**МВФ нами доволен. Мы - не очень**
Начиная с этой недели русские либералы могут вздохнуть с облегчением: сам Международный валютный фонд высоко оценил развитие России за последний год. Главный финансовый институт в своем ежегодном обзоре российской экономики указывает на рост ВВП, составивший около 7% и "оздоровление в области инвестиций". И в следующем году специалисты фонда прогнозируют достаточно высокие темпы экономического роста - примерно 6,5%. При этом МВФ справедливо подчеркивает, что рост российской экономики базируется не столько на увеличении производства, сколько на "благоприятных условиях внешней торговли", то есть высокими ценами на нефть и газ, и связанным с этим ростом потребления. С этим нельзя не согласиться.
Но дальше начинаются странности: главным недостатком экономической политики России МВФ считает сохранение высокого уровня инфляции и критикует наши финансовые институты за "недостаточное рвение" в деле ее подавления, хотя и приветствует стерилизацию денежной массы, загоняемой в Стабилизационный фонд. Директора фонда рекомендуют российскому правительству смело идти на ревальвацию рубля ради сдерживания роста денежной массы.
Безусловно, стерилизация и ревальвация могут уронить инфляцию до нулевых отметок, что будет приятно как МВФ, так и иностранным инвесторам. Однако и отечественный, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что то, что хорошо для зарубежных инвесторов и теоретиков-финансистов, для промышленности такой страны, как Россия, вовсе не хорошо: повышение себестоимости производимой продукции делает ее малоконкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В свое время жесткая монетаристская политика, а именно ее нам предлагает МВФ, обрушила экономики Аргентины, Бразилии и Мексики: там борьба с инфляцией проводилась, невзирая на предсказания о таких ее неизбежных последствиях, как коллапс промышленности и социальная катастрофа. А уж тут и потребление, обеспечивающее экономический рост, упадет многократно, так как потреблять будет просто некому. В этом случае тот же МВФ, как это было в перечисленных странах, заявит, что его рекомендации выполнялись плохо, оттого и кризис.
Внутри России большинство экспертов критикуют правительство как раз за обратное - за перекачивание денег в Стабилизационный фонд, то есть в американские ценные бумаги, а не тратит их на потребности экономики и социальной сферы - на строительство дорог, создание инфраструктуры, образование и здравоохранение. Уменьшение государственных расходов, которое раздражает МВФ, в отличие от мнения министра финансов Кудрина - это не траты на школы, больницы и дороги, а на огромный, ленивый и вороватый чиновничий аппарат, на априорно неработающие национальные проекты, вообще разбазаривание средств Бог знает на что.
Проблема России не в инфляции, а в том, что экономика развивается по инерционному сценарию, а он основан на экспорте энергоносителей. При этом, как подчеркивают СМИ, проблемы в энергетическом секторе нарастают: переработка нефти и газа отсталая, собственных технологий не хватает, трубопроводы стареют и протекают, энергетических мощностей уже сегодня не хватает, и для роста производства уже сегодня не хватает электроэнергии. Значит, приходят к выводу эксперты, экономическую политику придется менять. Рано или поздно это неизбежно, хотя до 2008 года смена курса маловероятна - столь резкие изменения в экономической политике возможны только в случае изменений политических. Обнадеживает лишь то, что все-таки маловероятно ее изменение по сценарию, который предлагает нам МВФ.
**Порога не будет**
Совершенствование избирательного законодательства в России продолжается. На прошедшей неделе председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин сообщил, что рабочая группа комитета одобрила предложение исключить из базового закона об основных гарантиях избирательных прав норму о минимальной явке. Если такой закон будет принят, выборы всех уровней будут считаться состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, приходящих на участки для голосования. О том, что порог явки на выборах будет отменен, многие эксперты в России предполагали давно, так такое решение вполне вписывается в общую стратегию реформирования выборного законодательства - максимально упростить его и одновременно максимально ужесточить. Упростить для того, чтобы капризные избиратели, скажем, неявкой на выборы не сорвали планы властей. Ужесточить - чтобы не приходилось разбираться с множеством карликовых партий и депутатов-одномандатников, от которых неизвестно чего ждать. Особенно важной, по мнению прессы, проблема явки становится в преддверии президентских выборов. Выборы президента предусматривают 50-процентный порог явки, а в 2008-м, когда явного фаворита (то есть Владимира Путина) уже не будет, наличие порога могут провалить выборы.
