**Лицо российского госкапитализма**
Одной из важнейших тем уходящей недели стал очередной, девятый по счету Российский экономический форум, прошедший, как водится, в Лондоне. По мнению ряда изданий, форум стал своего рода презентацией новой политико-экономической стратегии России. Если на прежних форумах наши бизнесмены и даже - то, чего сегодня не может быть ни при каких обстоятельствах - чиновники достаточно свободно обсуждали ситуацию в нашей стране и даже критиковали действия властей. Теперь все это в прошлом. Железная дисциплина, единомыслие, полная поддержка курса Кремля - такими были визитные карточки российской делегации на лондонском мероприятии в апреле 2006 г.
Ряд газет указали на некоторую странность ситуации: на экономическом форуме, посвященном проблемам рыночной экономики, представители России, в частности, спикер Госдумы Борис Грызлов, возносили хвалу плановой экономике, государственному сектору и вообще советскому наследию. Наши соотечественники дружно восхваляли наступление государственных компаний по всем азимутам, объясняя это "насущной необходимостью", а крупномасштабный передел собственности в пользу госкорпораций - "механизмом поиска эффективного собственника". В общем, хотя термин "корпоративное государство" в Лондоне, естественно, не звучал, разговор шел именно об этом. Единственным исключением стало выступление руководителя РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Он заявил, что чрезмерное огосударствление российской экономики - "масштабная тактическая ошибка" и вскоре оно сменится новой волной приватизации.
Самым острым вопросом, обсуждавшимся на форуме, стал конфликт между "Газпромом" и европейскими странами: Великобритания и Франция настаивают на допуске своих предприятий на газовый рынок России и препятствуют проникновению российского газового гиганта на свои рынки акций. Кроме того, европейцы выражают опасения по поводу возможного использования Россией газовой "трубы" для оказания политического давления на страны-потребители и открыто провозглашают курс на диверсификацию поставок голубого топлива. Россия же заявляет о дискриминационных мерах со стороны Европы и в завуалированной форме угрожает переключиться на азиатских потребителей - Китай и Японию. Одна из уважаемых газет, впрочем, отметила, что и в России не все уверены в надежности "Газпрома": так, один из заместителей Чубайса, г-н Чикунов, попугал слушателей увеличением количества энергодефицитных регионов, поскольку нет гарантий того, что газовый монополист обеспечит топливом уже имеющиеся и предполагаемые к строительству энергомощности.
Как заметила пресса, Российский экономический форум в 2006 г. оказался весьма конфликтным. Хотя европейцы выразили готовность во многом пойти навстречу России - в частности, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) собирается резко усилить свою инвестиционную активность на рынке российских акций и намерен переходить преимущественно на расчеты в рублях, а британский министр торговли и промышленности Алан Джонсон правительство Великобритании склонно не препятствовать вхождению "Газпрома" в капитал крупнейшей газовой компании страны "Сентрика", критика в адрес России со стороны западных партнеров явно преобладала. По мнению европейцев, сегодня у нашей страны есть уникальный шанс стать развитой и богатой страной, но, по их же мнению, слишком много факторов этому мешают и поэтому если шанс не будет использован в течение ближайшего года, реализовать его не удастся.
По мнению большинства экспертов, несмотря на пикировки россиян и европейцев на лондонском форуме, взаимное недовольство вряд ли перейдет в серьезный конфликт. Слишком уж важна нефтегазовая Россия для Европы, слишком серьезны российские интересы в Европе. А то, что обе стороны пытаются выторговать для себя оптимальные условия сотрудничества - так на то и рыночная экономика.
**Спаситель Байкала**
В Томске президент Путин переделал множество дел. Он нелестно высказался о социально-экономической ситуации в Сибири, встретился в фрау Меркель, освятил обмен активами между "Газпромом" и немецкой компанией БАСФ, пригласил германские фирмы к участию в реализации приоритетных национальных проектов - всего не перечислишь. Но все же самое сильное воздействие на умы и сердца россиян оказалось неожиданное решение главы государства запретить "Транснефти" строить нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) по самому экономически выгодному, но экологически опасному маршруту - рядом с берегом Байкала.
