном мероприятии.

Хотя к санкциям прибегают и ООН, и многие государства по отдельности, в США этот метод пользуется особой популярностью.

В 1919 г. президент США Вудро Вильсон выступал большим поборником введения санкций в виде тотального бойкота агрессора со стороны стран Лиги наций. В 1935-1936 гг. этот метод массового бойкота был применен Лигой наций к фашистской Италии, хотя Британия и Франция отказались в этом участвовать. Цель была в том, чтобы Муссолини вывел войска из Абиссинии, однако бойкот успехом не увенчался.

В 1940-1941 гг. США налагали торговые санкции на Японию, что способствовало ее вступлению во Вторую мировую войну.

С 1960 г. США ввели санкции против Кубы. Это выражалось в форме экономического, коммерческого и финансового эмбарго, и такое положение дел, с небольшими модификациями, продолжает оставаться в силе вплоть до настоящего момента. Санкции последовали через два года после революции на Кубе, приведшей к свержению режима Фульхенсио Батисты. Поводом для них стало то, что новое правительство экспроприировало собственность американских граждан и корпораций на территории государства. В более широком контексте это было очередным шагом в противостоянии сверхдержав. На практике, в частности, экономическая блокада заключается в том, что американским компаниям, а также их дочерние предприятиям в других странах запрещено вступать с Кубой в какие-либо торговые или финансовые отношения. Гражданам США также запрещено что-либо покупать у кубинцев.

В адрес этих санкций высказывается много критики на международном уровне. В частности, ООН ежегодно призывает США снять санкции, мотивируя это тем, что из-за вызванного ими экономического неблагополучия страдает все население Кубы, и в первую очередь, наиболее уязвимые социальные группы. США отказываются это делать, ссылаясь на то, что сначала Куба должна предпринять меры по демократизации режима и улучшению ситуации с соблюдением прав человека.

Начиная с конца 1970-х гг. США регулярно применяли санкции к Ирану. В 1979 г., после исламской революции, когда США приняли у себя изгнанного шаха, в Иране было захвачено американское посольство. США в ответ заморозили иранские активы на сумму $12 млрд. В 1980-е гг., во время войны между Ираном и Ираком, США усиливали санкции. В частности, было введено эмбарго на поставки оружия Ирану со стороны США. Также оказывалось давление на международные финансовые институты, чтобы они не давали Ирану кредитов. Позднее Рейган подписал указ, запрещающий экспорт и импорт товаров и услуг в отношениях с Ираном.

Жесткие санкции пришлись на время правления президента Рафсанджани в Иране. Президент Билл Клинтон в 1995 г. подписал указ о прекращении торговых отношений с Ираном, в частности в нефтяной отрасли. Кроме того, стране было отказано в кредитовании и прочих финансовых отношениях с США. В начале 2000-х гг. правительству президента-реформиста Хатами удалось добиться значительного ослабления санкций.

Избранный в 2005 г. президент Махмуд Ахмадинежад возобновил приостановленную программу обогащения урана. В ответ США начали настойчиво призывать к вводу международных санкций против иранской ядерной программы. В том же году в США были заморожены счета иранских граждан, имеющих отношение к программе. Кроме того, отдельные штаты начали бойкот компаний, поддерживающих торговые отношения с Ираном. В 2010 г. Обама подписал указ, согласно которому экономические санкции против Ирана многократно ужесточались.

В 1980-е гг. США также участвовали в международных санкциях против апартеида.

Также по итогам вторжения СССР в Афганистан Джимми Картер в 1980 г. ввел эмбарго на торговлю пшеницей. В 1982 г. США попытались ввести санкции против Польши как участницы соцблока в ответ на введение в стране военного положения в декабре 1981 г., которое было реакцией на оппозиционное движение. Большой поддержкой эта инициатива не пользовалась, и санкции были сняты через полгода.

В первой половине 1990-х гг. по инициативе Вашингтона Совбез ООН ввел финансовые санкции против участников военной диктатуры на Гаити. Это был один из первых случаев точечного применения санкций не ко всему государству, а только к отдельным его представителям. В 1996 г. некоторые экономические санкции США применили к некоторым странам, в частности Колумбии, Японии, Италии, Мексике и Венесуэле в качестве жеста, выражающего неодобрение «зверств в отношении китов и дельфинов».

В 2001 г., после теракта 9 сентября, ООН ввела контртеррористические обязательства для стран-участниц. Согласно этим обязательствам, в частности, государства обязаны были заморозить счета террористов и их сторонников. Буш-младший при этом угрожал зарубежным банкам, что если они будут нарушать обязательства, то их деятельность в США будет запрещена.

В 2011 г., во время революции в Ливии, последовал залп международных (США в том числе) санкций против Муаммара Каддафи и его окружения. В частности, были заморожены их зарубежные счета. В том же году в США, в соответствии с указом президента, были заморожены счета представителей правительства Сирии. Также последовал запрет на импорт сирийских нефтепродуктов и какие-либо транзакции с участием сирийских властей.

В 2006 г. традиционно анонимный автор в журнале Economist прокомментировал: «Допустим, по ощущению, санкции лучше, чем ничего: они более чувствительны, чем просто брань в адрес посла и менее кровавы, чем ввод войск. Они могут приносить моральное удовлетворение. И иногда они даже работают… Угроза санкций со стороны городских или штатских властей в Америке в 1998 г. вынудила группу швейцарских банков выплатить $1,25 млрд. некоторым жертвам Холокоста. Возвращение Ливии к диалогу с международным сообществом в свое время, вероятно, тоже отчасти было обязано санкциям. Санкции сыграли свою роль в прекращении белого господства в Южной Африке.

Однако неудачи гораздо заметнее. Санкции со стороны Лиги наций не защитили Абиссинию от фашистской Италии. ООН ничего не добилась санкциями в отношениях с Ираком при Саддаме Хусейне. Жесткий режим по-прежнему царит в Иране (при американской блокаде с 1979 г.), в Мьянме (санкции с 1997 г.), Судане (с 1996 г.), не говоря уже о Кубе (с 1962 г.)… С моральной точки зрения, санкции сомнительны, так как наказание распространяется на бедное население, живущее в автократиях. Введение санкций может приводить к тому, что режим становится более популярным или более мощным внутри страны. Хусейн без труда сделал так, что наложенные санкции ударили, прежде всего, по невинным гражданам. Дефицит становится удобным поводом для нормирования и специальных разрешений, что усугубляет коррупцию, порождает кумовство и развивает черный рынок, контролируемый режимом. В Югославии при Слободане Милошевиче санкции буквально наполнили государство преступностью».

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).