**Ненужные игры**
Главной темой прошедшей недели стала давно ожидаемая отставка кабинета Михаила Фрадкова и появление нового премьер-министра. Экс-премьер обосновал свое решение "приближающимися крупными полити¬ческими событиями в стране и своим желанием предоставить президенту России полную свободу выбора решений, включая кадровые". Сам Владимир Путин объяснил отставку правительства необходимостью задать "вектор" развития исполнительной власти и обеспечить ее бесперебойное функционирование как в период думских и президентских выборов, так и после них.
Отставки Фрадкова ждали все с момента его назначения, но в августе стали распространяться упорные слухи о том, что Михаил Ефимович уйдет в середине сентября. Так и случилось, но фигура нового премьера потрясла всех: вместо всеми ожидаемого Сергея Иванова главой кабинета министров стал некто Виктор Зубков, руководитель Федеральной службы финансового мониторинга, бывший директор совхоза, бывший сотрудник Путина по работе в питерской мэрии и по совместительству отец министра обороны Сердюкова.
Назначение Зубкова, естественно, вызвало шквал комментариев. В основном они сводились к тому, что президент решил продлить интригу вокруг преемника и переформатировать всю систему власти, укрепив все ее институты своими давними соратниками. Одни аналитики считают, что г-н Зубков должен вывести из-под возможного огня критики будущего президента - Сергея Иванова, который, согласно этой версии, сосредоточится на работе в качестве лидера "Единой России". Другие уверены, что президентом станет сам Зубков (впрочем, он еще до утверждения Думой не исключил, что станет главой государства). А так как новому премьеру уже 66, он вскорости после победы на президентских выборах заболеет и уйдет в отставку, освободив кресло... сами понимаете кому. Конечно, появилась масса предположений, что новый премьер уберет из кабинета главного раздражителя электората - Михаила Зурабова, замаранного в многочисленных скандалах Леонида Реймана и надоевших Кремлю Германа Грефа и Юрия Трутнева.
Многие комментаторы (причем некоторые с восторгом) отмечают, что за семь лет президентства никто никогда не мог угадать, какой шаг предпримет президент Путин. Это так. Но говорит ли это в его пользу? Аналитики и эксперты в меру своих способностей пытаются прогнозировать действия главы государства, основываясь на логике и здравом смысле. Если никто из них никогда не попадает в цель, это характеризует президента не слишком хорошо.
И действительно: за лавиной комментариев по поводу перестановок в правительстве мало кто заметил вопросы, прозвучавшие в некоторых органах печати: а зачем все, собственно, это надо? Что это Фрадков решил развязать президенту руки - как будто они были связаны! И что сам Путин понимает под "бесперебойным функционированием власти", - что, Фрадков его не обеспечивал? А как же он был премьером столько лет? Или у нас война ожидается и в связи с этим нужен не кабинет министров, а Ставка Верховного Главнокомандования?
Все эти игры вокруг премьера и преемника никому не нужны. Ежели президент хочет остаться на третий срок и для этого собирается посадить в Кремль на несколько месяцев "технического президента" - это несерьезно. Провел бы поправки к Конституции (а за третий срок высказались бы и депутаты, и сенаторы, и большинство населения) - и правь себе спокойно. Хочет он, чтобы президентом стал Иванов - так надо выступить по телевидению и сказать: считаю, что лучшим президентом будет Иванов. Или Медведев. Или, скажем, Зубков. И не нужно никаких сложных многоходовых комбинаций. Не нужно и "сохранение интриги": уже сейчас значительной части электората начало надоедать неопределенность с преемником, а уж назначение Зубкова вызвало вполне понятное чувство обиды: этого человека в стране не знают. Может быть, Зубков - замечательный человек, но опыт работы в совхозе и мэрии Санкт-Петербурга вовсе не свидетельствует о том, что данный деятель может быть успешным премьер-министром огромной страны со сложнейшей экономикой и не менее сложными проблемами. И вообще принцип кадрового отбора, проводимого президентом, мягко говоря, обиден для россиян: если Владимиру Путину приходится на все ключевые посты назначать людей, известных ему лично, значит, он никому не доверяет. Что, все, кроме тех, с кем Владимир Владимирович лично знаком - непрофессионалы, может, они воры или изменники? Нет у нас сибиряков, уральцев, москвичей, кубанцев, которые достойны высоких государственных постов?
