**Высокотехнологичные выборы**
Начавшаяся президентская кампания показывает, что предстоящие выборы главы государства будут простыми, понятными народу и, можно сказать, высокотехнологичными. Победитель всем хорошо известен уже сейчас, для соблюдения приличий имеется еще шесть претендентов, так что ни мировому сообществу, ни прогрессивному человечеству критиковать российскую демократию не за что. И при этом - ничего лишнего, что могло бы помешать гражданам свободно выбрать на пост президента не абы кого, а кого надо. Чтоб оные граждане не ломали голову, кому доверить управление страной на период 2004 - 2008 гг.
Тем не менее в последнее время отечественные издания, включая самые лояльные, обращают внимание на некое новое явление, названное одним уважаемым журналом "путиномания". Имеется в виду своеобразное соревнование между партиями и отдельно взятыми политиками, общественными структурами и СМИ в изъявлении любви к президенту. Да что там - и некоторые кандидаты на высший государственный пост, которые, по логике вещей, должны критиковать действующего президента, не могут удержаться от славословия в его адрес. Этим, в частности, отличается спикер Совета Федерации Сергей Миронов, довольно своеобразно объяснивший свое выдвижение: мол, президентские выборы - трудное дело, и он хочет находиться рядом с Владимиром Путиным. Так сказать, поддержать его в трудный час.
Но и Владимир Вольфович вполне может гордиться: он тоже поступил по отношению к действующему президенту как друг, вообще не выдвинув своей кандидатуры, столь привычной согражданам со времен первых президентских выборов в России. Причем его деятельность в поддержку Путина этим не ограничилась: он предложил увеличить президентский срок до семи лет и отменить запрет на его более чем двукратное избрание. Хотя и Владимира Вольфовича перещеголял руководитель Чечни Ахмад Кадыров (который, как ни странно, решил не выдвигать свою кандидатуру на пост президента России) - он просто предложил избрать Владимира Путина пожизненным президентом. Очевидно, лавры Туркменбаши смущают сердца и умы мусульманского населения нашей страны. Вообще в странах Востока пожизненное президентство - дело нормальное; можно вспомнить о Насере и Садате, об Асаде и Хуари Бумедьене, да и Саддам Хусейн правил бы Ираком, окруженный обожающим его электоратом, кабы не американская интервенция. Теперь, когда Россия по не вполне понятным причинам подала заявление на вступление в Организацию Исламская конференция, никаких причин для того, чтобы не перенять эту добрую мусульманскую традиции не осталось.
Надо отметить, что смелая идея господина Кадырова вполне созвучна настроениям масс, смертельно уставших от всех и всяческих выборов. Кстати, не так давно мэр одного сибирского города-миллионника пообещал российскому народу одному ему известным способом взять и отменить все выборы. По-видимому, имелись в виду выборы по всей России и всех уровней, включая президентские. Мы вправе предположить, что сей градоначальник таким образом хотел не только понравиться своим избирателям, но и продемонстрировать преданность Владимиру Путину. Надо сказать, что столь экстравагантное заявление вовсе не пошатнуло авторитета мэра в глазах подведомственного ему населения...
**Голубь с ястребиными повадками**
Визит госсекретаря США Колина Пауэлла в Москву, его переговоры с российским руководством, а также пространные интервью высокопоставленного чиновника в нашей прессе вызвали противоречивые чувства. Главным ощущением, выраженным органами печати, пожалуй, было недоумение: так и осталось непонятным, как будет реагировать российская власть на своеобразные предложения, прозвучавшие из уст госсекретаря.
Колин Пауэлл в американской администрации по праву считается "голубем"; конечно, он несравненно мягче в своих внешнеполитических взглядах, чем, например, Кондолиза Райс. Наверное, его московские речи очень многим в Вашингтоне показались чересчур мягкими. И сам Пауэлл - и это было заметно - всячески пытался показать Америку другом и союзником России.
Другое дело, что нынешний Вашингтон довольно странно представляет себе дружбу между последней сверхдержавой мира и какой-либо другой страной. После достаточно общих слов о том, как замечательно Россия изменилась за те тридцать лет, которые прошли со времени визита Пауэлла в нашу страну, госсекретарь стал перечислять, чем американцы все еще недовольны. В принципе он все сказал правильно: и о том, что демократия у нас пока еще "сыровата", и о несовершенстве законов, и о больших проблемах, существующих в Чечне. Обидно другое: мы сами эти проблемы отлично знаем, мучаемся с ними много лет, и менторский тон американского госсекретаря подавляющему большинству россиян, как и журналистам, комментировавшим визит высокого гостя, представился, мягко говоря, не совсем уместным.
