**Темы дня**
Из международных тем в центре внимания отечественной прессы - саммит Шанхайской организации сотрудничества в целом и двусторонние переговоры президентов России и Узбекистана В.Путина и И.Каримова в частности. Пресса подчеркивает, что долгосрочный газовый контракт стоимостью в $1 млрд., который в их присутствии подписали глава ЛУКОЙЛа В.Алекперов и вице-премьер Узбекистана У.Султанов, придает Москве уверенность, что Ташкент будет надежным союзником России в течение, по крайней мере, 35 лет.
"Российская газета" замечает, что Ташкент не заинтересован в том, чтобы портить отношения ни с нашей страной, ни с Западом. С Россией - потому что без ее помощи невозможно обеспечить прочный мир в Центральной Азии и предотвратить угрозу распространения религиозного экстремизма. С Западом - потому что без его поддержки инвестиции в Узбекистан просто не придут. В отличие от Казахстана, Узбекистан предпочитал жить в собственном замкнутом мире. И лишь угроза безопасности этой азиатской страны заставила И.Каримова сделать первые практические шаги в сторону России.
По мнению "Независимой" газеты, главная "изюминка" Ташкентского саммита, без которой он с высокой долей вероятности превратился бы в рядовой слет соседей-азиатов, - это присутствие там главы переходной администрации Афганистана Х.Карзая, приглашение которого можно считать первой реальной попыткой ШОС заняться серьезными вопросами мировой и региональной политики. Взяв на себя смелость разрубить "афганский узел", страны-члены ШОС тем самым бросают вызов США, которые пока являются самой влиятельной силой в Центральной Азии. Кроме того, усилия России по установлению более тесных отношений с Узбекистаном также можно рассматривать, как попытку ослабить доминирующее положение США в этом регионе. Надо заметить, что Ташкент, словно устав от объятий американцев, в последнее время идет навстречу Москве.
"Коммерсантъ" отмечает, что до последнего времени странам-членам ШОС так и не удалось выработать четкое осознание целей и задач организации. Этот пробел должен восполнить главный итоговый документ, принятие которого ожидается сегодня, - Ташкентская декларация. В ней будет отмечено, что процесс организационного становления ШОС успешно завершен и начинается практический этап в деятельности организации. В целом же российская линия в отношении ШОС сводится к тому, чтобы выстроить следующую систему приоритетов: по мнению Москвы, эта организация должна быть в первую очередь политической и заниматься глобальными проблемами - такими, как вопросы региональной безопасности, и лишь во вторую очередь решать экономические вопросы.
Что касается внутрироссийских событий, то центральные СМИ достаточно подробно рассказывают о поездке премьер-министра М.Фрадкова по Ленинградской области. Если в Петербурге глава правительства знакомился в основном с проектами развития городской инфраструктуры, то рабочая поездка по области была посвящена вопросам промышленности. Объектами внимания главы кабинета министров стали нефтяной терминал в Высоцке и автосборочный завод во Всеволожске. "Терминал в Высоцке - это тот самый пример успешного сотрудничества государства и бизнеса, о необходимости которого я говорил на открытии Петербургского экономического форума", - отметил М.Фрадков.
Вновь в центре внимания масс-медиа - дело ЮКОСа. Пресса отмечает, что начавшиеся вчера судебные слушания по делу основных совладельцев этой нефтяной компании М.Ходорковского и П.Лебедева были отложены из-за болезни адвоката Г.Падвы. Тем не менее, Мещанский суд столицы успел отклонить просьбу М.Ходорковского о том, чтобы ему была изменена мера пресечения с содержания под стражей на домашний арест, и в очередной раз отказался освободить П.Лебедева из-под стражи.
Как пишут "Ведомости", во время вчерашних слушаний по "делу Ходорковского - Лебедева" их партнер по Group Menatep В.Шахновский, присутствовавший в Мещанском суде, заявил, что акционеры Group Menatep готовы к переговорам с властями о судьбе компании. Издание отмечает, что это подтвердил и другой совладелец компании М.Брудно. По мнению аналитиков, тот факт, что менеджмент и акционеры ЮКОСа выступают за диалог с властями, говорит о том, что "никаких неофициальных переговоров между ЮКОСом и властями не велось" и "теперь все зависит от позиции правительства и вопрос в том, какую конечную цель оно преследует".
"Независимая" газета обращает внимание на то, что начало судебного процесса над М.Ходорковским и П.Лебедевым ознаменовалось очередным масштабным падением акций компании ЮКОС на российском фондовом рынке. По словам аналитиков, в этом виноваты иностранные инвесторы, которые продолжают избавляться от акций ЮКОСа, ожидая скорого банкротства компании и жесткого приговора по делу ее основных акционеров. При этом все ведущие западные издания в один голос утверждают, что процесс над М.Ходорковским и иски к ЮКОСу - это политическое дело, которое не только наносит огромный ущерб имиджу России и президента В.Путина, но и самым негативным образом сказывается на инвестиционном климате страны.
"Московский комсомолец" замечает, что вчера же глава РСПП А.Вольский озвучил "свой" вариант спасения компании, о котором власти предпочитают вслух не говорить. Чтобы не пускать по миру 175 тысяч работников ЮКОСа, он предложил расплатиться с налоговиками "деньгами лидеров компании, которые сидят в тюрьме". По его словам, "если верить "Форбсу", то у М.Ходорковского, слава богу, 15 млрд. долларов. А компанию обанкротить - много ума не надо".
"Время новостей" обращает внимание на то, что, пока подсудимые и защита заявляют ходатайства, откладывают слушания, истекает срок давности по одному из самых важных преступлений, вменяемых в вину М.Ходорковскому и П.Лебедеву, - по мошенничеству с акциями ОАО "Апатит". Преступление было совершено в начале июля 1994 года. Мошенничество, совершенное организованной группой лиц и в особо крупных размерах, относится к категории тяжких преступлений, и срок давности по нему - десять лет. То есть в случае вынесения обвинительного приговора ни М.Ходорковский, ни П.Лебедев наказания за него не понесут. А в сентябре будущего года истекает срок давности еще по одному эпизоду обвинения - мошенничеству с акциями ОАО "НИУИФ". По остальным преступлениям, перечисленным в обвинительном заключении, сроки давности истекают к 2010 году.
"Коммерсантъ" полагает, что вероятность мирных переговоров с правительством по передаче компании в руки новых совладельцев зависит от того, существует ли в Кремле согласованная позиция в отношении окончания "антиюкосовской кампании". Не исключено, что показательный процесс и жесткие судебные репрессии в отношении экс-главы ЮКОСа М.Ходорковского и его коллег окажутся важнее, чем контроль над нефтяной компанией.