Некоторые органы печати расценили это как удачный пиар-ход. Совсем недавно, в ходе кампании по подготовке референдума в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе проблема нефтепровода, который всесильная "Транснефть", наплевав на мнение ученых-экологов и большинства населения Прибайкалья, готовилась строить по самому берегу Священного моря, что привело к массовым протестам населения и грозило сорвать референдум. Иркутский губернатор Тишанин, несмотря на сильнейшее давление нефтяников и самого Кремля, понял: если он лично не выступит против проведения "трубы" по байкальскому берегу, его авторитет рухнет до нуля и объединить два субъекта федерации не удастся. А ведь объединение области и округа он объявил приоритетным направлением своей деятельности в первые же дни пребывания на губернаторской должности.
Тогда президент не высказался на тему Байкала. Хотя если бы он сделал это, никаких сомнений в успехе референдума в Прибайкалье не было бы, а объединительные проекты - кремлевские детища, глава государства неоднократно высказывал свои симпатии руководителям объединяющихся регионов. Но Путин выбрал другой момент - встречу с главой германского государства, тесные торгово-экономические и политические отношения с которым, пожалуй, имеют для России первостепенное значение. Показать заботу об экологии было важно еще и на фоне нарастающего конфликта между "Газпромом" и европейскими странами: европейцы, и немцы в особенности, очень чувствительны к экологической тематике. Широкий жест по допуску немцев к российским газовым активам оказался красиво аранжирован эффектной защитой Байкала.
По-видимому, президенту разъяснили, что если он поддержит "Транснефть", его рейтинг среди жителей Восточной Сибири, да и многих других регионов очень сильно пострадает, а Иркутская область и Бурятия превратятся в очаг постоянной напряженности. В преддверии думских и президентских выборов это Кремлю совершенно не нужно. А добавить к стоимости нефтепровода каких-то $900 миллионов страна может себе позволить - цены на нефть и газ держатся на высоком уровне и, судя по всему, падать не собираются.
Как бы то ни было, дело сделано: Байкалу "труба" больше не угрожает. Может, со временем президент и Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат закроет - тогда Священное море вновь станет чистым. Или можно это решить все-таки без вмешательства главы государства?
**Жупел**
В последние дни сообщения о нападениях скинхедов на "лиц неславянской национальности" заполняют ленты новостных агентств, а пресса помещает одну за другой статьи о фашистских зверствах, напоминающие мрачные пророчества. На Россию обрушился девятый вал фашистского насилия - эта мысль стала одной из главных тем не только российских, но и ведущих зарубежных СМИ.
Хулиганство, нападения на граждан, насилия и убийства - неотъемлемая часть жизни в российских городах. То, что свирепствующие на улицах подонки нападают на людей, отличающихся по внешнему виду от славянского большинства, совершенно естественно. Ведь сделать внешность человека поводом для нападения проще, чем, скажем, задиристо требовать у него закурить или десятку на проезд - а вдруг даст, и не будет повода наброситься на него с ножом или заточкой? Скинхеды российского разлива - обычная дворовая шпана, такое же хулиганье, как и их предшественники десять, двадцать, тридцать и сорок лет назад. Только теперь вместо "Солнцедара" или "Агдама" они пьют паленую водку, нюхают клей и курят траву. Кроме того, они смотрят по телеку ужастики и порнуху, в том числе со сценами садизма, поэтому фантазия у нынешних отморозков куда богаче, чем у их предшественников.
В том, что нынешняя шпана сбивается в политизированные банды, ничего удивительного нет: СМИ вовсю кричат об угрозе фашизма. Если раньше вор, насильник и бандит могли куражиться по поводу своих "подвигов" только в зоне, то теперь они становятся "героями" в глазах отчаявшегося, ненавидящего всех и вся (в первую очередь, конечно, кавказцев, "чурок" и "жидов") маргинального, криминализированного сообщества. "Зачем мне считаться шпаной и бандитом, не лучше ль податься в антисемиты?", - вопрошал Высоцкий еще лет 40 назад от имени тогдашнего хулиганья. И вот теперь государство, общество предоставляет моральным уродам брэнд - фашисты. И они его с удовольствием подхватывают. Гораздо "благороднее" объяснять свои мерзкие поступки идейными соображениями, а не банальными причинами типа: родители вмертвую пьют, денег нет, брат сидит, сестра гуляет, девушки не любят...
Зачем, спрашивается, власти, СМИ и общественность подбрасывают шпане идеологию и, таким образом, множат ряды фашистов? Ответ простой: точно также, как все последние пятнадцать лет, фашисты нужны для запугивания российского общества и западных стран фашистской угрозой. Мол, вам нынешняя власть не нравится? А вы посмотрите, кто еще, помимо нас, лезет к власти - убийцы со свастиками на рукавах!
