**Управляемое большинство**
В стане победителей, фракции "Единой России", на прошедшей неделе происходило волнение: виною тому стала предстоящая дележка думских комитетов. Незадолго до этого "единороссы" все-таки довели численность своей фракции до искомой цифры в 305 депутатов, попутно разрушив Народную партию. НП - еще одно кремлевское детище, в течение несколько лет конкурировавшее с "Единством" (впоследствии - "ЕР") за право считаться главной опорой президента Владимира Путина. Отказ администрации президента от продолжения патронирования проекта под названием "Народная партия" объясняется просто: идеология государственного капитализма перестала быть ноу-хау партии Геннадия Райкова. Теперь ее активно (и, в отличие от НП, успешно) эксплуатирует полуоппозиционный блок "Родина". "Народникам" ничего не оставалось, как примкнуть к "Единой России", хотя ее лидер сделал это без всякого восторга. Но оставаться независимым депутатом, то есть, по его собственному определению, "политическим бомжом", г-н Райков не захотел.
Достаточно неожиданным оказалось то, что "Единая Россия" решила получить не только все без исключения должности руководителей думских комитетов, но и все посты первых заместителей. По этому поводу одна уважаемая газета высказала предположение, что фракция-победительница столь велика и депутатов, согласных только на начальственные должности, так много, что просто пришлось вытеснить оппозицию на обочину думской жизни.
Некоторое удивление у представителей прессы вызвало и то, что "ЕР" выдвинуло на посты глав многих комитетов вовсе не тех людей, которых первоначально планировали выдвигать. Например, на должность главы комитета по бюджету прочили зампредседателя этого комитета в Думе третьего созыва В.Резника. Тем не менее фракция предложила на этот пост не его, а никому не известного депутата Юрий Васильева, экс-мэра Пятигорска. По слухам, просочившимся в печать, против кандидатуры Владислава Резника категорически возражал премьер Михаил Касьянов, который не раз схлестывался с депутатом по поводу бюджетных инициатив последнего.
До последнего момента ни у кого не возникало сомнений в том, что возглавлявший в Думе прошлого созыва комитет по госстроительству Валерий Гребенников сохранит свой пост и новом составе парламента. Тем не менее фракция выдвинула на этот пост бывшего адвоката Владимира Плигина, известного тем, что близок к нынешнему замглавы президентской администрации Дмитрию Козаку. Были и другие, менее громкие, но не менее неожиданные выдвижения.
Эти события свидетельствуют о том, что исполнительная власть не желает оставлять "дочерней" фракции никакого пространства для самостоятельного маневра и будет жестко контролировать каждый ее шаг. И внутри самой фракции устанавливается жесточайшая, невиданная ранее дисциплина: пресса со ссылкой на анонимные источники сообщила, что отныне народным избранникам, входящим в фракцию, лишаются права самостоятельно общаться с журналистами - помещать свои материалы в прессе, давать интервью и вообще что-либо комментировать. Это можно будет делать только по согласованию с руководством фракции.
Похоже, пресловутая вертикаль власти отныне выстраивается уже в недрах законодательной власти, причем вертикаль жесткая с практически военной дисциплиной. Действительно, так управлять страной намного легче. Открытым остается только один вопрос: существует ли цель, во имя которой вся страна выстраивается в шеренги и колонны и подчиняется властной вертикали, а если таковая есть, то в чем, собственно, она заключается.
**Спящий инструмент?**
Одной из тем, привлекших внимание центральных СМИ на прошедшей неделе стало первое заседание антикоррупционного совета, которое почтил своим присутствием президент Владимир Путин. Руководителем совета назначен премьер Михаил Касьянов, во главе комиссии по борьбе с коррупцией встал Борис Алешин, возглавлять комиссию по разрешению конфликта интересов должностных лиц будет замглавы администрации президента Дмитрий Козак.
Надо отметить, что большинство изданий не высказало особого энтузиазма по поводу создания нового антикоррупционного органа, хотя он и начал свою работу под патронажем президента страны. Главное, конечно, в том, что мало кто верит в саму возможность успешно бороться с таким въевшимся во все поры российского общества злом, как коррупция. Ведь на самом деле в стране существует вполне достаточно конституционных органов, которые должны искоренять коррупцию. Если у них это почему-то не получается, можно ли предположить, что с коррупцией справится какой-то иной орган, причем неконституционный?
