**От перемены мест слагаемых сумма...**
Два кадровых решения в субъектах РФ (отставки главы Государственного Совета Республики Дагестан Магомедали Магомедова и Сергея Абрамова с поста премьера правительства Чеченской Республики) подтолкнули журналистов федеральных средств массовой информации пристальнее присмотреться к ситуации в республиках Северного Кавказа.
По мнению целого ряда экспертов, произошедшее свидетельствует о начале формирования на российском Кавказе системы "наследственных демократий". Дело в том, что бывшему лидеру Дагестана М.Магомедову удалось проллобировать назначение своего 41-летнего сына Магомедсалама Магомедова на пост спикера республиканского парламента, второй по значимости в системе местной государственной власти, а освободившееся кресло главы чеченского правительства региональное руководство намерено предложить занять первому вице-премьеру Рамзану Кадырову, сыну погибшего президента Чечни Ахмеда Кадырова. Очень многие аналитики полагают, что "наследники" вряд ли остановятся в своему карьерном росте. Р.Кадыров, активный участник борьбы с российскими войсками в первую "чеченскую войну" и, как считают некоторые журналисты, "личный проект" Владимира Путина, вот-вот достигнет тридцатилетнего возраста, что позволит ему в соответствии с Конституцией субъекта федерации претендовать на пост президента Чеченской Республики. Вряд ли ее нынешний глава Алу Алханов сможет воспрепятствовать намерениям "сильного человека" республики. Новому спикеру Дагестана еще только предстоит выстроить под себя местную систему власти - до назначения на новый пост он, профессор, заведовал кафедрой экономики и социологии труда Дагестанского государственного университета, но клановая структура, уверены эксперты, позволяет ему иметь неплохие шансы достаточно быстро стать лидером республики. Нынешнего президента Дагестана Муху Алиева наблюдатели считают не очень серьезным конкурентом, как по причине возраста, так и из-за того, что он был верным союзником бессменного главы Госсовета.
Некоторые эксперты попытались найти ответ на вопрос - что заставило Кремль спешить? Они напомнили, что Магомедали Магомедову до конца срока полномочий оставалось всего лишь три месяца, а Сергей Абрамов, тяжело пострадавший в автомобильной аварии, и так передал бразды правления в руки Рамзану Кадырову, который спокойно "разруливал" ситуацию в соответствии с собственными представлениями. По мнению ряда исследователей, Москва, видимо, была вынуждена спешить из-за все большей социально-экономической нестабильности в этом регионе, чреватой политическими потрясениями. Журналисты даже проводят параллель с отставкой руководителя Кабардино-Балкарии Валерия Кокова, через месяц после которой произошли кровавые события в г. Нальчик. При этом "скамейка запасных" Кремля оказалась не слишком уж многочисленной - у руля исполнительной и законодательной властей оказались люди существующей системы, которая, собственно, и спровоцировала отставки их предшественников.
Вряд ли, считают аналитики, "преемникам" удастся устранить недостатки (коррупцию, некомпетентность, безработицу, все большее социальное расслоение и т.п.), являющиеся питательной почвой нестабильности. Правда, похоже, других "писателей" у российской федеральной власти нет, ей приходится, как говаривал нынешний министр обороны США Дональд Рамсфельд, "войну ведут, используя ту армию, которую имеют, а не ту, которую хотелось бы иметь". Честность и ответственность настоящего политика заключается в том, чтобы использовать имеющиеся рычаги и инструменты, а не предаваться пустопорожним мечтаниям о неких чудодейственных рецептах...
**В чужом глазу соринку видит, а в своем ...**
Так сложилось, что потенциальные участники будущей "президентской гонки" (в журналистской среде считается, что Сергей Иванов и Дмитрий Медведев входят в узкий круг вероятных преемников Владимира Путина на посту главы российского государства), похоже, разделили сферы PR-активности. Вице-премьер, министр обороны достаточно часто высказывается по внешнеполитическим вопросам, демонстрируя зарубежным политикам "сталь в голосе". Первый заместитель председателя правительства основное внимание уделяет решению внутриэкономических проблем и воплощению в жизнь национальных проектов, которым президент РФ придает первостепенное значение в деле модернизации российского государства и общества. Это своеобразное перетягивание канатов неизменно привлекало интерес журналистского сообщества, представители которого скрупулезно подсчитывали очки, которые, как они считали, "конкуренты" приобретали или же теряли в борьбе за будущее президентское кресло.
В прошедшие несколько дней Д.Медведев дважды оказывался в центре общественного внимания, выступая на достаточно серьезных мероприятиях - на заседании межотраслевой конференции "Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфии: итоги 2005 г. и перспективы развития" и на заседании президиума Совета по реализации национальных проектов.
Комментаторы отметили, что на конференции вице-премьер постарался успокоить медиа-сообщество, встревоженное последствиями антикарикатурной кампании, заявлением, что ни правительство, ни президентская администрация не намерены предпринимать шаги по законодательному ограничению свободы средств массовой информации. Одновременно журналисты в его словах услышали готовность прислушиваться к их мнению в вопросах решениях профессиональных проблем, выступая своеобразным "лоббистом" СМИ в центральных органах власти.
