9 января стало для Франции по-настоящему страшным днем: участники нападения на редакцию журнала Charlie Ebdo, которых так и не удалось арестовать в среду, захватили заложника в пригороде Парижа, а их то ли напарник, то ли сторонник устроил вооруженный налет на кошерный магазин в самой столице и захватил заложников там.
Вечером в пятницу спецподразделения провели одновременный штурм, все оказавшиеся на месте террористы погибли. Попробуем воссоздать картину того, как все произошло.
Все началось 7 января ближе к полудню. В среду в 11:20 два брата Шериф и Саид Куаши и еще один неизвестный, который был за рулем автомобиля, подъехали к редакции сатирического журнала Charlie Hebdo и расстреляли всех, кого видели — погибли 12 человек, еще 11 получили ранения, в том числе и тяжелые.
Во время стрельбы террористы, по свидетельству очевидцев, кричали «Аллах акбар» и заявляли, что являются представителями «Аль-Каиды».
После террористического акта в редакции нападавшие успешно бежали от полиции. По поводу профессионализма нападавших, о котором наблюдатели говорили вначале, можно усомниться: в автомобиле, который террористы бросили во время побега, полиция нашла удостоверение личности Саида Куаши — достаточно странная потеря для хорошо подготовленного боевика.
Полиция провела обыск в доме, в которым жили братья в городе Реймсе, однако там их не оказалось. Вечером в среду поступила информация о том, что террористы совершили вооруженный налет на бензоколонку в департаменте Эна, близ бельгийской границы. Это позволило предположить, что цель братьев Куаши — покинуть Францию и залечь на дно в другой европейской стране. Сделать это не так сложно как кажется, Шенгенская зона предполагает прозрачность границ.
На следующий день, 8 января, неизвестные открыли огонь по полицейским на юге Парижа — была убита сотрудница правоохранительных органов. Прокуратура города достаточно быстро заявила, что никакой связи между этим нападением и расстрелом редакции нет, однако нападавший был хорошо экипирован: у него был бронежилет и автоматическое оружие, то есть произошедшее меньше всего напоминало уличную разборку.
Также в четверг добровольно сдался полиции 18-летний Хамид Мурад, полиция ранее заподозрила его в том, что тот управлял автомобилем, на котором террористы подъехали к редакции Charlie Hebdo. Мурад заявил, что 7 января утром находился в школе и это смогли подтвердить его одноклассники.
К середине дня появилась информация о том, что Шериф и Саид Куаши ограбили еще одну бензоколонку, но на этот раз направились в сторону Парижа. Правительство республики на этом фоне начало стягивать в столицу фактически все свободные силы, вплоть до некоторых армейских подразделений. В какой-то момент даже считалось, что террористы спрятались в лесу Рец, к северо-востоку от Парижа: по европейским меркам это очень большой массив, 13,3 тысяч га, больше самой французской столицы.
Утром 9 января полиции удалось найти автомобиль террористов и погоня продолжилась. Доехать до Парижа братьям все-аки не удалось: они остановились в городке Даммартан-ан-Гоэль примерно в 20 км от границы французской столицы. Там примерно в 9:30 они захватили в заложники человека и укрылись в здании типографии.
Через несколько часов пришли новости из Парижа: на востоке города террористы (по некоторым данным их было двое) напали на магазин кошерных продуктов и взяли там заложников. Довольно быстро выяснились имена — Амеди Кулибали, а возможная сообщница — его подруга или жена Хайят Бумеддьен. Кулибали убил четырех человек при захвате магазина и передал полиции, что убьет остальных, если начнется штурм типографии, в которой укрылись братья Куаши.
Пока террористы удерживали заложников сразу в двух местах, журналисты выяснили подробности их биографии из которой следовало, что французские спецслужбы, по-хорошему, не должны были от них отходить ни на шаг.
Братья Куаши происходили из Алжира, однако давно получили французское гражданство. Шериф Куаши помогал искать людей, которые готовы отправиться в Ирак в помощь Аль-Каиде для борьбы с американскими войсками. Он был арестован в январе 2005 года, когда собирался уехать в Сирию и оттуда перебраться в Ирак. После освобождения он стал ходить на проповеди к Фарижу Беньетту, имаму мечети в 19-м округе Парижа. В 2008 году Шериф Куаши был признан виновным в терроризме за то, что помогал отправить боевиков в Ирак, и попал в тюрьму на 1,5 года.
Про Саида Куаши известно меньше, однако, по сообщениям французской прессы, в 2011 году он ездил к Йемен для того, чтобы пройти тренировку на местных базах Аль-Каиды.
Амеди Кулибали родился во Франции, является потомком выходцев из Черной Африки. С 17 лет он был несколько раз осужден за грабеж и по крайней мере один раз — за незаконный оборот наркотиков. Кулибали впервые встретился с Шерифом Куаши в тюрьме в 2005 году. Предполагается, что он стал сторонником радикального ислама примерно тогда же, когда и браться Куаши.
Через некоторое время он женился на Хайят Бумеддьен, по некоторым данным она, как и браться Куаши, происходит из Алжира. Свадьба была организована по религиозному обряду, легальность которого власти Франции не признают.
В итоге полиция провела две одновременные операции: в Париже и Даммартен-ан-Гоэле. Во время штурма, как сообща6ется, заложники не пострадали, а вот трое террористов были убиты.
Остается без ответа всего несколько вопросов.
Неизвестна роль Хайят Бумеддьен. Полиция ее разыскивает с характеристикой «вооружена и очень опасна», считается, что она участвовала в обстреле полицейских на юге Парижа 8 января, но доказательств этому пока нет.
Пока непонятно, были ли действия братьев Куаши и Кулибали спланированы и скоординированы заранее или последний «импровизировал» и действовал по собственной инициативе. Соответственно также остается неясным, был ли теракт подготовлен исключительно исполнителями или во Франции существует мощное подполье, способное поставить на уши всю полицию страны.
Последний пункт, очевидно, сейчас больше всего беспокоит французские власти. Премьер-министр Франции Мануэль Вальс заявил в эфире национального телеканала, что сегодня с исламистскими организациями могут быть связаны от 1,2 до 1,4 тысяч французов, которые проходят подготовку в Сирии, Ираке, Афганистане и Йемене. По словам главы правительства, правоохранительные органы следят за этими людьми, но, как показывает практика, не слишком пристально.
Уже в по итогам экстренного совещания с президентом Франции министр внутренних дел Бернар Казнев заявил, что уровень мобилизации после террористических атак продлен.