**Президент РФ и его администрация**
Владимир Путин выступает за создание контактной группы ШОС - Афганистан
Президент РФ Владимир Путин выступил с инициативой создания контактной группы Шанхайская организация сотрудничества - Афганистан.
"Все страны ШОС заинтересованы в том, чтобы на афганской земле воцарились мир и порядок, началось экономическое возрождение", - сказал В.Путин, выступая в четверг на саммите ШОС в Ташкенте.
В.Путин подчеркнул, что "у ШОС есть значительный потенциал, чтобы внести вклад в возрождение Афганистана".
Президент РФ также отметил важность участия стран ШОС в "реализации инициативы по созданию внешних антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана".
При этом В.Путин отметил, что "драматическая ситуация в Афганистане была одним из побудительных мотивов создания ШОС".
В.Путин констатировал, что сегодня положение в Афганистане меняется, идет формирование новых политических институтов и властных структур, но в социально-экономической сфере остается еще много острых проблем.
Президент РФ приветствовал участие в саммите ШОС руководителя Афганистана Хамида Карзая, подчеркнув, что это хорошая возможность обсудить с ним весь комплекс вопросов возрождения Афганистана.
Владимир Путин предлагает странам ШОС разработать документ о партнерстве в противодействии современным угрозам
Президент РФ Владимир Путин предложил разработать в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) программный документ о партнерстве государств, входящих в эту организацию, в противодействии новым современным угрозам и вызовам.
"Я полагаю, что предложение разработать в рамках ШОС соответствующий комплексный программный документ заслуживает поддержки", - сказал В.Путин, выступая в четверг на саммите ШОС в Ташкенте.
Президент РФ также выразил уверенность, что ШОС "имеет все возможности стать одним из ключевых звеньев глобальной антитеррористической коалиции".
По словам В.Путина, Региональная антитеррористическая структура ШОС "должна стать реально действующим и координирующим центром" организации, должна обеспечить активное участие стран ШОС в международной борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Подводя итоги трех лет существования ШОС, В.Путин отметил, что "за этот небольшой срок была выстроена структура организации, определены основные принципы и направления ее деятельности".
При этом В.Путин подчеркнул, что ташкентская декларация, которая будет принята по итогам нынешнего саммита ШОС, "открывает новый этап в развитии организации, особенностью которого должно стать наращивание многостороннего практического взаимодействия стран-участниц".
Как заявил В.Путин, ШОС "реально стал частью новой, более безопасной, справедливой и демократической системы международных отношений, во главе которой находится ООН".
Президент также высказался за расширение сотрудничества ШОС со странами азиатско-тихоокеанского региона в целях создания "системы общерегиональной безопасности и сотрудничества".
В.Путин также отметил, что "стабильность в регионе нельзя обеспечить без развития сотрудничества на экономическом направлении". "Поэтому потенциал ШОС должен быть задействован для развития экономики и торговли наших государств", - сказал В.Путин.
**Правительство РФ**
Макропрогноз и параметры бюджета на 2005г должны отвечать задачам ускорения экономического роста в стране, - Михаил Фрадков
Макроэкономический прогноз и параметры федерального бюджета на 2005 год должны отвечать целям ускорения экономического роста в стране на качественно новой основе, заявил председатель правительства РФ Михаил Фрадков, открывая в четверг заседание правительства РФ.
"Бюджет на 2005 год и в последующие несколько лет должен обеспечить решение нескольких важнейших задач: ускорение экономического роста на качественно новой основе, на базе повышения конкурентоспособности, роста благосостояния российских граждан; обеспечить общедоступность государственных услуг, модернизацию Вооруженных сил, разграничение полномочий", - подчеркнул М.Фрадков.
Кроме того, параметры макропрогноза и бюджета должны отвечать задачам поддержания макроэкономической устойчивости, включая снижение инфляции.
М.Фрадков, обращаясь к основным докладчикам по первому вопросу повестки дня - министру экономического развития Герману Грефу и министру финансов Алексею Кудрину, попросил их обратить внимание на ряд вопросов, которые "волнуют общество и должны волновать членов правительства: насколько прогноз и бюджет отвечают задачам удвоения ВВП к 2010 году и в целом ориентированы".
Кроме того, М.Фрадков попросил Г.Грефа и А.Кудрина в своих докладах ответить на вопрос, насколько макропараметры и бюджет в целом ориентированы на развитие экономики, насколько активную роль будет играть бюджетная политика в ускорении экономического роста, отвечает ли она задачам форсированного развития науки и сектора высоких технологий.
Глава правительства также подчеркнул, что макроэкономический прогноз и бюджет должны отвечать социальным приоритетам послания президента РФ, особенно в части развития здравоохранения и образования.
М.Фрадков попросил Г.Грефа и А.Кудрина в своих докладах ответить на вопрос, насколько в макропараметрах и бюджете учтено разграничение полномочий между уровнями власти в стране, вступающее в силу с 2005 года. "Насколько учтены интересы субъектов Федерации, а, по сути, - интересы развития экономики всей страны, насколько распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы сбалансировано между собой", - подчеркнул М.Фрадков.
Бюджет-2005 готовится в непростых условиях, - Михаил Фрадков
Проект федерального бюджета на 2005 год и бюджетных параметров на период до 2007 года готовится в непростых условиях. Об этом заявил премьер РФ Михаил Фрадков, открывая в четверг заседание правительства, на котором рассматриваются основные параметры проекта бюджета на следующий год.
М.Фрадков подчеркнул, что еще не полностью решены вопросы, связанные с реорганизацией правительства, что затрудняет проведение отдельных расчетов для министерств и ведомств в рамках подготовки параметров бюджета.
Кроме того, при подготовке бюджета необходимо учесть вступающее с 2005 года в силу разграничение полномочий между Центром и регионами, а также впервые учесть на практике новые методы бюджетного планирования, ориентированные на конкретный результат, сказал премьер.
Он отметил, что на сегодняшнем заседании правительство РФ рассмотрит основные параметры макроэкономического прогноза и федерального бюджета на 2005 год и перспективу до 2007 года, а также перечень федеральных целевых программ.
"Всегда эти вопросы привлекали особое внимание и входили в число наиболее важных и определяющих для государственной экономической политики", - подчеркнул он.
Рост ВВП в России по итогам года ожидается на уровне 6,6%, - Герман Греф
Рост ВВП в России по итогам 2004 года ожидается на уровне 6,6%, а промышленного производства - 6,3%, заявил в четверг на заседании правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф, представляющий основные параметры прогноза социально-экономического развития страны.
"Прогноз роста ВВП является достаточно напряженным, он ориентируется на ежемесячный рост в размере 0,6 процентного пункта", - сказал Г.Греф.
