**Битва с тенями**
Выборы президента России закончились именно так, как и предполагали эксперты, политики, мировое сообщество и простые граждане нашей страны: Дмитрий Медведев одержал сокрушительную победу, получив 70% голосов. Геннадий Зюганов (второе место) получил втрое меньше, Владимир Жириновский (третья позиция) - всемеро с лишним. Самое нелепое, что почти что полтора процента получил патлатый Богданов - смехотворный лидер смехотворной партии, масон и подручный Мавроди. Впрочем, у нас клоуны всегда что-то получают на выборах: клоун Брынцалов, фармацевтический магнат и "русский социалист", когда-то получил немало голосов на президентских выборах, а тот же Владимир Вольфович при помощи клоунады держится на политическом Олимпе вот уже 18 лет.
Выбора у граждан, конечно, не было: Зюганов кампанию вел вяло, острые темы тщательно обходил, обходясь косноязычными ностальгическими заклинаниями. Жириновский вообще не демонстрировал никакой оппозиционности, обещая бомжам - ночлежки, а беспризорникам - велосипеды. Поэтому меньше 10%, отданных за "Жирика" - это явные маргиналы, а 17%, отданных Зюганову - наполовину пенсионеры, традиционно голосующие за серп с молотом, а наполовину протестный электорат, прекрасно понимающий, что Жириновский - это и есть запасная "нога" власти.
В том, что у россиян 2 марта не было выбора виноваты не те, кто снял с выборов Михаила Касьянова, не Немцов с Явлинским, отказавшиеся баллотироваться в президенты. Все это - персонажи давно минувших лет, предлагавшие стране обанкротившиеся политические схемы. Виновато само российское общество, оказавшееся неспособным выдвинуть хоть какую-то альтернативу кандидату от власти.
Непонятно другое: почему начальство всех уровней с такой яростью билось за высокую явку, если она отменена законом? Зачем студентов, преподавателей, бюджетников во многих регионах запугивали страшными карами, если они не придут на выборы и не проголосуют за "правильного" кандидата? С какой стати избирателей завлекали на участки едой, дешевыми лекарствами, пирогами и лотерейными билетами? Использовались и более изощренные технологии: где-то, как в Сургуте, в день выборов сделали бесплатным проезд в общественном транспорте, где-то разыгрывали автомобили, коттеджи, бытовую технику и даже... поросят. Это все унижает избирателей, которые уже после выборов разочаровываются в демократии, в порядочности ответственных лиц, которые отвечают за выборы. Еще более возмутительно то, что повсеместно милиционеры, охраняющие участки, не давали гражданам выносить бюллетени. Зафиксированы даже случаи избиения милицией тех, кто пытался поступить в соответствии с известным оппозиционным слоганом: "Бюллетень возьму с собой, хрен им, а не голос мой!". При этом вынос бюллетеней с участков - совершенно законная практика. И уж совсем чудовищная вещь: после выборов в некоторых регионах начали составлять списки тех, кто не проголосовал. Даже после заявления главы Центризбиркома Чурова губернатор Ленинградской области Сердюков настаивал на том, что участие в выборах - это не право, а обязанность гражданина, и он выяснит, почему это не все проголосовали.
Все это девальвирует выборы как основной демократический институт, причем несравненно больше, чем все заявления западных и отечественных оппозиционеров. Все эти вопиющие безобразия - всего лишь обычное стремление бюрократов выслужиться перед верховной властью, показать, что в его регионе (городе, селе) все дружно голосуют за того, кого надо. После думских выборов прошлого года ключевые посты в руководстве "Единой России" получили представители регионов, где эта партия получила максимальный процент голосов, то есть республики "Северного Кавказа" и некоторые автономии Поволжья. При этом скандал в Ингушетии, где больше половины избирателей письменно подтвердили, что не участвовали в выборах, ничего не изменил. Понятно, что перед президентскими выборами все начальство надеялось на "подарки" федеральной власти в случае сокрушительного успеха. Отсюда и угрозы, и машины, и поросята. Только понятие "выборы" все-таки подразумевает нечто другое.
**Четыре "и" и множество вопросов**
После победы Дмитрия Медведева на президентских выборах естественным образом усилился интерес СМИ и экспертного сообщества к программе развития страны, которую он озвучил на V Красноярском экономическом форуме, состоявшемся незадолго перед выборами.
Свою программу тогда еще будущий президент назвал "Четыре "И" - институты (в смысле государственные), инфраструктура, инновации, инвестиции. Для того, что достичь прогресса на этих направлениях, по мнению Дмитрия Медведева, следует преодолеть правовой нигилизм, радикально снизить административные барьеры, облегчить налоговое бремя в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал и построить мощную финансовую систему. Последнее должно превратить рубль в одну из региональных резервных валют, то есть встать вровень с канадским долларом или швейцарским франком. Кроме того, избранный президент предлагает резко упростить бюрократические процедуры для малого и среднего бизнеса. Будущий президент считает необходимым создать независимую и эффективную судебную систему, - это он считает "приоритетом нашей работы" на ближайшие четыре года. И, наконец, серьезное внимание г-н Медведев уделил борьбе с коррупцией: он предложил разработать национальный план ее преодоления. "Мы должны исключить нарушение закона из числа привычек, которым следуют наши граждане в своей деятельности. Сделать так, чтобы оно не обогащало одних и не развращало других", - считает он. Но самым трогательным стало заявление Дмитрия Анатольевича о том, что "в основе политики должен лежать принцип: Свобода лучше, чем несвобода. Эти слова - квинтэссенция человеческого опыта". В этой связи он вспомнил слова императрицы Екатерины II: "Свобода - душа всего, без тебя все мертво".
