будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 8 - 14 сентября

**Ненужные игры**

Главной темой прошедшей недели стала давно ожидаемая отставка кабинета Михаила Фрадкова и появление нового премьер-министра. Экс-премьер обосновал свое решение "приближающимися крупными полити¬ческими событиями в стране и своим желанием предоставить президенту России полную свободу выбора решений, включая кадровые". Сам Владимир Путин объяснил отставку правительства необходимостью задать "вектор" развития исполнительной власти и обеспечить ее бесперебойное функционирование как в период думских и президентских выборов, так и после них.
Отставки Фрадкова ждали все с момента его назначения, но в августе стали распространяться упорные слухи о том, что Михаил Ефимович уйдет в середине сентября. Так и случилось, но фигура нового премьера потрясла всех: вместо всеми ожидаемого Сергея Иванова главой кабинета министров стал некто Виктор Зубков, руководитель Федеральной службы финансового мониторинга, бывший директор совхоза, бывший сотрудник Путина по работе в питерской мэрии и по совместительству отец министра обороны Сердюкова.
Назначение Зубкова, естественно, вызвало шквал комментариев. В основном они сводились к тому, что президент решил продлить интригу вокруг преемника и переформатировать всю систему власти, укрепив все ее институты своими давними соратниками. Одни аналитики считают, что г-н Зубков должен вывести из-под возможного огня критики будущего президента - Сергея Иванова, который, согласно этой версии, сосредоточится на работе в качестве лидера "Единой России". Другие уверены, что президентом станет сам Зубков (впрочем, он еще до утверждения Думой не исключил, что станет главой государства). А так как новому премьеру уже 66, он вскорости после победы на президентских выборах заболеет и уйдет в отставку, освободив кресло... сами понимаете кому. Конечно, появилась масса предположений, что новый премьер уберет из кабинета главного раздражителя электората - Михаила Зурабова, замаранного в многочисленных скандалах Леонида Реймана и надоевших Кремлю Германа Грефа и Юрия Трутнева.
Многие комментаторы (причем некоторые с восторгом) отмечают, что за семь лет президентства никто никогда не мог угадать, какой шаг предпримет президент Путин. Это так. Но говорит ли это в его пользу? Аналитики и эксперты в меру своих способностей пытаются прогнозировать действия главы государства, основываясь на логике и здравом смысле. Если никто из них никогда не попадает в цель, это характеризует президента не слишком хорошо.
И действительно: за лавиной комментариев по поводу перестановок в правительстве мало кто заметил вопросы, прозвучавшие в некоторых органах печати: а зачем все, собственно, это надо? Что это Фрадков решил развязать президенту руки - как будто они были связаны! И что сам Путин понимает под "бесперебойным функционированием власти", - что, Фрадков его не обеспечивал? А как же он был премьером столько лет? Или у нас война ожидается и в связи с этим нужен не кабинет министров, а Ставка Верховного Главнокомандования?
Все эти игры вокруг премьера и преемника никому не нужны. Ежели президент хочет остаться на третий срок и для этого собирается посадить в Кремль на несколько месяцев "технического президента" - это несерьезно. Провел бы поправки к Конституции (а за третий срок высказались бы и депутаты, и сенаторы, и большинство населения) - и правь себе спокойно. Хочет он, чтобы президентом стал Иванов - так надо выступить по телевидению и сказать: считаю, что лучшим президентом будет Иванов. Или Медведев. Или, скажем, Зубков. И не нужно никаких сложных многоходовых комбинаций. Не нужно и "сохранение интриги": уже сейчас значительной части электората начало надоедать неопределенность с преемником, а уж назначение Зубкова вызвало вполне понятное чувство обиды: этого человека в стране не знают. Может быть, Зубков - замечательный человек, но опыт работы в совхозе и мэрии Санкт-Петербурга вовсе не свидетельствует о том, что данный деятель может быть успешным премьер-министром огромной страны со сложнейшей экономикой и не менее сложными проблемами. И вообще принцип кадрового отбора, проводимого президентом, мягко говоря, обиден для россиян: если Владимиру Путину приходится на все ключевые посты назначать людей, известных ему лично, значит, он никому не доверяет. Что, все, кроме тех, с кем Владимир Владимирович лично знаком - непрофессионалы, может, они воры или изменники? Нет у нас сибиряков, уральцев, москвичей, кубанцев, которые достойны высоких государственных постов?
Ненужные игры, ведущиеся на самом верху государственной власти, могут сыграть с ней (властью) злую шутку. Люди будут все больше разочаровываться не в конкретных Зурабове или Грефе, не в вороватых и бездельных местных начальниках, не в осточертевшем всем ГАИ, а во власти как таковой. Люди могут устать от того, что вместо нормальной политической конкуренции - какие-то непонятные и не нужные никому "разводки". Тогда вертикаль власти зашатается, и результат будет непредсказуемым.

