**Темы дня**
На федеральном уровне темой дня для центральных СМИ стала субботняя встреча президентов России и Белоруссии В.Путина и А.Лукашенко, на которой в течение четырех часов главы государств, по их собственным заявлениям, достигли взаимопонимания по большей части спорных вопросов, и, прежде всего, по болезненному сотрудничеству в газовой сфере.
"Известия" подчеркивают, что В.Путин и А.Лукашенко обсуждали в основном экономические вопросы. Близкие к российскому правительству источники сообщили, что Лукашенко согласился на создание совместного предприятия между "Газпромом" и "Белтрансгазом". Однако, отмечает газета, "если надеждам руководителей "Газпрома" суждено воплотиться в реальность и СП действительно будет создано, то скорее всего при решении каждого важного для управления белорусской газотранспортной системой вопроса нашим газовикам придется привлекать тяжелую политическую артиллерию".
"Коммерсантъ" отмечает, что В.Путин предложил своему белорусскому коллеге решать ценовые и транзитные газовые вопросы не с ним лично (иначе ему придется брать на себя экономические риски, за которые в России президенты не отвечают), а с руководством "Газпрома". Не случайно российский президент напомнил белорусскому, одну из своих излюбленных формулировок, применяемых им в острых политических ситуациях: "Это проблемы хозяйствующих субъектов". Президент Лукашенко вынужден был согласиться с такой оценкой, признав, что газ действительно покупается не у России, а у ее специализированных организаций. "Такого рода политические откровения с обеих сторон нельзя расценить иначе как признание Лукашенко политического старшинства своего российского коллеги", - пишет "Ъ".
Источник газеты "Время новостей" в "Газпроме" сообщил, что в монополии удовлетворены итогами беседы на высшем уровне, но конкретные переговоры по поводу контрактов на поставку газа в Белоруссию и транзита российского газа на экспорт "Газпрому" и "Белтрансгазу" еще предстоит провести. В действительности это означает, что А.Лукашенко согласился с доводами "Газпрома", что консервация существующего положения вещей - путь тупиковый.
Достигнутая в Сочи договоренность о снятии "газовой блокады" позволила А.Лукашенко назвать беседу с В.Путиным "самой профессиональной и откровенной за все время", замечает "Газета". Но, похоже, что "откровенной" эта встреча была только для самих президентов. По ее итогам они не стали рассказывать журналистам об аспектах "газового компромисса". Пояснить его суть затруднились даже сотрудники администрации российского президента. Не в курсе оказался и сам "хозяйствующий субъект" - "Газпром". "Это были не наши переговоры", - заявил представитель компании. Но, судя по предваряющим заявлениям "Газпрома", речь идет о цене в $46,7 за кубометр газа, если Белоруссия снизит в два раза стоимость транзита российского топлива по своей территории, либо о $54,5, если стоимость транзита не изменится. Ну а до решения проблемы с "Белтрансгазом" пока далеко: стороны ждут оценки его активов от независимого аудитора.
Как пишут "Новые Известия", единственный реальный результат переговоров никого не удивил: общего рубля у союзных государств в ближайшее время не будет. Правда президентам удалось достичь договоренностей относительно создания совместной газотранспортной системы, но при этом Россия не пошла на уступки. Так что, судя по всему, точка в переговорах еще не поставлена.
Если в Сочи В.Путин и А.Лукашенко действительно "закрыли" газовую проблему, то, по мнению "Независимой" газеты, вывод тут может быть один: итогом четырехчасового торга стал некий "размен", белорусский президент пошел на важные политические уступки и не будет далее педалировать идею "встречного счета". Важные подвижки наметились и в другом "тупиковом" вопросе - по информации источников "НГ" в "Газпроме", судя по всему, А.Лукашенко пообещал не упорствовать в решении вопроса о "Белтрансгазе". В целом же сочинский "размен" ни в Москве, ни в Минске пока не расшифровывают. Нет ответа даже на главный вопрос: о чем все-таки договорились В.Путин и А.Лукашенко? Вопросы остались и по газовой проблеме - ничего не сообщается о цене, по которой Россия согласилась поставлять газ в Белоруссию. Если стороны пошли на взаимные уступки по "Белтрансгазу", то неясно, кто от этого больше выиграл.
"Российская газета" пишет, что если на встрече президентов двух стран в сентябре прошлого года А.Лукашенко нервничал и даже вступал в полемику с российскими журналистами, то теперь белорусский лидер выглядел спокойным и умиротворенным. Что касается непосредственно процесса создания союзного государства, то, как отмечает издание, из высказываний обоих президентов можно было понять, что движение идет, но предстоит довольно длительный путь компромиссов.
"Комсомольская правда", комментируя слова А.Лукашенко о том, что это были "самые профессиональные и искренние" переговоры, отмечает, что, видимо, такие эпитеты были призваны скрасить факт отсутствия результата.
В экономике внимание масс-медиа привлек состоявшийся в конце минувшей недели во Владимире Межрегиональный отраслевой форум "ЖКХ России: перспективы развития", организованный ОАО "Российские коммунальные системы" совместно с администрацией Владимирской области при поддержке Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ. СМИ отметили, что по его итогам в субботу была подписана специальная декларация о взаимодействии власти, бизнеса и потребителя в сфере ЖКХ.
**Правительство РФ**
Минфин РФ намерен предусмотреть в 2005г 31,5 млрд. рублей компенсаций на замену льготы на проезд военнослужащих
Минфин РФ предлагает с 2005 года отменить льготу на проезд на транспорте для военнослужащих путем замены ее на выплату в повышенном размере надбавки за сложность и напряженность к денежному довольствию, сообщила замминистра финансов РФ Татьяна Голикова, выступая в понедельник в Совете Федерации РФ.
По ее словам, в настоящее время эта надбавка установлена на уровне 70%, и ее предлагается повысить до 120%.
"В этой разнице две составляющие: это повышение вбирает в себя не только замену транспортной льготы на деньги, а включает еще и индексацию, которую в 2004 году мы не проводили, а в такой форме предполагаем осуществить в следующем году", - сказала она.