По словам главы МЭРТ, за январь-март ВВП вырос на 7,4%, а за январь-май - на 7,3%, промышленное производство за тот же период выросло на 7%. Г.Греф подчеркнул, что приводит новые, скорректированные вместе с Центробанком, показатели.
При этом вклад внутреннего спроса в рост ВВП составил 4,7% по сравнению с 2,9% за аналогичный период прошлого года.
"Более половины роста ВВП было получено от увеличения экспорта в условиях более высоких цен на нефть, экспорт в ценовом выражении увеличился на 24,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а импорт - на 22,6 процента", - сказал Г.Греф.
По его словам, прогноз роста ВВП по итогам года на 6,6 процента обосновывается некоторым замедлением экономического роста от эффекта более высокой базы 2003 года, а также на том, что среднегодовая цена нефти составляет 29 долларов за баррель, и во втором полугодии прогнозируется некоторое снижение нефтяного тренда.
Как подчеркнул министр, окончательные основные параметры прогноза социально-экономического развития будут представлены после анализа итогов шести месяцев. "Мы представим их во второй половине июля, чтобы в августе рассмотреть и утвердить вместе с бюджетом", - сказал Г.Греф.
Экономика РФ к 2007-2008гг. исчерпает эффект заниженного курса рубля и должна создавать новые источники роста, - Герман Греф
Экономика России к 2007-2008 годам исчерпает эффект заниженного курса рубля, который сложился после кризиса 1998 года, и поэтому перед ней сейчас стоят задачи по формированию новых источников роста, заявил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, выступая в четверг на заседании правительства.
"К 2007-2008 годам реальный эффективный курс рубля преодолеет докризисный уровень, в российской экономике наступит момент истины, когда мы должны будем увидеть, насколько она сумела подготовиться, повысить уровень конкурентоспособности, чтобы можно было конкурировать за счет издержек с соответствующими импортными товарами", - подчеркнул Г.Греф.
Министр отметил, что в сложившейся на сегодняшний день структуре экономики вклад в действия расширенного правительства для повышения темпов экономического роста является критическим. "Мы фактически находимся на рубеже не только исчерпания конкурентоспособности за счет ослабления национальной валюты, но и ряда инфраструктурных проблем. Мы стоим перед необходимостью создания новых источников роста", - подчеркнул министр.
Если положительных сдвигов в национальной конкурентоспособности не произойдет, то темпы роста российской экономики могут сократиться до 3-4% в год, которые соответствуют сложившейся динамике производства для внутреннего рынка, добавил министр.
Г.Греф отметил, что в последние годы растет вклад внутренних факторов в экономический рост, в частности от прироста инвестиций и роста доходов населения. Так, по его словам, если в 2003 году вклад внешних факторов в рост ВВП составил свыше двух третей, то в 2004 году вклад внешних факторов ожидается на уровне 2,2 процентного пункта роста ВВП (это треть), а внутренних - на 4,4 процентного пункта роста ВВП. В 2005 году ожидается, что внешние факторы привнесут в экономический рост 1,5 процентного пункта, причем главным образом из-за прогноза снижения цены на нефть.
В 2005 году наиболее вероятная цена на нефть составит примерно $26 за баррель, - Герман Греф
По прогнозу правительства РФ, в 2005 году наиболее вероятная цена на нефть составит примерно $26 за баррель. Об этом сообщил в четверг на заседании российского правительства глава Минэкономразвития Герман Греф.
"Согласно консервативному прогнозу, эта цифра может составить $20,5", - сказал Г.Греф.
Он пояснил, что, по оценкам пяти ведущих нефтяных аналитических компаний, на сегодня остаются серьезная вероятность того, что Саудовская Аравия и новые производители нефти сумеют нарастить добычу, и цена на нефть вернется к обычному для 90-х годов уровню.
Г.Греф отметил, что развитие мировой экономики в целом не создает ограничений для экспорта российского топлива. Если в прошлом году экспорт нефти составил 223,5 млн. тонн, то в этом году, по прогнозам, эта цифра достигнет 250 млн. тонн, в 2005 - 254 млн. тонн, а в 2007 - 266 млн. тонн.
Одним из важнейших сдерживающих факторов для большего роста нефтяного экспорта, по словам Г.Грефа, составляет инфраструктурное ограничение - невозможность трубопроводов пропустить больше нефти, как на экспорт, так и на переработку.
"Однако уже по истечении трех лет это ограничение будет снято", - отметил министр.
Что касается экспорта российского газа, то темпы его роста в ближайшие годы ожидаются более медленными в сравнении с нефтяными, сказал Г.Греф.
Он отметил, что если в текущем году объем газового экспорта России составит 195 млрд. кубометров, то в следующем этот показатель возрастет лишь на 5 млрд. кубометров - до 200 млрд. А в 2007 году, как ожидается, составит 250 млрд. кубометров с учетом транзита туркменского газа.
Россия не сможет быстро нарастить добычу нефти, - Герман Греф
Россия в текущих условиях не сможет быстро нарастить добычу нефти, заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф, выступая в четверг на заседании российского правительства.
"Говорить о том, что мы готовы к всплеску нефтедобычи, не приходится", - подчеркнул он.
Г.Греф напомнил, что прирост нефтедобычи в 2004 году составит 450 млн. тонн, в 2005 году - 460 млн. тонн, в 2006-2007 годах - 475 млн. тонн. "Это очень небольшая динамика - меньше 5% в год, поэтому проблема заключается в том, что мы не используем потенциальные возможности", - подчеркнул он.
По его словам, существует несколько факторов, сдерживающих рост нефтедобычи. Прежде всего, считает он, приостановлен допуск компаний к разработке новых месторождений, и только одно месторождение - Талаканское - вступило в активную стадию разработки. При этом существует ряд месторождений, которые так и не были проданы или продажа которых находится под вопросом. Более того, подчеркнул министр, в 2004 году ожидается недопоступление средств в федеральный бюджет в размере 24 млрд. рублей из-за того, что ряд месторождений не был продан вследствие несовершенства законодательства.
Еще одной проблемой, мешающей наращиванию нефтедобычи, является низкая динамика разведки, которая практически не стимулируется, считает глава МЭРТ. Кроме того, состояние инфраструктуры нефтедобычи замедляет темпы ее наращивания.
Также, по мнению министра, существующая плоская шкала налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является еще одной проблемой для наращивания нефтедобычи.
Г.Греф выразил уверенность, что если нефтедобычу начать стимулировать налоговыми и экономическими методами, а также принять новый закон о недрах, это поможет решить проблемы в этой области.
Кроме того, по его мнению, необходимы жесткие меры ответственности и контроль за выполнением инвестиционных соглашений по месторождениям.
