**"Был у нас толмач-немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет..."**
Главной темой для отечественных СМИ на прошедшей неделе оставалась "Пятидневная война" (это термин, похоже, становится официальным, подобно Шестидневной арабо-израильской войне 1967 года) России с Грузией.
Новости последних дней по этому поводу многочисленны и разнообразны. Во-первых, газеты отмечают, что страны-участницы прошедшего в Москве саммита Организации договора о коллективной безопасности приняли решение усилить ее военную составляющую. Отныне штаб ОДКБ теперь будет постоянно находиться в Москве, а в случае агрессии против какой-либо из стран ОДКБ по ее просьбе войска стран - членов организации придут на помощь. Таким образом, по мнению газет, ОДКБ начинает процесс превращения в полноценный военно-политический альянс типа НАТО или канувшего в Лету Варшавского договора. Хотя до создания полноценной военной организации, подчеркивают СМИ, еще далеко - для этого необходимы структуры совместного управления войсками, которых пока нет.
На Западе явственно набирает обороты процесс пересмотра единодушной поддержки Грузии, которая имела место в начале конфликта. Американская разведка публично усомнилась в том, что грузинские войска начали обстрел Цхинвала после того, как российские танки вошли в Южную Осетию, и пообещали разобраться в том, кто в действительности начал военные действия. О вине режима Саакашвили в развязывании войны все чаще говорят европейские политики, пишет пресса Старого света. Некоторые издания указывают на то, что на Западе, по сути, началась кампания по дискредитации Саакашвили и подготовка к его отставке. Уже называют возможного преемника - спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе.
Но все же основной темой стали переговоры президентов Медведева и Саркози по реализации плана, названного их именами ("план Медведева-Саркози"), принятого в ходе первого визита французского президента в Москву. Известно, что с первым документом вышло что-то непонятное: Саакашвили подписал один вариант, а Медведев - другой. В результате французский президент не понял, что именно он предлагал к подписанию конфликтующим сторонам. На сей раз вроде бы договорились о точных сроках вывода российских войск с собственно грузинских территорий: Европа гарантирует неприменение Грузией военной силы против Абхазии и Южной Осетии, а Россия покидает Поти, Сенаки и районы, прилегающие к Цхинвалу. Эти районы, в свою очередь, должны быть заняты европейскими миротворцами.
Вроде бы все понятно, и российские войска уже начали покидать занятые им в ходе войны территории. Однако и тут внезапно возникли какие-то странные проблемы: президент Саркози вроде бы пребывает в уверенности, что на основании подписанного документа европейские миротворцы должны будут находиться на только на грузинской, но и на абхазской, и на югоосетинской территориях. А российское руководство утверждает, что ничего подобного в "плане Медведева-Саркози" нет и в помине. С переводчиками, что ли, проблемы, причем как у российской, так и у французской стороны? Понятно, когда лет триста назад английские колонизаторы подписывали договоры с индейцами таким образом, что в результате неточного перевода они могли обманывать простодушных дикарей, но в практике подписания договоров между цивилизованными странами ничего подобного не случалось очень давно. Прямо как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию": "Был у нас толмач-немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет..." Поверить в несовершенство перевода невозможно. Значит, есть какие-то неизвестные политические причины - либо попытки обмануть партнера таким диким средневековым способом (только вопрос - кто кого обманывает?), либо полная несогласованность в нашей или французской делегации; например, президент подписывает договор, а потом ему чрезвычайно влиятельный некто говорит: э, нет, так не пойдет... В общем, история более чем странная. И малоприличная, какая бы сторона ни была в ней виновата.
**Слишком уж асимметричный ответ**
На прошедшей неделе свершилось то, о чем так долго говорили российские генералы и президент Венесуэлы Уго Чавес: наши стратегические бомбардировщики Ту-160 (в количестве двух штук) приземлились в братской Венесуэле. Они должны провести учения, возможно, совместно с находящимися на вооружении ВВС этой страны Су-30. Сам Чавес выразил желание полетать на Ту-160, причем, судя по всему, в сторону Кубы, так как он в приветственной речи по поводу появления наших самолетов почему-то пообещал Фиделю Кастро: "Я буду управлять Ту-160. Фидель, я пролечу над тобой низко", - сказал он.