По словам замминистра, если бы эта индексация денежного довольствия военнослужащих производилась в следующем году на уровень инфляции, которая запланирована в размере 8%, то прибавка составила бы только 200 рублей. При этом предложенный правительством механизм индексации через размер надбавки позволит получить прибавку на уровне порядка 770 рублей. "Согласитесь, что эти суммы отличаются достаточно серьезно, и это представляется нам более разумным, чем обычная индексация", - сказала замминистра.
По ее словам, перевод с 2005 года льготы на проезд на транспорте для военнослужащих в денежную форму, а также индексация будут стоить федеральному бюджету 31,5 млрд. рублей.
**Политические партии и движения**
Один из лидеров КПРФ Валентин Купцов объясняет мотивы своего решения отойти от "партийного строительства"
Заместитель председателя ЦК КПРФ Валентин Купцов удивлен реакцией СМИ на его заявление о том, что он намерен отойти от партийного строительства и сосредоточиться на парламентской работе.
"Я принял такое решение осознанно и уже очень давно, еще год назад я заявил об этом. То же самое сказал и на декабрьском съезде КПРФ в прошлом году. Еще раз повторил это неделю назад на отчетно-выборной конференции Вологодской областной организации компартии, но почему-то замеченным прессой оказалось это мое заявление, сделанное в прошлую субботу на отчетно-выборной конференции в Великом Новгороде", - сказал В.Куцов.
Объясняя причины своего решения сосредоточиться на парламентской работе, он отметил, что "сейчас в нашей партии проводится линия на омоложение руководящего состава, и пусть этот процесс начнется с меня".
В то же время В.Купцов отметил, что если предстоящий 3 июля отчетно-выборный съезд КПРФ вновь изберет его в руководство партии, он будет работать на этом посту и впредь, понимая, что "партия крепка, когда в ней сочетается опыт ветеранов с инициативностью молодых кадров".
"Не сомневаюсь, что съезд поставит задачу о необходимости значительного усиления работы в массах, обновление ее формы и методы, особенно с учащейся молодежью, а также с теми, кто работает в реальных секторах экономики. Для этого нужны те, кто хорошо разбирается в новых технологиях работы с людьми и близок к студенческой молодежи и к бизнес-структурам", - сказал В.Купцов.
В свою очередь один из руководителей КПРФ на условиях анонимности сказал, что между В.Купцовым и лидером партии Геннадием Зюгановым "уже очень давно преодолены разногласия по целому ряду принципиальных вопросов".
Источник напомнил, что еще два-три года назад, когда из партии исключали экс-спикера Госдумы Геннадия Селезнева и других, существовало так называемое "купцовское крыло".
"Тогда Купцов и его сторонники считали, что для оживления партийной работы необходимо разделить посты лидера партии и лидера ее парламентской фракции, а также предпринять ряд других шагов. Однако позже все эти разногласия частично были преодолены, частично подавлены, и сейчас уже давно вопросами оргпартработы занимается не Купцов и секретарь ЦК КПРФ Сергей Потапов, как это было прежде, а сам Зюганов и лидер одной из региональных организаций Валерий Рашкин", - сказал источник.
Первый зампредседателя президиума ЦК КПРФ В.Купцов заявил об отставке ("Независимая")
"Независимая" газета комментирует заявление первого зампреда президиума ЦК КПРФ и фактически основателя компартии в ее нынешнем виде В.Купцова об отставке. При этом свои полномочия он намерен сложить на десятом съезде КПРФ, который, по его оценке, станет "одним из самых трудных в истории компартии". Любопытно, отмечает "НГ", что Купцов предрекает значительные кадровые изменения в руководстве партии, и отнюдь не косметического характера. Наступило время "вводить в руководство новых людей и помогать им", заявил, в частности, он. Вообще, полагает издание, сам по себе факт, что в столь ответственный момент со сцены уходит один из "тяжеловесов", традиционно состоявший во внутрипартийной оппозиции к лидеру КПРФ Г.Зюганову, говорит о многом. "Партия сейчас испытывает внешний прессинг, кроме того, в ней накопилось много внутренних проблем, вызванных просчетами и ошибками" - таков диагноз, поставленный Купцовым.
Предстоящий в июле съезд КПРФ должен определить причины поражения на думских выборах, а также решить - кому доверить лидерство в структуре, переживающей кризис. Конечно, не исключено, что на съезде будут выдвигаться кандидаты, альтернативные Г.Зюганову, однако, по мнению "НГ", позиции нынешнего лидера КПРФ достаточно прочны, да и данные соцопросов показывают, что Зюганов все еще пользуется высоким авторитетом среди рядовых коммунистов. В частности, всего лишь около 20% респондентов допускают возможность смещения лидера КПРФ со своего поста. Тем самым обещанные Купцовым кадровые перестановки вряд ли затронут кресло лидера, но приведут к серьезным перестановкам в высшем эшелоне партии. Тем более, что помимо ухода самого Купцова ожидается отставка еще одного заместителя руководителя ЦК - Л.Иванченко. Таким образом, наиболее вероятным претендентом на пост второго человека в партии становится еще один зампред, И.Мельников.
**Скандалы и происшествия. Слухи**
В МВД отрицают существование списков "неблагополучных" банков
В МВД России отрицают наличие какого бы то ни было перечня банковских структур, подозреваемых в совершении финансовых преступлений, в том числе отмывании средств, полученных незаконным путем.
Ранее с аналогичным заявлением выступил глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков.
"В МВД этого списка тоже нет", - заявил в понедельник на пресс-конференции заместитель министра внутренних дел Сергей Веревкин-Рахальский.
"Никаких списков и никаких гонений на банки", - добавил он.
Касаясь ситуации с "Содбизнесбанком" и банком "Кредиттраст", замминистра отметил: "Для банковского сообщества не является секретом Полишинеля, что у обоих банков один руководитель".
В связи с этим он напомнил, что в отношении "Содбизнесбанка" существуют подозрения в отмывании денег, полученных преступным путем. В частности, речь идет о сумме в 10 млн. долларов, заплаченных в качестве выкупа за одного из похищенных менеджеров "КамАЗа", напомнил он.
Кроме того, по его словам, в течение 2003 года физическими лицами нерезидентами из банка было изъято 389 млн. 896 тыс. долларов.
В свою очередь из банка "Кредиттраст" за тот же период времени нерезиденты изъяли 413 млн. 813 тыс. долларов США.