"Но ни по одной из этих мер на сегодняшний день окончательного решения не принято", - подчеркнул министр.
Герман Греф заявляет, что необходимо допустить частные инвестиции в сферу трубопроводного транспорта
Государство должно в самое ближайшее время принять решение о допуске частных инвестиций в сферу трубопроводного транспорта. Об этом заявил в четверг министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, выступая на заседании кабинета министров.
"Если мы не примем такого решения в этом году, то столкнемся с замедлением роста добычи нефти и проблемами с поставками сырья за рубеж, которые сейчас являются основным источником экономического роста", - подчеркнул министр.
"Либо мы будем терять колоссальные деньги на нерациональных издержках, а наш бизнес станет неконкурентоспособным, либо примем осмысленную программу по расшиванию подобных проблем", - сказал глава Минэкономразвития.
По словам Г.Грефа, государству необходимо принять ряд решений по развитию частно-государственного партнерства. "Государство стоит на пороге активных действий по решению проблем, которые сам бизнес не может решить ни в одной стране", - отметил он.
В первую очередь речь идет именно об инфраструктуре экономики. "Под эти задачи должны быть определены цели, выстроены бюджетные инструменты, а каждый министр должен нести ответственность за свой кусок, чтобы мы могли через какой-то период времени отчитаться за использование (этих факторов роста)", - заметил Г.Греф.
Россия должна быть готова к снижению цен на нефть, - Алексей Кудрин
Россия должна быть готова к снижению мировых цен на нефть. Об этом заявил в четверг министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании правительства.
"Мы должны быть готовы к испытанию низкими ценами", - подчеркнул глава Минфина.
По его словам, падение мировых цен на нефть случается с цикличностью. "По-видимому, это может случиться", - заметил он.
По словам А.Кудрина, "именно поэтому государство должно проводить экономическую политику, обеспечивающую снижение уровня зависимости экономики от мировой конъюнктуры и понижения нефтяных цен".
В 2005 году произойдет существенное наращивание расходов федерального бюджета, - Алексей Кудрин
В 2005 году объем новых обязательств федерального бюджета будет увеличен на 258 млрд. рублей. Об этом заявил в четверг, выступая на заседании правительства, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Это - ориентировки, не требующие утверждения на сегодняшнем заседании", - уточнил министр.
По его словам, данные средства, в частности, пойдут на индексацию материальных затрат министерств и ведомств, связанную с инфляцией.
"Обещание наращивать, но обосновывать расходы, мы приводим в действие", - заметил А.Кудрин.
Министр отметил, что сумма данных обязательств составляет примерно 9-10% от бюджета следующего года.
При этом 90% этой суммы пойдут на обеспечение прежних обязательств, которые ранее не финансировались, и 10% - на новые обязательства.
"2005 год - это год высокого наращивания расходов федерального бюджета", - подчеркнул А.Кудрин. В частности, снижаются налоги, повышаются дотации из бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда и другие задачи, связанные с переходом на денежную форму обеспечения ряда льгот.
Минфин РФ предлагает в 2005г. предусмотреть 171,8 млрд. рублей на замену льгот на денежные компенсации
Минфин РФ предлагает в проектировке федерального бюджета на 2005 год предусмотреть 171,8 млрд. рублей на замену натуральных льгот денежными компенсациями, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании правительства в четверг.
По его словам, замена льгот денежными компенсациями позволит более справедливо распределить финансовую помощь между теми категориями граждан, кто действительно в ней нуждается. "Это в первую очередь послужит сокращению бедности", - подчеркнул министр.
Кроме того, по его словам, новая система позволит обеспечить адресность этих выплат, будет способствовать повышению платежеспособного спроса населения в целом, обеспечит финансовое оздоровление тех предприятий, которые ранее оказывали услуги по обеспечению этих льгот практически бесплатно и терпели убытки, в частности это касается предприятий транспорта. Кроме того, новая система обеспечит прозрачность использования федеральных средств в целях финансирования льгот.
А.Кудрин также подчеркнул, что важнейшим вкладом бюджетной политики в поддержку экономического роста в следующем году станет снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН), который высвободит для предприятий средства в объеме 280 млрд. рублей. В первую очередь этим воспользуются перерабатывающие предприятия несырьевого сектора, в то время как для сырьевого сектора при более высоких ценах на нефть налоговая нагрузка будет более высокой. В связи с тем, что налогообложение сырьевого сектора будет повышаться при более высоких ценах на нефть, это не подорвет их кредитоспособность и инвестиционный потенциал, подчеркнул министр.
Таким образом, по его словам, у нефтекомпаний будет изыматься рента, образующаяся при более высоких ценах на нефть, которая, с одной стороны, может быть использована для обеспечения стабильности бюджетных расходов, и с другой стороны - с помощью ее изъятия будет происходить стерилизация излишней денежной массы для обеспечения стабильности макроэкономических показателей.
Минфин РФ предлагает отказаться от размещения евробондов в 2004 году, предусмотреть их выпуск на $2,5 млрд. в 2005 году, - Алексей Кудрин
Минфин РФ предлагает отказаться от размещения евробондов в 2004 году и предусмотреть их выпуск на $2,5 млрд. в 2005 году, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании правительства в четверг.
Он подчеркнул, что в условиях сложившихся в этом году высоких цен на нефть Минфин РФ не видит необходимости выходить на внешние рынки с заимствованиями. "Было бы нелогично накапливать стабилизационный фонд и размещать его под 3% годовых на мировых рынках, и заимствовать при этом под 7-8%. Предлагаю не заимствовать", - подчеркнул министр.
А.Кудрин напомнил, что в 2004 году путем размещения еврооблигаций в бюджет планировалось привлечь $2,7 млрд. Вместе с тем полученные дополнительные доходы позволяют обойтись без этих средств и заменить их другими источниками. На эти цели будет направлено 41 млрд. рублей из прироста доходов, которые не подлежат перечислению в стабилизационный фонд, а также экономия на обслуживании и погашении внешнего долга, связанная с укреплением рубля. "Мы сумеем мобилизовать соответствующую сумму в 86 млрд. рублей, которая позволит не привлекать внешний заем в этом году", - подчеркнул министр.
Дефицит Пенсионного фонда России удастся сократить к 2010-2012 году, - Алексей Кудрин
Дефицит Пенсионного фонда России реально удастся сократить лишь к 2010-2012 году. Об этом заявил в четверг в ходе заседания правительства министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"В 2006-2007 годах дефицит фонда будет наращиваться в краткосрочной перспективе", - подчеркнул он.
По словам А.Кудрина, "сокращение объемов Пенсионного фонда будет зависеть от экономической политики и дополнительных доходов федерального бюджета".
