Президент Украины Виктор Ющенко отправил в отставку правительство Юлии Тимошенко, что стало кульминацией политического кризиса. Ющенко также принял отставку секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Петра Порошенко, которого бывший госсекретарь Украины Александр Зинченко перед своим увольнением, начавшим череду отставок, обвинил в коррупции. На самом деле, следует говорить об очередной смене всех высших номенклатурных руководителей страны, если учесть отставку главы Службы безопасности Украины Александра Турчинова, который был человеком Тимошенко. В общем, загогулина получилась.
Чтобы не идти по пути анализа структуры коммунальных склок, следует указать на более-менее содержательные конфликты новой украинской политики. Рациональное мышление все-таки должно на что-то опереться даже в настолько фарсовой и анекдотичной картине, какую представляли собой украинская политика и управление в последние полгода.
Правительство Юлии Тимошенко было сформировано в феврале этого года в результате выполнения новым президентом Украины предвыборных (так сказать, коалиционных)обещаний. Кандидатура Юлии Тимошенко, с точки зрения тактической политики, объективно была самой плохой. Это назначение гарантировало самый жесткий сценарий конфликта между революционной властью и элитой кучмовского времени и к тому же конфликт с группами бизнес-интересов в команде самого Ющенко, например, с Петром Порошенко, который начал кампанию против нового премьера сразу после победы оранжевой революции.
Юлия Тимошенко сама пережила несколько головокружительных взлетов и падений, и на каждом витке своей карьеры приобретала новых врагов. Так, в средине 90-х, в партнерстве с тогдашним премьером Павлом Лазаренко она оказалась во главе самой крупной украинской компании - ЕЭСУ. Техника экономической власти в ту пору была построена на поставке российских энергоносителей сельскому хозяйству и промышленным предприятиям, позволявшей реально управлять потребителями.
Но в результате того, что в оппозицию аппетитам премьера встал тогда весь остальной бизнес, в 1998 году Павел Лазаренко оказался в американской тюрьме, а Юлия Тимошенко стала стремительно терять капиталы. В 1999 году она заключила тактический союз с Кучмой, в 2000-ом году стала вице-премьером в правительстве Виктора Ющенко, вновь пошла войной на весь крупный бизнес сразу, в результате чего оказалась ненадолго в тюрьме, потом – в движении «Украина без Кучмы», а затем – в числе предвыборных союзников Виктора Ющенко.
К периоду 1998-1999 гг. относится провал попытки построения монополистической экономики на Украине во главе с Павлом Лазаренко и Юлией Тимошенко и начало строительства олигархической экономики во главе с несколькими крупнейшими группами из Днепропетровска, Донецка, Киева, Харькова и др. Что бы ни говорил впоследствии Леонид Кучма о том, что Лазаренко – это его главная ошибка, усиление исполнительной власти и контроль за экономикой, скорее всего, входили в его политический проект. Но тогда он смог увидеть, что в средине 90-х уже нельзя не опираться на возникающий бизнес и нельзя беспредельничать по-лазаренковски - надо, грубо говоря, уметь делиться и находить компромиссы.
Устройство олигархического капитализма, расцвет которого пришелся на второй срок Леонида Кучмы, несколько отличалось от российского, что, возможно, и гарантировало более высокие темпы роста промышленного производства. Дело в том, что украинские олигархи постоянно находились в ситуации конкуренции, коллективно борясь против монопольного усиления политического влияния одной из групп, а власти довольно ловко умудрялись лавировать и гасить слишком острые конфликты. И это происходило на фоне естественного процесса улучшения управления на старых советских предприятиях после их приватизации, выхода их на мировые финансовые и товарные рынки, что с некоторым опозданием произошло и в России.
Так, в последний год президентства Леонида Кучмы во главе правительства оказался представитель крупнейшей на тот момент донецкой группы (группы футбольного клуба «Шахтер») – Виктор Янукович; во главе Администрации президента (причем контролируя крупнейшие телеканалы) – Виктор Медведчук, представитель киевской группы (группы киевского «Динамо»); глава одной из днепропетровских групп Виктор Пинчук на тот момент уже был зятем президента (после грандиозной победы над Лазаренко и вклада в победу на президентских выборах 1999 года) и, соответственно, имел неформальный «вход». Другие группы тоже имели некоторое представительство.
За пределами такой конструкции симбиоза власти и бизнеса остались т.н. «недоолигархи», которые имели достаточно большой капитал и огромные амбиции, но уже не могли войти в политический клуб на высшие роли. То есть представительство в парламенте они имели, но в число олигархов не вошли. И при стабильной ситуации не имели шансов ни выйти на ведущие позиции во власти, ни претендовать на владение крупнейшими промышленными объектами. И они, включая таких деятелей, как Петр Порошенко и Давид Жвания, стали одной из опор оранжевой революции. К недоолигархам можно было бы отнести и Юлию Тимошенко с остатками ЕЭСУ, если бы не ее амбиции, превышающие таковые у Петра Порошенко. Ее всегда нес и далеко заносил монополистический проект Павла Лазаренко, не терпящий никаких конкурентов, никакой многоугольной конструкции.