С.Веревкин-Рахальский подчеркнул, что "в ситуации с "Содбизнесбанком" правоохранительные органы действовали строго в рамках закона".
"ЮКОС" выдал правоохранительным органам недостаточное количество документов, утверждают в МВД
В МВД РФ отмечают недостаточность объемов выданных нефтяной компанией "ЮКОС" документов о налоговой деятельности компании.
"ЮКОС" за все время выдал небольшое количество документов", - заявил в понедельник на пресс-конференции заместитель министра внутренних дел РФ Сергей Веревкин-Рахальский.
"Мы в течение длительного времени требовали у налогоплательщиков выдать эти документы. Но поскольку они не были выданы, мы прибегли к процедуре выемки", - отметил замминистра.
Он пояснил, что изымаемые документы касались схем ухода от налогов.
Касаясь работы своего подразделения в названной сфере, С.Веревкин-Рахальский отметил: "Главное управление по налоговым преступлениям довольно активно противодействуем новым схемам ухода от налогов". "Для нас не столь важно, сколько народу сидит в тюрьме, более важно, сколько реальных денег возмещено в государственный бюджет", - подчеркнул он.
При этом он отметил, что "схемы ухода от налогов появляется часто": "Мы раскрываем одну, тут же появляются новые".
С.Веревкин-Рахальский пояснил, что в обязанность его службы входит "выявление и документирование" налоговых преступлений. После этого "документы направляются следственным органам, а они принимают решение: либо отказывают, либо возбуждают уголовное дело".
В качестве примера деятельности своей службы С.Веревкин-Рахальский отметил, что несколько дней назад с одной из угольных компаний страны было взыскано недоимок в бюджет на сумму более 1 млрд. рублей.
ИД "КоммерсантЪ" впервые за свою историю вынужден отстаивать товарный знак в суде ("Ведомости")
"Ведомости" сообщают, что издательский дом "КоммерсантЪ" впервые за свою историю вынужден отстаивать товарный знак в суде. Как отмечает издание, иск подан против газеты "Коммерсант в Тольятти". ИД "КоммерсантЪ" требует прекратить издание и распространение газеты "Коммерсант в Тольятти", а также взыскать с издания компенсацию за нарушение прав на товарные знаки в размере 300 тыс. руб. По словам заместителя руководителя юридической службы издательского дома В.Райкина, "в названии тольяттинской газеты есть сходство с товарными знаками, которые зарегистрированы издательским домом "КоммерсантЪ", и это однозначно лишает их права на издание газеты под таким названием". Он также сообщил, что "ответчики потребовали, чтобы в качестве одного из соответчиков суд привлек Поволжское территориальное управление министерства печати, где было зарегистрировано тольяттинское издание". В свою очередь, продолжает газета, руководитель Поволжского территориального управления министерства печати С.Жданова, заявила, что не знает о привлечении управления в качестве соответчика в судебном разбирательстве между издательским домом "КоммерсантЪ" и газетой "Коммерсант в Тольятти". "В любом случае я считаю, что газета, зарегистрированная на законных основаниях, имеет право на издание", - сказала С.Жданова. По ее словам, сторонам лучше всего было бы заключить мировое соглашение.
**Экономические новости**
Для модернизации российского ЖКХ необходимо около 2 трлн. рублей
Для модернизации российского коммунального сектора необходимо около 2 трлн. рублей инвестиций, заявил зампред Федерального агентства по ЖКХ Юрий Тыртышов на форуме в субботу во Владимире.
По его данным, объем недофинансирования ЖКХ оценивается в 72 млрд. рублей ежегодно, объем просроченной кредиторской задолженности на 1 января 2004 года достиг 155 млрд. рублей, дебиторской задолженности - 200 млрд. рублей.
Между тем, по его словам, решить проблему технической модернизации ЖКХ за счет инвестиционной составляющей в тарифе "просто невозможно". "Идея самофинансирования отрасли за счет платежей населения на сегодняшний день может быть связана лишь с покрытием текущих затрат по производству услуг", - считает он.
Изменить же ситуацию, по мнению Ю.Тыртышова, способны инвестиции со стороны частных компаний. В этой связи основным достижением реформирования системы реформ чиновник называет "достижение в какой-то мере окупаемости жилищно-коммунальных услуг" - по его данным, доходность на вложенный капитал в отрасли составляет 5-7%, а объем рынка коммунальных услуг составил в 2003 году 900 млрд. рублей.
В то же время, отметил Ю.Тыртышов, для защиты интересов потенциальных инвесторов, снижения коммерческих рисков необходимо принятие законов, прежде всего закона об инвестиционных соглашениях в сфере ЖКК. "Развитие различных механизмов и форм инвестирования было вписано, как одно из ключевых направлений в программу реформирования и модернизации ЖКХ РФ", - заключил он.
Главным итогом межрегионального форума "ЖКХ России: перспективы развития. Партнерство потребителей, власти и бизнеса" стало принятие Декларации принципов взаимодействия публичной власти, частного бизнеса и потребителей в сфере ЖКХ
"Коммерсантъ" комментирует прошедший межрегиональный отраслевой форум "ЖКХ России: перспективы развития. Партнерство потребителей, власти и бизнеса", организованный ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) и администрацией Владимирской области. Главным итогом форума стало принятие Декларации принципов взаимодействия публичной власти, частного бизнеса и потребителей в коммунальной сфере. Участники форума обсудили проблемы взаимодействия власти, бизнеса и потребителей в ЖКХ, у каждого из которых своя цель: у потребителей - высокое качество услуг за низкую цену; у бизнеса - минимизация рисков, ответственность и стабильная прибыль; власти хотят, чтобы ЖКХ перестало быть головной болью при минимальных бюджетных расходах, чтобы бизнес нес больше ответственности за ЖКХ, и чтобы население не взбунтовалось от роста тарифов. Еще один ключевой вопрос: можно ли приватизировать сетевое хозяйство в ЖКХ. По мнению замгендиректора ЗАО "Комплексные энергетические системы" М.Слободина, "не стоит бояться приватизации инфраструктуры ЖКХ. Она по факту уже есть". С ним категорически не согласился председатель правления РКС С.Яшечкин, считающий, сети должны оставаться в собственности властей. С.Яшечкин также предложил схему раздельного инвестирования в строительство жилья и создание инфраструктуры, которая позволит снизить стоимость жилья на 40%. Он пояснил, что нести нагрузку за строительство инфраструктуры не должны покупатели связанных с этой инфраструктурой объектов. Эта нагрузка должна равномерно распределяться по всему рынку.