**Саммит "хромых уток"**

Именно так, неприятно для Владимира Путина и Джорджа Буша, мировая пресса окрестила саммит АТЭС в австралийском Сиднее. Мероприятие прошло очень пышно: телеканалы были буквально забиты репортажами о том, как работали и развлекались участники саммита. Президенты России и США дружески пообщались и решили как-нибудь порыбачить в Сибири, главе Китая Путин пообещал, что великая азиатская держава останется приоритетным партнером России и после смены власти в следующем году, австралийцев президент России уверил в том, что продавать уран нашей стране вполне безопасно и Москва ни за что не станет поставлять его в Иран (австралийцы поверили). И все дружно, хотя и весьма туманно заверили Россию в том, что ее будут рады видеть в ВТО.
Взаимная приязнь его участников, сплошные комплименты, которые они наговорили друг другу несколько заслонили главное: тему саммита, которая касалась договоренностей по выбросам парниковых газов на период после истечения действия Киотского протокола. Как известно, к протоколу и не присоединились три крупнейшие экономики АТЭС - США, Китай и Австралия, и остальным участникам организации было принципиально важно добиться от них соответствующих обязательств. Ничего конкретного добиться не удалось: члены АТЭС приняли Сиднейскую декларацию по климатическим изменениям, энергетической безопасности и чистому развитию, которая не содержит никаких конкретных обязательств стран - участниц по ограничению выбросов углекислого газа в атмосферу и лишь обозначает общую цель - снижение таких выбросов на 25% к 2030 году.
Для России же важнейшим результатом саммита стало определение столицы саммита АТЭС в 2012 году - ею станет Владивосток. Пресса отмечает, что Москва долго добивалась права на проведение этого мероприятия; в рамках стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья на проведение саммита АТЭС решено выделить 100 млрд. рублей. Наряду с Олимпиадой-2014 саммит АТЭС должен продемонстрировать всем возрастающую роль России в мире. Кроме того, саммит АТЭС, равно как и Олимпиада-2014, должны дать серьезный импульс развитию заброшенных российских окраин (Не только Владивосток, но и известный курорт Сочи - достаточно заброшенное место). Так что речь идет не только о соображениях международного престижа, но и о больших проектах, в которые Россия собирается вкладывать часть своих нефтяных доходов.

**Восточный нефтегазовый экспресс**

Самой важной экономической темой недели, привлекшей внимание прессы, стало утверждение Минпромэнерго Восточной газовой программы. Программа стоимостью 2,4 трлн. руб. оговаривает сроки освоения месторождений и объемы экспорта газа из Сибири в Китай. О строительстве газопроводов в эту страну переговоры идут уже многие годы: испытывающий дефицит углеводородов Китай заинтересован в стабильных поставках сибирского газа. А огромное Ковыктинское газоконденсатное месторождение расположено не столь уж далеко от китайской границы - в Иркутской области, и Чаяндинское в Якутии вполне в зоне досягаемости. Правда, мучительный процесс смены собственников месторождения - там "Газпром" вытесняет транснациональную ТНК-ВР - несколько затрудняет реализацию проекта экспорта ковыктинского газа, хотя месторождение практически готово к промышленной эксплуатации. Впрочем, не только Восточная газовая программа предусматривает снабжение восточного соседа российским газом: с Китаем давно подписано соглашение о прокладке трубопровода, по которому газ в Поднебесную будет поставляться с месторождений Западной Сибири через Алтай.
Эксперты отмечают, что, хотя Китаю и очень нужен сибирский газ, Пекин хочет его получать на своих условиях: платить валютой и по мировым ценам он не желает. В связи с этим директор департамента ТЭК Минпромэнерго А.Яновский в беседе с журналистами по поводу утверждения Восточной газовой программы подчеркнул, что сроки ее реализации будут зависеть от результатов коммерческих переговоров "Газпрома" с покупателями в Китае и Корее. Иными словами, если Пекин не согласится на российские условия, экспортная составляющая программы не будет реализована. "Нельзя планировать такие вещи, как строительство газопровода, например, без понимания о готовности иностранных партнеров покупать газ", - отметил он. Именно поэтому ввод в эксплуатацию Ковыктинского и Чаяндинского месторождений ожидается не раньше 2016-2017 гг., хотя до последнего времени речь шла о намного более ранних сроках. Все это, по мнению некоторых экспертов, говорит о том, что утвержденный Минпромэнерго проект не имеет ничего общего с реальностью.
При этом, как отмечает пресса, "Газпром" может предложить и другие варианты использования сибирского газа, в частности, переориентирование его на нужды внутреннего рынка. В последнее время много писали о том, что экспортные проекты "Газпрома" ставят под угрозу не только поддержание низких внутренних цен на газ и проекты газификации регионов, но и газоснабжение экономики и населения России в целом, - согласно этой версии, газа просто не хватит и для экспорта, и для снабжения собственной страны. В связи с этим, может быть, было бы лучше для нас, если крупномасштабные проекты экспорта российского газа в Китай не осуществятся либо будут реализованы в намного более скромных масштабах? Экономика России растет, продолжается газификация городов и сельских населенных пунктов, а значит, газа с каждым годом нам самим потребуется все больше. И Ковыкта с Чаяндой в этой ситуации окажутся совсем не лишними.

