будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 8 - 14 апреля

**Оказывается, кто-то уже прикупил себе калитку на границе...**

Журналисты центральных средств массовой информации обратили внимание, что в последнее время на традиционных встречах с федеральными министрами В.Путин часто выступает с достаточно жесткими заявлениями и резкими оценками деятельности правительственного аппарата. По мнению ряда экспертов, появление "стальных ноток" в голосе президента вызвано тем, что существующий в стране механизм государственной власти пока еще недостаточно отлажен, он требует постоянного "догляда" и присмотра, чтобы "шестеренки не заедали". К тому же пока не сбылись надежды руководства страны, связанные с начавшейся административной реформой и повышением эффективности контрольных функций со стороны парламентской оппозиции.
Недавно глава государства критиковал малоэффективное использование лесных богатств страны, а на днях высказал нелицеприятные претензии с работе таможенных органов, организовавших на ряде пропускных пунктов своеобразный "бригадный подряд" с бизнес-структурами.
Эксперты отмечают, что почти треть из 441 пунктов пропуска (137) принадлежат коммерческим структурам, а не находятся на балансе таможни. И хотя часть из них эксплуатируют полугосударственными организациями, типа Российской железной дороги (59 железнодорожных), Министерства транспорта (29 морских и 7 речных), аэропортов (18), по меньшей мере 13 "калиток на границе", как правило автомобильных, находятся в полном распоряжении частных организаций в привычном смысле этого слова - ООО и акционерных обществ. Наиболее "прославлен" Приморский край, в котором все пять автомобильных пунктов пропуска принадлежат частным компаниям.
Комментаторы полагают, что вряд ли глава государства устраивал публичный "разнос" одному из наиболее приближенных к себе экономических министров из-за 13-24 пунктов на границе, хотя Г.Греф упорно настаивает именно на мизерных цифрах. Скорее речь идет о тех таможнях, для которых сотрудники федеральной службы арендуют у предпринимательских структур помещения. Об этом свидетельствует, первое, убеждение парламентариев в необходимости выделения порядка 12-15 млрд.рублей из госбюджета на обустройство современных, компьютеризированных, привязанных к общей транспортной логистике пунктов пропуска. Второе, масштабы финансирования обустройство государственной границы (Министерство финансов обещало 130 млрд. рублей) и сроки, которые "закладывали" правительственные чиновники для реализации государственной программы "Граница" - 2010 г. По мнению президента, даже оттягивания реализации программы до 2007 г. является слишком большим из-за значительных финансовых потерь, которые несет государственный бюджет из-за недостоверного декларирования товаров (по подсчетам МЭРТа, только в 2004 г. и только при импорте из стран Евросоюза страна недополучила около 4,5 млрд. долларов таможенных платежей). Третье, и глава государства, и правительство особо подчеркнули необходимость одновременного переоборудования всех ключевых пропускных пунктов, чтобы исключить мигрирования контрабандных потоков.
Наиболее вероятный путь решения проблемы "сращивания" таможенных и бизнес-структур аналитики видят в выкупе арендованных помещений и уже существующей инфраструктура, т.к. для строительства новых зданий требуется значительное время, которого, судя по всему, В.Путин предоставлять правительству не намерен. Кроме этого, подобный вариант позволяет нынешним владельцам помещений несколько компенсировать потери от "встряски" их бизнеса, а участникам внешнеэкономической деятельности оперативно перестроиться и надеяться на снижение уровня коррупции. Но даже и тогда, считают федеральные СМИ, очень мало шансов, что в жизнь сможет быстро воплотится фраза таможенника Верещагина из знаменитого фильма "Белое солнце пустыни": "Я мзду не беру, мне за державу обидно..."