Как подчеркнул министр, увеличение в 2006-2007 гг. дефицита пенсионного фонда будет означать осуществление не планировавшихся ранее расходов.
"Чтобы потянуть их, сбалансировать расходы, потребуется больше средств. 197 млрд. рублей и 110 млрд. рублей предполагается направить на замещение дефицита пенсионного фонда в 2006 и 2007 годах соответственно", сказал А.Кудрин.
Кроме того, в 2005 году из доходов Стабилизационного фонда, превышающих 500 млрд. рублей, 81 млрд. также будет направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда, сказал министр.
"Таким образом, мы несколько ослабляем финансовую политику, используя средства, получаемые от цены нефти выше $20, на непроцентные расходы", - заметил А.Кудрин.
Министр считает необходимым ежегодно оценивать целесообразность использования средств Стабфонда на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
Правительство РФ с 2005г намерено централизовать в федеральном бюджете 95% поступлений НДПИ
Минфин РФ предлагает с 2005 года централизовать в федеральном бюджете 95% поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин в четверг на заседании российского правительства.
Он подчеркнул, что НДПИ, как аналогия рентных платежей, должен централизоваться в федеральном бюджете и служить общефедеральным целям и выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Министр финансов отметил, что в настоящее время ряд нефтедобывающих регионов, например ХМАО и другие, получают серьезные поступления от этого налога. Вместе с тем, после более значительной централизации в пользу федерального бюджета эти регионы сохранят доходы от этих же нефтедобывающих предприятий по налогу на прибыль и налогу на имущество, подчеркнул он.
Министр финансов также отметил, что с 2005 году в федеральном бюджете предполагается полностью централизовать водный налог, платежи за пользование лесным фондом.
Кроме того, министр напомнил, что с 2005 года вступает в силу разграничение доходных источников и расходных обязательств между федеральным центром и регионами. "Эффективность использования бюджетных средств в результате разграничения существенно вырастет, регионы будут непосредственно на местах принимать решения по социальной политике, инфраструктурным проблемам. Мы не будем навязывать им нефинансируемые мандаты", - подчеркнул министр, отметив, что разграничение доходных и расходных полномочий будет способствовать существенному улучшению сбалансированности и оздоровлению финансовой системы страны.
По словам министра, в результате разграничения полномочий обязательства федерального бюджета практически не изменятся, существенно возрастут полномочия регионов РФ, поскольку на их уровень, в частности, будет передано финансирование среднего образования и ряда других сфер. Так, если сейчас 70% от доходов муниципальных образований формируются регулируемыми налогами и трансфертами, то после разграничения такую же сумму будут обеспечивать их собственные доходы.
Правительство РФ утвердило положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора
Правительство РФ утвердило положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), сообщил департамент правительственной информации.
Постановление об этом официально опубликовано в четверг, после чего вступило в силу.
ФСФБН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она находится в ведении Минфина РФ.
ФСФБН осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия, предоставленные службе, включают контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Она также контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также следит за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
К ведению ФСФБД отнесен контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Ей предоставлено право контроля за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
ФСФБН осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством и представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
ФСФБН имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов, а также в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, Кроме того, проверки могут проводиться в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Проверке подлежат денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы. Также может быть проверено фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей.
Службе предоставлено право проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).
ФСФБН может направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Она также имеет право осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
ФСФБН не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами президента РФ и постановлениями правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
ФСФБН возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством РФ по представлению министра финансов. Его заместителей назначает и освобождает от должности по представлению руководителя министр финансов.
Сотрудникам ФСФБН при осуществлении ревизий и проверок предоставлено право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
Однако они при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.
**Федеральное собрание**
Любовь Слиска ратует за создание общеевропейского пространства безопасности
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска высказалась за формирование единого общеевропейского пространства.
"Речь идет, прежде всего, о вызовах со стороны терроризма", - подчеркнула она, выступая в четверг на совместном заседании комитетов парламентской ассамблеи НАТО и делегации Госдумы в Москве.
"Наши общие интересы требуют сочетания продолжений усилий по трансформации НАТО, становления оборонной составляющей Евросоюза с существенным углублением партнерства на этих направлениях", - отметила Л.Слиска. Она обратила внимание на то, что Россия настроена на дальнейшее развитие подлинно партнерских отношений с НАТО.
В этой связи отметила первый вице-спикер, чрезвычайно важно "решить задачу достижения совместимости силовых потенциалов России и НАТО для выполнения совместных действий в кризисном урегулировании". Важное значение, подчеркнула первый вице-спикер имеет и проработка возможности присоединения России к соглашению о статусе сил регламентирующему порядок и процедуры пребывания вооруженных сил на иностранных территориях. "От этого документа во многом будет зависеть развитие нашего сотрудничества в сфере военно-транспортной авиации и в области материально-технического обеспечения войск", - подчеркнула она.
В то же время Л.Слиска выразила озабоченность тем, что расширение НАТО произошло вне контекста договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). "Альтернативы введению в силу адоптированного ДОВСЕ мы не видим и убеждены, что к этому наиболее крупному вопросу отношений между Россией и НАТО требуется политический подход", - подчеркнула она.
Интеграция стран Балтии в НАТО негативно влияет на безопасность России, - зампред комитета Госдумы по обороне
Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Алексей Сигуткин заявил, что интеграция стран Балтии в НАТО потенциально имеет негативное влияние на обеспечение безопасности России.
"Создание военной инфраструктуры на территории стран Балтии будет восприниматься как враждебные шаги по отношению к РФ", - заявил он в четверг на совместном заседании комитетов Парламентской ассамблеи НАТО и делегации Госдумы в Москве.
Он полагает, что снять напряженность между Россией и альянсом, возникшую в связи с включением в состав НАТО стран Балтии, может присоединение этих стран к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Однако, подчеркнул депутат, складывается впечатление, что НАТО не заинтересована в ратификации ДОВСЕ.
Кроме того, парламентарий выразил озабоченность в связи с наличием, как утверждает он, планов у американцев наращивать свое военное присутствие в Европе.
При этом, подчеркнул А.Сигуткин, "должны учитываться интересы безопасности России". Равно как, заметил он, НАТО не должна действовать в обход решений Совета Безопасности ООН.
Говоря о возможных перспективах сотрудничества между Россией и Североатлантическим альянсом, депутат в первую очередь обратил внимание на важность взаимодействия в борьбе с терроризмом, в контроле над вооружениями и нераспространением ядерного оружия, в противодействии новым угрозам и вызовам, а также в организации и проведении совместных миротворческих операций.
При этом А.Сигуткин подчеркнул, что "Россия готова и будет рассматривать возможность проведения совместных миротворческих операций, если она включится в процесс принятия решений и выработки концепции операции" на самых ее ранних стадиях.
