будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 13 - 19 декабря

**Отдадим суверенитет арабам?**

На прошедшей неделе президент России Дмитрий Медведев удивил соотечественников, да и все мировое сообщество заявлением о возможности вступления нашей страны в ОПЕК. Некоторые издания даже назвали это заявление главным событием прошедшей недели. "Наши партнеры, коллеги из нефтяного клуба, так сказать, они довольно активно нас об этом просят", - пояснил президент. Что, собственно, неудивительно: для ОПЕК вступление в клуб России, ведущей нефтедобывающей страны мира, стало бы настоящей манной небесной. Недаром председатель Конференции ОПЕК, министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль отреагировал на слова российского президента мгновенно: "Мы... всегда желали, чтобы она /Россия/ присоединилась к ОПЕК. Россия придаст особую значимость ОПЕК, если она к ней присоединится, - подчеркнул он. - Это усилило бы мощь картеля в плане контроля за производством, которое выросло бы до 50% вместо существующих 40% мирового объема".
Однако, согласно достаточно дружному мнению экспертов, то, что выгодно странам ОПЕК (точнее, ведущим государствам картеля - Саудовской Аравии, ОАЭ, Алжиру, Ирану, Ливии и Венесуэле) совсем не выгодно России. Вступив в ОПЕК, Россия лишится возможности вести собственную ценовую политику и самостоятельно решать вопросы объемов экспорта нефти. Россия в составе ОПЕК будет вынуждена подчиняться коллективным решениям клуба, которые практически всегда принимаются в интересах ведущих стран, в состав которых нам не попасть. Помимо политических причин этому есть и экономические: российская нефть хуже качеством, чем аравийская, а по затратности ее добычи и транспортировки "черное золото" Сургута и Самотлора просто не имеет аналогов в мире. Значит, в случае принятия решения ОПЕК о снижении уровня добычи уменьшаться в первую очередь будет именно российская квота. И в случае понижения мировых цен пострадает также в первую очередь Россия. Пресса также отмечает, что превращение России в неполноправного члена клуба нефтедобывающих стран плохо увязывается с демонстрируемыми в последнее время геополитическими амбициями Москвы как великой державы. Вообще великая держава, добровольно поступающаяся значительной частью своего суверенитета, особенно в пользу, прямо скажем, не самых дружественных стран (аравийские монархии и экстремистский Иран считать союзниками нелепо) - это нонсенс. Не говоря уже о том, что экономические партнеры и инвесторы заключали соглашения с Россией как независимой страной, а не вассалом Эр-Рияда и Тегерана. Доверие западных, китайских, японских, индийских партнеров к нашей стране будет подорвано до основания. А отношения с перечисленными странами для России несравненно дороже дружбы с шейхами, Чавесом и иранскими аятоллами вместе взятыми.
По мнению ряда СМИ, не исключено, что вступлением в ОПЕК российское руководство намерено повысить мировые цены на нефть. Поверить в это довольно трудно: цена вступления в картель окажется столь высокой, что никакие выгоды от удорожания нефти этого не перекроют. Скорее всего президент России имел в виду налаживание постоянных консультаций со странами ОПЕК для выработки единой политики удержания нефтяных цен на приемлемом уровне - но не в стратегическом плане, а в тактическом, в период кризиса. Россия как самый крупный и притом независимый участник нефтяного рынка может сыграть в этом решающую роль. Есть такая версия: "Обставленное громкими заявлениями присоединение России к действиям ОПЕК по снижению добычи будет иметь положительный эффект, - считает одно серьезное издание. - Дело в том, что российским нефтяникам, скорее всего, не придется специально закрывать скважины, как это будет делаться в Саудовской Аравии или ОАЭ. Из-за высокой себестоимости добычи на большинстве российских месторождений производство нефти уже сейчас останавливается по причине нерентабельности скважин. Сопроводив этот процесс громкой пиар-кампанией под лозунгом "Россия и ОПЕК за дорогую нефть", можно надеяться на достижение вполне осязаемого и довольно благоприятного для страны результата".

