**Люди кровопролитиев от него ждали, а он чижика съел!**
Оказалось, что скандал на недавнем заседании правительства, во время которого премьер-министр достаточно жестко разговаривал с министрами экономического блока из-за резкого незапланированного роста инфляции в стране, не затих, а получил продолжение. Видимо, внушение, которое сделал М.Фрадкову В.Путин во время аудиенции, обладало "долгоиграющим" воздействием.
Журналисты отметили, что премьер-министр перенес заседание правительства с традиционного четверга на среду, чтобы лично заслушать отчет членов кабинета, ответственных за экономику. Некоторые из экспертов даже высказали предположение, что это свидетельствовало о серьезности его намерений "жестко спросить" с министров и даже поставить вопрос об их соответствии занимаемой должности.
Однако в очередной раз прогнозы сильно разошлись с реальностью: заседание было спокойным и привычно рутинным.
Г.Греф предложил "не бить в набат", т.к. первые месяцы года традиционно дают всплеск инфляции (особенно из-за роста цен на чеснок и сахар), и обещал, что заложенные в бюджете показатели будут выполнены (8,5%-9%). Журналисты отметили, сколь тонко и ненавязчиво министр правительства поправил главу государства, из-за замечания которого собственно и разгорелся весь сыр-бор.
Эксперты немало места в своих комментариях уделили теме отсутствия министра финансов А.Кудрина - уже второй раз за две недели он пропускает заседания правительства; утверждается, что это не "дипломатический насморк", а серьезная простуда, переросшая в воспаление легких. Вновь его заменила Т.Голикова, которая выступила в поддержку предложений Г.Грефа (в последнее время у министра финансов и министра экономического развития и торговли возникли некоторые трения, так что отсутствие А.Кудрина, по мнению части журналистского корпуса, облегчило воссоздание единого фронта двух министерств против попыток усилить промышленную составляющую в правительственной политике). Т.Голикова выступила с инициативой сдерживать инфляцию посредством исключения при формировании проектов федеральных бюджетов дополнительного влияния высокой цены на нефть. То есть, отметили некоторые журналисты, сразу "отсечь" от бюджета те финансовые средства, которые страна получает благодаря выгодной экономической конъюнктуре.
Оптимистическим "заклинаниям" министров "не поверил" глава Экспертного управления президента А.Дворкович, который предложил правительству прекратить "строить иллюзии" и повысить прогноз до 10%. Однако попытка бывшего подчиненного Г.Грефа "взорвать" мирное течение по сути экстренного заседания ни к чему не привела: министры вновь обещали удержать инфляцию в бюджетных рамках (хорошо, что они не заявляли о готовности лечь на рельсы в случае провала прогноза).
Похоже, громогласные обещания председателя кабинета министров уволить виновных в высокой инфляции в отставку из-за их профнепригодности ушли "в свисток" и оказались "бурей в стакане воды". Не случайно, журналисты неоднократно отмечали, что министры экономического блока не имеют реальных рычагов обуздать инфляцию. В том числе потому, что российская промышленность не демонстрирует экономических рывков, которые бы свидетельствовали о ее адаптации к требованиям современного мирохозяйственного порядка и принятии имеющихся "правил игры". А "подстегивание" высокопоставленных чиновников, дабы они демонстрировали "рвение в работе", является всего лишь побочным эффектом присутствия правительства в информационном пространстве и PR-играми тех или иным членов кабинета министров.
Ряд аналитиков напоминали, что важными составляющими частями "немецкого", "японского" и иных зарубежных экономических "чудес" были финансово-технологические "инъекции", которые были сделаны экономикам этих государств. В основе рецептов российских правительственных экономических "гуру" лежит совершенно другая идея: всемерная "стерилизация" денежной массы. Как известно, стерилизованное существо не способно не только принести потомство, но и эффективно трудиться, его мышечная масса снижается, замещаемая жиром. Одновременно, правда, оно становится спокойным и безучастным к происходящему.
Не исключено и то, что резкими претензиями к А.Кудрину и Г.Грефу М.Фрадков хотел напомнить членам правительства, экспертам, аналитикам и журналистам, что он еще возглавляет кабинет: очень многие комментаторы уже "списали его со счетов" и ожидали, что он не вернется в кабинет в Белом Доме после отпуска. Однако то, что премьер-министр "вторгся" в прерогативы президента, заявляя о готовности "избавиться" от "министров-экономистов" за провалы в работе (отправлять в отставку министра финансов и министра экономического развития и торговли может только глава государства), говорит скорее о том, что он сам не исключает изменения места работы и намерен переходить туда с "высокой поднятой головой", а не в роли "мальчика для битья". Так что, полагают ряд экспертов, кадровые решения приняты все-таки будут...