Поэтому, наряду с упрощением (ликвидация минимального порога явки) новый законопроект предусматривает и ужесточение: инициаторы внесения изменений в избирательное законодательство предлагают ввести положение о том, что кандидатами на выборные должности "не имеют права быть граждане, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в связи с преступлениями экстремистской направленности". То есть из избирательных списков будут исключаться те граждане, вина которых судом еще не доказана и которые только лишь подозреваются в совершении преступления. Представьте себе: вы баллотируетесь на тот или иной пост, и политические противники подают против вас исковое заявление о том, что вы якобы совершили преступление экстремистской направленности. Потом вас суд оправдывает за отсутствием состава преступления, но с выборов-то вас сняли, а если это выборы по спискам, то снимается весь список. Пожалуйста, подавайте на обидчиков за клевету, но дело-то сделано - на выборы вас не допустили. А как же, спросите вы, презумпция невиновности? Да вот так... Конституция РФ, межу прочим, позволяет поражать в правах только тех граждан, вина которых доказана судебными инстанциями, но противоречие законопроекта Основному закону у депутатов почему-то возражений не вызвала.
В азартном стремлении упростить выборное законодательство и сделать его максимально удобным для власти авторы законопроекта многого недоучитывают. Например тот факт, что наиболее дисциплинированными избирателями в России являются пенсионеры, значительная часть которых традиционно голосует не за "Единую Россию", которая, собственно, эти поправки и предлагает, а за коммунистов. Опять же формируемая Партией жизни, "Родиной" и Партией пенсионеров "Справедливая Россия" получит преимущество - во-первых, потому что у "Родины" электорат схож с коммунистическим, а главное потому, что там участвует Партия пенсионеров. То есть ликвидация порога явки может как раз опрокинуть господство "Единой России" на всех уровнях - федеральном, региональном и местном. Но функционеры партии, которая считает себя правящей и всеми силами стремится удержать свои позиции, похоже, настолько непрофессиональны, что столь простых вещей не понимают.
**"Самые правильные"**
Нельзя сказать, что заявление лидеров четырех карликовых партий о создании еще одной коалиции в преддверии выборов в Госдуму стало сенсацией, но определенный интерес у СМИ оно все же вызвало. Депутат Геннадий Гудков, расколовший компартию миллионер Геннадий Семигин, подзабытый спикер Госдумы Геннадий Селезнев и совсем уж забытый Алексей Подберезкин подписали соглашение о создании совместного координационного совета из левоцентристских Народной партии России (НПР), Партии возрождения России (ПВР), партии "Патриоты России" (ППП) и Партии социальной справедливости (ПСС). Целью создания координационного совета, отмечается в документе, является "объединение усилий на выборах 2007 года и создание условий для объединения всех сил страны на основе патриотизма, справедливости и социал-демократии".
Нет сомнений в том, что объединение НПР-ПВР-ППП-ПСС будет топтать ту же "поляну", что и рождающаяся "Справедливая Россия" (РПЖ-"Родина"-РПП), то есть ориентироваться на левонастроенных избирателей, которым по тем или иным причинам не нравится компартия. То есть, еще не возникнув, новые социал-демократы обрекают себя на тяжелую борьбу как с КПРФ, так и с "эсерами" (так журналисты обзывают детище Сергея Миронова).
Трудно предположить, что господа Гудков-Селезнев-Семигин-Подберезкин решили, что сумеют одолеть КПРФ и "эсеров" на их поле, - все-таки у всех четверых есть какой-никакой опыт политической деятельности, и на умалишенных они не очень похожи. Рассчитывать на поддержку Кремля они не могут, так как последний специально для этой цели создал "Справедливую Россию"; нельзя же представить, что кремлевские политтехнологи решили уничтожить собственное детище, еще его толком не создав. Поэтому представляется возможным совсем простой вариант: "самых правильных левых", как назвал будущую коалицию, а впоследствии и партию г-н Гудков, создает "Единая Россия", причем именно для того, чтобы потеснить "Справедливую Россию" на левоцентристском фланге. Реакция единороссов на любые слова и действия, да что там - на само существование "эсеров" настолько истерическая, что они просто не могут не предпринимать некие шаги по противодействию им. А создание пусть фантомной, но партии-противовеса - это проверенный метод. Так на выборах в Московскую городскую Думу в прошлом году выдвинули фантомную "Свободную Россию", правую псевдопартию, жестоко кусавшую "Яблоко". Ну пусть "самые правильные левые" получат всего 2, даже один процент голосов, но эти голоса будут "откушены" у ненавистной "Справедливой России". Правда, денег на раскрутку левоцентристского фантома единороссы дадут мало, но что-то наскребут...
