**Нале-во!**
Те, кто учился в советские времена, помнят знаменитую максиму тов. Ленина: декабристы, мол, разбудили Герцена - и пошло-поехало. А другой, еще более великий марксист написал, что история повторяется, причем иногда в виде фарса. Сейчас на примере собственной страны мы видим, что оба основоположника иногда бывали правы. Кто разбудил заключенного Ходорковского - то ли воспаленная совесть, то ли неправедные судьи вкупе со злыми тюремщиками - неизвестно, но он прозрел, призвал к "левому повороту" и разбудил не кого-нибудь, а самого президента Путина. Впрочем, о том, что президент полевеет, говорили давно - с тех пор, как стало ясно: так называемые непопулярные реформы проводиться не будут. А указания Владимира Путина, как правительство должно расходовать "лишние" деньги, обрушившиеся на Россию в результате роста цен на нефть только подтверждают, что реформы в нашей стране похоронены. Во всяком случае до конца путинского президентства.
Программу, озвученная президентом, некоторые СМИ прямо назвали антиреформаторской. И недаром: реформа ЖКХ буксует, реформа образования задумана и осуществляется совсем уж вопиющим образом, переход к страховой медицине привел к хаосу в этой и так почти развалившейся сфере. Да, реформы требуют тщательной подготовки, причем грамотными специалистами, - таковых, к сожалению, на властном Олимпе маловато. Безусловно, реформы требуют больших денег, а их жалко. Ясно, что проведение реформ требует колоссальных усилий чиновников, а работать они очень не любят. Конечно, реформы вызывают недовольство большей части населения, а на носу выборы... В общем, проводить структурные реформы трудно, дорого и политически невыгодно. А так как правительство никак не может решить, куда девать деньги, предлагается самый простой путь - раздать их нуждающимся: врачам, учителям и прочим.
Впрочем, есть сильные подозрения, что облагодетельствованные врачи с учителями не испытают особой благодарности президенту и его команде. Ведь трудно себе представить, что их зарплаты повысятся до хотя бы более-менее приличного уровня - долларов этак 1000. А повышение нынешних копеечных зарплат вдвое и даже втрое вызовет у них скорее глухое раздражение - мол, бросают жалкие куски от гигантского нефтяного "пирога". Да и любое распределение средств через нынешнюю медлительную и вороватую финансовую систему неизбежно приведет к задержкам выплат, проволочкам, исчезновению более или менее значительных сумм, автоматически прилипающих к распределяющим рукам. Значит, у оппозиции появятся дополнительные козыри для нападок на "антинародный режим". Уже сейчас настоящие левые типа Сергея Глазьева говорят, что увеличение финансирования социальных программ - это не переход власти на левые позиции, а обыкновенные подачки.
Беда в том, что реформы рано или поздно проводить все равно придется. Социальная инфраструктура разваливается, и закачивание в нее все новых денег - это латание дыр. Причем расходы на проведение реформ будут тем больше, чем дольше продлится нынешний "левый поворот" в политике Кремля.
Любопытно, что если ряд изданий сочли, что заявления Путина - это предвыборная программа, то другие уверены, что это, скорее, программа "довыборная". Авторы, придерживающиеся второй точки зрения - неисправимые оптимисты. Они думают, что дыры латать будут только до 2008-го, а потом, наверное, новая власть с удвоенной энергией возьмется реформировать все и вся. Есть в этом некоторые сомнения, особенно если власть не сменится. Если сейчас, когда есть и деньги, и время, и какая никакая народная поддержка действующего президента, заниматься структурными реформами не хочется, то почему через три года все изменится к лучшему? Ведь выбирать россиянам придется между нынешними бюрократами, предпочитающими реформам это самое латание дыр, и левонационалистическими политиками, которые в принципе против любых реформ.
**Фальстарт**
Свершилось: инициативная группа по выдвижению в Думу обитателя "Матросской тишины" Михаила Ходорковского официально объявила о старте избирательной кампании своего подопечного. Одновременно появилась информация о том, что сам сиделец оформил все необходимые для превращения из зека в кандидата документы и подал их начальнику тюрьмы для дальнейшей передачи в избирком. Важность заявления состоит в том, что впервые в российской истории в лице инициативной группы появился прообраз широкого антикремлевского фронта, объединяющего весь спектр оппозиционных сил - от либералов правозащитного толка ("Яблоко") до левацко-фашиствующих национал-большевиков. Да что там, и в мировой-то практике немного случаев, когда под одним документом подписывались либералы, коммунисты и фашисты.