Ненужные игры, ведущиеся на самом верху государственной власти, могут сыграть с ней (властью) злую шутку. Люди будут все больше разочаровываться не в конкретных Зурабове или Грефе, не в вороватых и бездельных местных начальниках, не в осточертевшем всем ГАИ, а во власти как таковой. Люди могут устать от того, что вместо нормальной политической конкуренции - какие-то непонятные и не нужные никому "разводки". Тогда вертикаль власти зашатается, и результат будет непредсказуемым.
**Саммит "хромых уток"**
Именно так, неприятно для Владимира Путина и Джорджа Буша, мировая пресса окрестила саммит АТЭС в австралийском Сиднее. Мероприятие прошло очень пышно: телеканалы были буквально забиты репортажами о том, как работали и развлекались участники саммита. Президенты России и США дружески пообщались и решили как-нибудь порыбачить в Сибири, главе Китая Путин пообещал, что великая азиатская держава останется приоритетным партнером России и после смены власти в следующем году, австралийцев президент России уверил в том, что продавать уран нашей стране вполне безопасно и Москва ни за что не станет поставлять его в Иран (австралийцы поверили). И все дружно, хотя и весьма туманно заверили Россию в том, что ее будут рады видеть в ВТО.
Взаимная приязнь его участников, сплошные комплименты, которые они наговорили друг другу несколько заслонили главное: тему саммита, которая касалась договоренностей по выбросам парниковых газов на период после истечения действия Киотского протокола. Как известно, к протоколу и не присоединились три крупнейшие экономики АТЭС - США, Китай и Австралия, и остальным участникам организации было принципиально важно добиться от них соответствующих обязательств. Ничего конкретного добиться не удалось: члены АТЭС приняли Сиднейскую декларацию по климатическим изменениям, энергетической безопасности и чистому развитию, которая не содержит никаких конкретных обязательств стран - участниц по ограничению выбросов углекислого газа в атмосферу и лишь обозначает общую цель - снижение таких выбросов на 25% к 2030 году.
Для России же важнейшим результатом саммита стало определение столицы саммита АТЭС в 2012 году - ею станет Владивосток. Пресса отмечает, что Москва долго добивалась права на проведение этого мероприятия; в рамках стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья на проведение саммита АТЭС решено выделить 100 млрд. рублей. Наряду с Олимпиадой-2014 саммит АТЭС должен продемонстрировать всем возрастающую роль России в мире. Кроме того, саммит АТЭС, равно как и Олимпиада-2014, должны дать серьезный импульс развитию заброшенных российских окраин (Не только Владивосток, но и известный курорт Сочи - достаточно заброшенное место). Так что речь идет не только о соображениях международного престижа, но и о больших проектах, в которые Россия собирается вкладывать часть своих нефтяных доходов.
**Восточный нефтегазовый экспресс**
Самой важной экономической темой недели, привлекшей внимание прессы, стало утверждение Минпромэнерго Восточной газовой программы. Программа стоимостью 2,4 трлн. руб. оговаривает сроки освоения месторождений и объемы экспорта газа из Сибири в Китай. О строительстве газопроводов в эту страну переговоры идут уже многие годы: испытывающий дефицит углеводородов Китай заинтересован в стабильных поставках сибирского газа. А огромное Ковыктинское газоконденсатное месторождение расположено не столь уж далеко от китайской границы - в Иркутской области, и Чаяндинское в Якутии вполне в зоне досягаемости. Правда, мучительный процесс смены собственников месторождения - там "Газпром" вытесняет транснациональную ТНК-ВР - несколько затрудняет реализацию проекта экспорта ковыктинского газа, хотя месторождение практически готово к промышленной эксплуатации. Впрочем, не только Восточная газовая программа предусматривает снабжение восточного соседа российским газом: с Китаем давно подписано соглашение о прокладке трубопровода, по которому газ в Поднебесную будет поставляться с месторождений Западной Сибири через Алтай.
Эксперты отмечают, что, хотя Китаю и очень нужен сибирский газ, Пекин хочет его получать на своих условиях: платить валютой и по мировым ценам он не желает. В связи с этим директор департамента ТЭК Минпромэнерго А.Яновский в беседе с журналистами по поводу утверждения Восточной газовой программы подчеркнул, что сроки ее реализации будут зависеть от результатов коммерческих переговоров "Газпрома" с покупателями в Китае и Корее. Иными словами, если Пекин не согласится на российские условия, экспортная составляющая программы не будет реализована. "Нельзя планировать такие вещи, как строительство газопровода, например, без понимания о готовности иностранных партнеров покупать газ", - отметил он. Именно поэтому ввод в эксплуатацию Ковыктинского и Чаяндинского месторождений ожидается не раньше 2016-2017 гг., хотя до последнего времени речь шла о намного более ранних сроках. Все это, по мнению некоторых экспертов, говорит о том, что утвержденный Минпромэнерго проект не имеет ничего общего с реальностью.