**По стране "прошагал" единый избирательный день**
Центральные средства массовой информации не оставили без внимания прошедшие в 68 субъектах федерации выборы разных уровней. По мнению большинства обозревателей, эксперимент с переходом на выборы по партийным спискам при избрании депутатов региональных парламентов в единый день голосования удался, "первый блин" не стал "комом".
Аналитики отметили, что, с одной стороны, надежды федеральной власти и законодателя на увеличение явки не сбылись: в среднем она оказалась почти на 3% ниже в сравнении с предыдущими голосованиями. В то же время, во всех субъектах федерации момент преодоления "рубикона", который позволял признать выборы состоявшимися, наступил задолго до закрытия избирательных участков, т.е. выборный процесс получил определенную стабильность и устойчивость.
Большинство экспертов полагали, что "Единая Россия" подтвердила свои лидирующие позиции в региональном политическом пространстве - она победила во всех восьми субъектах федерации, в которых проходили выборы региональных депутатов, завоевав 197 депутатских мандатов из 359 (т.е. 55%). Однако отдельные журналисты обратили внимание, что социальная поддержка, число сторонников "единороссов" уменьшилось в сравнении с недавними выборами. Комментаторы констатировали, что избиратели крайне отрицательно отреагировали на навязчивую агитационную рекламу "партии власти" и откровенное административное давление чиновнического аппарата на неугодные политические партии. В первую очередь эти "преследования" коснулись "Родины", претенденты которой были сняты с избирательной гонки в семи регионах из восьми. Поэтому, полагали наблюдатели, не случаен почти двукратный рост тех, кто выступил "против всех" в большинстве субъектов федерации (в Калининградской области не только число "протестантов" было еще значительнее (более 16%, в т.е. в три раза превышало предыдущие показатели), но и на 14% уменьшилась явка). Журналисты подчеркивали, что если бы были кандидаты от партии "против всех", то они не только бы получили мандаты в семи законодательных собраниях (только в Адыгее им совсем немного не хватило бы для того, чтобы преодолеть избирательный барьер), но и создали депутатские фракции большие, чем у многих федеральных партий.
По мнению аналитиков, несмотря на разрушение "красного пояса", хозяйственная элита которого в своем большинстве "присягнула" "единороссам", КПРФ по прежнему является одной из значимых региональных политических сил: ей удалось провести своих депутатов во все региональные парламенты, в шести из которых она, хотя и со значительным отрывом от победителя, оказалась на втором месте. При этом, как считают журналисты, ей не приходится прилагать много усилий, т.к. она обладает надежным ядром сторонников, число которых позволяет коммунистам достаточно уверенно преодолевать избирательный барьер.
Для ЛДПР, кандидаты которой ранее не слишком успешно проходили испытание региональными выборами, именно прошедшая избирательная реформа дала шанс изменить эту отрицательную традицию. Результаты голосования по партийным спискам, в поддержку которых во всех восьми субъектах федерации очень активно агитировал В.Жириновский, оказались для либеральных демократов успешными - им удалось не только провести своих депутатов в шесть законодательных собраний (не поддались только "бастионы" Адыгеи и Курской области), но эффективно пропиарить лидера партии.
Комментаторы особо отметили, что, даже отказавшись от взаимных нападок и обвинений, "разделив" избирательные округа, чтобы не заниматься взаимообличениями, СПС и "Яблоко" так и не смогли вернуться в большую политику - ни в одном регионе им не удалось провести своих кандидатов в законодательные собрания. При этом они не могли сетовать на нехватку финансовых средств на ведение предвыборной кампании - в общем "котле" у них оказалось около 15 млн. руб. (почти в два раза меньше, чем у ЛДПР, но в четыре раза больше, чем у КПРФ). По мнению журналистов, существующим правым партиям для преодоления избирательного барьера уже недостаточно одного только объединения, нужны какие-то неординарные кадровые решения, идеологическое обновление и неожиданные PR-находки.
Несколько неожиданных результатов добились небольшие партии - Российская партия пенсионеров, АПР, "Патриоты России", "Российская партия жизни" и Российская объединенная промышленная партия. Кандидаты от РПП и АПР стали депутатами в четырех "парламентах", РПЖ и "Патриоты" - в двух, а РОПП - в одном. Журналисты вынесли практически единогласное суждение, что результаты РПЖ и "Патриотов" неадекватны финансовым затратам - "семигинцы" даже по "белым" расходам затратили 37 млн. руб., заняв второе место после "Единой России" с их 102 млн. руб., а РПЖ с 28 млн. - третье. Все большее число комментаторов считает, что из Партии жизни не получается второй "партии власти" (удивительно, но результаты эксперимента с партией И.Рыбкина, похоже, так ничему и не научили политиков из АП), а из "Патриотов России" - дублера КПРФ.
