будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 17 - 23 декабря

**Богатство России и впредь будет прирастать нефтью**

Главной темой недели, по мнению многих СМИ, стало объявление президентом Путиным долгосрочной стратегии экономического развития России, сделанное им на заседании Совета безопасности. Он заявил, что Россия должна стать лидером мировой энергетики. По его мнению, "от того, какое место мы займем в глобальном энергетическом контексте, прямо зависит благополучие России в настоящем и будущем", а отечественный топливно-энергетический комплекс и наука готовы принять такой вызов.
Некоторые издания так прокомментировали слова президента: нефть и газ были, есть и останутся впредь основой российской экономики. По их мнению, глава государства таким образом дает понять, что снимать экономику России с нефтегазовой "иглы", диверсифицировать ее власть не собирается. Согласно этой логике выбор в пользу экспорта углеводородного сырья был сделан Кремлем после того, как ЮКОС и "Сибнефть" перешли в руки государства и таким образом ключевые позиции в нефтяном бизнесе перешли в руки государственных компаний. И государство, владея нефтью и газом, получает командные высоты в экономике, оставляя частному бизнесу менее рентабельные отрасли.
Как пишут многие газеты, даже если России удастся превратиться в крупнейшего игрока на мировом рынке энергоносителей (что само по себе маловероятно из-за того, что в нашей стране нефть и газ добываются в гораздо более суровых условиях, чем в Персидском, Гвинейском и Мексиканском заливах), наша экономическая безопасность и самостоятельность не увеличатся, а еще более уменьшатся. Ведь это означает полную зависимость от мировой конъюнктуры, которая неоднократно демонстрировала свою нестабильность. Кроме того, запасы углеводородов в России ограничены, и, по мнению экспертов, лет через 40-50, во всяком случае, на доступных для разработки территориях, они могут закончиться. Удивительно, что так далеко власти, похоже, заглядывать не желают. Кроме того, есть серьезные сомнения в том, что государственные компании, превратившиеся в становой хребет российской экономики, будут работать эффективно, - во всяком случае до сего времени они демонстрировали совсем другие качества. В этой связи пресса приводит мнение главы Института энергетической политики В.Милова, который в 2001-2002 годах начинал готовить Энергетическую стратегию страны до 2020 года, о том, что "построить глобальную империю на фоне политики построения коррумпированных госмонополий, обремененных огромными долгами и не способных выстроить качественное корпоративное управление, невозможно".
Кроме того, президент намекнул, что приоритетным регионом, куда направятся российские газо- и нефтепотоки, будет азиатско-тихоокеанский регион. Вряд ли страны "большой восьмерки", которая в наступающем году будет формально возглавляться Россией, обрадуются тому, что Москва предпочитает торговать энергоресурсами с Китаем по бартеру, а не с Европой за твердую валюту.
В речи президента упоминалась также необходимость развивать отечественное энегомашиностроение и активно работать на рынке энергообъектов, построенных за рубежом в советские времена. Дело, конечно, хорошее, но конкурировать с европейскими, американскими и японскими энергомашиностроительными гигантами российским предприятиям будет трудно, да и рынок зарубежных энергообъектов, построенных при помощи СССР, не слишком велик. Кроме того, если говорить об энергообъектах, почему бы не заняться собственными ветхими электростанциями, почему не вкладывать деньги в малую энергетику, в ресурсосберегающие энергетические установки, работающие на энергии ветра, солнца, на биогазе? Реконструкция собственных энергосистем действительно могла бы стать долгосрочной стратегией развития российской экономики, которая повлекла бы развитие машиностроения (причем не только энергетического) и науки. Но такая концепция, похоже, кажется властям чересчур сложной.

