**То ли покупка, то ли продажа**
Небывалая по масштабам сделка, запланированная главой "Северстали" Алексеем Мордашевым - объединение российского сталелитейного гиганта с люксембургской компанией Arcelor - вызвала пристальный интерес как мировой, так и российской прессы. В случае успеха этого слияния, а он отнюдь не гарантирован из-за ожесточенного сопротивления могущественного "стального короля" г-на Миттала, на рынке появится крупнейшая в мире сталелитейная компания с годовыми объемами производства примерно в 70 млн. тонн.
СМИ, специализирующиеся на экономической тематике, основное внимание уделяют затратам объединяющихся компаний и анализируют возможные выгоды акционеров Arcelor и владельцев "Северстали". По всей видимости объединение выгодно обеим сторонам: люксембургская компания получает активы крупнейшего российского производителя стали, а "Северсталь" становится первой российской компанией, получившей прямой выход на мировые рынки. При этом г-н Мордашев уверяет, что российская сторона не пострадает: налоги "Северсталь" будет по-прежнему платить в России, управлять ею будет и дальше отечественный менеджмент.
Все это так, но ряд изданий все же задают по поводу готовящейся сделки малоприятные вопросы и выдвигают довольно тревожные предположения. Во-первых, что все-таки представляет собой сделка для российской компании - покупку Arcelor или же, наоборот, продажу ей череповецкого гиганта? Раскрытые главою "Северстали" детали сделки не дают повода уверенно заявлять о том, что российская компания покупает люксембургскую, а не наоборот. Г-н Мордашев передает люксембуржцам все принадлежащие ему активы "Северстали" (89,6%) и итальянской сталелитейной компании Lucchini (50%), а получает 32% акций объединенной компании, остальные 68% останутся у акционеров Arcelor. Так кто кого покупает? И стоит ли говорить о налогах, остающихся в России, если объединение предполагает вывод огромной суммы, до $13 млрд., за границу? Не задумал ли Мордашев таким изящным способом продать свои активы иностранцам и оставить полученные средства за границей, подобно тому, как распорядился деньгами от продажи "Сибнефти" г-н Абрамович? И еще: не является ли объединение своего рода страховкой для Мордашева - ведь теперь поступить с ним как с Ходорковским будет очень трудно и без сокрушительного для реноме нашей страны скандала ничего подробного произвести будет невозможно?
При этом, как замечает ряд газет, сделка подается российской общественности как поглощение Arcelor российской компанией. Но помимо внутрироссийского пиара, сделка, по мнению некоторых СМИ, имеет и международной аспект. Перепалки с Европой по поводу газа показали Кремлю, что экономическая интеграция нашей страны с Евросоюзом невозможна без уступок со стороны России, в особенности в плане допуска европейского капитала на российские рынки. Объединение "Северстали" с Arcelor вполне может быть использовано в качестве доказательства открытости отечественного рынка для европейского капитала. Особенно важна такая демонстрация в преддверии санкт-петербургского саммита "большой восьмерки". Именно по этому, как подчеркивает ряд экспертов, обнародованию проекта объединения двух сталелитейных компаний предшествовала личная встреча Алексея Мордашева в президентом Путиным в Сочи. Понятно, что сделка такого масштаба не может быть проведена без одобрения на самом высоком уровне.
В целом если слияние "Северстали" с Arcelor не является просто хитрым вариантом вывода активов за границу, а началом интеграции российской металлургии в мировые структуры - эту сделку можно одобрить. Но полной уверенности в том, что дело обстоит именно так, пока нет.
**Иномарка российского производства**
Большой резонанс в печати вызвало подписание соглашения между Минэкономразвития и двумя крупнейшими западными автопроизводителями, Volkswagen AG (VW) и General Motors (GM) о создании в России сборочных производств. Для российских автолюбителей проект VW - настоящий подарок: наполнение отечественного рынка недорогими и высококачественными немецкими автомобилями ликвидирует существующие ныне очереди, порой многомесячные, на машины наиболее популярных марок. К тому же обещание немецкого производителя наладить на своем заводе сборку недорогого, не свыше $10 тыс., автомобиля (судя по всему, таковым окажется хорошо известная модель под названием Pointer) значительно повысит наполнение нашего авторынка и позволит не слишком богатым соотечественникам приобретать не старый японский металлолом, а новые и качественные машины. Это не говоря о том, германские инвестиции в проект составят примерно 370 млн. евро и о новых рабочих местах в не самой благополучной в плане безработицы Калужской области, где намечено строительство завода VW.
В отличие от немецкого проекта соглашение с GM особого энтузиазма у прессы не вызвал. Это вполне понятно: подписание его, по инициативе американской стороны, было закрытым, детали широкой публике до сих пор не известны. Газеты называют проект строительства завода GM непроработанным, сроки его реализации и мощности будущего предприятия не называются. Возможно, американская компания хочет в первую очередь "застолбить участок" на автомобильном рынке страны, купающейся в нефтедолларах. На это указывает и рекордный срок подготовки соглашения - всего три месяца (германский автоконцерн шел к соглашению целых три года, а первые переговоры по поводу строительства завода VW начинались чуть ли не 70-е годы ХХ века). За два месяца, понятно, серьезно проработать столь серьезное инвестиционное предложение, как строительство автозавода, невозможно.