При этом, как отмечает пресса, "Газпром" может предложить и другие варианты использования сибирского газа, в частности, переориентирование его на нужды внутреннего рынка. В последнее время много писали о том, что экспортные проекты "Газпрома" ставят под угрозу не только поддержание низких внутренних цен на газ и проекты газификации регионов, но и газоснабжение экономики и населения России в целом, - согласно этой версии, газа просто не хватит и для экспорта, и для снабжения собственной страны. В связи с этим, может быть, было бы лучше для нас, если крупномасштабные проекты экспорта российского газа в Китай не осуществятся либо будут реализованы в намного более скромных масштабах? Экономика России растет, продолжается газификация городов и сельских населенных пунктов, а значит, газа с каждым годом нам самим потребуется все больше. И Ковыкта с Чаяндой в этой ситуации окажутся совсем не лишними.
**Непонятное давление**
Как отмечают СМИ, в последнее время самой "горячей точкой" Северного Кавказа становится Ингушетия. Там, в самой маленькой из национальных республик Кавказа, изо дня в день целенаправленно убивают граждан неингушской национальности - русских, украинцев, дагестанцев, корейцев, цыган. В Ингушетии дня не проходит без взрывов на пути следования армейских и милицейских машин, без обстрелов пунктов дислокации воинских частей и милицейских формирований. И кто за этим стоит - непонятно. Ингушетия - маленькая республика, там не скроешься в лесистых горах и разрушенных городских кварталах, как в Чечне. Нет у ингушей и традиций войны с Россией - за почти двести лет нахождения в ее составе ингуши, в отличие от чеченцев, черкесов и дагестанцев, "отметились" только локальным Назранским восстанием, да и то направленным против местной элиты.
Версий по этому поводу высказывается много. Говорят о проникновении в Ингушетию чеченских боевиков, вытесненных туда доблестными бойцами Рамзана Кадырова (особенно эта версия, естественно, нравится самому Кадырову). Говорят о ваххабитском подполье, поддерживаемом иностранными эмиссарами - по данным местных спецслужб, с начала лета в республике орудуют три араба, называющие себя представителями "Аль-Каиды". Якобы они платят местным "моджахедам" от $2 до 5 тыс.: за такие деньги многие молодые люди, не слишком любящие местную власть, готовы рискнуть. Есть также версия, что многочисленные ингушские кланы, в первую очередь близкие к бывшему президенту Ингушетии Руслану Аушеву, такими зверскими способами пытаются дискредитировать президента Зязикова. И, наконец, последняя версия, распространенная среди ингушской оппозиции и крепко связанная с предшествующей: якобы бесчинства зязиковских эфэсбэшников довели местную молодежь до того, что она взяла в руки автоматы. В подтверждение этой веси приводятся многочисленные случаи сомнительных с точки зрения законности арестов, избиений и исчезновений людей, в чем местная молва обвиняет людей Зязикова.
Очевидно, в Ингушетии сложилась ситуация, когда в той или иной мере действуют все эти факторы, сливаясь в единый клубок, чреватый войной. И похоже, что федеральная власть, во всяком случае в лице полпреда президента на Юге России Дмитрия Козака, признает, что дело не просто в "трех арабах" с долларами и доморощенных ваххабитских ячейках. Иначе трудно понять заявления последнего о том, что в убийства и теракты в Ингушетии - это политическое давление, которому федеральная власть не уступит. Терроризм и исламистская партизанщина - это не политическое давление, подобным термином скорее он именует действия местных кланов, желающих убрать Зязикова с поста президента республики.
Безусловно, идти на поводу у кланов, тем более тех, кто активно сотрудничал с чеченскими сепаратистами (а именно так вели себя группировки, стоявшие за экс-президентом Аушевым), Москве никак нельзя. Но нельзя и закрывать глаза на то, что своими действиями сторонники действующего президента республики подрывают не только доверие населения к нему и его команде, но и позиции федерального центра. И уж совсем опасны заявления Рамзана Кадырова, который, похоже, не оставляет надежды на присоединение Ингушетии к Чечне. Так, на прошедшей неделе он в очередной раз сказал: "Если будет команда, мы наведем порядок, как дважды два - четыре. Республика-то небольшая". Превращение Кадырова в сильнейшего политика восточной части Северного Кавказа, а он не только грозится навести порядок в Ингушетии, он неоднократно вмешивался в ситуацию в Дагестане и в Ставропольском крае, сделает его опаснейшей фигурой в регионе, практически независимой от Москвы.