Президентские выборы-2008 приближаются неотвратимо. И как бы не решила элита, кого бы она не выставила в преемники - Иванова, Медведева, Якунина, Козака, либо сам Путин останется на третий срок, - в глазах отечественных избирателей и зарубежного общественного мнения выборы не будут честными и прозрачными в любом случае. Значит, как и в 1996-м, и в 1991-м надо показать страшное лицо фашистского врага: я не нравлюсь? А вот это мурло как вам понравится?
При этом главное то, что люди действительно гибнут. Кавказцы и русские, таджики и евреи, украинцы и буряты, белорусы и тувинцы. Погибают ни за что отцы и матери семейств, страшная смерть настигает детей и подростков. А правоохранительные органы, вместо того, чтобы искать и наказывать бандитов, участвует в пиар-кампании под названием "нет - фашизму!".
До президентских выборов остается еще два года. Сколько ни в чем не повинных людей за это время должна убить и искалечить распоясавшаяся шпана для того, чтобы мир поверил в то, что альтернативной преемнику Путина может быть только "русский фашизм"?
**Мечта Дудаева сбывается?**
Укрупнение российских регионов докатилось до Северного Кавказа. Пример Красноярского края и Иркутской области вдохновил руководство Чечни призвать к объединению этой республики с Ингушетией и Дагестаном. Показательно, что совсем недавно в Адыгее разгорелся нешуточный конфликт, тоже связанный с объединением, но с обратным знаком: адыгская элита изо всех сил сопротивлялась объединению с Краснодарским краем, на чем настаивал полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.
Первым об объединении с соседями заявил спикер нижней палаты чеченского парламента Дукваха Абдурахманов. "Было бы... разумно поставить в перспективе вопрос о создании на юге России нового региона, включив в него Дагестан, Чеченскую республику и Ингушетию", - сказал он. Идею осторожно поддержал президент Чечни Алу Алханов. Понятно, что без "отмашки" реального главы чеченского квазигосударства, Рамзана Кадырова, столь смелые заявления никогда бы не прозвучали.
Адыгейская элита против объединения своей автономии с Краснодарским краем потому, что она не сможет конкурировать с многочисленной, сильной и богатой кубанской элитой. А с Чечней все обстоит наоборот: там безраздельно правит кадыровский клан, который в случае объединения с раздираемыми противоречиями Ингушетией и Дагестаном подомнет под себя все тамошние властные группировки. Чеченское руководство постоянно усиливает свои позиции: федеральная власть уже согласилась с формированием двух новых батальонов МВД, которые будут укомплектованы сдавшимися боевиками и чеченскими призывниками. Понятно, что действовать они будут не в интересах федеральных сил, а станут составной частью кадыровской армии, состоящей примерно из 18 тысяч человек - это армейские батальоны "Запад" и "Восток", президентская гвардия, ОМОН и многочисленные милицейские формирования. Ничего подобного ни в Ингушетии, ни в Дагестане нет. Понятно, что в случае объединения трех республик у власти окажется тот, у кого есть реальная военная сила. То есть нынешний премьер и, безусловно, завтрашний президент Чечни Рамзан Кадыров. И он, бывший полевой командир, не боящийся крови, пустит в дело своих бойцов не задумываясь. Причем бойцы эти имеют солидный боевой опыт - почти все они (кроме тех, кто служит в батальоне "Запад" и ОМОНе) успели и попартизанить в сепаратистских отрядах и повоевать против своих вчерашних соратников в рядах парамилитарных формирований семейного клана Кадыровых, братьев Ямадаевых и экс-мэра Грозного Беслана Гантамирова.
Рамзан Кадыров, по мнению многих экспертов, четко исполняет идеи покойного Дудаева: Чечня превращается в де-факто независимое государство со своей армией и собственной нефтяной компанией, получающее средства от федерального центра, не платящее налогов и живущее по своим законам. Теперь кадыровская верхушка желает рулить всем Восточным Кавказом, - тоже дудаевская идея, которую пытался реализовать Шамиль Басаев, вторгшись в Дагестан осенью 1999 г. Дудаев с Масхадовым не понимали того, что отлично понял такой же сепаратист, как и они, но более умный - бывший повстанческий муфтий Ахмад-Хаджи Кадыров: не надо кричать о независимости от России, нужно явочным порядком и на российские деньги строить независимую Чечню. А когда она будет достроена и влияние федерального центра минимизировано, можно будет и объявить о независимости. А можно и не объявлять - разницы-то никакой...