**"Родина" вспомнит...**
То, о чем предрекали с самого начала избирательной кампании в Московскую городскую Думу, свершилось. За неделю до выборов Мосгорсуд принял решение снять с регистрации партию "Родина" за ее предвыборный телеролик, где лидеры списка гоняют развязных брюнетов, бросающих на землю арбузные корки. Клип был признан разжигающим межнациональную вражду.
Забавно, что "Родину" сняли с дистанции по иску ЛДПР - партии, которую по обвинению в межнациональной розни надо снимать без всяких разговоров - "Мы - за город с русскими лицами", написано в листовке ЛДПР. Брюнеты из клипа "Родины", засоряющие Москву, весьма мерзки, но они не обладают ни малейшими чертами, отличающими какую-либо национальность - ни специфическим акцентом, ни особенностями костюма (папахи, тюбетейки, ермолки), ни фенотипом (например, цветом кожи или разрезом глаз). Грозный вопрос, прозвучавший в кадре "Ты по-русски то понимаешь?" также не может быть расценен как оскорбление пот национальному признаку или разжигание вражды; так традиционно обращались русские к русским. В общем, ЛДПР рубануло сплеча про "русские лица" - и ничего, а обвинения в адрес "Родины" юридически абсолютно несостоятельны.
Можно себе представить, как радостно отмечали лидеры "Родины" снятие своего списка. Ведь для них все вышло просто замечательно: дали довести кампанию до очень высокого градуса, заполнить всю Москву отличными агитматериалами, привлечь на свою сторону очень многих горожан, - а потом сняли с выборов. К тому же "Родина" агитировала юридически грамотно - на грани фола, не переходя черту, - тот же ролик тому свидетельство. Если "Родину" и снимать, то за призыв к восстанию, содержащийся в программе партии. Так что г-н Рогозин с полным основанием может рассчитывать на существенный рост популярности своей партии - "жертвы" режима. И совсем будет интересно, если Верховный Суд отменит решение Мосгорсуда и в последний момент восстановит "Родину" - тогда она предстанет перед сторонниками в роли былинного чудо-богатыря (вроде как из скандального клипа Олега Газманова "Новая заря"), побеждающего гидру власти. Сам факт, что глава Центризбиркома Александр Вешняков выразил недовольство снятием "Родины", говорит о многом: во-первых, столь беспардонное отношение к избирателям уже начинает беспокоить даже чиновников очень высокого ранга - а что, если избиратели с ними тоже начнут обращаться столь же беспардонно? Примеров такого рода в истории России, к несчастью, достаточно: Смута, разинщина, пугачевщина, 1917-й...
В общем, все получили то, чего хотели. Московская мэрия и "Единая Россия" добились того, что в Мосгордуме не будет крикливой и непослушной "Родины", "Родина", которой даром не нужна фракция в бессильной Мосгордуме, добилась скандала и ореола жертвы. Теперь важно то, что последует дальше. Кремль руками "параллельной" "Родины", возглавляемой Сергеем Бабуриным, пытается отсудить у рогозинцев право на брэнд партии. Если это получится, Рогозину будет трудно: придется придумывать новое название, а потом его раскручивать. Но есть сомнения в том, что Кремль пойдет на разгром "Родины", так как сильные кремлевские группировки вряд ли захотят отказываться от столь серьезного политического инструмента. Тем более что система государственной власти, социальные и экономические проекты этой партии полностью соответствуют той конструкции, которую ваяют создатели вертикали власти и те, кто организовал разгром ЮКОСа. Почему бы в тяжелый момент, когда "Единая Россия" начнет распадаться, не сделать ставку на "Родину"? Те, кто организовал ее снятие с московских выборов, может, и не понимают, что сделали ей подарок. А может, и наоборот.
**Лужкова - в мэры, Чубайса - на кол**
На прошедшей неделе развернулась хитрая интрига вокруг поста мэра столицы. Сначала глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс 29 ноября на конференции "Новая энергетическая политика РАО "ЕЭС России" выступил с заявлением о том, что: "В Москве будет разработана программа экстренного отключения энергомощностей на случай, если в ходе предстоящей зимы температура понизится до минус 25 градусов и такие холода будут держаться более трех суток". Глава холдинга пояснил, что опасения вызывает работоспособность изношенного оборудования в мороз: на подстанциях Москвы, по его словам, до сих пор работает 619 трансформаторов, срок службы которых превышает 40 лет.
