будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Индия Иран Россия транспорт экономика
Июль 6, 2025
Мир
Хестанов Сергей

Железнодорожный «Суэцкий канал»

Железнодорожный «Суэцкий канал»
800-600
Суэцкий канал

Суэцкому каналу готовят альтернативу; в проекте участвуют Индия, Иран и Россия, пишут СМИ. По их данным, встреча для обсуждения проекта запланирована на ноябрь.

Информацию о подготовке проекта и планируемой встрече распространил сайт иранского телеканала Press-TV. По его сведениям, если такой международной торгово-транспортный коридор длиной около 7200 километров свяжет Индийский океан и Персидский залив, то переправлять им пассажиров и грузы окажется дешевле, чем по Суэцкому каналу.

Предполагается, что коридор будет состоять из морских и сухопутных (с железными дорогами) участков. По нему Индия сможет отправлять грузы сразу в Бендер-Аббас в Иране, откуда по территории Ирана они будет доставляться до побережья Каспийского моря. Далее их смогут переправлять морем в Астрахань и по железной дороге в Европу, что займет почти на три недели меньше, чем доставка через Суэцкий канал, и окажется примерно на 30-40% дешевле.

 
Астрахань. Российские железные дороги / wikipedia.org

В настоящее время Индия вынуждена направлять товары через Китай, Европу или Иран, и транспортировка через Китай и Европу обходятся ей очень дорого.

Проект Международного транспортного коридора «Север — Юг», соединяющего Северную Европу с Индией и государствами Персидского залива, возник давно: по словам Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в той или иной форме проект обсуждали в течение примерно 30 лет и, возможно, будут снова обсуждать теперь.

Действительно, только за последние несколько лет к проекту обращались не раз: создание такого коридора было одной из ключевых тем саммита лидеров Ирана, России и Азербайджана в Баку в августе 2016 года, писал журнал «Эксперт». Кроме того, как напоминает газета «Коммерсантъ», коридор учитывается в российской Стратегии развития в Каспийском бассейне морских портов, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года, которую в конце 2017 года утвердил глава правительства России Дмитрий Медведев.

 
Сторожевые катера ВМФ РФ
на Каспии / YouTube.com

О том, почему к теме его создания вернулись именно сейчас, когда США наложили санкции на Иран, а также о том, в чем заключаются трудности проекта, откуда могут взять деньги на его реализацию и много ли их потребуется, с «Полит.ру» поговорил подробнее Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС, советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер».

 
Сергей Хестанов

«Что касается экономического эффекта: в общем-то, никакой особой потребности в прокладке каких-то путей, альтернативных Суэцкому каналу, нет. Существующая инфраструктура в целом справляется с поставленными задачами; не так давно в три раза увеличили пропускную способность Суэцкого канала (а это довольно много), и есть достаточные основания полагать, что особой нужды в развитии этого транспортного пути просто не существует. Поэтому проект и не реализуется.

Насчет экономии времени выгода может быть очень небольшой. Формально экономия времени достижима, но следует учесть, что грузы, которые сейчас транспортируются через Суэцкий канал, в большей своей части никуда не спешат. И лишняя неделя или больше для них особенной роли не играет. Если вы отправили куда-то партию холодильников, вам по большому счету безразлично, придут ли они в пункт назначения за неделю или за три. На результате это никак не скажется.

То есть большая часть товаров, которые там перевозят, не является скоропортящейся, и на них никак не влияет некоторое увеличение или уменьшение длительности транспортировки. Плюс же морского пути в том, что это самые дешевые перевозки по цене за тонну-километр и при них не нужно проходить таможню. Загрузили корабль, он вышел в нейтральные воды — и все, идет себе. Прибыл — разгрузили. А для тех товаров, которым важна скорость, есть транспортная авиация. Если это важно, заплатите подороже — и самолет, опять-таки, спокойно пролетит над всеми таможнями.

 
Логистический центр / pixabay.com 

Так что особой потребности в этом маршруте нет, другой вопрос — что Китай сейчас двигает свой проект «Великий Шелковый путь». И, в отличие от нас, он уже достигает в таком проекте определенных успехов: модернизируется железнодорожная сеть, в том числе в Азербайджане и Грузии. Вообще интересно, что кусок этого пути с паромной переправой через Каспий и далее в Азербайджан и Грузию идет фактически в обход России. Грузовой поток там невелик (потому что особой мотивации нет), но основанная цель Китая тут — скорее, закрепление хороших торговых отношений со своими соседями, а не зарабатывание денег.

У Китая проект медленно, но реализуется. Нельзя сказать, что в нем есть какие-то великие успехи, но и провалов тоже нет. Он развернул мощное строительство; он решил вопрос с электронной таможней как минимум с Таджикистаном, Казахстаном, Киргизией. Так что в какой-то степени проект реализуется. Правда, китайская статистика такова, что никто не может судить, насколько проект реально прибылен. Но Китай может себе позволить и десять таких проектов — у него на это есть ресурсы. Хотя, повторю, основная цель Китая в данном случае — не извлечение прибыли, а создание благоприятной для себя среды в виде доброжелательных соседей, которые заинтересованы в торговле и так далее. И, в общем-то, с этой задачей проект справляется.

 
Китай. Работники таможни  / tvc.ru

В нашем же проекте никакой особой перспективы не просматривается: тот же самый Иран в качестве торгового партнера является крайне сомнительным вариантом. Что с ним будет в результате санкций, никто не знает. Не может ли угроза санкций толкнуть его на то, чтобы вновь реанимировать проект? Ну, для того, чтобы проект был успешным, нужно, чтобы страна располагала какими-то ресурсами — денежными, производственными, и так далее. Если Иран ими не располагает, то какая разница, под санкциями ли он? А он ими не располагает. И никаких реальных предпосылок для реализации проекта нет и у других стран, а реализовывать его «планово-убыточно», как, например, Китай, мы не можем себе позволить — у нас на это просто нет денег.

И, подчеркну, экономически он не нужен: этот коридор нечем загружать, по нему нечего возить. В самой идее этого коридора нет тех товарно-денежных потоков, которые он может обслужить. Так что, скорее всего, это останется только благими намерениями. Честно говоря, я даже не понимаю, почему возродился интерес к этому проекту. У нас таких проектов много», — сказал Сергей Хестанов.

Хестанов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).