будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 7 - 13 августа

**Они первые начали...**

Напряженность между Грузией и непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия, которые сами себя считают независимыми, а мировым сообществом признаются как части территории Грузии, на глазах перерастает в настоящую войну. Если в течение примерно двух недель грузинские и осетинские бойцы вели так называемый "беспокоящий" огонь, то в последние дни огонь автоматов и минометов стал вполне прицельным: с обеих сторон появились убитые и раненые, десятки домов в Цхинвали, в осетинских и грузинских селах повреждены.
На прошедшей неделе многие СМИ, анализируя события в Закавказье, выражали мрачные предположения о том, что война между Грузией и мятежными автономиями неизбежна. Газеты неоднократно цитировали слова президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что сначала Тбилиси восстановит контроль над осетинским анклавом, а потом дойдет очередь и до Абхазии. Во исполнение этого плана грузинские военные сосредотачивают силы вокруг Цхинвали, ведут по ночам обстрелы. Почему по ночам - понятно. Военные эксперты в этой связи разъясняют, что ночная стрельба очень сильно действует на нервы как осетинским военным, так и мирному населению республики. В обстановке всеобщего ожидания боев выдержка может в любой момент покинуть осетин, и они решат, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца и атакуют грузинские позиции. Самим начинать "горячую" фазу войны Тбилиси не желает, поскольку американские покровители откровенно дали понять г-ну Саакашвили, что Вашингтон предпочитает мирное урегулирование конфликта. А провоцируя осетинскую сторону, Грузия действует по известному детскому принципу: "они первые начали", мы-то, мол, за мир...
Надо отметить, что такую же политику - ночная стрельба и заявления о желании жить в мире - проводит и осетинская сторона. Нет в закавказском конфликте ангелов, как нет и чертей с рогами. Все хороши. Упорное нежелание Сухуми и Цхинвали признать, что Абхазия и Южная Осетия являются частями Грузии и выторговать себе максимально широкую автономию - скажем, как Страна басков в Испании, где Мадрид не имеет права держать ни армейские подразделения, ни полицию, - выглядит так же глупо, как и нежелание Тбилиси признать ответственность Грузии за этнические чистки и военные операции против безоружных "инородцев и иноверцев" в 1990-1993 годах.
Одна уважаемая газета справедливо отметила, что отношение официального Тбилиси к национальным меньшинствам не может не вызывать опасения у мирового сообщества, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что изгнанные Сталиным турки-месхетинцы не получили возможности вернуться на землю предков ни при Гамсахурдиа, ни при Шеварднадзе, и нынешний президент Саакашвили ничего не сделал для того, чтобы решить эту проблему. Маловероятно, что США, которые не так давно были вынуждены начать предоставление американского гражданства туркам-месхетинцам, забыли о том, что это все-таки должна сделать Грузия.
Когда два (в данном случае целых три) народа начинают скатываться к войне, как правило, есть виноватые, а правых нет. Идеализировать югоосетинский и абхазский режимы, как это делают некоторые газеты ультрапатриотического направления, нелепо и неправильно. Но последний виток конфронтации начат Тбилиси (равно как и войны начала 90-х), так что, даже если следовать логике "они первые начали", справедливость явно не на стороне Грузии. И мировое сообщество в этих условиях не даст отмашки грузинам на штурм Цхинвали и Сухуми, - слишком уж Западу не хочется повторять трагические ошибки Боснии и Косово.