**Охота пуще неволи**

Похоже, что российские СМИ по-прежнему относят М.Касьянова к числу тех PR-привлекательных политиков, на имени которых можно сделать "новость дня": вряд ли случайно, что журналисты центральных газет и журналов отслеживали все перипетии учредительной конференции "Народно-демократического союза", о существовании которого знают не более одного-двух процентов россиян.
Бывший премьер-министр анонсировал создание нового общественного движения около 40 дней назад. Тогда эксперты с большим сомнением оценивали перспективность этого начинания отставного высокопоставленного государственного чиновника, претендующего на место лидера демократического лагеря, в том числе из-за невыразительности и бесцветности его политических соратников.
Как и предполагали аналитики, бывшему главе правительства пока не удалось привлечь каких-либо новых известных и популярных личностей в формируемое общественно-политическое движение: в президиум НДС наряду с членами инициативной групп (К.Мерзликиным, И.Стариковым, И.Хакамадой, Н.Травкиным) были избраны отставной сотрудник правительственного аппарата, помощник М.Касьянова в его бытность главой кабинета А.Половинкин и экс-мэр Нового Уренгоя, брянский предприниматель Г.Пушко. Последние работали в аппарате ДПР в течение нескольких месяцев во время, как оказалось, неудачной "предпродажной" подготовки прихода туда М.Касьянова (первый - председателем исполкома, а второй - его заместителем). Среди гостей конференции также доминировали "маргиналы" (глава антикоррупционного комитета К.Кабанов, директор Фонда "Открытая Россия" А.Осовцев, глава фонда "Холокост" А.Гербер, сопредседатель организации "Норд-Ост" Т.Карпова), хотя присутствовали и некоторые "бывшие" "властители демократических душ" - член политсовета СПС Б.Немцов, лидер Объединенного гражданского форума Г.Каспаров, в частности.
Журналисты обратили внимание на немногочисленность делегатов учредительной конференции - в зале заседания в гостинице "Измайлово" присутствовало всего лишь 114 человек из 32 субъектов федерации (вместе с гостями их было около 200). Среди них были члены Демократической партии России, которые не согласились с лидерством А.Богданова (аналитики напомнили, что именно 32 региональных организаций поддерживали М.Касьянова во время его декабрьской попытки взять под контроль ДПР), партии "Наш выбор", а также наиболее радикальные члены СПС и "Яблока".
Комментаторы отметили, что М.Касьянов намерен объединить под своими знаменами за год до сто тысяч человек. Однако, подчеркивают журналисты, форма организации движения не предусматривает фиксированного членства. Следовательно, предполагают аналитики, вероятнее всего бывший премьер-министр уже сейчас "нацелился" на создание собственной политической партии, хотя и относит принятие решение об этом на июнь месяц. Его заявления о том, что он ждет результатов переговоров СПС и "Яблоко" об объединении вероятнее всего являются всего лишь обычными политическими реверансами, дежурными отговорками, чтобы исключить обвинения в расколе демократического лагеря. Не случайно ряд журналистов акцентируют внимание как на словах Б.Немцова о малой вероятности того, что "правым" и "яблочникам" удастся преодолеть разногласия, так и достаточно жесткой позиции С.Митрохина, полагающего, что объединение с СПС возможно только на базе "Яблока", четкой идеологической платформе без какого-либо давления со стороны отставного главы правительства, действия которого являются "фрондой на почве личной обиды". Другие же отмечают, что представленные М.Касьяновым наметки социальной программы составлены скорее с левоцентристских позиций (напоминание о том, что Россия является социальным государством, призыв не слишком активно заниматься "монетизацией" медицинской помощи населению и т.п.), которые очень сложно будет совмещать со взглядами сторонников СПС и "Яблока". Эксперты пессимистично оценивают возможности бывшего премьер-министра стать серьезной угрозой нынешнему политическому режиму. Не случайно пока даже сами руководители НДС ставят перед собой не слишком амбициозные задачи - осуществлять правозащитную деятельность и не давать властям возможность проводить масштабные фальсификации на выборах.
Конечно, подчеркивают аналитики, экс-премьеру хочется стать "зонтиком" для широкой коалиции политических сил от либералов до социал-демократов, но что-то пока не видно желающих присоединиться к нему. По мнению журналистов, в настоящее время только очень пристрастные люди могут увидеть вокруг М.Касьянова прообраз "оранжевой коалиции". Скорее все это напоминает окружение белорусского оппозиционера А.Милинкевича, что вряд ли дает лидеру "Народно-демократического союза" шанс вернуться в большую политику и вновь "взвалить" на свои широкие плечи тяжелое бремя государственной власти...

**Неужели цирк уже сгорел и все клоуны разбежались?...**

В последнее время на повестке дня вновь оказался вопрос о целесообразности членства России в ВТО. Уже давно данная тема вроде бы была закрыта, и вся государственная машина самым активным образом работала для того, чтобы подготовить страну к новым рыночным условиям и скорому вступлению в очередной "клуб избранных". Однако совсем недавно выяснилось, что "игра нервов" еще далека от завершения: американские переговорщики стали предлагать вернуться к обсуждению ранее уже решенных проблем, председатель Еврокомиссии Ж.М.Баррозу предостерег Москву о возможности возникновения крупных препятствий на вступление в ВТО в случае отказа от уступок в энергетической сфере. В этих условиях журналисты не очень удивились достаточно жестким заявлениям российского президента, отказывающегося от уступок по требованиям США и ЕЭС, которые выходят за рамки обычного набора, предъявляемого другим странам. Позже некоторые высокопоставленные представители отечественного истеблишмента стали говорить о том, что Москва может притормозить свое движение и отложить на длительный срок вступление в ВТО, если будут выдвигаться неприемлемые препоны.
Однако большинство экспертов предлагают не слишком доверять столь радикальной риторике. Она, по их мнению, лишь внешне напоминает позицию обиженного ребенка, заявляющего, что ему не очень то была нужна эта игрушка или конфетка. Нельзя ее считать и шантажом: контрагенты российских переговорщиков прекрасно понимают, что Москве, прошедшей с 1994 г. длительный путь и перестроившей многие секторы отечественной экономики под требования мирового рынка, будет крайне сложно вновь "закрыться" и перейти на автаркичные принципы хозяйствования. Для того, чтобы переломить инерционность уже набравшей ход государственной машины нужна политическая воля, мощная команда соратников-единомышленников, альтернативная программа развития страны, а также соответствующий настрой общества, чего пока не наблюдается. Не случайно журналисты обращают внимание на то, что одновременно с проявлениями недовольства представители министерств, знакомых с ходом переговоров, демонстрируют уверенность в успехе двусторонних диалогов к лету-осени текущего года.
Как считают комментаторы, "залп" в прессе скорее похож на PR-акцию кремлевского руководства для подготовки общественного мнения то ли к тому, что "прорыв" в российско-американских переговорах произойдет на встрече двух президентов во время петербургского саммита членов "большой восьмерки", которые сумеют "расчистить" завалы, сооруженные дипломатами и экспертами обеих стран. То ли к тому, что ради успешного финиша по некоторым "редутным" темам, которые обещали защищать до последней возможности, Москва готова пойти на уступки. В частности, Центробанк России уже не возражает против появления в стране филиалов зарубежных банков, что ранее неоднократно считал крайне нежелательным В.Путин. Все чаще раздаются голоса аналитиков, лейтмотивом которых являются сентенции: "Что толку прятаться в курятнике, когда весь сарай идет под снос?" и "Разве у российской экономике есть будущее?" С чем россиян, видимо, можно и поздравить. Назад пути нет, да и "в одну реку нельзя войти дважды"...

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).