**Поборем бедность в три года!**
В прошедшем году президент России Владимир Путин поставил перед чиновниками трудную задачу - за несколько лет удвоить ВВП страны. Надо сказать, что высокопоставленные госслужащие храбро рапортовали обществу, что задача, хотя и трудна, но вполне выполнима. Сомнения высказывали лишь независимые журналисты, оппозиционные экономисты и политики, но их количество в последнее время стремительно уменьшается, потому голоса скептиков все тише.
Теперь президент сформулировал новую, куда более жесткую задачу: в течение трех лет правительство обязано ликвидировать бедность. Если пресса не извращает слова членов кабинета, министры, отвечающие за экономику и социальную сферу, сообразили, что прежнее техзадание относительно удвоения ВВП не отменяется и его исполнение нужно совместить с новым - ликвидацией бедности. На самом же деле удвоение ВВП и ликвидация бедности - задачи разные, и новое задание президента Путина очень серьезно. И мировая, и известная нам советская практика показывает, что можно хоть учетверить ВВП, а уровень жизни большинства населения будет продолжать падать; взять те же сталинские пятилетки, когда мощная индустрия росла как на дрожжах, а народ нищал и вымирал. Может быть, этот пример вкупе с зарубежными аналогами и вынудил главу государства уточнить, чего, собственно, он ждет от своих министров.
Как указывают газеты, правительство уже думает, где взять средства на ликвидацию бедности. Это, в первую очередь, снижение налогов, в частности единого социального налога, что должно мотивировать предприятия на переход к "белым" зарплатным схемам. "Белые" схемы, по идее, будут означать повышение доходов работающих граждан. Второй источник - добровольное финансирование гражданами своих пенсий со следующего года. Обе эти позиции вызвали серьезные сомнения у некоторых авторитетных СМИ. Переход к "белым" схемам сам по себе не сделает процветающими "лежащие" предприятия, а значит, во многих случаях просто не позволит работодателям выплачивать своим рабочим большие зарплаты. Относительно пенсий одна уважаемая газета высказалась очень резко, отметив, что за красивыми словесами скрывается признание правительством краха введения системы накопительных пенсий. По мнению этого издания, "столкнувшись с целым валом проблем, возникших при инвестировании накоплений, и пересчитав внушительные суммы, необходимые для выплат в первые годы действия новой системы, чиновники решили дать пенсионной реформе задний ход". Хотя государство ныне обещает доплачивать к накопительной части по 2 тысячи рублей тем, кто согласится на добровольное финансирование пенсий, некоторые издания отмечают, что большинство граждан органически не доверяют государству и вряд ли согласятся отдавать свои деньги в пенсионные фонды.
Как бы то ни было, по мнению некоторых серьезных газет, одолеть бедность в три года вряд ли удастся, если, конечно, таковой не будет считаться существование на грани голодной смерти. Один видный, хотя и не вполне лояльный власти экономист заметил, что разговор идет о преодолении не бедности, а нищеты. В этом смысле за три года государство вполне способно достичь успеха, но и то в случае очень решительных мер по проведению экономических, социальных, структурных и административных преобразований. Будем надеяться, что власть на них решится. И все же трудно избавиться от некоего дежа-вю: вспоминается то первая пятилетка, выполненная, как нас учили в школе, за три года, то бородатый анекдот, где по поводу предсказанного через три дня конца света на вооружение берется лозунг: "Пятилетку - в три дня!".
**Президентская администрация выстраивается аналогично правительству**
Как справедливо отметили почти все издания, прокомментировавшие реорганизацию Администрации президента, она проведена в полном соответствии со схемой, примененной при аналогичной процедуре по отношению к правительству РФ. Глава администрации Дмитрий Медведев считает, что обновленная администрация станет "более компактной": самостоятельные подразделения, зачастую выполнявшие дублирующие функции, укрупнены, количество управленческих структур уменьшилось.
Главное в проведенной реорганизации - сокращение должностей, количества структурных подразделений и всего аппарата АП. Глава администрации Дмитрий Медведев будет иметь всего двух заместителей, - ими стали Владислав Сурков и Игорь Сечин, еще семеро (все они из старой кремлевской колоды) превратились в помощников главы государства. Самое главное в этих изменениях то, что сохранен баланс сил внутри АП: г-н Сурков, считающийся либералом и представителем "Семьи", чью отставку пророчили не раз и не два, остался ключевой фигурой наряду с г-ном Сечиным, известным как лидер "питерских чекистов" и "кремлевских ястребов". Если учесть, что сам Медведев считается "питерским либералом", реформаторская составляющая в АП не только сохраняется, но, пожалуй, даже усиливается. Впрочем, как справедливо замечают газеты, первый же отпуск или командировка Медведева покажет, какой из его замов "сильней": тот из них, кто будет временно исполнять обязанности руководителя администрации, тот и станет, по сути, первым замом, невзирая на формальное равенство.
Таким образом, созданная еще Борисом Ельциным система сдержек и противовесов, которую столько раз "хоронили" и политики, и пресса, до сих пор жива и действует. Пока Владимир Путин нуждается как в жестких "ястребах", готовых железной рукой наводить порядок на просторах России, так и в либералах, способных разрабатывать реформы, эта система сохранится. Пожалуй, хорошо только то, что, судя по реформированию правительства и АП, Кремль готов продолжать реформы и одновременно наводить порядок.
**"Кремлевский крот" продолжает копать. Под Зюганова**
Неугомонный "красный олигарх" и главный противник главы КПРФ Зюганова г-н (или тов.) Семигин продолжает работу по откалыванию левопатриотических сил от компартии. На прошедшей неделе пресса обратила внимание на созванный им Конгресс патриотов России, собравший 14 мелких левых и левоцентристских партий и 52 общественных объединений, в том числе Народной партии, Партии возрождения России, Партии пенсионеров и др. По мнению аналитиков, это означает, что Геннадий Семигин после того, как перспектива отстранения Зюганова от руководства КПРФ на летнем съезде партии стала сомнительной, решил ударить по компартии с другой стороны, отрубая от нее сателлитов.
