будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 4 - 10 ноября

**МВФ нами доволен. Мы - не очень**

Начиная с этой недели русские либералы могут вздохнуть с облегчением: сам Международный валютный фонд высоко оценил развитие России за последний год. Главный финансовый институт в своем ежегодном обзоре российской экономики указывает на рост ВВП, составивший около 7% и "оздоровление в области инвестиций". И в следующем году специалисты фонда прогнозируют достаточно высокие темпы экономического роста - примерно 6,5%. При этом МВФ справедливо подчеркивает, что рост российской экономики базируется не столько на увеличении производства, сколько на "благоприятных условиях внешней торговли", то есть высокими ценами на нефть и газ, и связанным с этим ростом потребления. С этим нельзя не согласиться.
Но дальше начинаются странности: главным недостатком экономической политики России МВФ считает сохранение высокого уровня инфляции и критикует наши финансовые институты за "недостаточное рвение" в деле ее подавления, хотя и приветствует стерилизацию денежной массы, загоняемой в Стабилизационный фонд. Директора фонда рекомендуют российскому правительству смело идти на ревальвацию рубля ради сдерживания роста денежной массы.
Безусловно, стерилизация и ревальвация могут уронить инфляцию до нулевых отметок, что будет приятно как МВФ, так и иностранным инвесторам. Однако и отечественный, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что то, что хорошо для зарубежных инвесторов и теоретиков-финансистов, для промышленности такой страны, как Россия, вовсе не хорошо: повышение себестоимости производимой продукции делает ее малоконкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В свое время жесткая монетаристская политика, а именно ее нам предлагает МВФ, обрушила экономики Аргентины, Бразилии и Мексики: там борьба с инфляцией проводилась, невзирая на предсказания о таких ее неизбежных последствиях, как коллапс промышленности и социальная катастрофа. А уж тут и потребление, обеспечивающее экономический рост, упадет многократно, так как потреблять будет просто некому. В этом случае тот же МВФ, как это было в перечисленных странах, заявит, что его рекомендации выполнялись плохо, оттого и кризис.
Внутри России большинство экспертов критикуют правительство как раз за обратное - за перекачивание денег в Стабилизационный фонд, то есть в американские ценные бумаги, а не тратит их на потребности экономики и социальной сферы - на строительство дорог, создание инфраструктуры, образование и здравоохранение. Уменьшение государственных расходов, которое раздражает МВФ, в отличие от мнения министра финансов Кудрина - это не траты на школы, больницы и дороги, а на огромный, ленивый и вороватый чиновничий аппарат, на априорно неработающие национальные проекты, вообще разбазаривание средств Бог знает на что.
Проблема России не в инфляции, а в том, что экономика развивается по инерционному сценарию, а он основан на экспорте энергоносителей. При этом, как подчеркивают СМИ, проблемы в энергетическом секторе нарастают: переработка нефти и газа отсталая, собственных технологий не хватает, трубопроводы стареют и протекают, энергетических мощностей уже сегодня не хватает, и для роста производства уже сегодня не хватает электроэнергии. Значит, приходят к выводу эксперты, экономическую политику придется менять. Рано или поздно это неизбежно, хотя до 2008 года смена курса маловероятна - столь резкие изменения в экономической политике возможны только в случае изменений политических. Обнадеживает лишь то, что все-таки маловероятно ее изменение по сценарию, который предлагает нам МВФ.