Продолжая тему "Известия" отмечают, что договориться о принципах реформы ЖКХ участники форума решили за несколько дней до того, как будет назван покупатель 25%-ного пакета акций РКС, проданного "Газпромом" месяц назад. Предполагается, что им стала компания "Ренова", уже располагавшая 10% акций РКС. Появление блокирующего пакета у одного из участников холдинга может стать началом серьезных изменений в работе АО, в адрес которого звучат обвинения в излишней "масштабности". Председатель совета директоров РКС М.Абызов сказал, что подробности сделки объединенной финансовой группы, которая приобретала пакет, будут оглашены 10 июня. Нового владельца пакета он назвать отказался.
"Независимая" газета, рассказывая о подписании "Декларации принципов взаимодействия публичной власти, частного бизнеса и потребителей" в "коммунальной сфере" в ходе празднования дня коммунального работника во Владимире, называет это точкой соприкосновения между властью и бизнесом. При этом частные инвесторы коммунального бизнеса, собравшиеся на отраслевой форум, подталкивали власти к принятию четких законов и установлению честных правил игры, созданию условий для заключения долгосрочных контрактов и прозрачной тарифной политики. А власти говорили о необходимости взаимодействия, проблемах в законотворчестве и требовали от коммунальщиков повышения качества услуг. Причем, как выяснилось, одной из главных проблем частных инвесторов в ЖКХ является невозможность заключения долгосрочных контрактов, что приводит к росту потенциальных рисков инвесторов.
Тем не менее, замечает "НГ", определенных успехов частный бизнес в ЖКХ все же добился. Так, ОАО "Российские коммунальные системы" в настоящее время работает в 16 регионах России, причем только с Кировом заключен долгосрочный договор на срок 15 лет, подписание аналогичного документа планируется во Владимире, а с остальными муниципалитетами действуют краткосрочные договоры аренды. Споры о том, должно ли приватизироваться коммунальное хозяйство, так ничем и не закончились. ОАО "РКС" считает, что все коммунальное имущество должно оставаться в собственности муниципалитета, а частный бизнес должен только управлять им, но в МЭРТе полагают, что законодательного запрета на приватизацию быть не должно, поэтому вопрос о приватизации, который Госдума будет рассматривать в первом чтении 10 июня, "вынесен за скобки".
В развитие темы "Газета", напоминая о том, что больше года назад представители крупного бизнеса, такие как РАО ЕЭС, Газпромбанк, "Интеррос", "Ренова", заявили о своем приходе в коммунальный бизнес "для наведения там порядка", объединившись в компанию "Российские коммунальные системы", обращает внимание на их заявление о готовности превратить убыточное ЖКХ в прибыльный бизнес. Однако существует множество проблем, которые мешают развитию инвестиций, поэтому на этой неделе Госдума рассмотрит законы, призванные решить их. В частности, один из законопроектов относится к инвестиционным соглашениям в ЖКХ и регламентирует права и обязанности, как частного бизнеса, так и муниципалитетов. При этом, признают предприниматели, вопрос собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, а также финансовое оздоровление предприятий ЖКХ эти законы тщательно обходят. Несмотря на заявления о том, что наиболее эффективным способом привлечения инвестиций в коммуналку станет передача ее в частную собственность, вопрос об этом остается открытым, подчеркивает издание. В Минэкономразвития готовы разрешить продажу коммунального имущества в частную собственность, однако у них есть противники в лице агентства по строительству и ЖКХ, в котором опасаются разгула в области тарифов. Отложено решение и по вопросу о долгах ЖКХ. Дело в том, поясняет газета, что с авторами законопроекта не согласился Минфин, который не устроила предложенная схема реструктуризации долгов с их частичным списанием, а также компенсацией из федерального бюджета нефинансируемых мандатов за прошлые годы.
По мнению "Новых Известий", даже тот бизнес, который уже работает в ЖКХ, в продекларированное на форуме светлое будущее, похоже, не верит. Как заявил гендиректор "Комплексных энергетических систем" М.Слободин, основной задачей государства должны стать меры по снижению рисков инвестиций. К рискам он относит, в частности, непрозрачную систему образования тарифов, взаимные задолженности поставщиков и потребителей жилкомуслуг. К тому же только для того, чтобы пройти бюрократические "согласовательные" барьеры и начать осваивать выделенные деньги, требуется не меньше полутора лет. Да и сами инвестиции в ЖКХ на данный момент имеют большой срок окупаемости, а их рентабельность оценивается в 5-7%. В таких условиях, по мнению М.Слободина, частный бизнес в "коммуналку" не пойдет. Пойдут лишь те, кто "обладает в первую очередь здоровым чувством авантюризма, поскольку без этого тут пока работать невозможно".
РФ считает развитие коридоров Европа-Азия одним из приоритетов транспортной политики
Россия создает самые благоприятные условия для развития проходящих по территории РФ международных транспортных коридоров между Европой и Азией, в том числе и для привлечения иностранных инвестиций в эти, заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Как сообщил пресс-секретарь министра Светлана Крыштановская, такое заявление сделал И.Левитин, выступая с докладом на проходящем в Испании международном семинаре "Расширение Европы и проблемы транспорта.
"Россия заинтересована в налаживании серьезного, регулярного и равноправного диалога с Евросоюзом в сфере транспорта", - подчеркнул министр
Одним из приоритетов национальной транспортной политики России, сказал И.Левитин, является развитие международных транспортных коридоров. Он сообщил, что по территории России в настоящее время проходят 3 международных транспортных коридора. Из них наибольшую протяженность имеет международный транспортный коридор N9, проходящий от границы с Финляндией к Санкт-Петербургу и далее до границ с Украиной и Белоруссией.