**Региональные новости**
Иркутская область ищет инвестора для строительства ЛПК стоимостью $200 млн.
Иркутская область ищет инвестора для строительства в Усть-Куте завода по химической обработке древесины стоимостью $200 млн., сообщил заместитель главы администрации Иркутской области по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Георгий Трифонов на пресс-конференции в четверг.
Производственные мощности предприятия определены в 200-250 тыс. тонн картона и 200-250 тыс. тонн целлюлозы в год. Целесообразность организации перерабатывающего производства в Усть-Куте, по словам Г.Трифонова, продиктована близостью к сырьевой базе.
Он отметил, что в планах администрации области реализация 12 инвестиционных проектов в сфере лесопромышленного комплекса стоимостью от $2,9 млн. до $200 млн.
В частности, область предлагает инвесторам принять участие в строительстве завода в Тайшете по выпуску химико-термомеханической массы; завода по химической обработке древесины и выпуску дегидрокварцетина в Зиме; организации на базе неработающего картонно- рубероидного завода производства картона из макулатурной массы для дальнейшего выпуска гипсокартона; организации в Иркутске производства туалетной бумаги, одноразовых салфеток и простыней.
Г.Трифонов добавил, что малазийская "Римбунан Хиджау Групп" зарегистрировала представительство в Иркутске и в ближайшее время приступит к реализации проекта по заготовке и переработке древесины.
Ранее сообщалось, что "Римбунан Хиджау" планирует построить в Киренском районе области целлюлозно-бумажный комбинат. Предположительно, объем переработки леса на предприятии составит 1 млн. куб. метров в год.
**Политические партии и движения**
Намерение Г.Зюганова инициировать всероссийский референдум является популистской акцией, которая должна продемонстрировать, что лидер КПРФ остается крупной фигурой, способной влиять на ситуацию в стране ("Независимая", "Газета")
"Независимая" газета, рассказывая о прошедшей пресс-конференции лидера КПРФ Г.Зюганова, посвященной ближайшим планам компартии, отмечает, что в преддверии своего съезда КПРФ собирается инициировать всероссийский референдум, а главным вопросом станет отношение граждан к "одиозному антисоциальному закону", предусматривающему замену льгот денежными компенсациями. При этом Г.Зюганов и его сторонники надеются, что успеют запустить процедуру плебисцита до того, как вступят в силу новые правила его проведения.
Впрочем, по мнению "НГ", несмотря на серьезность, с которой было заявлено о готовящемся плебисците, абсолютно ясно, что попытка провести референдум заранее обречена на провал. И все это больше походит на популистскую акцию, которая должна показать широким массам и политическому бомонду, что Г.Зюганов остается крупной фигурой и еще способен влиять на ситуацию в стране. Это предположение подтвердилось практически сразу, т.к. разговор перешел на дела внутрипартийные, и стало понятно, что Зюганов собрал пресс-конференцию вовсе не на тему подготовки к июльскому съезду КПРФ, подчеркивает издание. Очевидно, что главной задачей вождя была попытка дезавуировать скандальное письмо "антизюгановских" членов ЦК КПРФ, а ответа на вопрос о том, готов ли Зюганов на съезде рассмотреть возможность своей отставки, так получить не удалось, заключает "НГ".
Продолжая тему, "Газета" обращает внимание на то, что накануне отчетно-перевыборного съезда КПРФ Г.Зюганов заявил, что ему нет равных в борьбе за пост лидера партии. Тем более, что его главный оппонент, глава исполкома НПСР Г.Семигин, исключен из партии, а шестеро членов ЦК, призвавших Г.Зюганова подать в отставку, получили партийное взыскание. При этом Г.Зюганов демонстрирует силу и называет свою партию "единственной оппозиционной силой в стране", а в доказательство этого грозится повести народ на всероссийский референдум.
Вообще, замечает издание, угрозой референдума лидер КПРФ пользуется как палочкой-выручалочкой всегда, когда требуется оживить угасающий интерес электората к партии. Напоминая о провале попытки провести референдум в 2002 году - о праве частной собственности на землю и недра, издание считает, что и нынешняя попытка фактически сорвалась. Дело в том, что новая редакция закона о референдуме, почти уничтожающая шансы на его проведение, может вступить в силу ориентировочно до конца июня. В свою очередь, эксперты предполагают, что спешка с принятием закона объясняется как раз желанием Кремля помешать коммунистам.
26 июня СПС проведет свой съезд
На следующей неделе в субботу, 26 июня, в подмосковном отеле "Холидэй-Инн" пройдет съезд СПС.
"Точная повестка дня съезда будет определена на заседании политсовета партии 24 июня. Но, если говорить в общем, то на съезде будет подведены итоги партийной дискуссии по результатам парламентских выборов, а кроме того, делегаты обсудят стратегию и позиционирование партии на предстоящий период", - сообщила в четверг пресс-секретарь СПС Лилия Дубовая.
При этом она затруднилась ответить на вопрос, будет ли на съезде подниматься вопрос о руководстве партии и кто выступит с основным докладом.
После того, как в прошлом году СПС не смог пройти в Госдуму РФ, сопредседатели партии Борис Немцов, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс и Егор Гайдар сложили с себя свои полномочия.
При этом Е.Гайдар попросил не включать его в состав нового политсовета СПС. А И.Хакамада не только не вошла в него, но и объявила о планах создать свою партию "Свободная Россия".
**Судебные разбирательства**
Суд отложил рассмотрение иска прокуратуры о ликвидации национал-большевистской партии до 20 июля
Московский областной суд отложил до 20 июля рассмотрение иск прокуратуры Московской области о ликвидации национал-большевистской партии (НБП) в связи с отсутствием адвоката, представляющего интересы партии.
Как сообщил журналистам после заседания лидер НБП Эдуард Лимонов, суд отложил заседание по просьбе ответчика.
Относительно самого процесса он сказал, что никаких оснований для ликвидации партии нет.
"Никто не собирается ликвидироваться. Мы не скрываем наш адрес - 2-я Фрунзенская улица, дом 7, его знает вся Россия. Все, что мы хотим, это выйти к избирателю", - подчеркнул лидер партии.
По его словам, "нет прецедента ликвидации политической организации". "Это очевидное истерическое желание стороны обвинения добиться своего. Мы ни к кому не применяем насилия, это нас постоянно бьют", - сказал Э.Лимонов.
Относительно последней акции "лимоновцев" в Кремле на выставке "Яйца Фаберже" Э.Лимонов сказал: "Такие деньги были потрачены, на 110 миллионов закуплено девять яиц, а у народа забирают последнее - возможность бабушке бесплатно доехать до своей деревни".
