**Бунт сытых неопасен**
Последние летние недели ознаменовались ростом активности профсоюзов - такого в нашей стране не было со времен дефолта в августе 1998-го. Тогда "рельсовую войну", окончательно поставившую на колени российскую экономику, развернули шахтерские профсоюзы, подстрекаемые "кранными директорами" и оргпреступными группировками.
Теперь ситуация другая: 18 августа руководители профсоюзов пяти предприятий, входящих в состав Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА), - ЗАО "Форд Мотор Компании", ОАО "Автофрамос", ОАО "АвтоВАЗ"-"Единство", ООО "Нокиан Тайерс", ЗАО "Джи-Эм АвтоВАЗ" - объявили о решении начать кампанию по повышению зарплат рабочим автозаводов. Пресса отмечает, что забастовочная готовность автостроителей неожиданностью не стала: в октябре 2005 и в феврале текущего года бастовали рабочие "Форда" во Всеволожске, с весны растет недовольство рабочих "АвтоВАЗа", часть которых совсем недавно пыталась остановить конвейеры, что повлекло за собой взыскания, увольнения и акции протеста профсоюзных активистов.
Профсоюзы автомобилестроителей заявляют, что "уровень заработной платы работников на предприятиях автомобильной промышленности в России остается крайне низким, и не обеспечивает работникам и членам их семей достойного уровня жизни. В условиях, когда компании получают сверхприбыли, а менеджмент предприятий имеет зарплату европейского уровня, доходы работника позволяют лишь физически выживать в условиях жесточайшей эксплуатации".
Что ж, профсоюзы для того и существуют, чтобы бороться за повышение доходов и социальной защищенности трудящихся, и тот факт, что в России профсоюзное движение наконец-то выходит из комы - это хорошо. Однако надо учитывать, что рабочие "Форда" и "Автофрамоса" получают в среднем 25 тысяч рублей ($1 тысячу), что для России совсем не плохо: средняя зарплата в нашей стране составляет 13,5 тысяч рублей (на "Автофрамосе" неквалифицированные рабочие получают минимум 16 тысяч). НА ВАЗе зарплаты меньше (в среднем 13 тыс.), но если иметь в виду жуткое качество выпускаемых заводом консервных банок, то рабочим-вазовцам следовало бы бастовать с требованиями увольнения неквалифицированного менеджмента компании, а не ради прибавки зарплаты. Для сравнения: в апреле 2007 г. рабочие чешской Skoda Auto угрожали остановить конвейер, требуя поднять на 10%, а она составляла $1069 - ненамного больше, чем во Всеволожске и на "Автофрамосе", но ведь и средний уровень доходов в Чехии намного выше, чем в России! А на румынском заводе Renault, где собирают автомобиль Dacia (кстати, он несравненно лучше, что ВАЗовский металлолом) зарплаты еще ниже, чем в Тольятти.
Некоторые издания отмечают, что политическая, в том числе забастовочная, активность вообще в последнее время свойственна относительно высокооплачиваемым группам трудящихся. Так, одним из центров протестной активности рабочих являются Сургут и Мегион - "нефтяные" города, где зарплаты и уровень жизни выше, чем в Москве и вплотную приближается к показателям стран Южной Европы. При этом таким группам рабочих, а это в основном квалифицированные кадры, удается в большинстве случаев добиться увеличения зарплат и соцпакетов, - автомобилестроителей и нефтяников "гастарбайтерами" из Таджикистана не заменишь.
Конечно, с большой долей условности забастовки нефтяников и автомобилестроителей можно назвать "бунтом сытых". Надо сказать, что высокооплачиваемые категории трудящихся составляют не столь уж значительный процент от общего числа. А те, кто получает по 3,5, 7 тысяч рублей, как живут они, почему не бастуют? Да потому, что эти люди практически не имеют никаких социальных гарантий и боятся лишиться даже тех жалких копеек, которые они получают. Что говорить, если минимальная зарплата в нашей богатой, захлебывающейся в нефтедолларах стране составляет 1300 рублей, то есть $50,3!
Российское общество все более явно разделяется на две категории, которые можно условно назвать "включенными" и "невключенными" в современные социально-экономические отношения. Включенные - это те, кто имеет более-менее устойчивые доходы, какие-то социальные гарантии и вертикальную мобильность. К ним относятся не только офисные клерки, но и те же рабочие Сургута и Всеволожска. Но больше половины населения - невключенные. Им некуда идти (не ни связей, ни должного образования, квалификации), страшно бастовать (выкинут на улицу). Они не выберутся из убогих бараков и "хрущоб". Они не могут ни нормально дать образование детям, и дети пополнят ряды таких же изгоев. И стабильность в стране держится на их молчании. Но если молчание будет прервано - например, в случае социально-экономических катаклизмов, когда "невключенным" просто нечего будет терять, - произойдет даже не революция, а тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный. И власти надо озаботиться прежде всего проблемами невключенности половины населения в современную жизнь, если она хочет не только сделать что-то полезное для страны, а просто сохранить власть.