По словам министра "функционирование этих международных транспортных коридоров показало высокую эффективность при обеспечении внешнеэкономических и пассажирских связей со странами Европы". Тем самым европейский вектор интеграции России в мировую хозяйственную систему получил надежное транспортное обеспечение. В последние годы происходило устойчивое укрепление торговых и туристических связей ЕС со странами других континентов, в том числе с азиатским. Наглядным примером может послужить динамика торговли ЕС с КНР, с республикой Корея и Индией.
Министр считает перспективным развитие инфраструктуры по направлениям Север-Юг и Запад-Восток, обеспечивающим кратчайшие связи Европы со странами Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
И.Левитин сообщил, что в рамках федеральной целевой программы модернизации транспортной системы России реализуется подпрограмма "Международные транспортные коридоры", целью которой является улучшение транспортного обслуживания международных связей, в том числе создание благоприятных условий для привлечения на национальные транспортные коммуникации транзитных перевозок.
Министр также отметил, что в процессе создания евроазиатской транспортной инфраструктуры важнейшую роль играет государственное регулирование. Необходимо тесное двустороннее сотрудничество по вопросам отбора участков международных транспортных коридоров на территории каждой из заинтересованных стран с учетом их национальных интересов, сказал И.Левитин. Кроме того, технические параметры и условия функционирования участков МТК должны быть согласованы с заинтересованными государствами.
Особого внимания, по мнению И.Левитина, требует развитие магистральной транспортной инфраструктуры, транспортных узлов, таможенных и пограничных пунктов, находящихся в собственности государства. "Мы полностью поддерживаем идею тесной увязки политики в области развития международных транспортных коридоров и решений по обустройству пунктов пропуска", - сказал он.
И.Левитин также отметил важность стимулирования инвестиций из внебюджетных источников, привлечения иностранных инвесторов. Он подчеркнул, что "стоящие перед международным транспортным сообществом задачи необходимо решать комплексно, на основе партнерства, в том числе, конвергенции частного и государственного секторов экономики, сближения их позиций, в целях создания устойчивых транспортных связей"
**Банковские новости**
Центробанк РФ будет рефинансировать банковскую систему в случае проблем с ликвидностью, - первый зампред ЦБ
ЦБ РФ обещает рефинансировать российскую банковскую систему в случае возникновения проблем с ликвидностью, заявил в понедельник журналистам первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов по итогам встречи с представителями порядка двадцати московских банков в АРБ.
"Если снизится ликвидность, Центробанк будет рефинансировать банковскую систему в необходимых для нее объемах", - сказал А.Козлов, добавив, что Банк России и сейчас рефинансирует кредитные организации.
По его словам, в пятницу на рынке межбанковского кредитования наблюдались "некоторые позывы к колебаниям", однако никаких фундаментальных экономических причин для беспокойства у Центробанка нет.
"Ситуация с Содбизнесбанком вызвала некую волну нервозности. Банк сам себя поставил в такую ситуацию; ЦБ такую ситуацию не провоцировал и не планирует провоцировать", - отметил он.
В свою очередь, президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян заявил, что у ЦБ РФ "нет серьезных претензий к системе".
"У собравшихся банков грубых претензий друг к другу нет. Каких либо фактов, изменяющих отношение друг к другу, тоже нет", - согласился А.Козлов.
На встрече в понедельник утром присутствовали руководители порядка двадцати московских банков, в том числе Гута-банка, МДМ-банка, Альфа- банка, банка "Глобэкс", "Электроника", банка "Губернский", а также депутат Владимир Тарачев.
Руководству Банка России стоит внимательно следить за реакцией банкиров на свои действия и заявления, иначе Россия может оказаться на пороге нового банковского кризиса ("Независимая", "Газета")
Как отмечает "Независимая" газета, в конце прошлой недели многие кредитные организации стали закрывать лимиты друг на друга по межбанковском кредитам. Эксперты и даже представители ЦБ назвали эту ситуацию "паникой". Причина этого, прежде всего, в том, что банкиры находятся в состоянии легкого шока после истории с "Содбизнесбанком" и "Кредиттрастом". Последний, в свою очередь, объявил о самоликвидации из-за кризиса ликвидности, случившегося после того, как ему отказали в доверии другие банки и вкладчики, снявшие за несколько дней около 200 млн. руб. При этом банкиры и граждане подозревали "Кредиттраст" в связи с "Содбизнесбанком", поясняет "НГ". Банки начали смотреть друг на друга с сомнением и искать тех, кто следующим попадет под прицел ЦБ и Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ). А произнесенные главой ФСФМ В.Зубковым слова о том, что еще десяток банков находятся на очереди, породили в банковском сообществе устойчивое мнение о наличии некоего "черного списка".
Более того, первый зампредседателя ЦБ РФ А.Козлов фактически признал, что на рынке существуют панические настроения. По его мнению, банки используют фантом "черных списков" для неконкурентной борьбы друг с другом, тогда как у властей никакого "черного списка" нет. Наверное, с ЦБ в целом можно согласиться в том, что в банковской системе надо наводить порядок, но руководству Банка России стоит внимательно следить за реакцией банкиров, которые, судя по всему, не очень верят в отсутствие "черного списка", подчеркивает издание. Если ЦБ не учтет этот фактор, то Россия может оказаться на пороге нового банковского кризиса, который на этот раз спровоцирует сам Банк России, заключает "НГ".
Продолжая тему, "Газета" пишет, что еще один банк готов повторить судьбу "Содбизнесбанка" - "Кредиттраст" решил добровольно ликвидироваться. Как выяснилось, вкладчики создают инициативную группу для того, чтобы получить свои вклады. Хотя первый зампред ЦБ А.Козлов заявил, что у "Кредиттраста" еще есть шанс "выжить", в это, похоже, уже никто не верит. А в минувшие выходные директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ А.Симановский заявил, что у 137 банков обнаружены признаки фиктивного ("дутого") капитала. Как считает издание, такие данные ставят под угрозу доверие населения ко всей банковской системе России.
**Новости компаний**
РАО "ЕЭС" и министерства проанализируют последствия деприватизации Саяно-Шушенской ГЭС
Минэкономразвития совместно с Минпромэнерго и РАО "ЕЭС России" проанализируют последствия деприватизации Саяно-Шушенской ГЭС, говорится в протоколе совещания, которое состоялось 2 июня у вице-премьера правительства РФ Александра Жукова.
