Валдис Затлерс, президент Латвии распустил Сейм. Точнее — инициировал референдум о его роспуске.
Это такой латвийский нюанс: Латвия — парламентская республика, президент избирается Сеймом (там сто депутатов). Но у него есть право инциировать референдум о роспуске парламента. Если референдум поддерживает предложение президента — новые выборы. А если не поддержит, то в отставку автоматически уходит сам президент. Сейм был избран прошлой осенью. Действие Затлерса — первый случай использования этой конституционной опции.
Затлерс объявил свое решение в прямом эфире, в субботу. ЦИК через 60 дней должен провести референдум. До этого момента парламент «подвешен», в частности — не может избрать нового президента — а срок Затлерса заканчивался 7 июля. Ситуация новая и не вполне понятная, но президентские сотрудники все обсчитали с юридической стороны; да, все законно, он мог это сделать хоть в последний день своего срока, а выход из ситуации состоит в том, что либо он уйдет в отставку, либо новый состав Сейма изберет нового президента. Тут может показаться, что Затлерс пошел на этот шаг затем, чтобы продлить срок своих полномочий, но это не вполне точная оценка. В таком варианте выборы нового президента пройдут достаточно скоро — в начале октября. Кроме того, до объявления итогов референдума Сейм сохраняет дееспособность, так что вполне может успеть выбрать и нового президента.
Причина
Причина была изложена в самом обращении. Коротко говоря, ему не нравилось, как себя ведет Сейм — имея в виду складывающиеся голосования, когда их предмет связан с коррупцией. В частности, он упомянул, что прошлый парламент не утвердил в должности Генпрокурора, которого выдвигал глава судебной власти, председатель Верховного суда. А уже новый состав Сейма не утвердил в должности судью Юдина.
В общем, слово за слово и дело дошло до заявления Затлерса о том, что Латвия сумела выйти в последние три года из кризиса, но это было сделано за счет самих граждан (в самом деле — сокращение зарплат, социальных расходов, повышение налогов, безработица и прочие радости). Откуда и вопрос: а зачем все эти жертвы, если в итоге страна имеет лишь рост прибыли олигархов (употреблено именно это слово).
Поскольку Латвия — страна небольшая, то слово «олигархи» не означает некоторых неопределенных граждан, все вполне конкретно. Прямым текстом все было на сайте pietiek.com (перевод «Делфей»): «Президент Валдис Затлерс решил распустить Сейм после того, как генеральный прокурор Эрик Калнмейерс передал ему сведения об уголовном процессе, в котором фигурируют имена латвийских олигархов. В беседе с прокурором президент получил новые сведения о крупных коррупционных схемах, связанных с политическим влиянием Айвара Лембергса (СЗК — Союз зеленых и крестьян), Андриса Шкеле (НП — Народная Партия) и Айнарса Шлесерса (ЛПП/LC Латвийская Первая партия/Латвийский путь)». В частности, это дела, связанные с Рижским торговым портом.
Все это, разумеется, никакая не новость, но в прошлый четверг Сейм отказался выдать санкцию KNAB'у (Бюро по борьбе с коррупцией и ее предотвращению) на обыски по месту жительства Шлесерса. Понятно, что оперативного смысла тут уже не было, речь шла о публичном предупреждении, но предложение не набрало голосов. В случаях Лембергса и Шкеле все проще: первый не является депутатом, а второй живет не в своей недвижимости — тут у KNAB'а проблем с согласием Сейма нет.
Зачем это самому Затлерсу?
Разумеется, неизбежно мнение, что таким образом Затлерс хочет попытаться быть избранным на второй срок (он подтвердил, что не будет снимать свою кандидатуру с выборов — когда бы они теперь ни произошли). При спокойном ходе дел, то есть — при нынешнем составе Сейма — он, вроде как, не избрался бы. Пока за него насчитывали голосов 46, пяти не хватало. Но роспуск Сейм тут вовсе не обязательно поможет, теперь крайне сложно прогнозировать расклад после выборов (если референдум подтвердит роспуск Сейма). У Затлерса нет оснований рассчитывать, что расклад изменится в его пользу. Разумеется, ни о какой поддержке со стороны партий, чьих лидеров-спонсоров он выталкивает на суд, быть уже не может, а это сейчас 30 депутатов. Что, разумеется, скажется на выборах нового президента до референдума (если найдется консенсусная кандидатура). Хотя, понятно, голосовать против Затлерса теперь означает быть понятно за кого. Потом ведь и референдум состоится, и Сейм распустят (скорее всего). И в таком виде идти на выборы?
Впрочем, сам Затлерс не такой уж и популист: все эти три олигарха по части популизма в Латвии вне конкуренции. Можно сказать, что Затлерс в какой-то мере отражает точку зрения элиты, которой эти трое давно уже надоели своим доморощенным эгоизмом. Но элитам придется создать хоть какую-то структуру поддержки, а с согласованностью действий у элит всегда проблемы.
Да, тут же было сообщение, что партия «Единство» (а это партия премьера Домбровскиса) готова принять Затлерса к себе и, вообще, поддержит его кандидатуру в следующие президенты. Это, собственно, скорее эмоциональное и демонстративное действие. Не столько за Затлерса, сколько против этой троицы.
Если прикидывать, как будет устроен будущий Сейм и кто может там поддержать Затлерса, то, весьма возможно, это «Согласие». Но тут своя проблема: мэр Риги Нил Ушаков после крайне неудачной попытки пробежать городской марафон, оказался в германской клинике. К сожалению, дело серьезное, так что как-то участвовать в выборах он не сможет. Собственно, сам он как депутат и не баллотировался бы, но вот в качестве мэра вполне бы способствовал бы раскрутке партии, — хотя бы лицом на ее плакатах. Но шансы на то, что он вернет себе дееспособность к осени, не слишком велики.
У некоторых российских околомедийных комментаторов тут уже были высказывания типа: «да кто ж там позволит, чтобы мэром Риги был русский» с последующими размышлениями на тему, что плохо ему стало неспроста, эх неспроста... Так вот, конспирологам с их насильственными версиями следует заткнуться.
Иными словами, не особо-то выстраивая себе перспективы, Затлерс решил не то, чтобы рискнуть, но сделать хоть что-то конкретное за свой президентский срок (который может оказаться единственным). Счел нужным это сделать. Как-никак, он не карьерный политик, а хирург. По крайней мере, имидж этим троим он испортил.