**Всем спасибо, до свидания**

Когда в России заканчивается весна? А вот и нет. На сей раз весна, во всяком случае для Совета Федерации, закончилась только восьмого августа, - в этот день окончилась весенняя сессия верхней палаты ФС. На прошедшей неделе президент России публично поблагодарил членов Совета Федерации за плодотворную работу. Хотя у широкой общественности и средств массовой информации работоспособность верхней палаты Федерального собрания, состоящей из в общем-то случайных людей, вызывает серьезные сомнения, у Владимира Путина была причина выразить Совфеду свою признательность. Ведь сенаторы не поленились потратить свой выходной день - да еще в августе, когда все приличные люди отдыхают, - на принятие одного очень важного закона (о монетизации льгот) и одного не слишком важного, пиаровского - о формировании рынка доступного жилья.
Если во время прохождения закона о монетизации льгот через Госдуму на улицах бушевали протестующие толпы, то принятия этого же закона Советом Федерации никто не заметил. А напрасно: именно после принятия закона сенатом он, собственно, и превращается из законопроекта в закон. Газеты обратили внимание на то, что отношение сенаторов к замене льгот денежными компенсациями буквально за несколько недель претерпело кардинальные изменения. Еще в июле в верхней палате доминировали непримиримые критики законопроекта, а теперь те же самые люди, которые метали громы и молнии по поводу монетизации, открыто его поддерживали. Пресса не обошла вниманием и то обстоятельство, что предлагавшиеся сенаторами изменения в законопроект внесены так и не были. И тем не менее...
По мнению некоторых изданий, на позицию сенаторов повлияли уступки Минфина, который согласился переводить регионам в качестве помощи не 21 млрд. рублей, как планировалось изначально, а 30. Кроме того, ряд экспертов полагают, что сенаторы стали послушными еще и потому, что правительство посулило регионам в ближайшие месяцы передать им часть полномочий по управлению недрами, лесами и водным хозяйством.
Есть, правда, и еще одно предположение относительно лояльности сенаторов. В течение лета в прессе неоднократно появлялись предположения о грядущей реформе Совета Федерации. В частности, эту идею озвучивала сенатор Людмила Нарусова - человек, которого вряд ли можно заподозрить в самодеятельности, не согласованной с кремлевскими "питерцами". Суть в том, что нынешняя система формирования СФ себя не оправдала и пора возвращаться к нормальной, существовавшей в период 1993 - 1995 годах, то есть к прямым выборам сенаторов населением регионов. В этом случае не так уж многие из нынешних членов верхней палаты (включая саму г-жу Нарусову, представляющую в СФ Тыву) могут рассчитывать на избрание. Понятно, что если бы Совфед проявил неуступчивость относительно важного для Кремля и правительства закона о монетизации льгот, процесс реформирования сената можно было бы резко ускорить.
В целом, пробив закон о монетизации вначале через Госдуму, а затем и через Совфед, сломив сопротивление немногочисленной оппозиции и склонив на свою сторону колеблющихся, администрация президента и правительство в очередной раз продемонстрировали, что исполнительная власть достаточно сильна и способна заставить законодательную ветвь власти делать то, что считают правильным в Кремле.

**Все взять - и поделить**

Прошедшая неделя ознаменовалась известием о том, что государство уже определилось с тем, куда направить средства, выплаченные ЮКОСом. Пресса прокомментировала намерение Минфина России создать Фонд помощи регионам за счет налогов ЮКОСа, поступивших в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа, на территории которого находится большинство большая часть нефтедобывающих предприятий опальной компании. По соглашению, подписанному министром финансов А.Кудриным и губернатором ХМАО А.Филипенко, 35 млрд. руб. ($1,2 млрд.), поступят в федеральный бюджет и будут распределены между нуждающимися российскими регионами.
Намерения у правительства, естественно, благие: Минфин подчеркивает, что деньги пойдут "на полную и своевременную выплату зарплат бюджетникам данных регионов, подготовку к зиме, функционирование и реконструкцию расположенного в них ЖКХ". По мнению ряда аналитиков, именно деньги ЮКОСа позволили властям пообещать 30 млрд. рублей субъектам федерации на монетизацию льгот вместо первоначальных 21, что, в свою очередь, сделало сенаторов послушными в вопросе монетизации.
Некоторые издания высказали мнение, что широкий жест правительства не столь уж полезен для развития страны. Обозреватели этих газет считают, что теперь "региональным властям 40 субъектов Федерации с несбалансированными бюджетами можно еще долго не вспоминать об эффективной работе и получать от ЮКОСа деньги на решение социальных проблем без каких-либо на то оснований". И без того власти многих депрессивных регионов ничего не делают для того, чтобы вывести экономику подведомственных им территорий из кризиса, уповая на трансферты и субсидии от федерального центра. Политика Кремля и правительства РФ в последние годы была направлена на то, что региональные власти, доказавшие свою неспособность проводить нормальную управленческую политику, подвергаются угрозе отстранения от власти, после чего в обанкротившихся областях, городах и районах может быть введено внешнее управление. На этом, собственно, и базируется начинающаяся административная реформа: губернаторы, мэры и прочие главы администраций становятся своего рода менеджерами, отвечающими перед федеральной властью за конкретные результаты своего правления. Решение распределить между депрессивными регионами деньги ЮКОСа (регионам-донорам ведь и своих средств хватит) нарушает принцип ответственности местных властей.
Кроме того, довольно опасен сам прецедент, когда разорение крупной компании оказывается своего рода "спасательным кругом" для региональных руководителей, доведших свои субъекты федерации до разорения. Если через какое-то время вновь потребуется крупная сумма для помощи регионам, не вспомнит ли, скажем, Генпрокуратура или налоговое ведомство о том, что некая компания за последние ...надцать лет очень много недоплатила государству? А региональные, городские и сельские власти - не захотят ли найти свой собственный, маленький ЮКОС - хоть в размере пары торговых киосков, - "раскулачивание" которого поможет заткнуть дыры в бюджете? Если такая практика решения финансовых проблем государством войдет в систему, бизнес в России придется сворачивать.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).