Сам Чавес отрицает, что появление российских бомбардировщиков и грядущий визит наших же боевых кораблей в его страну связан с кризисом на Кавказе (понятно, что они ему нужны для того, чтобы США не вздумали в случае обострения внутриполитической ситуации в его стране предпринять что-то похожее на высадку в кубинском заливе Кочинос в 1962-м). Зато наши соотечественники думают по-другому. "Это равноценный ответ вводу флота США в Черное море, руководство России держит завоеванную под Цхвинвалом марку и не дает спуска геополитическому противнику", - так прокомментировал сообщение о совместных учениях России и Венесуэлы эксперт портала "Евразия" Дмитрий Попов. - Если раньше людей, разбирающихся в геополитической войне, только досада брала, что с Уго Чавесом дружит один Лукашенко, а наши все хлопают глазами, то теперь мы разом компенсировали все упущенные возможности взаимодействия с этой страной... Военные учения, это уже не шутки. Это более чем серьезно". Правда, американцы не шибко взволновались как появлением двух военных самолетов в Венесуэле, так и предстоящим визитом трех-четырех кораблей. Никакой угрозы США эти силы не представляют, так что если это ответ на позицию Вашингтона в Грузии, то он слишком уж ассиметричный. Перелет двух стратегических ракетоносцев ВВС России в Венесуэлу свидетельствует об укреплении военного сотрудничества двух стран, считает Герой России, бывший главком ВВС генерал армии Петр Дейнекин. А нужно ли нам укрепление такого сотрудничества, если наши войска находятся в плачевном состоянии?
Тренироваться пилотам, как и морякам, безусловно, нужно. На подготовку армии, авиации и флота необходимо тратить гораздо больше средств, чем сейчас, - в этом тоже нет никаких сомнений. Вот только стоит ли проводить тренировки так далеко от Родины? Тут можно посомневаться. Тем более что наши союзники в далеком тропическом регионе используют присутствие российских военных для решения своих проблем, которые Россию ну никак не касаются. Тем более что "Пятидневная война" показала, что у наших вооруженных сил есть колоссальные проблемы, гораздо более важные, чем отработка совместных действий с венесуэльцами. На прошедшей неделе министр обороны отчитывался перед депутатами Госдумы по поводу действий российских войск в Южной Осетии. Ему пришлось отвечать на нелицеприятные вопросы: почему воинские части так долго продвигались к Цхинвалу, почему техника ломалась в таком количестве, почему были задействованы БМП-1 и прочая давно устаревшая техника. Пресса давно указывает на то, что связь в нашей группировке была на уровне пограничных сражений 1941 года, авиация работала неэффективно, разведка опять же заставляет вспомнить о защитниках Брестской крепости. Высшее военное руководство заявляет, что по урокам конфликта армия будет перевооружаться и модернизировать свои структуры. Как будто для того, чтобы сообразить, что армии нужна лучшая подготовка, новая техника и средства связи нужно немного повоевать...
**Тревожный диагноз**
Самой заметной экономической темой стало выступление вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина на заседании бюро правления РСПП. Глава Минфина и один из самых влиятельных людей России неожиданно признал, что в экономике и финансах России все совсем не так хорошо, как уже много лет утверждают власти. Финансовые структуры, оказывается, неспособны должным образом обслуживать растущие потребности предприятий, - то есть за десять лет экономического подъема банки остались на уровне Гондураса и Руанды, как во времена Ельцина. В результате, по словам министра, компании на 90% сами себя инвестируют, в то время как в развитых странах на финансовый рынок и кредиты приходится 70% инвестиций, и 10-30% - собственные средства. То есть у нас - настоящий Гондурас. Вообще макроэкономическая ситуация в России настолько нехороша, что г-н Кудрин был вынужден расстроить предпринимателей, указав им на невозможность снизить налоговое бремя. Правда, ему возразил замминистра экономического развития Воскресенский, отметивший, что снижение НДС как раз и стало бы вкладом в сохранение макроэкономической стабильности. Но кто такой г-н Воскресенский? А вот Кудрин - один из тех немногих, кто принимает решения.