**Порога не будет**

Совершенствование избирательного законодательства в России продолжается. На прошедшей неделе председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин сообщил, что рабочая группа комитета одобрила предложение исключить из базового закона об основных гарантиях избирательных прав норму о минимальной явке. Если такой закон будет принят, выборы всех уровней будут считаться состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, приходящих на участки для голосования. О том, что порог явки на выборах будет отменен, многие эксперты в России предполагали давно, так такое решение вполне вписывается в общую стратегию реформирования выборного законодательства - максимально упростить его и одновременно максимально ужесточить. Упростить для того, чтобы капризные избиратели, скажем, неявкой на выборы не сорвали планы властей. Ужесточить - чтобы не приходилось разбираться с множеством карликовых партий и депутатов-одномандатников, от которых неизвестно чего ждать. Особенно важной, по мнению прессы, проблема явки становится в преддверии президентских выборов. Выборы президента предусматривают 50-процентный порог явки, а в 2008-м, когда явного фаворита (то есть Владимира Путина) уже не будет, наличие порога могут провалить выборы.
Поэтому, наряду с упрощением (ликвидация минимального порога явки) новый законопроект предусматривает и ужесточение: инициаторы внесения изменений в избирательное законодательство предлагают ввести положение о том, что кандидатами на выборные должности "не имеют права быть граждане, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в связи с преступлениями экстремистской направленности". То есть из избирательных списков будут исключаться те граждане, вина которых судом еще не доказана и которые только лишь подозреваются в совершении преступления. Представьте себе: вы баллотируетесь на тот или иной пост, и политические противники подают против вас исковое заявление о том, что вы якобы совершили преступление экстремистской направленности. Потом вас суд оправдывает за отсутствием состава преступления, но с выборов-то вас сняли, а если это выборы по спискам, то снимается весь список. Пожалуйста, подавайте на обидчиков за клевету, но дело-то сделано - на выборы вас не допустили. А как же, спросите вы, презумпция невиновности? Да вот так... Конституция РФ, межу прочим, позволяет поражать в правах только тех граждан, вина которых доказана судебными инстанциями, но противоречие законопроекта Основному закону у депутатов почему-то возражений не вызвала.
В азартном стремлении упростить выборное законодательство и сделать его максимально удобным для власти авторы законопроекта многого недоучитывают. Например тот факт, что наиболее дисциплинированными избирателями в России являются пенсионеры, значительная часть которых традиционно голосует не за "Единую Россию", которая, собственно, эти поправки и предлагает, а за коммунистов. Опять же формируемая Партией жизни, "Родиной" и Партией пенсионеров "Справедливая Россия" получит преимущество - во-первых, потому что у "Родины" электорат схож с коммунистическим, а главное потому, что там участвует Партия пенсионеров. То есть ликвидация порога явки может как раз опрокинуть господство "Единой России" на всех уровнях - федеральном, региональном и местном. Но функционеры партии, которая считает себя правящей и всеми силами стремится удержать свои позиции, похоже, настолько непрофессиональны, что столь простых вещей не понимают.

**"Самые правильные"**

Нельзя сказать, что заявление лидеров четырех карликовых партий о создании еще одной коалиции в преддверии выборов в Госдуму стало сенсацией, но определенный интерес у СМИ оно все же вызвало. Депутат Геннадий Гудков, расколовший компартию миллионер Геннадий Семигин, подзабытый спикер Госдумы Геннадий Селезнев и совсем уж забытый Алексей Подберезкин подписали соглашение о создании совместного координационного совета из левоцентристских Народной партии России (НПР), Партии возрождения России (ПВР), партии "Патриоты России" (ППП) и Партии социальной справедливости (ПСС). Целью создания координационного совета, отмечается в документе, является "объединение усилий на выборах 2007 года и создание условий для объединения всех сил страны на основе патриотизма, справедливости и социал-демократии".
Нет сомнений в том, что объединение НПР-ПВР-ППП-ПСС будет топтать ту же "поляну", что и рождающаяся "Справедливая Россия" (РПЖ-"Родина"-РПП), то есть ориентироваться на левонастроенных избирателей, которым по тем или иным причинам не нравится компартия. То есть, еще не возникнув, новые социал-демократы обрекают себя на тяжелую борьбу как с КПРФ, так и с "эсерами" (так журналисты обзывают детище Сергея Миронова).
Трудно предположить, что господа Гудков-Селезнев-Семигин-Подберезкин решили, что сумеют одолеть КПРФ и "эсеров" на их поле, - все-таки у всех четверых есть какой-никакой опыт политической деятельности, и на умалишенных они не очень похожи. Рассчитывать на поддержку Кремля они не могут, так как последний специально для этой цели создал "Справедливую Россию"; нельзя же представить, что кремлевские политтехнологи решили уничтожить собственное детище, еще его толком не создав. Поэтому представляется возможным совсем простой вариант: "самых правильных левых", как назвал будущую коалицию, а впоследствии и партию г-н Гудков, создает "Единая Россия", причем именно для того, чтобы потеснить "Справедливую Россию" на левоцентристском фланге. Реакция единороссов на любые слова и действия, да что там - на само существование "эсеров" настолько истерическая, что они просто не могут не предпринимать некие шаги по противодействию им. А создание пусть фантомной, но партии-противовеса - это проверенный метод. Так на выборах в Московскую городскую Думу в прошлом году выдвинули фантомную "Свободную Россию", правую псевдопартию, жестоко кусавшую "Яблоко". Ну пусть "самые правильные левые" получат всего 2, даже один процент голосов, но эти голоса будут "откушены" у ненавистной "Справедливой России". Правда, денег на раскрутку левоцентристского фантома единороссы дадут мало, но что-то наскребут...
Одновременно с созданием призрака новой российской социал-демократии "Единая Россия" продолжает подгребать в свои ряды "бесхозные" еще оставшиеся партии и отдельных политиков. Так, буквально на днях секретарь президиума генсовета "Единой России" Вячеслав Володин объявил о том, что в стройные ряды его партии вот-вот вольется Аграрная партия, но ее руководство это отрицает. Впрочем, если Кремль надавит - вольется, никуда не денется. Ведь на сегодняшний день "самая правильная" партия - это все-таки "Единая Россия".