То, что ведущие автомобильные компании (Ford, Toyota, Sitroen, Renfult, Kia, Hyundai, BMW) либо уже собирают свои машины в России, либо готовятся к началу их выпуска - хорошая новость. Это реальные успехи в экономике, свидетельство роста благосостояния населения России плюс показатель доверия иностранных инвесторов к перспективам российского рынка. Правда, широкой публике не известно, начнется ли в России не сборка, а полноценное производство иномарок - от комплектующих до двигателей, от краски до пластиковой фурнитуры. Так, как делают те же VW в Бразилии, Китае или Мексике. Это действительно стало бы качественным ростом всей нашей экономики, настоящим прорывом. Кстати, развивающиеся страны, подписывая соглашения с западными (и восточными) фирмами о строительстве автозаводов, обычно оговаривают постепенный рост производства комплектующих на национальных предприятиях - к примеру, до 60% в течение 10 лет, - с тем, чтобы со временем в стране был создан полный цикл автомобилестроения. Ведь просто сборочное производство можно мгновенно свернуть в случае любоко кризиса - жкономического, социального или политического, а отказываться от полномасштабного автомобильного производства очень затруднительно и разорительно; на такое можно пойти, например, в случае экономического эмбарго в стране, куда перенесено автопроизводство. Как было с Ираком (там делали те же VW) после вторжения иракской армии в Кувейт. Но ожидать чего-либо подобного для России было бы слишком смело. Так что будем ждать, когда западные автоконцерны окончательно преодолеют недоверие к России, а российское правительство воспользуется опытом стран, где организовано полномасштабное производство автомобилей.
**Дошли до мэров**
Главным скандалом уходящей недели стал арест мэра Волгограда Евгения Ищенко. Обвинения в его адрес более или менее стандартны для руководителя такого ранга, а мэр Волгограда, города-миллионника - фигура немалого масштаба. Г-ну Ищенко подозревается в совершении преступлений по четырем статьям Уголовного кодекса: 256 ("Незаконная добыча водных животных и растений"), 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"), 286 ("Превышение должностных полномочий") и 289 ("Занятие незаконной предпринимательской деятельностью"). В вину Евгению Ищенко вменяется хищение средств Волгоградских коммунальных систем (ВКС) в 2005 году 15,5 млн. руб., перечисленных за услуги ЖКХ. Как сообщается, мэр Волгограда "подозревается в лоббировании одной из коммерческих структур, допускавшей нарушения законодательства, а также незаконном выделении мэрией земельных участков под строительство магазинов".
Наверное, подобные обвинения можно было бы выдвинуть против если не каждого, то уж точно каждого второго главы города (речь, конечно, не идет о том, что такие обвинения удалось бы доказать). Но жертвой стал все же мэр Волгограда, а не Ростова или Новосибирска. По мнению прессы, это не случайно: слишком слабые позиции в области он занимает. С губернатором области Николаем Максютой; впрочем, у градоначальников региональных центров с губернаторами отношения редко бывают безоблачными. Но г-н Ищенко разругался и с "Единой Россией", которая исключила его из своих рядов - вот это уже совсем не рядовой случай.
По мнению многих аналитиков, "дело Ищенко" призвано показать, что на выборные должности попадают случайные люди, более того - сомнительные личности, связанные с криминалитетом (очевидно, другое недавнее "дело" - ненецкого губернатора Баринова - имеет в числе других и такую же подоплеку). Вывод напрашивается сам собой: мэров крупных городов надо назначать так же, как губернаторов. Трудно считать случайностью тот факт, что буквально черед день-два после ареста Ищенко два губернатора-"тяжеловеса", глава Псковской области Михаил Кузнецов и руководитель Свердловской области Эдуард Россель заявили, что пора перейти к назначению мэров. Правда, первый хочет, чтобы градоначальников просто назначали губернаторы, а второй предлагает более изощренную схему, согласно которой мэры региональных центров будут избираться представительными органами по представлению губернаторов, то есть перенести на нижний этаж власти систему выборов губернаторов региональными парламентами.
Получить возможность назначать мэров, как минимум административных центров субъектов федерации, а лучше - всех городов - заветная мечта глав регионов. Конечно, если уж выстраивать вертикаль власти, то на всех уровнях. Правда, не учитывается теперь уже видный всем факт, что назначение губернаторов, а выборы их областными Думами и Законодательными Собраниями по представлению Президента РФ есть ни что иное как назначение, - продемонстрировали полную неэффективность такой системы. Назначенцы чувствуют себя ответственными только перед теми, кто назначению содействовал (не лично же Владимир Путин занимается подбором кадров на губернаторские посты!), а не перед вверенными им регионами и их населением. И ведут себя соответственно.
Если федеральная власть использует "дело Ищенко" для перехода к назначению мэров в России ухудшится качество городского управления и кратно возрастет и без того безмерная коррупция. Надо возвращаться к выборам губернатора, а не усугублять ошибки, допущенные при отказе от этой системы еще и отменой выборов мэров.