Эту тактику следует признать обоснованной: после того, как зюгановский ставленник Николай Харитонов неожиданно для всех занял второе место на президентских выборах, внутрипартийным противникам генсека будет трудно поставить под сомнение его дальновидность и стратегический гений. Наверное, в этом причина того, что Геннадий Семигин не стал бороться за контроль над Народно-патриотическим союзом России (НПСР), а приступил к реализации другого проекта. В таких условиях для Семигина действительно имеет смысл попытаться создать альтернативу КПРФ, даже несмотря на то, что многочисленные предыдущие попытки такого рода (создание Партии возрождения России во главе с экс-спикером Госдумы Селезневым, проект "Родина" в преддверии думских выборов 2003-го года), благополучно проваливались. По-видимому, расколоть компартию Геннадий Семигин особенно не надеется. Важнее создать некое силовое поле, в котором будут концентрироваться мелкие левые группы, неспособные ужиться с зюгановским руководством КПРФ.
Г-н Семигин утверждает, что на базе Конгресса патриотов России в течение нескольких месяцев будет создана "более крепкая" политическая структура партийного типа, и ей уже подбирается название - либо КПСС (Конфедерация партий социальной справедливости), либо СССР (Союз социалистических сил России). Тут возникают серьезные сомнения. Дело в том, что во главе остаточных левых структур, вошедших в состав Конгресса патриотов России, стоят достаточно амбициозные фигуры (в основном из-за этой амбициозности они и не желают подчиниться Зюганову), - один Геннадий Селезнев чего стоит! Трудно предположить, что бывший спикер Госдумы согласится подчиниться Геннадию Семигину, то же можно сказать и о более "мелких" вождях. Тем не менее сам Конгресс может просуществовать долго, тратя деньги "красного олигарха" и опираясь на помощь Кремля. Для того, чтобы выступать в роли постоянного раздражителя КПРФ, этого вполне достаточно. А что еще нужно от "кремлевского крота", как справедливо называют Геннадия Семигина некоторые журналисты?
Одно то, что руководство КПРФ болезненно реагирует на "происки" "оппортунистов и предателей", устраивая истерики из-за каждого их телодвижения, постепенно подрывает авторитет партии в глазах избирателей. Именно бессмысленная борьба коммунистов с "предателем" Глазьевым привела КПРФ к небывалому поражению на думских выборах. Вот и теперь Геннадий Зюганов, в очередной раз озлившись на Семигина, пригрозил ему исключением из рядов КПРФ. Значит, кремлевская тактика постепенного удушения компартии руками выходцев из ее же руководства приносит успехи.
**Цивилизованный развод**
После почетного проигрыша президентских выборов Ирина Хакамада окончательно ушла в свободное политическое плаванье. Она официально вышла из СПС и направила в Минюст документы об учреждении оргкомитета по созданию партии "Свободная Россия". Несложно понять, что оргкомитетом партии стал бывший предвыборный штаб времен президентской кампании.
Слово, данное сторонникам во время президентской кампании, Ирина Хакамада сдержала. И рассталась с бывшими соратниками по СПС, по утверждениям обеих сторон, "спокойно и конструктивно". Более того, в момент цивилизованного развода г-жа Хакамада договорилась с экс-соратниками об объединении в будущем двух партий, возможно, вместе с другими организациями либеральной направленности. В связи с этим некоторые издания высказали предположение, что правые лидеры разошлись для того, чтобы объединиться: в 1999-м году несколько мелких и слабых правых группировок создали СПС и сумели завоевать 8% голосов. Но, как считают аналитики, пять лет назад прорыв правых в Думу совершился при прямой поддержке Кремля, чего в 2007-м уж точно не будет.
А в одиночку правым и либералам, которые на сегодняшний день разбиты не на две, как ранее (СПС и "Яблоко"), а на три партии, в Думу почти наверняка не пройти. Они продолжают топтаться на одном электоральном поле, которое за прошедшие годы практически не изменилось, но стало более подвержено абсентеизму из-за разочарования если не в самих либеральных идеях, то в своих политических лидерах. И предположить, что хакамадовская "Свободная Россия" займет в триаде либеральных партий сильную позицию, трудновато. Сама Ирина Муцуовна справедливо отмечает, что "СПС будет существовать, но в качестве демократической партии, более ориентированной на бизнес и на президента", а СР "будет больше сориентирована на творческих людей, на интеллигенцию" и бюджетников. То есть она четко претендует на нишу "Яблока", что встретит организованное сопротивление этой старой, хорошо известной и неплохо структурированной партии. Да и вряд ли убежденные "яблочники" вдруг переметнутся на сторону очаровательной дамы хотя бы из-за того, что на протяжении ряда лет она была оппонентом их кумиру Григорию Явлинскому. В то же время жесткая антипрезидентская позиция, о которой уже заявила Хакамада, оттолкнет "ориентированных на бизнес и на президента" сторонников СПС.
По сути, создание Ириной Хакамадой собственной партии - это шаг назад. Несмотря на заявления лидера СР о том, что партия будет строиться "снизу" и опираться на инициативу граждан, по сути она будет типично вождистской, наподобие движений в странах "третьего мира" или нашей ЛДПР, которая существует до тех пор, пока есть яркий харизматический лидер. Появление на российской политической сцене "Свободной России" - не шаг вперед, к созданию либеральной партии европейского типа, а симптом того, насколько глубок кризис, охвативший либеральное движение.