Но самое главное - мягкое по форме, но весьма настойчивое требование США вывести российские военные базы с территории Грузии, а также Приднестровья. При этом "голубь" Пауэлл подчеркнул, что США не намерены размещать свои войска в этой закавказской стране, а также оповестил, что американские базы в странах Центральной Азии существуют не на постоянной основе, а на временной, и после окончания "антитеррористической операции" будут оттуда выведены. По этому поводу российские газеты высказались совершенно откровенно: никаких причин для вывода американских войск из региона наши журналисты не увидели. Впрочем, равно как и причин для того, чтобы американцы вопреки обещаниям Пауэлла не послали свои подразделения в Грузию для того, например, чтобы помочь Тбилиси вернуть мятежные автономии.
Реакция российской власти на эти высказывания пока непонятна. Во всяком случае на дверь г-ну Пауэллу не указали, и никаких горделивых комментариев со стороны Кремля - мол, нам указывают, как вести себя на международной арене, но мы сами с усами - не последовало. Это само по себе неплохо: бросаться в бой с открытым забралом имеет смысл лишь тогда, когда есть хороший шанс победить. На противостояние же с США сейчас, к сожалению, сил у России нет, и отстаивать свои интересы в тех случаях, когда Вашингтон пытается их игнорировать или ущемить, можно только сложной, тонкой игрой. Причем Москве приходится учитывать не только огромную финансовую и политическую мощь последней сверхдержавы, но и высокую ликвидность стран постсоветского пространства: той же Грузии США оказывают большую финансовую и военную помощь, за базы в Центральной Азии они также платят звонкой монетой, не скупясь. Россия же вынуждена удерживать эти государства средствами менее яркими - льготами в поставках нефтепродуктов, причем Казахстану они совершенно не нужны, поставками устаревшего вооружения и техники, помощью в обучении вооруженных сил.
Значит, очередной раунд партии за преобладании на постсоветском пространстве наша страна проигрывает. Само по себе это не страшно - шахматная партия будет длиться еще не один год. Но успех будет сопутствовать России, если экономическое развитие нашей страны действительно резко ускорится и перекинется из нефтяной сферы на остальные сектора экономики. И, разумеется, если армия будет реформирована и начнет представлять собой реальную силу. До этого заокеанские "товарищи" будут и дальше, подобно Пауэллу, приезжать в Москву с "лекциями".
**Финальная точка**
На прошедшей неделе кандидат в президенты России Ирина Хакамада продолжила свою странную кампанию. В выходные съезд СПС после мучительных конвульсий большинством голосов все-таки отказал прекрасной даме в поддержке единственной партии, на которую она могла рассчитывать, и она уехала в США, где поведала американцам много интересного. Что российская молодежь ее обожает потому, что она молода и красива (оставим это утверждение на ее совести), что народ в России еще слишком "советский", чтобы оценить ее как кандидата по достоинству, что она вовсе не собирается контактировать с группой Березовского - Рыбкина, а также что ей теперь не остается ничего другого, как стать... национальной героиней.
Комментарии прессы ко всему этому букету предвыборных заявлений варьировались от горького удивления до откровенного издевательства. Что неудивительно: единственный кандидат в президенты от правых сделал все, чтобы превратить свою кампанию в дешевую клоунаду. Во всяком случае, если отказ СПС поддержать ее еще в начале недели в глазах многих выглядел как смесь трусости и предательства, то к концу ее это решение стало представляться вполне резонным. Кандидат, который выстраивает свою кампанию подобным образом, просто не может рассчитывать на чью-либо поддержку. В конце концов дело не в том, что Ирина Муцуовна не посоветовалась с коллегами, прежде чем пойти на выборы, а в том, что она ведет себя совершенно нелепо и неуправляемо.