В то же время на заседании президиума Совета Д.Медведев выступил с резкой критикой в адрес чиновничества, действия которого, по его мнению, превращают работу над национальными проектами в сизифов труд. Эксперты обратили внимание, что национальные проекты только-только сформулированы, совсем недавно началась их реализация, а виновники возможных неудач уже названы. Это "родимые пятна бюрократии" - слабая дисциплина, формализм в выполнении поручений, слабая исполнительская дисциплина и срыв сроков предоставления документов и т.п. У стороннего наблюдателя может возникнуть впечатление, что это заявление делает человек, который только что пришел во власть и с большим удивлением обнаружил, что там имеют место указанные недостатки. Однако, напоминают журналисты, вице-премьер уже не один год (с ноября 1999 г.) находится на самом верху российского Олимпа, входя в число тех представителей отечественной элиты, которые собственно и определяют развитие Российской Федерации. За это время, полагают наблюдатели, вполне можно было бы провести кадровую селекцию федерального чиновничества и сформировать работоспособный государственный аппарат, способный выполнять поставленные задачи. Если же подобную работу сделать не удалось, то стоит ли заводить об этом разговор, наглядно демонстрируя собственную неспособность наладить нормальную работу?
Кстати, отметили ряд аналитиков, примененный вице-премьером прием вполне в духе тех "начальников столов", которые в своей работе озабочены главным образом уходом от ответственности за порученное дело.
**Дежа вю**
Внимание федеральных средств массовой информации в очередной раз привлек экс-премьер М.Касьянов, недавно в суде достаточно удачно состязавшийся с депутатом А.Хинштейном по поводу дачи "Сосновка-1", а теперь объявивший о скором создании нового общественно-политического движения.
Журналистов сильно удивил состав инициативной группы по созданию движения, в которую вошли либо "неудачники" правого фланга российской политической сцены (бывший секретарь политсовета СПС И.Стариков, бывший лидер Демократической партии России Н.Травкин, лидер "диванной" партии "Наш выбор" И.Хакамада), либо функционеры из чиновничества с неясной политической ориентацией (бывший руководитель аппарата правительств РФ К.Мерзликин). Даже аналитики, лояльно настроенные к политику, надеющемуся возглавить оппозицию действующей власти и намеревающемуся претендовать на пост президента на следующих выборах, выражают большие сомнения в реалистичности амбициозных заявлений о консолидации вокруг него 100-150 тыс. человек. Эксперты полагают, что создать что-то серьезное с исполнителями, "выработавшими свой политический ресурс" (если он у них когда то был), будет крайне сложно. Многие считают, что это начинание скорее выродится в очередной PR-проект, который мирно "скончается" после освоения спонсорских средств. Дополнительные сомнения в жизнеспособности инициативы вызывает то, что у М.Касьянова практически отсутствуют информационные ресурсы, в особенности наиболее эффективные - телевидение.
По мнению журналистов, единственное, что способно привлечь внимание общественности к инициативе М.Касьянова, так это четкое понимание необходимости "обустроить" правый фланг, который давно уже "дышит на ладан". Ряд экспертов отметили, что политическая деятельность СПС и "Яблоко" оставляет желать лучшего. Чехарда с лидерами в одной политической партии и стагнация с руководством в другой, беззубость идеологии и отсутствие реалистичной концепции государственного развития, способной привлечь внимание населения, все это сыграло плохую службу с либеральными и демократическими политиками.
Конечно, полагают комментаторы, создание политического движения, а не партии, позволяет надеяться на то, что процесс регистрации столкнется в Министерстве юстиции с меньшими проблемами: видимо организаторы предполагают, что власти не будут чинить препятствия, т.к. движение не имеет права участвовать в выборах. Кроме этого, движение дает руководству больше шансов для политических маневров в поисках союзников и попутчиков. Однако намерение экс-премьера формулировать долгосрочную программу в ходе общественных дискуссий, а не единолично, свидетельствует скорее об отсутствии перспективного видения, чем о желании "потрафить" принципам демократии: не создав концептуальных рамок, не выставив вешки, по которым должна следовать мысль, нельзя рассчитывать на создание жизнеспособной и эффективной идеологической конструкции. В противном случае будет создано что-то безликое, маловразумительное и многословное, подобное "нерукотворным" созданиям М.Горбачева.
Пока непонятно, сумеет ли повторное "явление" М.Касьянов политической элите и населению сломать "недоверие" журналистов и экспертов в успешность его очередного политического проекта. В то же время, может быть решение начать с политического движения свидетельствует о том, что правые решили "переходить речку по камушкам", а не "перепрыгивать пропасть в два прыжка"? Правда, остаются сомнения в том, что идея постепенности внедрилась в умы демократических политиков - слишком уж громогласные обещания выдвинул бывший председатель российского правительства.