Пока неясно, как будет выглядеть механизм работы антикоррупционного органа: если он собирается проводить открытые разбирательства по фактам коррупции, то какие критерии станут основанием для их проведения? Если совет будет работать по представлениям правоохранительных органов - это одно дело, а если для разбирательства достаточно простых сообщений в СМИ - дело совсем другое. В первом случае совет становится простым исполнителем воли Генпрокуратуры, МВД и прочих силовых ведомств, а во втором - серьезным контрольным органом, "уравновешивающим" работу силовиков. Кроме того, совет, судя по всему, будет заниматься только проблемами самого "верха" - крупнейшими бизнесменами и высокопоставленными чиновниками. Не означает ли это, что через год-другой стране потребуется новая бюрократическая сеть - республиканские, краевые и областные советы по борьбе с коррупцией, подобно тому, как во всех регионах зачем-то существуют местные советы безопасности?
Как отмечает одна из центральных газет, силовики вряд ли смогут превратить антикоррупционный совет в чисто декоративный орган. Дело в том, что Дмитрий Козак, назначенный главой комиссии по разрешению конфликта интересов должностных лиц, известен как жесткий сторонник ограничения полномочий Генпрокуратуры. Как полагают некоторые органы печати, это - своего рода "звонок" генпрокурору Владимиру Устинову.
По мнению некоторых изданий, антикоррупционный совет станет "спящим инструментом". При этом можно предположить, что его создание связано с желанием президентской администрации создать специальный орган, призванный держать "на коротком поводке" госчиновников всех уровней. Как полагает одна газета, антикоррупционный совет первым делом возьмется за природопользование и распределение квартир. Что ж, дело нужное, хотя ставить рядом такую мелочь, как квартиры с такой принципиальной проблемой, как природопользование не совсем серьезно.
**Камикадзе**
Единственный представитель либеральных сил, решивший бросить вызов Владимиру Путину на президентских выборах, Ирина Хакамада, похоже, решила завершить свою кампанию еще до того, как она началась. Примерно так отреагировала большая часть российских СМИ на опубликованное "Коммерсантомъ" и "МК" открытое письмо г-жи Хакамады, в котором она обвинила президента в убийстве заложников во время захвата чеченскими боевиками театрального центра на Дубровке в 2002-м году.
Письмо, составленное в крайне истерическом стиле, по мнению большинства изданий, преследовало две цели: во-первых, крайне жесткие обвинения в адрес Путина должны были отвести подозрения в том, что выдвижение Хакамады - очередной кремлевский пиар-проект, призванный доказать существование в стране реальной оппозиции справа. Во-вторых, по всей видимости, Хакамада решила привлечь на свою сторону либерально настроенных избирателей, которые готовы отдать свои голоса тому кандидату, который займет жесткую антипутинскую позицию.
Очень интересно, кто надоумил Ирину Муцуовну пойти на такую акцию. Но кто бы это ни был, он заставил Хакамаду поставить крест на своей карьере политика. Всего лишь одним коротеньким документом она прошла точку возврата, после которой отыграть назад невероятную ошибку уже нельзя.
Наверное, никто из прочитавших письмо, правых ли, левых или никаких - не испытал ничего, кроме негодования и презрения к его автору. Слишком уж неубедительно выглядели слова Хакамады о том, что она решила обвинить президента Путина только сейчас, в начале президентской кампании, через год с лишним после трагедии на Дубровке, так как надеялась, что президент "раскается". И совсем уж дико выглядит утверждение, что чеченские боевики Мовсара Бараева вовсе не собирались взрывать здание с заложниками; - Буденновск, Кизляр, братские могилы на месте взорванных домов в Москве, Волгодонске и Каспийске наглядно показывают, на что они способны. Настолько же нелепы утверждения Хакамады что газ, пущенный спецслужбами, был смертельным, и президент, зная это, отдал приказ об его использовании. Если бы газ был смертельным, живых в здании бы не осталось, но ведь большинство заложников все же удалось спасти! Другое дело, что жертв среди невинных людей было бы гораздо меньше, если бы участники штурма здания работали бы так, как положено в цивилизованной стране, а не в дикой тоталитарной стране - людям нужно было в первую очередь оказывать помощь, а не бросать их, как дрова, в автобусы. Впрочем, об этом сказано и написано много, и ответственность за это скотство в любом случае несут руководители операции, но никак не президент. И совсем уж дико выглядят намеки Хакамады на наличие некоего компромата на президента или, как она выразилась, "правды", которую она готова сказать, не говоря уже о готовности стать жертвой во имя этой "правды".