Своим решением не поддерживать Хакамаду СПС поставил крест на собственной политической истории. "Финальная точка", - так сказала об этом событии сама Хакамада. Не пожелав участвовать в совершенно непонятной политической авантюре своего бывшего сопредседателя, правые поступили логично. Но и остаться на политической арене, молчаливо поддерживая президента Путина, им больше не удастся - таких поддерживающих сегодня очень много, придется выстраиваться в длинную очередь, где они будут последними. Страстно желавший добиться поддержки г-жи Хакамады Борис Немцов, похоже, также уходит в политическое небытие. Егор Гайдар, хотя и числился в руководстве партии, обретается в этом небытие уже больше десяти лет. Реальным лидером остается Анатолий Чубайс, сильно отличающийся от своих бывших коллег как наличием политической воли, так и собственными оригинальными взглядами, не говоря уже о такой немаловажной вещи, как огромный финансовый ресурс. Но если он хочет сохранить свое политическое детище (вернее, активно поучаствовать в создании на его руинах чего-нибудь более жизнеспособного) ему остается лишь одно - окончательно и бесповоротно уйти в тень. Иначе его вполне здравые идеи по поводу "либеральной империи" и просвещенного консерватизма не будут воплощены в политическую практику. Ведь "Единая Россия", пытающаяся занять эту нишу, пока остается рыхлым конгломератом малограмотных провинциальных политиков, не способных к осуществлению каких-либо проектов, а в большинстве своем просто не понимающих, о чем в них идет речь. Именно поэтому Владимир Путин публично сожалел о крахе СПС - после фактической гибели партии в политическом спектре левее "Родины" вменяемых общественных сил не остается. И если они возникнут вновь, ни Хакамада, ни Немцов, ни (официально) Чубайс не должны участвовать этом возрождении, если они не хотят угробить начинание еще до его реализации.
**Агония**
Несмотря на то, что Геннадию Зюганову на послевыборном съезде КПРФ удалось, хотя и с огромным трудом, одолеть "антипартийную группу" Геннадия Семигина, в последние дни стало ясно, что звезда бессменного лидера коммунистов закатывается. Его победа, как очень скоро станет понятно, была пирровой: в недавно распространенном открытом письме партийным организациям Зюганов фактически признал, что влияние семигинской "раскольнической группы" в партии весьма велико. Если учесть - и на это тоже указано в послании, - что г-н Семигин в настоящее время является основным спонсором партии, становится понятно, что выкорчевать его влияние в партии будет практически невозможно. Привыкшие совсем неплохо жить коммунисты оказались в поистине отчаянном положении: крупные бизнесмены после провала партии на думских выборах не дадут КПРФ ни копейки, "красные" губернаторы еще раньше перестали собирать средства на помощь своей партии, поскольку очень боятся президентского гнева. Никаких других источников получения денег у КПРФ не и не предвидится.
И тут новая беда: Геннадий Семигин укрепляет свои политические позиции в качестве председателя исполкома Народно-патриотического союза России, и КПРФ никак не удается ни выгнать его с этого поста, ни распустить эту по существу фантомную организацию, созданную в свое время только для того, чтобы сплотить вокруг компартии всякую левую и "патриотическую" мелочь. Неудивительно, что в условиях острейшего, небывалого с 1991 года кризиса компартии фантом превратился в нечто реальное: семигинские миллионы плюс, вполне возможно, тайная поддержка кремлевских политтехнологов вполне способны сделать НПСР альтернативной КПРФ левой организацией. Правда, никто не рассчитывает на превращение союза в реальную политическую силу: занять резко оппозиционную по отношению к Путину позицию ей никто не позволит, а оппозиция беззубая не сможет собрать сторонников. О провале любого "розового" эксперимента в России ясно говорят провалы селезневской Партии возрождения, горбачевской социал-демократии и им подобных. Успеха добилась только "Родина" Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина, но и она раздирается смертельной борьбой между вождями.
А конец зюгановской КПРФ некоторые издания прогнозируют на лето. Тогда должен состояться очередной съезд партии. И к тому моменту станет ясно, что отчаянная нужда в деньгах - явление непреодолимое и тесно связанное с твердолобостью зюгановцев, что из СМИ коммунисты медленно, но неуклонно вытесняются, что левопатриотические страсти уже кипят вокруг лидеров "Родины", а верхушка КПРФ становится все менее интересной даже упрямым "красным" пенсионерам. Кроме того, к тому времени кто-то будет должен ответить за катастрофический провал самого нелепого из возможных кандидатов, выдвинутых коммунистами в президенты России - полковника-агрария Харитонова. Ему вряд ли удастся получить больше 5% голосов, что станет небывалым разгромом для левого движения России чуть ли не со времен подавления революции 1905 года. И скорее всего ответчиком за все это станет ни кто иной, как Геннадий Зюганов.