**Из "старшего брата" - в сырьевой придаток**

Одна из тем, которую комментировала центральная пресса, - визит премьер-министра Михаила Фрадкова в Китай, где он принял участие в торжественной церемонии закрытия Года России. Экономические, политические, военные контакты между нашими странами давно уже нормальные, делегации из нашей страны постоянно бывают в Поднебесной, поэтому особого интереса премьерская поездка вызывать не должна была бы. Тем не менее именно экономика и торговля в контексте российско-китайских отношений стали предметом повышенного интереса наших СМИ.
Секрет в том, что впервые за долгие годы сотрудничества Россия устами своего премьер-министра выразила недовольство структурой торгово-экономических связей с восточным соседом. То, о чем долго говорила пресса, но раньше никогда не дожидалась реакции правительства, наконец-то сказано на высоком уровне: Россия обеспокоена превращением в сырьевой придаток Китая. В китайском экспорте в Россию колоссальными темпами растет доля продукции машиностроения, в то время как наших станков, оборудования, машин и самолетов (за исключением вооружений) в Китай поставляется все меньше и меньше. А ведь еще не так давно СССР считал себя "старшим братом" Китая...
Как отмечают газеты, китайцы откровенно говорят о том, что организовать производство они будут самостоятельно на собственных предприятиях, и их интересует импорт только самых передовых технологий. Высоких технологий в России не так много и большая их часть сосредоточена в сфере военного производства. Значит, Пекин надеется на то, что Россия начнет передавать им не вооружение, как это было по сию пору, а непосредственно технологии, на основе которых они сами приступят к производству военной техники такого класса, которой нет на вооружении российской армии. Тогда - прощай, безопасность нашей страны.
Кроме того, китайцы вновь настаивали на быстрейшем строительстве нефте- и газопроводов из России в Китай, что понятно - собственных энергоресурсов у них недостаточно, а экономика растет колоссальными темпами. Но российское руководство наконец-то обеспокоилось тем, что, во-первых, мы не можем гнать соседям нефть и газ в таких количествах, что их перестанет хватать для собственной экономики (а именно такие объемы рассчитывает получить Китай), во-вторых - проблема оплаты, которая так пока не решена. КНР очень не хочет платить России валютой, предпочитая бартер, когда в обмен на ценное сырье в нашу страну поступает низкокачественный ширпотреб по заведомо завышенным ценам (при бартерных сделках по-другому просто не бывает). Такие схемы при расчетах с китайскими партнерами появились в начале 90-х годов прошлого века, но сейчас они смотрятся просто как варварские. Кроме того, есть у россиян претензии и к китайским инвестициям в нашу экономику. Из 13 инвестиционных проектов, согласованных на инвестиционных форумах в 2004 году в Хабаровске и в 2005 году в Санкт-Петербурге, реализуется всего пять, а объем полученных инвестиций составляет всего 5% заявленной суммы. Помимо этого, Китай не согласен вкладывать средства в создание на нашей территории предприятий глубокой переработки сырья, предпочитая закупать собственно сырье и строить перерабатывающие предприятия на собственной территории. А это - технологии и рабочие места, поэтому мы заинтересованы в переработке у себя дома. В этой связи премьер Фрадков отметил, что Россия не согласится на любые инвестиционные проекты, предлагаемые китайцами, поскольку важнее "надо знать, куда и зачем" вкладывать.
То, что Россия наконец-то озаботилась невыгодной торговлей с Китаем - очень хорошо. Теперь главное - настоять на своем. По мнению экспертов, такая возможность у нашей страны есть, так как Пекину критически важны поставки российского газа и нефти.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).