**Опасные игры**
Одной из тем, к которой обращались газеты в последнюю неделю, стала новая традиция в деятельности молодежных отделений политических партий: чем ближе выборы, тем чаще они стали выяснять отношения друг с другом с помощью силовых акций. В понедельник произошел очередной конфликт: активисты "Молодой гвардии" (молодежное крыло "Единой России") и члены Союза коммунистической молодежи (соответственно, младая поросль коммунистов) устроили драку перед центральным офисом КПРФ. Пришли они туда для того, чтобы напомнить Геннадию Зюганову о том, что его место - "в политическом мавзолее", а заодно подарить "символический учебник истории" (наверное, один из тех, где написано, что коммунисты - очень нехорошие, хотя в большинстве из них роль РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(Б)-КПСС оценивается вовсе не так однозначно). Хотя молодогвардейцы настаивают на том, что драться они не собирались, сам факт их появления у офиса партии - противника заставляет усомниться в искренности этих заявлений. К тому же первый удар, по свидетельствам очевидцев, был нанесен молодогвардейцем девице-комсомолке. Впрочем, стоит ли искать зачинщиков, если руководители "Молодой гвардии" сами неоднократно заявляли, что задача их организации - срывать предвыборные и прочие акции оппозиции? Хотя справедливости ради стоит заметить, что комсомольцы явно готовились к появлению оппонентов; иначе зачем они заранее заготовили лозунги типа "Красные - в город!" и особенно обидный для юных единороссов плакат "Лучше быть красным, чем голубым" (в символике "Единой России" и "Молодой гвардии" много голубого цвета).
Это столкновение между политизированными молодежными группировками - далеко не первое. "Молодая гвардия" несколько раз устраивала драки с лимоновцами, АКМовцами и комсомольцами, были стычки и с молодежными организациями, примыкающими к мироновской "Справедливой России". Наверняка будут и еще столкновения, и дай Бог, чтобы дело не дошло до кровопролития.
Когда движение "Наши" и "Молодая гвардия" только организовывались, эксперты сразу предположили, что создаются они для того, чтобы вытеснить с "улицы" оппозиционные, в первую очередь молодежные группировки (тогда, два года назад, главной "ударной" силой оппозиции были лимоновцы, ныне разбредшиеся розно). Теперь остается только ждать ответа на вопрос: политическая борьба в России теперь окончательно примет формы силового подавления оппозиции проправительственными отрядами или же в ней останется место народному волеизъявлению?
То, что Россия идет к демократии собственным путем, отличным от стран Запада - это нормально и совершенно правильно: Россия - очень специфическая страна и удачно копировать социально-политические модели не сможет. Однако борьба за "улицу" силами партийных милиций - это скорее из африканской, латиноамериканской и азиатской (в самом диком, отсталом варианте) политической культуры. Тут вспоминаются китайские хунвэйбины, гаитянские тонтон-макуты, "Гион рохо" - милиция партии "Колорадо" в стресснеровском Парагвае, боевики нынешнего президента Зимбабве... Все это не слишком приятные примеры. Но в этих странах хоть действительно была оппозиция, представлявшая угрозу режимам, а у нас прокремлевская молодежь громит политических пигмеев, за которыми - лишь крохотные группки оппозиционеров. Но если эти группки постоянно и жестоко бить, они начнут вызывать сначала сочувствие (как это уже произошло в массовом сознании с участниками "маршей несогласных), а затем, глядишь, и сочувствие. И кто кого тогда побьет - неизвестно. Как непонятно и то, зачем, собственно, молодогвардейцы и им подобные собственными руками создают оппозицию.
**Супер-МАКС**
Авиакосмический салон МАКС-2007, открывшийся на прошедшей неделе в подмосковном Жуковском, стал очень громким политическим, экономическим и пиаровским событием. Политическим - потому, что Россия показала, что расширяет авиастроение, как гражданское, так и военное, и готова добиться успеха на этом поприще: специалисты и зрители увидят новые истребители МиГ-35 и Су-35, истребитель-бомбардировщик Су-32, учебно-боевой самолет Як-130, корабельный истребитель МиГ-29К, разработанный для ВМС Индии, зенитную ракетную систему С-400 "Триумф", образец ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С1", крылатую ракету "Метеорит" и облегченную боевую машину залпового огня "Смерч". Британская The Guardian в этой связи даже сделала вывод, что МАКС-2007 свидетельствует "о планах [России] вернуть лидирующие позиции на рынке военной авиации и модернизировать оборонный потенциал страны, можно расценивать как очередное свидетельство милитаристской экспансии (!) России". Заявление более чем спорное: США, Англия и Франция тоже вовсю производят боевые самолеты, и никто (маргиналы типа Фиделя Кастро, Уго Чавеса и Ким Чен Ира не в счет) это не расценивает как "свидетельство милитаристской экспансии"...