Как отмечается в протоколе, РАО "ЕЭС" и министерствам поручено "дополнительно проработать возможные последствия деприватизации имущественного комплекса ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС".
Один из участников совещания пояснил, что подобное решение вызвано необходимостью проработать аргументацию для участия РАО "ЕЭС" и федеральных органов исполнительной власти в рассмотрении ситуации вокруг Саяно-Шушенской ГЭС в суде.
Как сообщалось ранее, арбитражный суд Восточного-Сибирского округам 12 марта принял решение вернуть имущественный комплекс Саяно-Шушенской ГЭС в госсобственность, удовлетворив тем самым иск правительства Хакасии, на территории которой расположена станция. РАО "ЕЭС" 12 мая направило в Высший арбитражный суд РФ надзорную жалобу на решение окружного суда, заявив, что имеет претензии, как по существу дела, так и по процедуре проведения заседания.
По мнению РАО "ЕЭС", если Высший арбитражный суд оставит в силе решение окружного суда, правительство РФ должно будет вернуть РАО акции, которые были оплачены имущественным комплексом Саяно-Шушенской ГЭС, после чего доля государства в энергохолдинге уменьшится с нынешних 52,55% до 50,21%, что противоречит российскому законодательству.
И инвесторы, и РАО "ЕЭС", и Минэкономразвития высказывались за участие представителей правительства РФ в судебном разбирательстве по этому вопросу, чтобы не допустить деприватизации ГЭС и ущемления интересов акционеров энергохолдинга. А.Жуков в конце мая поддержал эти предложения.
По сведениям "Ведомостей", правительство собирается скорректировать план реформы электроэнергетики: вместо распределения гидростанций РАО ЕЭС в четыре компании создать единую суперкомпанию
"Ведомости", напоминая, что на базе РАО "ЕЭС России" планировалось создать 10 оптовых генерирующих компаний, пишут, что эти планы могут поменяться. Как сообщает издание со ссылкой на осведомленного правительственного чиновника, на совещании, состоявшемся 2 июня, вице-премьер А.Жуков поручил Минпромэнерго и Минэкономразвития до середины июня подготовить проект решения правительства "о целесообразности внесения уточнения в состав ОГК, создаваемых на основе гидроэлектростанций". Газета замечает, что речь идет о создании не четырех, а одной-единственной ОГК, в которую войдут все ГЭС энергохолдинга. По словам другого госчиновника, объединить все ГЭС в одну ОГК предложил председатель правления РАО ЕЭС А.Чубайс - несколько месяцев назад он написал об этом министру экономического развития и торговли Г.Грефу. Затем, продолжает собеседник издания, идею А.Чубайса одобрили на правительственном совещании. Между тем источник, близкий к акционерам РАО, даже называет вероятного руководителя суперкомпании - это член правления РАО В.Синюгин, отвечающий за реформирование гидрогенерации.
В то же время замминистра экономического развития А.Шаронов сообщил, что Минпромэнерго уже поручено разработать соответствующие поправки в распоряжение правительства. По его словам, цель объединения ГЭС в единую компанию - упростить управление и сконцентрировать финансовые ресурсы гидроэнергетики - ведь из-за низкой себестоимости рентабельность ГЭС может сильно превышать рентабельности тепловых станций, и правительство давно думает "уравнять их в правах". Комментируя ситуацию, член совета директоров РАО ЕЭС С.Ремес заявил, что такой актив был бы интересен портфельным инвесторам, но не стратегическим - "слишком дорог, да и контроль вряд ли возможен".
"ЮКОС" располагает $1 млрд. в виде наличных, - финансовый директор
Нефтяная компания "ЮКОС", с которой налоговые органы намерены взыскать за один 2000 год дополнительно более $3 млрд., располагает ликвидными средствами в $1 млрд., заявил финансовый директор компании Брюс Мезамор.
"У нас нет наличных денег для оплаты всего этого счета", - сказал он в ходе трансляции участникам энергоконференции в США, передает Bloomberg.
Арбитражный суд Москвы принял решение о взыскании с "ЮКОСа" дополнительного налога на прибыль за 2000 год с учетом пеней и штрафов в размере 99,4 млрд. рублей ($3,4 млрд.) на основании иска МНС России. НК "ЮКОС" заявил в связи с этим, что считает возможным наступление из-за исков налоговиков состояния банкротства компании еще до окончания 2004 года, так как в результате прежнего судебного запрета на продажу любого имущества она не может провести реализацию активов для привлечения ликвидных средств.
"Норильский никель" завершает реорганизацию зарубежной сбытовой сети
ОАО "ГМК "Норильский никель" завершает реорганизацию зарубежной сбытовой сети.
Как сообщается в пресс-релизе компании, реализация цветных металлов "Норникеля" на европейском рынке осуществляется британской Norilsk Nickel Europe Ltd., на американском рынке - Norilsk Nickel USA Ltd (США, Питтсбург). В сбытовую сеть также войдет компания в Гонконге, через которую будет осуществляться дистрибьюция цветных металлов на азиатском рынке.
Должность управляющего директора по продаже цветных металлов Norilsk Nickel Europe Ltd занимает Дэвид Гэддес (David Gaddes), в Norilsk Nickel USA Ltd - Юрий Соболев.
Реализация металлов платиновой группы продолжается через британскую Norimet Ltd, в которой должность управляющего директора по продаже драгоценных металлов занимает Денис Лепетюха (Denis Lepetukha). В рамках реорганизации системы управления компаний зарубежной сбытовой сети, должность президента Norimet Ltd была упразднена. Петр Холодный, занимавший пост президента Norimet, покинул компанию в конце мая этого года.
Компания Norimet, выполнявшая функции основного зарубежного дистрибьютора группы "Норильский никель", в качестве холдинговой компании будет специализироваться на управлении некоторыми зарубежными активами "Норникеля", в частности, акциями американской Stillwater Mining Company и южноафриканской Gold Fields Limited.
"Норильский никель" является крупнейшим в мире производителем никеля и металлов платиновой группы. На долю компании приходится 18% мирового производства никеля, 13% - кобальта, 3% - меди, более 50% - палладия, 14% - платины и 1,5% - мирового производства золота.