**Непонятное давление**

Как отмечают СМИ, в последнее время самой "горячей точкой" Северного Кавказа становится Ингушетия. Там, в самой маленькой из национальных республик Кавказа, изо дня в день целенаправленно убивают граждан неингушской национальности - русских, украинцев, дагестанцев, корейцев, цыган. В Ингушетии дня не проходит без взрывов на пути следования армейских и милицейских машин, без обстрелов пунктов дислокации воинских частей и милицейских формирований. И кто за этим стоит - непонятно. Ингушетия - маленькая республика, там не скроешься в лесистых горах и разрушенных городских кварталах, как в Чечне. Нет у ингушей и традиций войны с Россией - за почти двести лет нахождения в ее составе ингуши, в отличие от чеченцев, черкесов и дагестанцев, "отметились" только локальным Назранским восстанием, да и то направленным против местной элиты.
Версий по этому поводу высказывается много. Говорят о проникновении в Ингушетию чеченских боевиков, вытесненных туда доблестными бойцами Рамзана Кадырова (особенно эта версия, естественно, нравится самому Кадырову). Говорят о ваххабитском подполье, поддерживаемом иностранными эмиссарами - по данным местных спецслужб, с начала лета в республике орудуют три араба, называющие себя представителями "Аль-Каиды". Якобы они платят местным "моджахедам" от $2 до 5 тыс.: за такие деньги многие молодые люди, не слишком любящие местную власть, готовы рискнуть. Есть также версия, что многочисленные ингушские кланы, в первую очередь близкие к бывшему президенту Ингушетии Руслану Аушеву, такими зверскими способами пытаются дискредитировать президента Зязикова. И, наконец, последняя версия, распространенная среди ингушской оппозиции и крепко связанная с предшествующей: якобы бесчинства зязиковских эфэсбэшников довели местную молодежь до того, что она взяла в руки автоматы. В подтверждение этой веси приводятся многочисленные случаи сомнительных с точки зрения законности арестов, избиений и исчезновений людей, в чем местная молва обвиняет людей Зязикова.
Очевидно, в Ингушетии сложилась ситуация, когда в той или иной мере действуют все эти факторы, сливаясь в единый клубок, чреватый войной. И похоже, что федеральная власть, во всяком случае в лице полпреда президента на Юге России Дмитрия Козака, признает, что дело не просто в "трех арабах" с долларами и доморощенных ваххабитских ячейках. Иначе трудно понять заявления последнего о том, что в убийства и теракты в Ингушетии - это политическое давление, которому федеральная власть не уступит. Терроризм и исламистская партизанщина - это не политическое давление, подобным термином скорее он именует действия местных кланов, желающих убрать Зязикова с поста президента республики.
Безусловно, идти на поводу у кланов, тем более тех, кто активно сотрудничал с чеченскими сепаратистами (а именно так вели себя группировки, стоявшие за экс-президентом Аушевым), Москве никак нельзя. Но нельзя и закрывать глаза на то, что своими действиями сторонники действующего президента республики подрывают не только доверие населения к нему и его команде, но и позиции федерального центра. И уж совсем опасны заявления Рамзана Кадырова, который, похоже, не оставляет надежды на присоединение Ингушетии к Чечне. Так, на прошедшей неделе он в очередной раз сказал: "Если будет команда, мы наведем порядок, как дважды два - четыре. Республика-то небольшая". Превращение Кадырова в сильнейшего политика восточной части Северного Кавказа, а он не только грозится навести порядок в Ингушетии, он неоднократно вмешивался в ситуацию в Дагестане и в Ставропольском крае, сделает его опаснейшей фигурой в регионе, практически независимой от Москвы.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).