**Сопротивление среды**

За последние годы все как-то привыкли к тому, что все предложения исполнительной власти власть законодательная принимает без возражений. Даже, можно сказать, с восторгом. Все изменил кризис: еще в годы нефтегазового благополучия многие политологи предупреждали, что стабильность, основанная на концентрации власти в руках достаточно узкой элитной группировки призрачна и начнет рассыпаться при первых подземных толчках кризиса и народного недовольства. Первыми были президент Татарстана Минтимер Шаймиев и московский градоначальник Юрий Лужков. Их выступления в пользу прямых выборов губернаторов эксперты восприняли как демарш тех, кто завтра-послезавтра все равно отправится в отставку и большого значения ему не придали. Разнос, учиненный депутатами Госдумы министру финансов Кудрину, а затем и министру обороны Сердюкову тоже показались скорее пиаром, чем политическим протестом. Однако попытка Госдумы сначала переписать, а затем отложить принятие антикоррупционного пакета законов показывает, что прежнего трепета перед исполнительной властью парламент уже не испытывает.
Антикоррупционный пакет предполагает усиление контроля за госслужащими: чиновники и их родственники теперь будут обязаны декларировать свое имущество и доходы, будет также упрощена процедура привлечения их к ответственности за коррупционные преступления. Депутаты же решили президентские законопроекты переработать - естественно, в сторону смягчения. Они попытались вычеркнуть нормы о сокращении лиц, обладающих иммунитетом от судебного преследования и об усилении контроля за коммерческими организациями, которые были замечены в коррупционных связях с бюрократами. Кроме того, депутаты предложили перенести срок вступления в силу на год.
Попытки депутатов перекорежить антикоррупционные законы возмутили президента. Он заявил, что пакет законов должен быть принят немедленно и вступить в силу с нового года. Нет сомнений в том, что Кремль заставит Госдуму подчиниться, но сам факт сопротивления думцев президентским инициативам показателен. Безусловно, коррупция - не столько привычная система реализации властных полномочий чиновников и депутатов всех уровней, а стержень власти, без нее бюрократия не умеет и не желает работать. Особенно в условиях кризиса, когда появились новые финансовые потоки, которые чиновники тут же попытались оседлать, борьба с коррупцией кажется им особенно неуместной. Это сама бюрократия, сама коррупционная среда сопротивляется президенту.
Но все же нынешний "бунт на коленях" показывает, что вертикаль власти впервые за годы своего существования зашаталась. С развитием и углублением кризиса это непокорство может наложиться на фронду региональных элит, уже сейчас требующих большей самостоятельности. А после начала массовых выступлений найдутся и такие политики, которые постараются оседлать народную стихию - хотя бы для того, чтобы не быть погребенными под обломками рухнувшей вертикали.

**"Ни мира, ни войны, а армию - распустить"**

Конечно, высокопоставленные чиновники, взявшиеся за реформирование российской армии, вряд ли являются тайными поклонниками Льва Троцкого, выбросившего в 1918 году такой лозунг военной реформы: "Ни мира, ни войны, а армию распустить".
Армия нуждается в коренном реформировании - это непреложный факт. Советская армия, которая никогда особо высоким уровнем боеспособности не отличалась (не согласные пусть обратятся к опыту хоть 1929, хоть 1939, 1941 или 1994 годов), после крушения СССР разложилась до совершенно невероятной степени. Война в Южной Осетии показала, что она практически небоеспособна - вместо армии как единого организма геройски сражались отдельные группы бойцов и офицеров, - воевали, как могли.
Однако то, каким образом реформа начинает осуществляться, вызывает все большее удивление - даже депутаты комитета Госдумы по обороне, большинство которого составляют члены фракции "Единой России", выразили удивление по поводу начинаний Министерства обороны. Концепция реформа нигде не опубликована и общественности неизвестна. Пресса напоминает о том, что согласно директиве начальника Генштаба "О недопущении разглашений сведений о реформировании Вооруженных сил РФ", офицеры и вообще военнослужащие, которые будут выступать с критикой идущих преобразований, подвергнутся даже не служебным взысканиям, а уголовному преследованию. Поэтому член комитета по обороне Михаил Ненашев выступил с рядом предложений - от проведения парламентских слушаний и круглого стола на тему реформирования армии до отставки министра обороны Анатолия Сердюкова. Если даже думцы-единороссы с немалой экспрессией атакуют действия Министра обороны, значит, недовольство им начало зашкаливать.
Начальник Генштаба Николай Макаров, очевидно, желая ответить думским и внепарламентским оппонентам, выступая в на общем собрании Академии военных наук, попытался объяснить, почему началась военная реформа. По его словам, офицеров, способных управлять войсками в конфликте России с Грузией, пришлось искать поштучно по всей армии. "Чтобы найти человека в ранге подполковника, полковника или генерала, который мог уверенно руководить войсками, надо было их поштучно искать в вооруженных силах, потому что те штатные командиры, которые, просидев и прокомандовав "бумажными полками и дивизиями", просто были не в состоянии решать вопросы. Когда им дали людей и технику, они просто растерялись, а некоторые даже отказались выполнять задачи", - заявил начальник Генштаба. Вопрос первый: а что делало руководство МО, в том числе Генштаб, до конфликта с Грузией? Что, в "Арбатском военном округе" о проблемах армии до 8 августа сего года не знали? Сейчас начали переходить к бригадной организации сухопутных войск; давно пора. Но почему начала реорганизацию с переформирования Таманский, Кантемировский и Тульской десантной дивизий - последних боеспособных соединений российской армии? Отчего не начали сокращение с тех самых "бумажных полков и дивизий"? Об их ненужности тоже узнали только во время "Пятидневной войны"?
Обсуждения принципов реформы нет. Финансовое обеспечение неизвестно. Начало реформы вызывает, мягко говоря, вопросы. Куда пойдут десятки тысяч увольняемых офицеров - непонятно. Принцип отбора тех, кто останется, а кто пойдет вон из армии (в бандиты? в эмиграцию? в милицию?) неизвестен, есть подозрения, что "уйдут" как раз не самых худших.
Такая "реформа" может добить российскую армию, от которой и так мало что осталось. Может быть, России боеспособная армия не нужна? Зато внутренние войска сокращать не собираются. Может быть, они в ближайшее время нужными окажутся они? По крайней мере мэр Москвы уже предупреждает, что в будущем году возможна резкая активизация экстремистов, а правоохранительные органы ждут нелегкие времена....