**Экономические новости**
Минфин РФ выплатил $28,4 млн. в счет погашения долга перед МВФ
Минфин РФ выплатил в четверг $28, 376 млн. (19,468 млн. SDR) в счет погашения долга России перед Международным валютным фондом (МВФ), сообщили в министерстве.
Выплата проведена в точном соответствии с графиком и является второй в текущем месяце.
Помимо этого, до конца июня российской стороне предстоит осуществить еще два платежа по долгу МВФ - 25 июня на 19,468 млн. SDR и 29 июня - на 41,667 млн. SDR.
В январе-мае Россия выплатила по долгу перед МВФ свыше $820 млн.
В целом в 2004 году объем платежей России в счет погашения и обслуживания долга перед фондом составит более $1,7 млрд.
Задолженность России перед МВФ на 1 января 2004 года составляла, по данным Минфина РФ, около $5,1 млрд. по сравнению с $6,5 млрд. на 1 января 2003 года.
Представители Минфина РФ ранее уже неоднократно заявляли о намерении досрочного погашения долга перед фондом в 2006 году вместо предусмотренного платежными графиками 2008 года.
**Банковские новости**
По мнению главы банковского комитета Госдумы В.Резника, передача 80% прибыли ЦБ в фонд страхования вкладов повысит устойчивость системы гарантирования и решит проблемы стерилизации денежной массы ("Время новостей")
"Время новостей" пишет, что глава банковского комитета Госдумы В.Резник предложил в следующем году передать 80% прибыли Центробанка, которые тот отчисляет в бюджет, в фонд страхования вкладов. По его мнению, это повысит устойчивость системы гарантирования, которую создает ЦБ, а заодно решит проблемы стерилизации денежной массы. При этом В.Резник полагает, что его идея должна быть поддержана Центробанком, но "не понравится Минфину" как ответственному за бюджет. Собеседник газеты в банковских кругах связывает предложение депутата с недавней встречей главы Центробанка С.Игнатьева с президентом В.Путиным: "Игнатьев выразил надежду, что большинство банков, которые подадут ходатайства о вступлении в систему гарантирования, пройдут отбор Банка России. Это означает, что фонду страхования вкладов могут понадобиться дополнительные источники финансирования". В любом случае министерствам есть за что побороться. По итогам 2002 года ЦБ перечислил в бюджет 50% прибыли (24, 9 млрд. руб.), но с 2004 года этот норматив увеличен до 80%. При этом издание напоминает, что еще в прошлом году президент Банка Москвы А.Бородин предложил выдать за счет денег ЦБ конвертируемые кредиты четырем-пяти крупнейшим банкам, чтобы "они доросли до уровня Сбербанка".
ВТБ в ближайшие 2 месяца разместит еще один выпуск евробондов с плавающей ставкой
Внешторгбанк (ВТБ) в ближайшие два месяца планирует разместить еще один выпуск еврооблигаций с плавающей процентной ставкой, сообщил журналистам вице-президент кредитной организации Денис Урсуляк в четверг.
Срок их обращения составит 2-3 года, отметил он.
По словам Д.Урсулюка, организаторами займа выступят ING - Bank, HSBC и Barclays.
Он отметил, что этот выпуск евробондов будет размещен в рамках программы среднесрочных заимствований общим объемом в $2,5 млрд., утвержденной ВТБ в прошлом году.
В апреле текущего года банк уже разместил один выпуск еврооблигаций с плавающей процентной ставкой на сумму $325 млн. со сроком погашения в апреле 2005 года.
Д.Урсуляк сообщил, что у ВТБ по-прежнему есть планы выпуска в текущем году еврооблигаций по правилу 144-а. По его словам, в настоящее время рыночная конъюнктура для выхода с этим займом не очень благоприятная, поэтому ВТБ будет ожидать ее изменения в лучшую сторону.
Вице-президент ВТБ отметил, что на американский рынок, то есть по правилу 144-а, не целесообразно выходить с займом на сумму менее $500 млн.
ВТБ предоставил 7 млн. евро компании "Теплостройсервис" на производство труб
Внешторгбанк (ВТБ) предоставил компании "Теплостройсервис" 7 млн. евро, сообщил в четверг журналистам вице-президент кредитной организации Денис Урсуляк.
"Реализация этого соглашения начинается сегодня", - сказал он, отметив, что полученные средства компания использует для финансирования производства труб.
Этот кредит предоставлен Внешторгбанком в рамках кредитной линии банков группы Nordea общим объемом 100 млн. евро. "Есть еще несколько сделок в проработке", - сказал Д.Урсуляк об этой кредитной линии, выступая на семинаре в посольстве Финляндии в РФ.
С целью преодолеть кризис банковского доверия мелкие и средние банки решили заключить соглашение о предоставлении друг другу информации о своих контрагентах ("Газета")
Как отмечает "Газета", кризис банковского доверия до сих пор не преодолен, а наиболее уверенно в этой ситуации себя чувствуют крупные банки, обладающие значительными средствами. В свою очередь, мелкие и средние банки (так называемые банки "второго и третьего круга") страдают оттого, что крупные игроки на рынке межбанковского кредитования поднимают ставки на кредиты, в то время как часть небольших банков до сих пор не имеют доступа к кредитам. Эту ситуацию можно решить только одним способом - начать доверять друг другу и восстанавливать былые партнерские отношения, поэтому мелкие и средние банки решили заключить соглашение о предоставлении друг другу информации о своих контрагентах, пишет издание. При этом более ста представителей банковского сообщества согласились раскрыть эти данные, а посредником решено было назначить Московскую международную валютную ассоциацию (ММВА), которая и будет владеть этой базой данных. Тем самым любое кредитное учреждение, приславшее информацию о своих банках-партнерах, вправе даже без соответствующего запроса и совершенно бесплатно получить все имеющиеся в базе сведения.
Кроме того, как выяснилось, банки решили создать залоговый центр, где собиралась бы информация по кредитам и их блокировке. Причем на сегодняшний день уже около 30 кредитных учреждений прислали данные по своим контрагентам, но ни ММВА, ни сами банки не собираются проверять правдивость предоставленной информации. Однако большинство экспертов склонны считать, что пользы от этих списков немного, т.к. все данные, предоставленные банками, бездоказательны, и только ЦБ вправе определять легитимность кредитного учреждения. Правда, если задумка банков "второго круга" не сработает, на помощь придут монополисты, замечает "Газета". Так, Альфа-банк уже предложил выкупить у банков, имеющих проблемы с ликвидностью, долгосрочные кредиты - одни из самых, кстати сказать, надежных и выгодных вложений.