Все это, вкупе с беспомощным, неубедительным и просто нелепым стилем письма оставляет жалкое впечатление. Кое-кто уже высказал мнение, что Ирина Муцуовна решила таким образом, выражаясь пиаровской терминологией, "слить" кампанию, громко хлопнуть дверью перед тем, как навсегда покинуть политический Олимп. Но хлопок-то получился жалкий. В любом случае в России есть как минимум несколько миллионов человек, которые при определенных условиях отдали бы голоса Ирине Хакамаде, есть устойчивый правый электорат, интересы которого она вроде бы должна отражать. По отношению к этим людям Хакамада повела себя просто бесчестно.
Одна из газет озаглавила статью о демарше Ирины Муцуовны "Хакамада-камикадзе". Все-таки в ее готовности героически погибнуть в борьбе с преступником-президентом есть большие сомнения. Но одну параллель с камикадзе все же можно проследить: гибель подавляющего большинства из них была совсем не героической, но абсолютно бессмысленной. Точно так же, как и открытое письмо Хакамады.
**Коммунистам не до выборов**
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, очевидно, еще не понял, что думские выборы, в ходе которых он не столько работал на победу своей партии, а сражался с "отступниками" типа Сергея Глазьева, уже кончились. Инерция продолжает нести его на своих крыльях: вместо того, чтобы сосредоточить силы на раскрутке коммунистического кандидата Николая Харитонова вступил в борьбу с коллегой по партии Геннадием Семигиным. Коммунист-бизнесмен Семигин действительно имеет лидерские амбиции, в результате чего еще до выборов в Госдуму конфликтовал с Зюгановым.
На последнем съезде КПРФ между Зюгановым и Семигиным произошла настоящая схватка за лидерство в партии, в которой первый, хотя и с большим трудом, одержал победу. Затем г-н Семигин попытался стать кандидатом в президенты от компартии, и опять руководству КПРФ пришлось приложить немалые усилия для того, чтобы этого не допустить.
Тем не менее, судя по всему, опасность семигинского "переворота" в компартии сохраняется. Иначе трудно объяснить появление обращения Геннадия Зюганова и председателя центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ Владимира Никитина к партийным организациям, в котором Геннадий Семигин обвиняется в попытке "приватизировать" КПРФ. Обращение выдержано в лучших традициях коммунистических партий прошедших десятилетий, когда они избавлялись от ревизионистов и оппортунистов. В документе используются такие полузабытые нашим народом штампы, как "нездоровая ситуация", "ожесточенная борьба", "предательские удары", "метастазы" и "перевертыши". Партийные руководители фактически признают, что в ряде организаций КПРФ влияние Семигина и его сторонников весьма велико, а значит, продолжают опасаться за свои высокие кресла. Некоторые СМИ считают, что обращение Зюганова свидетельствует, что "необычайно резкие публичные заявления лидера коммунистов позволяют сделать вывод, что его дела совсем плохи".
Со своей стороны Геннадий Семигин не остался в долгу, обвинив лидера КПРФ в самодурстве и властолюбии, ставшими препятствием на пути успехов партии и возглавляемого ею Народно-патриотического союза России. В отличие от Зюганова, прибегающего в борьбе с Семигиным к пустословию и штампам 30-х годов, позиция "диссидента" Семигина выглядит убедительно. Ведь действительно нынешнее руководство ведущей левой партии не только давно коллаборирует с властью, но и несет ответственность за катастрофический провал на думских выборах, поставивший под сомнение само существование КПРФ как одной из ведущих политических сил страны.
Сами коммунисты в большинстве своем прекрасно понимают, что время Зюганова истекло и он цепляется за партийный пост исключительно из-за нежелания расставаться с такой сладкой должностью и всеми благами, с нею связанными. Как прогнозируют некоторые издания, обращение Зюганова, представляющее собой ни что иное как попытку переключить внимание соратников с действительно серьезных проблем в руководстве КПРФ на мелкие личные дрязги не помогут ему удержаться в своем кресле. Неизбежный провал его выдвиженца на президентский пост Харитонова, чей рейтинг сейчас составляет 2%, поставит перед грядущим съездом партии вопрос о ее руководстве, более десяти лет вещим КПРФ от поражения к поражению. Кто сменит "зюгановцев" - "семигинцы" либо некая коалиция - сказать трудно. Но позиции Зюганова в партии явно слабеют, а Семигина - укрепляются. Что неудивительно: вечно проигрывающих политиков рано или поздно отправляют сажать картошку в собственном огороде. И это справедливо.