Пресса отмечает, что плачевное состояние российской экономики не вызывает сомнений и у тех, с кем г-н Кудрин разговаривал - у промышленников и предпринимателей. Только причины нездоровья отечественного хозяйства они видят в другом. По их мнению, бюджетная стратегия-2023 фактически консервирует нынешнее состояние экономики, а текущие проблемы решает за счет увеличения налогов. Бизнес, в свою очередь, поддерживает Концепцию долгосрочного развития-2020 Минэкономразвития, которая предполагает не чисто монетаристские, а макроэкономические методы развития и которую за это резко критикует Минфин. Представители бизнеса предлагают акционировать госкорпорации и уменьшить участие государства в "Газпроме", "Роснефти", "Транснефти" и других подобных структурах, которые являются совершенно непрозрачными и, как следствие, коммерчески малоэффективными. Продажа части их акций, помимо всего прочего, дополнительно принесла бы в бюджет колоссальные средства.
По мнению министра Кудрина, сейчас не налоговую систему перекраивать надо, а обеспечивать финансовую стабильность, и в первую очередь укротить инфляцию. При этом сами чиновники Минфина и МЭРТа признают, что она может в этом году превысить 12%, что близко к началу экономической катастрофы. Как это получается, если столь могучий чиновник, как Кудрин, считает своей главной целью борьбу с инфляцией, понять трудно.
Военные действия в Закавказье, конечно, нанесли российской экономике сильные удар: только отток инвестиций и резкое уменьшение золотовалютных резервов страны чего стоят. Но все же, по мнению ряда СМИ, гораздо большую роль в ухудшении экономической ситуации в России сыграли действия властей - конфликт внутри ТНК-ВР, атаки на "Мечел", включение в состав госкорпораций все новых и новых активов (особенно поражают аппетиты "Ростехнологий", вбирающих в себя все новые и новые предприятия). "Пятидневная война" просто стала лучом прожектора, еще раз высветившим зыбкость экономической стабильности последних лет и не уменьшившуюся зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей. А в еще большей степени - от умения (и неумения) высшего руководства страны решать финансовые, экономические и социальные проблемы.
**Надоевший Митволь**
Ушедшая неделя наконец-то поставила точку в истории с отставкой самого скандального чиновника современной России - замглавы Росприроднадзора Олега Митволя. Избавиться от него пытались давно, но, как отмечает пресса, министр Юрий Трутнев, в ведении которого находится Росприроднадзор, всякий раз его защищал. И тут, то время, как министр находился в Иркутске, где проходит Байкальский экономический форум, его первый заместитель, г-н Леви, набрался смелости и утвердил новое штатное расписание, в котором на одного из четырех заместителей главы ведомства стало меньше. Естественно, этой единицей оказался г-н Митволь. Правда, неуемный борец за чистоту природы не сдался: он отказался принимать приказ об увольнении и дал понять, что не собирается что-либо решать до встречи с министром. Однако СМИ информируют, что, хотя г-н Леви согласился с тем, что вопрос об увольнении Митволя откладывается, вещи опального чиновника из его приемной уже вынесли. Значит, рассчитывать на восстановление в должности он вряд ли может.
По мнению некоторых изданий, Олег Митволь часто раздражал даже своего покровителя Юрия Трутнева, но тот не желал его увольнения потому, что он был единственным, кто мог ограничить влияние главы Росприроднадзора Владимира Кириллова. Он - человек со стороны, посланный в Росприроднадзор для того, чтобы сделать это ведомство самостоятельным и вывести из ведения Минприроды. А Трутнев всеми силами сопротивляется попыткам ослабить свое влияние. Пресса полагает, что в конце концов министр понял, что сохранить Митволя не удастся, но лично участвовать в его увольнении все же не захотел и, подобно Понтию Пилату, предпочел умыть руки: пусть во всем разбираются подчиненные.
Впрочем, беспокоиться за судьбу опального чиновника не следует: он не зря потратил столько сил на борьбу... в общем, за чистоту природы. Как полагают многие СМИ, ему обеспечено место в структурах Олега Дерипаски. В этом вся суть нецивилизованного лоббизма: чиновник с самого начала находит крупную корпорацию, которая может ему предложить сладкую жизнь после отставки, и начинает на нее работать. А потом, уйдя с госслужбы, пожинает лавры, получая пост в ее структурах.