По мнению экспертов, одним из важных последствий проведенной реформы избирательной системы стало фактическое "отсечение" от предвыборной кампании небольших региональных партий, которые просто не в силах охватить несколько десятков регионов в единый избирательный день.
Однако, полагают журналисты, только следующий "день выборов", который должен состояться 8 октября, покажет - произошедшее было началом некоей тенденции в развитии Российской Федерации или же очередной неожиданной "загогулиной"...
**Встречи, которые провел В.Путин**
В последнее время журналисты все пристальнее следят за различными экономическими инициативами, с которыми выступает Кремль, не без оснований полагая, что именно успехи в экономике создают необходимый задел прочности как в отношениях российских руководителей с лидерами ведущих государств мира, так и в неотвратимо "надвигающейся" операции "Преемник". И, естественно, основным ньюсмейкером здесь выступает В.Путин.
Особое внимание пресса уделила его встрече с министрами энергетики стран, входящих в "Большую восьмерку", которая, похоже, стала своеобразной обкаткой саммита в Санкт-Петербурге: именно на нем Россия собирается представить конкретные инициативы и предложения по борьбе с "энергетической бедностью", а также по диверсификации и безопасности энергосбережения. Несколько изданий отметили, что российский президент традиционно опоздал, в этот раз на 15 минут, дав таким образом понять, кто здесь хозяин.
Пресса обращает внимание на то, что министры G8 в итоговом коммюнике поддержали главные тезисы России - необходимость взаимного и справедливого доступа на энергорынки, обоснованность диверсификации поставок и право третьих стран развивать атомную энергетику. Так, развивая последнюю тему, президент предложил создать международную сеть центров по обогащению урана. Кроме этого глава государства выступил с инициативой к энергетическим компаниям разных стран мира обмениваться энергетическими активами. В то же время, очевидно, к неудачам следует отнести отсутствие в итоговом тексте темы гарантий спроса, которую активно продвигал на встрече с министрами "Большой восьмерки" В.Путин.
Глава государства также принял участие в заседании Совета законодателей, посвященном ходу реализации на региональном уровне национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и в жилищной сфере. Центральные СМИ рассказывают об основных моментах, прозвучавших в докладе первого вице-премьера Д.Медведева, который подчеркнул, что дополнительное финансирование из федерального бюджета реализации национальных проектов в регионах не должно приводить к отмене выполнения уже имеющихся социальных программ. Пресса пишет, что, по мнению В.Путина, для кардинального улучшения ситуации необходимо аккумулирование сил и средств на направлениях, отраженных в четырех национальных проектах. По мнению президента, национальные проекты тормозятся, в частности, и из-за пробелами в местных законах. "В нормативно-правовых актах целого ряда регионов выявлены серьезные нарушения норм федерального законодательства, и часть этих нарушений ведет к ограничению прав и свобод граждан, - посетовал В.Путин. - Это абсолютно недопустимо".
Судя по выступлениям Путина и Медведева, самым проблемным они считают национальный проект "Доступное и комфортное жилье". И чтобы этот проект все-таки состоялся, необходимо более активное участие региональных властей, а также парламентский контроль на местах, а также, возможно, оперативная помощь прокуратуры. Появление в палате регионов двух высоких чиновников, один из которых стал инициатором создания национальных проектов, а другой отвечает за их выполнение, не случайно - именно в регионах реализация этих проектов может столкнуться с самыми серьезными трудностями. Между тем, сами сенаторы и депутаты считают, что степень влияния парламентариев на исполнительную власть остается не слишком высокой. В кулуарах депутаты выражали сомнение в том, что в обозримом будущем они сумеют взять под контроль такую "чувствительную" для региональных чиновников сферу, как распределение земли под жилищное строительство.
По сути, отмечают журналисты, главной темой вчерашнего Совета законодателей стала коррупция при выделении земельных участков под застройку. Президент, хоть и не назвал вещи своими именами, все-таки отметил факты отказа на местах от аукционов, а также предвзятые требования при их проведении. В.Путин признал, что в этом вопросе много нарушений и "депутатский контроль за деятельностью администраций в этой сфере в высшей степени востребован".