**Назначенцы в законе**

Важным событием прошедшей недели стал вердикт Конституционного суда о том, что выборы губернаторов региональными законодательными собраниями по представлению президента не противоречат Конституции РФ. Председатель КС Валерий Зорькин весьма грациозно объяснил, почему эта форма назначения губернаторов не нарушает демократические принципы: президент избирается народом и выражает его волю, значит, принцип народовластия, закрепленный в Основном законе, не нарушен. Это напоминает уже подзабытые рассуждения экс-президента СССР Михаила Горбачева о том, что свободные выборы в нашей стране не нужны, так как народ уже один раз сделал выбор - в октябре 1917-го.
Как считают некоторые органы печати, подобное решение КС означает, что менять Конституцию не потребуется даже если власти будет нужно коренным образом изменить государственную или правовую системы в стране: КС показал, что он способен толковать Основной закон как угодно - примерно так же, как исламские богословы толкуют малопонятный современным мусульманам Коран. Более того, по мнению ряда изданий решение КС по губернаторам может стать началом расширительного толкования любых статей Конституции, причем основываясь на том, что, поскольку президент является "непосредственным представителем всего народа РФ", а народ по Конституции является "единственным источником власти в РФ", то его представитель вправе получить любое желаемое полномочие. Например, если он (президент) захочет выдвинуться на третий президентский срок (что Конституцией запрещается), КС вполне может заявить: так как президент представитель всего народа, значит, это народ узаконил его право избираться третий, четвертый и двадцать восьмой раз. Или, к примеру, глава исполнительной власти захочет официально подчинить себе законодательную и судебную ветви власти, - почему нет, ведь он... И далее по тексту.
В решении КС есть и другая, весьма любопытная сторона. Он не стал рассматривать ту часть жалобы на президента, поданной региональными отделениями СПС, которая касается права главы государства "за утрату доверия" отстранять губернатора от должности и распускать местный парламент в случае двукратного неутверждения предложенной им кандидатуры губернатора. Суд заявил, что принимать решения не будет, поскольку не сложилась правоприменительная практика, то есть региональные депутаты еще ни разу не отвергали предложенного президентом кандидата, а он их за это не распускал. Часть изданий увидела в этом своего рода "фигу в кармане", то есть желание КС попугать Кремль тем, что у него еще есть возможность поставить на место исполнительную власть. Но есть и другое объяснение, которое представляется более резонным: КС просто не захотел, не счел нужным что-то еще объяснять партии, которая не представляет собой серьезной силы и практически сошла с политической арены.
В прессе появились и слухи о том, что не случайно перед тем, как КС вынос решение по "губернаторскому делу" стало известно, что он будет перенесен из Москвы в Санкт-Петербург. Известно, что сами судьи вовсе не горят желанием удаляться из Первопрестольной на брега Невы - подальше от столичной политической жизни и от органов высшей государственной власти. Может, им пообещали, если судьи примут правильное решение, то их оставят в столице?

**Ноль тоже может разделиться**

Главным событием прошедших выходных, которое всю неделю комментировали СМИ, стала неудачная попытка Михаила Касьянова утвердиться в роли лидера Демократической партии России - довольно известной в самом начале 90-х организации с несчастной судьбой. Созданная в свое время энергичным, но простоватым строителем Николаем Травкиным, она потом перешла в руки Сергея Глазьева - "крестного отца" экономических программ сначала КПРФ, а потом "Родины". Затем, уже в начале XXI века, остатки ДПР подобрал новгородский губернатор Михаил Прусак, но затем и он охладел к этому проекту, и о партии несколько лет никто не слышал. Однако брэнд сохранился, в летаргическом состоянии продолжали существовать и региональные организации; таким образом, забытая общественностью партия оставалась неплохой площадкой для политиков, которые хотят приобрести инструментарий для восхождения во власть.
Таким политиком является экс-премьер Михаил Касьянов: с февраля он позиционирует себя в качестве лидера всех демократических сил, но признать его таковым долго никто не спешил. И лишь когда стало известно, что старейшая российская демократическая партия вроде бы принимает его в качестве своего вождя к бывшему премьеру потянулись остатки разбитой армии - второстепенные лидеры демократов, не желающие пребывать в забвении и жаждущие вернуться на политический Олимп. К Касьянову примкнула Ирина Хакамада со своей микропартией "Наш выбор", затем прибился один из старейших демократов Иван Стариков, не так давно потерпевший поражение в борьбе за лидерство в СПС. В том, что Касьянов возглавит ДПР, до прошедших выходных мало кто сомневался.
Правда, сомневались кремлевские политтехнологи, что стало ясно в тот момент, когда экс-премьер со товарищи попытались провести съезд, который должен был триумфально избрать его лидером партии. Дело в том, что неожиданно получилось так, что съезд проходил одновременно в двух разных местах, причем сторонники Касьянова и Хакамады собрались в комплексе "Измайлово", а неожиданно материализовавшиеся противники во главе с никому не известным г-ном Богдановым - в Доме Союзов. В результате Дом Союзов выбрал главой партии Богданова, а мероприятие в "Измайлово" было вынуждено переименовать себя из партийного съезда в конференцию сторонников Касьянова - им просто не хватило кворума, чтобы объявить себя съездом и захватить брэнд ДПР.
Теперь Касьянову и его сторонникам нужно решить, что делать дальше: либо продолжать борьбу за отобранный безвестным Богдановым партийный брэнд, либо создавать новую партию с чистого листа. Поскольку совершенно ясно, что "богдановцы" одержали свою неожиданную победу не в силу политического веса, а при поддержке (точнее, по указке) сами понимаете откуда, г-ну Касьянову лучше выбрать второй путь. Но ему и примкнувшим к нему товарищам следует уразуметь, что срывом съезда фактически несуществующей ДПР возможности сами понимаете кого не ограничиваются. Для создания партии придется создавать десятки региональных организаций, потом проходить регистрацию в Минюсте. Понятно, что можно сорвать этот процесс в самом начале - при попытке сформировать первую же региональную организацию. Для этого есть движение "Наши", пытавшееся неделю назад взять штурмом собрание касьяновцев в Курске, есть местная власть, готовая любыми методами доказать высшему начальству свою эффективность.
В общем, Касьянова в лидеры партии не пустили. Непонятно в этой истории только одно: зачем Кремль из в общем-то ничтожной личности, популярность которой в народе не достигает и 1%, нелепыми гонениями разувает крупную политическую фигуру?