"Русал" официально "открестился" от притязаний на принадлежащие РАО ЕЭС Красноярскую, Богучанскую и Саяно-Шушенскую ГЭС ("Русский курьер")
"Русский курьер", отмечает, что "Русал" официально "открестился" от притязаний на принадлежащие РАО ЕЭС Красноярскую, Богучанскую и Саяно-Шушенскую ГЭС. Это заявление "Русала" - ответ на заявление председателя правления РАО ЕЭС А.Чубайса, который назвал действия "Русского алюминия" с ситуации вокруг сибирских ГЭС, направленными против интересов акционеров РАО ЕЭС. Однако, поспешив публично снять с себя подобные обвинения, "Русал" не отказал себе в удовольствии лишний раз "констатировать отсутствие конкретных действий по исполнению далеко не амбициозных планов по вводу новых энергомощностей и неспособность менеджмента РАО, использующего повышение тарифа и абонентской платы как самый простой и неэффективный способ формирования инвестиционного бюджета компании, реализовывать рыночные механизмы привлечения инвестиционного финансирования", подчеркивает "РК".
БрАЗ в 2004 году увеличит производство первичного алюминия на 2%
Братский алюминиевый завод (БрАЗ, Иркутская область, входит в "Русский Алюминий) в 2004 году увеличит производство первичного алюминия на 2% по сравнению с прошлым годом, до 950 тыс. тонн, заявил управляющий директор ОАО "БрАЗ" Владимир Берстенев на пресс-конференции в Братске.
Он также сообщил, что в настоящее время на предприятии реализуется программа "Сплав" по увеличению объемов выпуска продукции более высокого передела.
По его словам, в 2003 году завод произвел 47 тыс. тонн сплавов и в 2004 году увеличит производство до 100 тыс. тонн сплавов.
В.Берстенев добавил, что на БрАЗе существует стратегия развития завода на 5 лет (с 2003 по 2008 гг.). Согласно программе, к 2008 году производство алюминия достигнет 987 тыс. тонн в год, при этом доля сплавов должна увеличиться до 32% от общего объема производства, производительность труда - повыситься до 195 тыс. тонн на человека в год. Издержки производства планируется сократить на $17,2 за тонну товарного алюминия.
Кроме того, существует программа развития предприятия на 10 лет (2003-2013 гг.). Согласно программе, выпуск алюминия к 2013 году должен увеличиться до 1 млн. тонн, доля сплавов - до 50% от общего объема производства. Издержки производства планируется сократить на 30%, а производительность труда - увеличить в 2,3 раза.
По словам В.Берстенева, 90% продукции завод поставляет на экспорт, "оставшиеся 10% - это катанка, которая реализуется кабельным заводам, предприятиям черной металлургии и Самарскому метзаводу (СМЗ)". В общем объеме экспорта предприятия 49% приходится на Японию и 35% - на США.
Как ранее сообщалось, БрАЗ в 2004 году планирует направить $17 млн. на финансирование проектов по модернизации печей по переплаву анодной массы в связи с переходом на технологию "сухого" анода, автоматизацию корпусов электролиза.
Братский алюминиевый завод - крупнейший в мире производитель и экспортер первичного алюминия. Первый пусковой комплекс завода введен в эксплуатацию в 1966 году. "Русскому Алюминию" принадлежит 99,5% акций Братского алюминиевого завода.
"Русский Алюминий" входит в тройку крупнейших мировых алюминиевых компаний, на его долю приходится более 70% российского и около 10% мирового производства первичного алюминия.
В состав компании входят Красноярский, Братский, Новокузнецкий и Саяногорский алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный комбинат, Николаевский глиноземный завод на Украине, а также Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты, завод "РОСТАР", Белокалитвинское металлургическое производственное объединение и другие предприятия.
В настоящее время 75% акций АО "Русский Алюминий" принадлежит акционерам компании "Базовый Элемент", 25% акций - акционерам HК "Сибнефть". Пакетом акций "Сибнефти" управляет компания Millhouse Capital.
Допустив "Аэрофлот" к управлению Шереметьево, правительство, по сути, в одностороннем порядке пересмотрело результаты конкурса ("Независимая")
"Независимая" газета пишет, что премьер-министру М.Фрадкову удалось уговорить "Альфу" поделиться своими правами на управление Шереметьево с "Аэрофлотом". При этом в течение двух недель "Альфа" представит в правительство концепцию по управлению действующими терминалами Шереметьево-1 и Шереметьево-2 и проектируемым третьим, в которой будут учтены интересы авиакомпании. Тем самым, разделив контроль над аэропортом с "Аэрофлотом", "Альфа" уже не сможет диктовать свои условия - организационные, технологические и финансовые решения будут приниматься коллегиально. В свою очередь, "Аэрофлоту" удастся спланировать нужное расписание полетов и заняться улучшением качества обслуживания пассажиров. В концепции, рассчитанной на трехлетний период, будут четко прописаны доли компаний в совместном предприятии и их полномочия.
По словам министра транспорта РФ И.Левитина, "Альфа" сама просит, чтобы "Аэрофлот" участвовал в управлении компанией. Однако, по мнению аналитиков, вряд ли "Альфа" собиралась делиться своими полномочиями. Допустив авиакомпанию к управлению аэропортом, правительство, по сути, в одностороннем порядке пересмотрело результаты конкурса в пользу проигравшей стороны, утверждает издание. Эксперты же считают, что "Альфа" еще попытается навязать авиакомпании невыгодные условия, в первую очередь это касается доли участия в управлении аэропортом. Только управление Шереметьево без вложений в развитие может приносить более $2 млн. в год, а если "Аэрофлот" будет управлять с "Альфой" на равных условиях, то доход компании М.Фридмана сократится вдвое.
Вокруг тендера на управление вообще было много странного, замечает "Независимая" газета. Например, когда "Альфа" победила, подозрительно долго не было соответствующей директивы правительства, а глава "Аэрофлота" В.Окулов пригрозил уходом "Аэрофлота" из Шереметьево. Теперь в две недели соперники по конкурсу должны выработать концепцию создания единой компании. Непонятно только, что будет с многострадальным аэропортом, который давно пора реконструировать. Если до сих пор "Аэрофлот" не занялся его модернизацией, то, что можно говорить об "Альфе", которой теперь управление аэропортом совершенно неинтересно: мало того, что она не сможет самостоятельно им распоряжаться, так еще и рушатся надежды на приватизацию аэропорта, которые и привлекали "Альфу" в Шереметьево, заключает "НГ".