Заявление это поражает своей нелепостью: ежели Чубайс - руководитель энергетической монополии, то за состояние подстанций отвечает именно он. Причем совершенно безразлично, кто сейчас контролирует "Мосэнерго", за которое столь долго боролись РАО ЕЭС и столичная власть: в течение многих лет оно подчинялось РАО, и если подстанции за это время пришли в негодное состояние, отвечать должно руководство РАО.
Пресса обратила внимание на то, что угроза прозвучала со стороны Чубайса за несколько дней до выборов в Мосгордуму; в этой связи ряд изданий отметили, что за Анатолием Борисовичем раньше не замечалось, чтобы он что-нибудь спорол, не подумав, и сделали вывод: за этим кроется какой-то политтехнологический ход. Например, что его демарш означает шантаж городских властей со стороны право-"яблочной" коалиции: мол, не дадите мест в Мосгордуме - отключим электроэнергию. Впрочем, заподозрить Чубайса в том, что он мыслит в категориях персонажа, которого блестяще сыграла Нонна Мордюкова в "Бриллиантовой руке", все-таки трудно; "А не будут покупать - отключим газ!".
Юрий Лужков отреагировал на заявление Анатолия Чубайса резко и быстро: он написал письмо Путину с просьбой "пресечь крайне опасные намерения" Чубайса, "которые могут нанести колоссальный урон городу Москве и ее жителям". Роль защитника москвичей сразу принесла столичному мэру политические дивиденды: руководство московской "Единой России" заявило, что попросит президента Путина предложить кандидатуру Юрия Лужкова в качестве мэра столицы. Конечно, единороссы - хозяева своего слова, могут и назад отыграть, если последует окрик из Кремля. Но он вполне может и не последовать: президент и его администрация, похоже, серьезно опасается вызвать раздражение москвичей смещением мэра. В преддверии думских и президентских выборов мнение миллионов столичных избирателей критически важно.
В связи с этим возникает сильнейшее подозрение, что Анатолий Чубайс своим заявлением сознательно помог своему извечному недругу Юрию Лужкову сохранить власть в Москве. С политической точки зрения это было бы вполне оправдано: при всех разногласиях между руководителем РАО ЕЭС и столичным градоначальником они оба опасаются усиления властной вертикали, лишающей их политической самостоятельности, и всевластия "Единой России". Если Лужков останется мэром Москвы, сильнейшая региональная организация "Единой России" будет ориентироваться в большей степени на него, чем на кремлевских кураторов. А ослабление "Единой России" - это усиление оппозиционных сил, в частности, подведомственных Чубайсу демократов. Вполне возможно, что "отец приватизации" вкупе с "мэром в кепке", просчитывая варианты политической конфигурации 2007-2008 годов, решили разыграть именно эту карту.
А Чубайсу слушать проклятия в свой адрес не внове, перетерпит ради большого дела. Не привыкать ему и к требованиям посадить его на кол и со стороны союзников.
**Наглость непрофессионалов**
Отстранение от эфира ведущей REN-TV Ольги Романовой стало не первым и не самым громким скандалом на телевидении: мы уже были свидетелями перехода НТВ по "высокую руку" "Газпрома", смены владельцев 6-го канала, снятия программы "Куклы" и т.д. И каждый раз в России и в особенности за ее пределами начиналась волна критики Москвы за попрание свободы слова. И тут, в случае с Романовой, вновь прозвучали обвинения в цензуре.
Неутомимые борцы за свободу слова (у нас - понятно: народ все никак не поймет, что такое рыночная экономика и частная собственность, но позиция западников поражает) не желают учитывать тот факт, что владелец СМИ волен формировать редакционную политику, убирать сюжеты и увольнять кого хочет. Цензура и нарушение принципов свободы слова - это когда представители государства закрывают СМИ, заставляют увольнять оппозиционно настроенных журналистов или снимать неугодные материалы. С Ольгой Романовой ничего подобного не происходило.