**Пародия и жизнь**

На прошедшей неделе СМИ комментировали два события, связанных с российской оппозицией: съезд либерального движения "Солидарность" и разгон в Москве антиправительственного "Марша несогласных".
Пресса отмечает, что заимствование группой прозападных интеллигентов названия польского профсоюза "Солидарность" для именования своего движения смехотворно. Польская "Солидарность" была общенациональным движением протеста, созданным массовыми рабочими, крестьянскими и интеллигентскими организациями, которое в период своего расцвета объединяло большинство поляков трудоспособного возраста. Группа Гарри Каспарова - Бориса Немцова, назвавшая себя "Солидарностью" - всего лишь несколько сотен политических маргиналов на всю Россию, не имеющая ни малейшего веса даже среди немногочисленной прозападной интеллигенции.
А тем временем события показывают, что настоящая "Солидарность" как общенародное движение становится востребованной. Обвал производства, особенно в машиностроении, оставляет без работы десятки тысяч людей; уже через два-три месяца это будут сотни тысяч, если не миллионы. Кризис беспощадно бьет по всем слоям населения, повергая в ужас перед завтрашним днем "синих" и "белых" воротничков, мелких и средних предпринимателей, низшие слои бюрократии. Ошибочные действия правительства, постоянные окрики Кремля и Белого дома о том, что у нас, мол, все не так плохо только сильнее разогревают недовольство.
В минувшие выходные акции протеста автомобилистов во Владивостоке парализовали движение в городе. Они выступали против повышения пошлин на ввоз подержанных и новых иномарок и против запрета ввоза праворульных автомобилей. Парадокс в том, что в самом деле массовый ввоз подержанных иномарок в Россию подрывает отечественный автопром, а сплошное использование праворульных машин на Востоке страны нелепо и в перспективе должно быть ликвидировано. Но для этого у населения Дальнего Востока должна быть другая работа, а 60% жителей Приморья и Хабаровского края живут за счет ввоза, транспортировки и обслуживания иномарок. В тех регионах промышленность не развивается, людям деваться некуда. Так можно ли ставить телегу поперек лошади и сначала вводить запреты, чтобы потом думать, как выжить миллионам людей? Особенно дико это выглядит в условиях кризиса, который ударит по жителям Дальнего Востока еще большее, чем по населению других регионов.
"Отдельные группы радикально настроенных автовладельцев Приморья", как выразились во Владивостокском МВД, пытались прорваться на территории аэропорта. Протестующие призывали перекрыть центральные улицы города, требовали отставки то губернатора Дарькина, то федерального правительства и грозили "устроить вторую Грецию".
Пока серьезные протесты затронули только Приморье, да и там массовость была недостаточной. Но, как говорится, - лиха беда начало. Пик протестной активности в России всегда приходится либо на октябрь-ноябрь, либо на февраль-март. Ноябрь уже позади, а до февраля еще полтора месяца...

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).