По мнению большинства центральных газет сторонники Ходорковского не слишком рассчитывают не только на его победу, но и на то, что он будет зарегистрирован в качестве кандидата избиркомом. В качестве паллиатива инициативная группа предлагает совсем уж детский лепет - в случае если Ходорковский зарегистрирован не будет, избирателям предлагается вписывать его в бюллетени от руки, говорится какая-то чушь о создании специальной кнопки в Интернете, нажав которую, можно будет выразить поддержку Ходорковскому и прочая чушь в этом же роде. Толку от этого, конечно, не больше, чем рисовать в бюллетене фигу. Значит, смысл выдвижения Ходорковского заключается в ином: создать этот самый единый оппозиционный фронт.
Однако пока трудно говорить даже о зародыше единого фронта. Пресса отмечает, что фюрер нацболов Эдуард Лимонов и зампред ЦК КПРФ Иван Мельников не явились на пресс-конференцию по выдвижению экс-олигарха. Для этого у обоих имелись веские причины: связывать свои имена с опальным "буржуином" в глазах левого и лево-фашизоидного электората (он по взглядам у обеих партий почти одинаков, только за зюгановцами идут пенсионеры, а за лимоновцами - молодежь) им не очень хотелось. Коммунисты никак не могут отмыться от скандальных сообщений о том, что их партия финансировалась главой ЮКОСа, а Лимонов в последнее время обеспокоен тем, что партийные массы НБП все больше радикализируются в то время как сам он давно готов занять приличное место главы солидной оппозиционной партии, посидеть в Думе, получить причитающиеся депутату льготы и т.д. Если юные поклонники его политического таланта найдут себе другого вождя, помоложе и более адекватного настроениям большинства партийцев, Лимонову придется вернуться к литературному творчеству, которое, откровенно говоря, у него не слишком хорошо получается. Да и те, кто озвучивал выдвижение сидельца, вели себя отнюдь не как команда единомышленников: в материалах, посвященных этому событию, отмечалось, что никто из ее членов так и не произнес слова "мы"; все говорили только от своего имени либо от имени партий, которые они представляли.
Конечно, Ходорковский не станет и не может стать знаменем объединенной оппозиции - тут нужны не личности, а серьезные причины и поводы. Такие, например, как монетизация льгот или реформа ЖКХ. Но власть, понимая это, от реформ отказалась. Значит, и единого фронта пока не будет.
**Тотальная глупость**
На прошедшей неделе немалый скандал разгорелся из-за заявления спикера Госдумы и по совместительству главного единоросса Бориса Грызлова. Он сказал, что возглавляемая им партия может завоевать все депутатские места на выборах в Московскую городскую Думу. Многие издания сделали упор на то, что речь идет не о каком-нибудь Замухранске, а об огромном мегаполисе - практически целом государстве. Среди населения которого, кстати, правящая партия всегда имела гораздо менее сильные позиции, чем в среднем по России. Чтобы лишить партии, традиционно пользующиеся поддержкой москвичей, в первую очередь СПС и "Яблоко", возможности провести своих кандидатов в городской парламент, придется их просто не допустить к выборам - благо такие прецеденты в малых городах случались неоднократно.
Представляется, что некоторые оппоненты "медведей" напрасно обвиняют г-на Грызлова в незнании законов, которые прямо запрещают присутствие в региональных парламентах менее чем двух партий - в таких случаях выборы объявляются недействительными. Все он прекрасно знает. Просто главный "медведь" бравирует презрением к законам: мы - правящая партия, а значит, что хотим - то и делаем, и никакие законы нам не указ. Вот такой незатейливый месседж.
Впрочем, юридическая грамотность Бориса Грызлова и его соратников по партии мало интересна. Важнее то, что, похоже, фраза спикера не была случайной: то, что сейчас происходит в МГД косвенно это подтверждает. Пресса указывает, что в последнее время на депутатов МГД, не входящих во фракцию "Единая Россия", оказывается беспрецедентное давление. Одна из столичных газет утверждает, что оппозиционеров из московского парламента перестали приглашать на официальные мероприятия, полностью перекрыли им доступ в СМИ - как печатные, так и электронные. Главное, что непонятно - с какой стати все это делается. Ведь МГД всегда был достаточно лояльным власти, нормально работающим законодательным органом. Правда, орган был лоялен прежде всего нынешней, лужковской власти. А Юрий Лужков, как известно, досиживает в кресле мэра последние два года.