Однако история с ее отстранением от эфира, хоть к свободе слова и имеет лишь косвенное отношение, очень тревожна. Глава REN-TV Александр Орджоникидзе принял решение убрать г-жу Романову - это его право как руководителя. Но, во-первых, причиной стал сюжет о сыне министра обороны Иванова, сбившего женщину и не понесшего за это никакого наказания; получается, что начальник банально испугался. Во-вторых, ему не понравился сюжет о хрустальной часовне Церетели, который является его земляком и, по словам самого Орджоникидзе, близким другом. Основания для столь крупного топ-менеджера, прямо скажем, слабоватые. Но Орджоникидзе - начальник и имеет право делать, что считает правильным. Но способ отстранения телеведущей - при помощи трех вооруженных охранников, без всякого приказа или другого письменного распоряжения - это уже вопиющее безобразие. Г-н Орджоникидзе повел себя трусливо, глупо и предельно непрофессионально. Сам он может говорить все, что ему вздумается, обвинять Романову в нарушении корпоративной этики - теперь его словам никто не поверит: в устах Орджоникидзе слово "этика" просто не воспринимается. А вот на месте Романовой воспринимать серьезно черную "ауди", следующую повсюду за ее автомобилем, стоит всерьез: если глава телеканала позволяет себе задерживать женщину с помощью вооруженных людей, ожидать от него можно чего угодно. В конце концов, обиженные на Пола Хлебникова чеченцы застрелили этого очень известного журналиста. И других журналистов, которые вставали на пути местных властей и бизнес-групп, то убивают, то избивают постоянно.
В России сегодня - время правления непрофессионалов, упивающихся властью и безнаказанностью, и инцидент с Романовой - наглядное тому подтверждение. Во главе REN-TV поставлен бывший директор "Норильскгазпрома" - ну какой из него телевизионщик? Впрочем, у нас есть не только главреды, но и министры без высшего образования, и генералы на воеводстве, и политики, не умеющие связать двух слов. И все чувствуют себя на месте, с победительным видом заваливают любую работу и при этом мнят государственными человеками, прямо лопаются от гордости. Что делать - обнаглели непрофессионалы...
**Объединиться, что ли, напоследок?**
За несколько дней до выборов в Мосгордуму остаточные структуры правых и либералов сделали громкое заявление: они пообещали создать единую праволиберальную партию. Естественно, после московских выборов (прямо об этом сказано не было, но совершенно ясно, что объединение демократов состоится лишь в том случае, если объединенный список "Яблока" и СПС получит поддержку столичных избирателей).
О необходимости объединения демократических (правых и либеральных) организаций, в первую очередь "Яблока" и СПС, говорится давно - с момента возникновения "Яблока" и "Выбора России" - предтечи СПС. При этом неоднократно писалось и о том, что механическое объединение правых партий не приведет к сложению их электоратов, потому что избиратели у "Яблока" и СПС разные. За "Яблоко" голосовала прозападно настроенная интеллигенция, за правых - в большей степени национально ориентированные группы населения, в частности, выступавшие против "стояния на коленях" перед чеченцами, как на этом настаивал Запад и "Яблоко". Григорий Явлинский, много лет начисто отвергавший идею объединения, руководствовался не только собственными властными амбициями, но и здравым смыслом.
По мнению прессы, теперь Явлинский дал согласие на объединение не только и не столько потому, что ушел в тень его главный раздражитель - Анатолий Чубайс, но и из чувства самосохранения: популярность его партии катастрофически падает, а СПС фактически перешел на либеральные позиции, отказавшись от "правизны". Более того, СПС влился в московский "яблочный" список, согласившись на их брэнд. В таких условиях просто исчезли причины для противодействия объединению. Успех на выборах в столице даст демократам хоть какую-то надежду на возрождение в качестве серьезной политической силы, проигрыш поставит крест на их существовании.
Тем не менее ряд серьезных изданий отмечают, что объединение демократов привело к началу раскола обеих объединяющихся партий на умеренное и радикальное крылья. Так, если сам Явлинский категорически не приемлет альянс с национал-большевиками, то его заместитель Митрохин и лидер питерских "яблочников" Резник тесно с ними сотрудничают. О степени влияния радикалов в "Яблоке" говорит тот факт, что кандидатом в Мосгордуму по Университетскому округу стал Илья Яшин, сопредседатель "Молодежного "Яблока", известный своим радикализмом и тесно сотрудничающий с лимоновцами. В СПС раскол не так заметен, но исключение ответственного секретаря политсовета московского отделения партии Сергея Жаворонкова - за участие в митинге НПБ - кое о чем говорит. Да и молодежная организация "Оборона", созданная СПС, сотрудничает с НБП. Так что раскола по линии умеренные - радикалы избежать не удастся не только "яблочникам", но и духовным наследникам Чубайса.
Объединение СПС и "Яблока" в случае успеха на московских выборах продлит существование осколков демократического движения. Но мощной партии не получится: объединение будет леволиберальным, а эта ниша в России очень невелика - всего 3 - 4% населения. Да к тому же часть из них уйдет в радикальный лагерь - к Лимонову, Хакамаде и Каспарову. Так что на выборах в Думу в 2007-м, не говоря уже о президентских, демократам не светит ничего. А правая, либерально-консервативная ниша вообще остается пустой.