"Руспромавто" намерено увеличить долю в уставном капитале "ГАЗа"
Холдинг "Руспромавто", наряду с другими акционерами АО "Горьковский автомобильный завод" ("ГАЗ", Нижний Новгород) намерен принять участие в выкупе дополнительной эмиссии акций завода на 1,4 млн. рублей, заявил журналистам генеральный директор "Руспромавто" Александр Юшкевич.
"Руспромавто" заинтересовано в увеличении доли в уставном капитале "ГАЗа", - подчеркнул он. При этом, по его словам, в настоящее время "Руспромавто" консолидировало около 60% акций автозавода.
Между тем, как говорится в официальном сообщении АО "ГАЗ", размещенном 4 июня, ОАО "Руспромавто" увеличило свою долю обыкновенный акций автозавода с 19,23% до 68,72%.
Как сообщалось ранее, совет директоров АО "ГАЗ" в апреле текущего года принял решение увеличить уставный капитал АО на 19,87% - до 8 млн. 503,019 тыс. рублей путем дополнительной эмиссии акций.
Всего планируется выпустить 1 млн. 409 тыс. 903 акции номиналом 1 рубль. Предполагается, что акции допэмиссии будут размещаться по открытой подписке.
Согласно решению совета директоров АО "ГАЗ", цена размещения одной акции допэмиссии будет определена советом после госрегистрации выпуска акций на основании сделок, зарегистрированных в РТС за последние 6 месяцев, предшествующих дате госрегистрации.
АО "ГАЗ" планирует направить средства, привлеченные от размещения дополнительной эмиссии акций, на развитие производства и реализацию инвестиционных проектов.
Уставный капитал АО "ГАЗ" составляет 7 млн. 093 тыс. 115 рублей, он разделен на 5 млн. 639 тыс. 615 обыкновенных и 1 млн. 453,5 тыс. привилегированных акций номиналом 1 рубль.
"Руспромавто" намерен вывести свои акции на открытый фондовый рынок
Холдинг ОАО "Руспромавто" планирует выйти на фондовый рынок в конце 2005 года, сообщил журналистам генеральный директор компании Александр Юшкевич.
По его словам, выход "Руспромавто" на фондовый рынок обусловлен тем, что в условиях высоких кредитных ставок предприятия холдинга не могут эффективно привлекать кредиты банков для развития. При этом, отметил А.Юшкевич, для развития компании необходимы сотни миллионов долларов.
Предполагается, что на первом этапе выхода на фондовый рынок "Руспромавто" выпустит в свободное обращение свои акции.
Выход компании на фондовый рынок, заявил А.Юшкевич, также обусловлен тем, что большинство предприятий, входящих в холдинг, сами по себе не представляют большого интереса для инвесторов.
В "Руспромавто" входят АО "Горьковский автозавод", АО "Автозавод "Урал", четыре автобусных завода: АО "Павловский автобус, АО "Курганский автобусный завод", ООО "Ликинский автобус", а также АО "Голицынский автобусный завод" (Московская область) и ряд других предприятий.
"ГАЗ" рассчитывает в июне реструктурировать долг по еврозайму
ОАО "Горьковский автомобильный завод" ("ГАЗ", Нижний Новгород, входит в "Руспромавто") рассчитывает в июне 2004 года согласовать условия соглашения с правительством Нижегородской области о реструктуризации долга предприятия по кредиту, полученному из средств областного еврозайма. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Руспромавто" Александр Юшкевич.
По его словам, переговоры о реструктуризации подходят к завершению, и "Руспромавто" видит "благоприятное отношение к "ГАЗу" со стороны областного правительства".
Ранее министр финансов Нижегородской области Вадим Соболев заявлял, что министерство готово пойти на списание части долга ОАО "ГАЗ" по кредиту, полученному из средств областного еврозайма. По его словам, в результате переговоров между сторонами может быть достигнута договоренность о списании части процентов по кредиту.
По данным регионального Минфина, на 1 марта текущего года просроченный долг "ГАЗа" по еврозайму составлял $10 млн. 837,013 тыс., в том числе $5 млн. - основной долг, $963,668 тыс. - проценты, $4 млн. 873,345 тыс. - проценты за просрочку платежа.
Также областные власти ведут с автозаводом переговоры о реструктуризации долга "ГАЗа" по кредиту в размере $5,5 млн., который предприятие получило из средств, привлеченных Нижегородской областью в 1998 году у синдиката иностранных банков.
Позиция регионального Минфина, заявлял В.Соболев, заключается в том, чтобы долги автозавода были реструктурированы максимум до 2007 года.
Нижегородская область в октябре 1997 года разместила еврооблигации на $100 млн. под 8,75% годовых сроком на 5 лет с условием выплаты купона два раза в год - в апреле и октябре. В октябре 1999 года область не смогла перечислить кредиторам очередной купон на $4,375 млн. В декабре 1999 года область подписала соглашение с кредиторами о реструктуризации еврозайма.
Субъзаемщикам из средств нижегородского еврозайма были выделены $73,5 млн. на реализацию 21 инвестиционного проекта. Крупнейшими заемщиками являются администрация Нижнего Новгорода, ОАО "Горьковский автомобильный завод", ОАО "Павловский автобус", ОАО "Окская судоверфь", ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол".
**Курс евро**
Курс евро на ЕТС 7 июня вырос до 35,7842 руб./EUR1
Средневзвешенный курс евро на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ в понедельник вырос на 30,39 копейки по сравнению с результатом предыдущих утренних торгов и составил 35,7842 руб./EUR1.
Цена последней сделки составила 35,75 руб./EUR1, в ходе торгов курс евро колебался в диапазоне 35,67-35,805 руб./EUR1.
Всего на ЕТС было заключено 193 сделки на сумму EUR 4,818 млн.
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Ведомости", "Коммерсантъ", "Известия", "Газета", "Независимая", "Русский курьер".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.