Очень может быть, что попытка установления однопартийной системы в отдельно взятой Москве объясняется тем, что Кремль опасается, что Лужков займет место спикера МГД и сохранит в своих руках серьезные рычаги власти. При этом он сможет опираться не только и даже не столько на единороссов, а как раз на оппозиционных депутатов. А если "побуреет" вся столичная Дума, она будет более управляемой федеральным руководством - недаром лидеры партии пытаются навязать ей чуть ли не военную дисциплину. Тогда Юрий Михайлович наверняка потеряет свое влияние и станет простым депутатом. А попытается он ершиться - можно и мандата лишить. За нарушение партийной дисциплины.
Процесс отрешения лужковской элиты от власти в Москве уже идет полным ходом, и остановить его не удастся никому - слишком велик соблазн для правящих в Кремле группировок взять наконец под свой контроль самый богатый город страны. Но зачем же действовать так грубо, оскорбляя столичных избирателей? Ведь реальная популярность "Единой России" в случае отстранения от выборов всех оппозиционных партий или же грубых подтасовок в ходе подсчета голосов только упадет. И активная часть москвичей пойдет в ряды внесистемной оппозиции, к тем, кто готов драться - НБП, молодежные структуры "Яблока" и СПС", "Родины"... На этот случай, правда, создано движение "Наши", но в случае обострения ситуации и ослабления власти тонтон-макуты ни в одной стране не могли переломить ситуацию. Они, как правило, разбегались.
**Черное на сером**
Прошедшая неделя показала, что кремлевские анонимы, создавшие движение "Наши", решили, что для предотвращения "оранжевой революции" в России одного его недостаточно. Тем более что весьма причудливая идеология "нашизма", объявляющая врагами демократии и фашистами всех, кто не согласен поддерживать Кремль, прямо скажем, не слишком привлекательна для подавляющего большинства российской молодежи. Понимая это, в ряды "Наших" с самого начала были привлечены настоящие фашисты - активисты скинхедских банд, но их верность "антифашистским идеалам" движения весьма сомнительна.
Понятно, что колошматить "оранжевых" куда сподручнее фашистам настоящим, не маскирующимся в бесцветные одежды "Наших". Поэтому в Москве под эгидой немногочисленного, но крикливого Евразийского союза молодежи было создано объединение националистических молодежных движений России и СНГ - "Молодежный антиоранжевый фронт" (МАФ). Объединение включило в свои ряды не только довольно безобидных говорунов-евразийцев, но и действительно опасных персонажей. Союз башкирской молодежи, созданный под патронажем турецких фашистов - "серых волков" известен тренировочными лагерями и многочисленными нападениями на критиков уфимского режима. Не менее опасна татарская националистическая группировка "Азатлык (Освобождение)", в 90-е годы проводившее силовые акции против русских. И, конечно, "гвоздем программы" съезда стал известный украинский провокатор Дмтиро Корчинский, отец-основатель нацистской партии КНА-УНСО, ныне лидер антиоранжевой партии "Братство". Последнее время он, участвовавший в первой чеченской войне на стороне дудаевцев, стал работать на неизвестных широкой публике околовластных политтехнологов, создавших движение "Наши". Его присутствие на съезде "антиоранжистов" фашистского толка не оставляет сомнений в том, кто за ним стоит.
Хотя "Наши" создавались для активных, в первую очередь уличных, действий против оппозиции, его лидеры постоянно повторяют, что эта организация придерживается идеологии ненасилия. Хотя в столь вегетарианскую сущность нашистов мало кто верит, им все-таки приходится придерживаться хоть каких-то правил приличия, - например, избив лимоновцев, говорить, что национал-большевики избили сами себя. В отличие от "Наших" МАФ лишен каких-либо ограничений. Они не скрывают, что их основная цель - уличные побоища, физическое подавление потенциальных революционеров. Опасность новой боевой организации заключается в том, что, получи она прямую поддержку властей, избежать расправ и погромов не удастся ни в Москве, ни в Казани, ни в Уфе. Более того: МАФ собирается действовать и в странах СНГ; значит, что на той же Украине, где все быстрее раскручивается спираль политического кризиса, "братки" Корчинского могут устроить столкновения наподобие тех, что разворачивались в Киеве, Симферополе и Львове в 90-е, когда боевики УНА-УНСО пытались устроить "национальную революцию". И не надо думать, что "антиоранжисты" бить будут исключительно бойцов из "Опоры", НБП и им подобных, - достанется в первую очередь обычным людям. Русским в Казани и Уфе, инородцам в Москве. Молодежные движения превратятся в обычные банды рэкетиров и беспредельщиков, а о своих обязательствах перед работодателями быстро забудут.
Движение "Наши" - опасная затея, а МНФ - это настолько дико и опасно, что, может, власти, очнувшись, все-таки ее прикроют. Нельзя забывать, что в обществе, где царствует серость, к власти приходят черные.