В экономическом плане авиасалон - это площадка, на которой заключаются контракты на поставки авиатехники. На МАКС-2007 уже подписаны соглашения о поставках среднемагистрального российско-итало-американского Superjet-100 ряду авиакомпаний, о приобретении Индонезией очередной партии истребителей фирмы "Сухой", Португалией - вертолетов Ка-23, Ираном - самолетов Ту-204, о закупке украинских авиадвигателей для нашего Ан-148. И заключенные контракты, и красочное шоу, и сам факт того, что на выставку приехало около 50 тысяч представителей деловых кругов из 42 стран, в том числе посланцы 40 американский компаний, 34 украинских, 30 германских и 28 французских говорит об успехе выставки.
Положительный факт - показ самолетов с западным оборудованием: это говорит о готовности России сотрудничать с ведущими странами и фирмами-авиапроизводителями и расширять его в дальнейшем, без чего наша авиационная отрасль обречена на стагнацию и отставание от США и Европы. Замыкаться в себе для российского авиакосмического комплекса, как наивно предлагают псевдопатриоты, нельзя. Уже сейчас создание истребителя пятого поколения сталкивается с труднопреодолимыми препятствиями: известно, что заводы авиадвигателей пока не могут создать для него соответствующего мотора. Если начнут авиазаводы начнут выкатывать из цехов новые машины, к тому же имеющие спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в авиапром потекут деньги, и истребитель пятого поколения, и новые гражданские машины, и учебно-тренировочные самолеты, без которых задыхается авиация, и многое другое появятся не только в проектах и макетах, а пойдут в серии. Для этого и устраивается пышное шоу под названием МАКС-2007.
**Церковь предлагает обустроить Россию. По-своему**
Помимо политических партий на российской сцене в последние дни заявил о себе новый, неожиданный игрок - Русская православная церковь. В Свято-Даниловом монастыре - резиденции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II под патронатом главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла прошли Соборные чтения - одна из открытых встреч в рамках Всемирного русского народного собора. В ходе чтений было объявлено, что церковь разработала собственную модель политического и экономического развития России под названием "Русская доктрина" - это проект модернизации России "на основе духовно-нравственных ценностей и консервативной идеологии".
Само по себе это хорошо. После семи десятилетий утери национальной памяти и традиций, забвения христианства советских времен, общей моральной деградации после разрушения СССР участие церкви в политической, социальной и экономической жизни общества просто необходимо. Католики и протестанты имеют свои социальные доктрины и активно участвуют в политической жизни, равно как и православные в Греции, Сербии и Болгарии. Наконец-то Россия тоже начинает двигаться по такому пути.
Однако к радости невольно примешиваются смутные сомнения. Они вызваны чересчур конкретными политико-экономическими тезисами, содержащимися в "Русской доктрине". Так, в частности, она предполагает "собственную логику валютно-денежных отношений, чтобы серьезные изменения на мировом финансовом рынке не обернулись глубоким кризисом отечественной экономики", и для достижения этой цели государство должно контролировать использование природных ресурсов страны и ее энергетических мощностей. Под контролем государства должны находиться финансы, внешняя торговля и ВПК. При этом должно быть достигнуто разумное сочетание преимущества рынка и государственного регулирования рыночных процессов в интересах всего общества. Отдельный раздел документа называет противников "Русской доктрины" - это ультралибералы и различные фашисты и нацисты.
Экономическая система, предлагаемая РПЦ - нормальная кейнсианская социал-реформистская модель, основанная на государственном капитализме и активно претворявшаяся в жизнь в 50-е - 70-е годы в таких странах, как Мексика, Аргентина, Бразилия, Индия и Египет. Успех ее реализации был различным, но в любом случае не однозначно положительным; ни одна из перечисленных стран не смогла выйти за пределы "третьего мира" и примкнуть к "золотому миллиарду", ни одна не сумела не только преодолеть, ни и существенно уменьшить бедность населения. Это удалось достичь позже, в 80-е - 90-е годы, используя гораздо более сложные, комбинированные модели развития социально-рыночного, либерально-консервативного типа. Любая страна может совершить прорыв в социальной сфере и экономике не объявляя какую-то одну модель развития единственно правильной (будь то либерализм, кейнсианство, социал-демократия или что угодно еще), а используя их попеременно либо соединяя и чередуя отдельные их положения тогда, когда они наиболее выгодны для поступательного развития.
Вообще-то очень бы хотелось, чтобы церковь больше внимания уделяла нравственному окормлению народа. У нас пока с этим плохо. В стране миллионы несчастных - их души надо согреть, сотни тысяч сильных (чиновников, силовиков, бандитов), которых надо сурово осаживать, напоминая, что будут грешить, обижать народ - им воздастся не только в суде присяжных. У нас сотни тысяч бездомных, беспризорных, инвалидов, которым нужна конкретная помощь. Церковь все это делает, но ее возможности ныне огромны и эту деятельность надо всячески расширять. Тогда вера вернется в Россию и страна обновится. А дело ли церкви указывать, кому должны принадлежать нефтегазовые месторождения и как вести валютно-финансовую политику?