Из настоящих олигархов в конструкцию власти образца 2004 года (давшую, кстати, 13% рост экономики) не вписалась только днепропетровская группа «Приват» во главе с Игорем Коломойским. Но эта группа всегда была «неправильным олигархом», не имела большого публичного представительства в центральной власти и больших политических амбиций. Максимумом ее целей всегда являлся лоббизм, часто очень успешный. К тому же в то время уже начался конфликт между «Приватом» и группой «Интерпайп» Виктора Пинчука за контроль над Никопольским ферросплавным заводом – «Приват» был на грани монополизации отрасли, но административные возможности Виктора Пинчука позволили ему приватизировать крупный пакет предприятия.
Думается, что в рамках вопроса о собственности, то есть о том, «кто владеет Украиной», и не было хорошего решения даже при виртуозном лавировании, которое демонстрировал Леонид Кучма (тем более при Викторе Ющенко, который раз за разом демонстрирует политическую слабость и при этом конфликтность). В конце девяностых, когда бизнес-группы из Донецка только выходили на ведущие роли и заявляли о своих амбициях вне региона, это вызывало напряжение среди днепропетровских олигархов, несмотря даже на их конкуренцию между собой. Эти опасения перед выборами 2004 года стали частью кампании против Виктора Януковича. Даже его союзники на прошедших выборах играли в ослабление «донецких», боясь нового центра монополизации притязаний на владение экономикой Украины.
После «оранжевой революции» кандидатом на монопольные притязания стала группа «Приват» в союзе с Юлией Тимошенко. Но как ни раскладывай олигархический и недоолигархический пасьянс, политическая конструкция окажется неустойчивой. Режим Леонида Кучмы демонстрировал стабильность бизнес-групп в условиях их более-менее региональных амбиций. Выход за пределы региона для олигархов должен был означать и рост политического самоопределения – до позиции национальных политиков, чего не произошло.
Между тем как раз для Украины очертания устойчивой политической конструкции относительно ясны. В 2004 году недоолигархи и Юлия Тимошенко вступили в политический союз с западнической и западной частью Украины, которая надеялась обеспечить себе реванш доступа во власть, несмотря на то что экономика контролируется прежде всего группами востока. Олигархи попытались получить в союзники население Востока Украины.
Отсюда возможна была бы двухпартийная конструкция власти, если только партия Востока Украины сможет оформиться не только и не столько как средство защиты собственности олигархов, но как полновесный политический субъект с ясными (в том числе социальными) целями. Это же было бы выгодно, на наш взгляд, и «партии Запада», проамериканской элите, если только она сможет осознать гражданский мир как средство сохранения независимой Украины.
Если бы Ющенко мог подняться до такого государственнического самоопределения, то нужно было бы перестать заниматься ерундой. Например, вместо фарсового «расследования» дела Гонгадзе и собственного сомнительного отравления следовало заняться конструированием компромиссов и расследованием текущих безобразий. Дело ведь не только в переделе собственности или беззастенчивой коррупции самих по себе: уже после «оранжевой революции» произошло несколько очень подозрительных политических смертей (например, бывшего министра путей сообщения, бывшего министра внутренних дел, бывшего владельца телеканала «Интер»).
Поэтому самый оптимистический путь для Украины – это формирование после парламентских выборов 2006 года конституционной реформы двухпартийной конструкции власти и принятие пакта о неуничтожении друг друга. Но для этого олигархам придется чем-то пожертвовать в коммуникации с населением, а Виктору Ющенко и его американским партнерам - отказаться от проекта построения монопольной власти. Всем игрокам навсегда нужно отказаться от идеи монопольного владения Украиной. Впрочем, заранее известно, что мозгов на это хватит не у всех.
Скорее всего, Виктор Ющенко вообще-то не хотел устраивать бучу. Череда отставок очень похожа на реализацию плана Юлии Тимошенко, направленного на выборы-2006. К чему отвечать за экономические провалы и социально-экономические кризисы, которые случатся к зиме? А после 2006 года есть шанс стать премьером с ведущими в стране полномочиями, оставив, как ей кажется, президента в дураках. Тимошенко уже как будто объявила о том, что Ющенко ее трижды предал (правда, официально авторство фразы не подтверждено), что является филигранным цинизмом, если учесть взлеты и падения, союзы и противоборства экс-премьера.
И.о. премьера назначен Юрий Ехануров, занимавший большие посты в правительстве при Леониде Кучме, в том числе и должность вице-премьера. Насколько мы понимаем, он не связан жестко ни с каким крупным бизнесом и не являлся сам по себе очень крупным политиком, - следовательно, может работать техническим премьером и оказаться склонным к компромиссам. Это означает чистый лист, что уже немного лучше, чем Юлия Тимошенко.
До последнего времени он служил назначенным губернатором Днепропетровской области, имеющей ключевое значение для многих украинских сюжетов. История этого назначения оказалась поучительной даже для бывших романтиков оранжевой революции. Сначала указом президента на эту должность был назначен депутат и бизнесмен (больше половины украинского рынка сантехнических и гигиенических средств – мыло, порошки и т.п.) Сергей Касьянов. Но он в свое время имел локальный конфликт со ставленником группы «Приват» в своем избирательном округе. «Приват» инициировал маленькую местную революцию с помощью «Поры», и появился компромиссный Ехануров. Теперь «Пора», судя по всему, будет обеспечивать кампанию Юлии Тимошенко.