Одновременно с созданием призрака новой российской социал-демократии "Единая Россия" продолжает подгребать в свои ряды "бесхозные" еще оставшиеся партии и отдельных политиков. Так, буквально на днях секретарь президиума генсовета "Единой России" Вячеслав Володин объявил о том, что в стройные ряды его партии вот-вот вольется Аграрная партия, но ее руководство это отрицает. Впрочем, если Кремль надавит - вольется, никуда не денется. Ведь на сегодняшний день "самая правильная" партия - это все-таки "Единая Россия".
**Из "старшего брата" - в сырьевой придаток**
Одна из тем, которую комментировала центральная пресса, - визит премьер-министра Михаила Фрадкова в Китай, где он принял участие в торжественной церемонии закрытия Года России. Экономические, политические, военные контакты между нашими странами давно уже нормальные, делегации из нашей страны постоянно бывают в Поднебесной, поэтому особого интереса премьерская поездка вызывать не должна была бы. Тем не менее именно экономика и торговля в контексте российско-китайских отношений стали предметом повышенного интереса наших СМИ.
Секрет в том, что впервые за долгие годы сотрудничества Россия устами своего премьер-министра выразила недовольство структурой торгово-экономических связей с восточным соседом. То, о чем долго говорила пресса, но раньше никогда не дожидалась реакции правительства, наконец-то сказано на высоком уровне: Россия обеспокоена превращением в сырьевой придаток Китая. В китайском экспорте в Россию колоссальными темпами растет доля продукции машиностроения, в то время как наших станков, оборудования, машин и самолетов (за исключением вооружений) в Китай поставляется все меньше и меньше. А ведь еще не так давно СССР считал себя "старшим братом" Китая...
Как отмечают газеты, китайцы откровенно говорят о том, что организовать производство они будут самостоятельно на собственных предприятиях, и их интересует импорт только самых передовых технологий. Высоких технологий в России не так много и большая их часть сосредоточена в сфере военного производства. Значит, Пекин надеется на то, что Россия начнет передавать им не вооружение, как это было по сию пору, а непосредственно технологии, на основе которых они сами приступят к производству военной техники такого класса, которой нет на вооружении российской армии. Тогда - прощай, безопасность нашей страны.
Кроме того, китайцы вновь настаивали на быстрейшем строительстве нефте- и газопроводов из России в Китай, что понятно - собственных энергоресурсов у них недостаточно, а экономика растет колоссальными темпами. Но российское руководство наконец-то обеспокоилось тем, что, во-первых, мы не можем гнать соседям нефть и газ в таких количествах, что их перестанет хватать для собственной экономики (а именно такие объемы рассчитывает получить Китай), во-вторых - проблема оплаты, которая так пока не решена. КНР очень не хочет платить России валютой, предпочитая бартер, когда в обмен на ценное сырье в нашу страну поступает низкокачественный ширпотреб по заведомо завышенным ценам (при бартерных сделках по-другому просто не бывает). Такие схемы при расчетах с китайскими партнерами появились в начале 90-х годов прошлого века, но сейчас они смотрятся просто как варварские. Кроме того, есть у россиян претензии и к китайским инвестициям в нашу экономику. Из 13 инвестиционных проектов, согласованных на инвестиционных форумах в 2004 году в Хабаровске и в 2005 году в Санкт-Петербурге, реализуется всего пять, а объем полученных инвестиций составляет всего 5% заявленной суммы. Помимо этого, Китай не согласен вкладывать средства в создание на нашей территории предприятий глубокой переработки сырья, предпочитая закупать собственно сырье и строить перерабатывающие предприятия на собственной территории. А это - технологии и рабочие места, поэтому мы заинтересованы в переработке у себя дома. В этой связи премьер Фрадков отметил, что Россия не согласится на любые инвестиционные проекты, предлагаемые китайцами, поскольку важнее "надо знать, куда и зачем" вкладывать.
То, что Россия наконец-то озаботилась невыгодной торговлей с Китаем - очень хорошо. Теперь главное - настоять на своем. По мнению экспертов, такая возможность у нашей страны есть, так как Пекину критически важны поставки российского газа и нефти.