**Клинч**

Газовая война между Россией и Украиной продолжает оставаться одной из главных тем, привлекающих внимание СМИ. На прошедшей неделе пресса комментировала провал переговоров между премьерами Михаилом Фрадковым и Юрием Ехануровым, которые не смогли договориться об условиях поставок российского газа Украине. Тем временем российское правительство официально заявило, что квоту на текущий год Украина выбрала полностью, что означает, что в следующем году, если новый договор не будет подписан, она не получит ничего.
Газовые баталии России с Украиной в последнее время приобретают совсем уж неприличный характер: на требования Москвы к Киеву платить за газ по рыночной цене на Украине начинают говорить о "газовом шантаже", указывая, что Белоруссия получает российский газ по $46,68 за тысячу кубометров, в то время как от "самостийной и незалежной" требуют $210. Дело дошло до того, что тысячи украинских граждан по призыву некоторых тамошних СМИ засыпают сайты президентской администрации (российской, разумеется) невероятным количеством СМС-сообщений (в основном, разумеется, в матерной стилистике) с требованием "прекратить газовый шантаж Украины".
При этом нельзя сказать, что украинское руководство и тем более население коллективно сошло с ума: наоборот, в этих, на первый взгляд, совершенно нахальных и даже безумных действиях есть четкая логика. Украина хочет в Евросоюз и НАТО, но они все более прозрачно намекают, что финансировать доведение украинской экономики, социальной сферы и госструктур до европейских параметров никто не будет. На самой Украине денег нет. Остается только один источник финансирования присоединения к западному миру - богатая ресурсами Россия, которая на протяжении почти пятнадцати лет мирилась с воровством своего газа украинскими государственными структурами, не желая конфликтовать с тем же Западом, для которого Украина, в отличие от России, была и остается положительным героем постсоветского пространства.
При этом позиция России выглядит совершенно логично: явное желание Украины прервать политические и экономические контакты с Россией и еще более страстное желание стать частью западного сообщества разрушили многолетние иллюзии Москвы относительно возможности союза с "братской страной". А если так, то совершенно логично выстраивать с ней отношения на коммерческой основе, что Россия сейчас и пытается сделать. Получится это или нет - вопрос непростой. Ответ на него зависит от политической воли Кремля, а та, в свою очередь, от степени давления Запада, в первую очередь Евросоюза. Ведь отказать Украине в праве быть принятой в европейскую семью народов трудно, практически невозможно, особенно после того, как обнадежили в этом вопросе неевропейскую Турцию. А подтянуть Украину в социально-экономическом смысле до сколько-нибудь приемлемого для Европы уровня стоит сотни миллиардов евро. Таких денег в Европе просто нет. Поэтому Брюссель в принципе может занять сторону Украины и начать оказывать давление на Москву. А как отреагирует Москва - неизвестно. Хотя наша страна вполне может быть спокойной: российский газ и нефть слишком важны для Европы, чтобы ссориться с Россией.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).