Все это чрезвычайно благородно, против подобной программы могут возражать только отъявленные коммунисты или фашисты. Тем не менее многие эксперты и обозреватели предрекают новому президенту большие сложности с ее реализацией. Каким образом будет преодолеваться правовой нигилизм населения, например, - непонятно. Тем более что именно власть предержащие всех уровней - от высшей бюрократии до рядовых милиционеров и гаишников - в последние годы все более презрительно относятся к праву. То же самое касается судебной системы: она год от года становится все более зависимой; ситуация в этой сфере сильно ухудшилась даже по сравнению с безумными ельцинскими годами. О реформировании совершенно прогнившей правоохранительной системы избранный президент не говорит, что понятно, так как силовой блок, по сведениям, просачивающимся в прессу из Кремля, не будет ему подконтролен. А без этого не стоит и мечтать о преодолении правового нигилизма и независимости судебной системы.
Что касается совершенствования государственных институтов, то, по мнению ряда экспертов, главная проблема - в дублировании функций правительства администрацией президента. Если кабинет министров получит реальную власть, а АП начнет исполнять свои непосредственные обязанности - это будет прорыв. Но решится ли новый глава государства на столь смелый шаг?
На самом деле наследие, которое получает Медведев, довольно печальное. Демократия и право в России переживают тяжелый кризис, административная реформа, пенсионная реформа и реформа ЖКХ застопорились. Экономика растет "вширь", без увеличения инновационной составляющей и отхода от сырьевой направленности. Госкомпании неэффективны, инфляция растет, корпоративный долг почти равен размеру золотовалютных резервов. Кстати, в текущем году российские компании должны выплатить зарубежным кредиторам $111 млрд., - это колоссальная сумма, изыскать которую невозможно даже при дальнейшем росте цен на нефть и газ. Поэтому есть большая опасность того, что новому президенту и его команде вместо реализации программы "Четырех "И" придется решать совершенно другие задачи текущего характера - удерживать финансовую систему и экономику от краха, а социальную сферу - от развала. Тогда об инновациях и инвестициях, независимых судах и правовой культуре придется забыть на годы.
**Украина банкует - и выигрывает**
Второе премьерство Юлии Тимошенко, украинской "Оранжевой леди", началось, как и следовало ожидать, с попыток пересмотреть газовые договоры с Россией. На прошедшей неделе российско-украинская "газовая" тема стала в СМИ одной из самых значимых. После того, как в очередной раз Москва и Киев не сумели урегулировать вопросы цен на газ и газовый транзит, и задолженность Украины выросла до опасных (для России) пределов "Газпром" начал сокращать подачу топлива на Украину.
Первое время в прессе появлялись рассуждения о том, сколько Украина может протянуть без российских газовых поставок, когда Киев пойдет на уступки и окажет ли Евросоюз давление на Украину с требованиями прекратить конфликт и обеспечить бесперебойное поступление газа в Европу.
Все оказалось гораздо проще. "Нафтогаз Украины" предупредил Москву и Европу, что Украина начинает отбор транзитного газа, предназначенного для Европы для удовлетворения собственных нужд. Прошло не больше суток - и "Газпром" объявил о достижении договоренности с Украиной и возобновлении поставок в полном объеме. И это при том, что никаких денег Киев так и не заплатил и вообще Украина не выполнила ни одного требования Москвы. Юлия Тимошенко сказала лишь, что создается контактная группа для урегулирования спорных вопросов.
Похоже, то, что мы наблюдали в эти дни - последняя попытка России использовать газовый вентиль для защиты своих - нет, не политических, в чем нас обвиняют западные недоброжелатели, - своих обычных экономических интересов. Газопровод как "страшное оружие России" оказался ерундой. Мы возвращаемся к 90-м, когда Москва жалобно укоряла тогдашнего президента Украины Леонида Кучму, что, мол, нехорошо без спросу и без оплаты отбирать газ из "трубы", ведущей с наших сибирских месторождений в Европу. На что Кучма простодушно отвечал: ну и что, нам газ самим нужен, а платить-то нечем! И Москва замолкала.
Весь этот позор объясняется просто: Европа не стала давить на Киев, а просто указала Москве, что это ее обязанность - обеспечивать поставки газа в полном объеме и, соответственно, спрос не с Украины, а с России. Почему? Да потому, что так составлен договор между Москвой и Евросоюзом - в этом документе никакой Украины нет. Поэтому если г-жа Тимошенко перекроет вентиль, отберет весь газ или перережет трубопровод автогеном, виновата будет Москва. С юридической точки зрения все чисто: Киев не при чем, а Москва неправа. И эта угроза сразу испугала "Газпром", пошедший на попятную.
А еще пару лет назад у нас любили говорить и писать о каком-то "энергетическом величии" нашей страны...