Прогноз Standard&Poor's в отношении кредитоспособности российских банков в целом положителен, однако аналитики не исключили "маловероятный, но чрезвычайно опасный сценарий ухудшения ситуации в банковской отрасли" ("Новые Известия")
"Новые Известия", комментируя представленный рейтинговым агентством Standard&Poor's анализ рисков банковского сектора России, обращают внимание на то, что прогноз в отношении кредитоспособности российских банков в целом положителен, однако кредитные аналитики не исключили "маловероятный, но чрезвычайно опасный сценарий ухудшения ситуации в банковской отрасли". В частности, риски, по словам аналитика Е.Трофимовой, связаны с несколькими факторами. Это и низкая капитализация, и низкая прозрачность собственности. Последнее обусловлено еще и тем, что многие банки тесно связаны с финансово-промышленными группами. При этом в целом, по мнению специалистов S&P, наблюдаемая в настоящее время нестабильность межбанковского рынка, сложившаяся в результате проблем, возникших у двух банков, - это лишь очередное напоминание о высокой нестабильности российского банковского сектора. Аналитики уверены, что пока кризис могут спровоцировать лишь вкладчики, если они в массовом порядке решат вдруг закрыть свои депозиты в банках. Пока информация о кризисе муссируется лишь финансовыми изданиями, но если об этом заявят федеральные телеканалы, то паники не избежать, считают эксперты.
**Новости компаний**
РАО "ЕЭС России" решило изменить уставы дочерних АО-энерго, чтобы ускорить процесс энергореформы ("Ведомости")
"Ведомости" пишут, что РАО "ЕЭС России" решило изменить уставы дочерних АО-энерго, чтобы ускорить процесс энергореформы. Как отмечает издание, РАО предлагает освободить новые компании, которым в процессе энергореформы будут переданы крупные пакеты акций АО-энерго, от обязанности выкупать пакеты у остальных акционеров "дочек". Кроме того, предлагаемые РАО поправки существенно расширяют полномочия гендиректоров АО-энерго и урезают возможности советов директоров. Так, в частности, энергохолдинг полагает, что гендиректора могут самостоятельно утверждать кандидатуры топ-менеджеров "дочек", а не согласовывать их с советом директоров, как это предусмотрено действующими уставами. Помимо этого, продолжает издание, энергохолдинг также предлагает частично передать менеджменту АО-энерго полномочия по утверждению сделок, связанных с безвозмездной передачей имущества или оказанием услуг.
Как отмечает газета, представитель РАО ЕЭС пояснил, что предлагаемые поправки избавят энергохолдинг от необходимости выполнять те нормы закона, которые физически невыполнимы. Однако, обращает внимание издание, миноритарным акционерам АО-энерго эти предложения не понравились, и Ассоциация по защите прав инвесторов рекомендовала инвесторам голосовать против предложенных энергохолдингом поправок в устав.
Комитет по стратегии и реформированию при совете директоров РАО ЕЭС одобрил учреждение четырех межрегиональных распределительных сетевых компаний ("Коммерсантъ")
"Коммерсантъ" сообщает, что Комитет по стратегии и реформированию при совете директоров РАО ЕЭС, к рекомендациям которого менеджмент РАО обычно прислушивается, одобрил учреждение четырех межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) и рекомендовал руководству холдинга включить в советы директоров создаваемых компаний по два представителя от миноритариев. Структура МРСК будет холдинговой: в их состав войдут региональные распределительные сетевые компании, которые будут выделены в ходе горизонтального разделения АО-энерго по видам бизнеса (генерация, сети и сбыт). По мнению зампредседателя Комитета, директора компании "Востокэнерго" С.Ремеса, предложение разбавить состав советов директоров будущих МРСК представителями миноритариев РАО ЕЭС пойдет на пользу и самим МРСК, и энергохолдингу в целом. Поддерживает он и идею передачи акций МРСК в доверительное управление Федеральной сетевой компании, но с непременной оговоркой - только на переходный период. Как только рынок прочно встанет на ноги, МРСК должны будут из рук ФСК переходить к другим хозяевам. Также "Ъ" отмечает, что идею продажи ОГК на спецденежных аукционах Комитет по реформированию не поддержал.
Энергореформа "по Чубайсу" подошла к той катастрофической стадии, когда государство уже ничего не сможет в ней изменить ("Независимая")
"Независимая" газета публикует обширный аналитический материал, посвященный деятельности А.Чубайса на посту главы РАО ЕЭС. Периодически возникающие слухи о его отставке давно уже стали привычной частью политического пейзажа, но, согласно расхожему мнению, Чубайсу реально не о чем беспокоиться до 2007 года: якобы эту фигуру приберегли на "заклание" к следующему политическому сезону, да и тащить реформу энергетики, принимая огонь на себя, больше вроде как некому. При этом главным видимым промежуточным итогом "чубайсовской" реформы энергетики издание называет рост тарифов, с "накачкой" которых и связана необоснованная прибыль РАО ЕЭС. Если бы концепция реформы разрабатывалась не в недрах реформируемого субъекта, то и в ее основу легли бы не интересы менеджмента РАО, а интересы страны в целом, поэтому фактически ясно, что деятельность компании - это частный бизнес частных личностей с негосударственным мышлением. Кроме того, реформирование энергетики "по Чубайсу" предполагает, в частности, раздробление РАО на 10 генерирующих компаний, что, по мнению экспертов, ведет к разрушению единой энергосистемы страны, снижению надежности и возникновению кризисов.
В свою очередь, электроэнергетика - это огромные финансовые потоки, которые в ближайшем будущем подлежат перераспределению, подчеркивает "НГ". В этом смысле отрасль сегодня находится в том же состоянии, что российская нефтянка в начале 90-х годов. Причем реформа электроэнергетики - это второй грандиозный приватизационный проект А.Чубайса, который должен был превратить его в суперолигарха. Как считает издание, и государство, и потребители останутся в результате этой "приватизации №2" ни с чем, а в выигрыше окажутся только частные компании, в том числе и иностранные. Тем более, что по рынку бродят слухи, что они уже внесли $1 млрд. на покупку акций РАО. Таким образом, безопасность оказалась в руках одного человека, т.е. энергореформа "по Чубайсу" подошла к той катастрофической стадии, когда государство уже ничего не сможет в ней изменить, резюмирует "НГ".
По сведениям "Ведомостей", Минэкономразвития подготовило проект решения правительства о продаже ОГК за деньги и акции РАО ЕЭС
"Ведомости", напоминая, что вопрос о способе продажи акций ОГК - один из самых важных в реформе энергетики и обсуждается уже больше года, пишут со ссылкой на свои источники, что Минэкономразвития уже подготовило проект директивы по приватизации тепловых ОГК и предлагает членам совета директоров РАО от государства "согласиться с обособлением тепловых ОГК путем проведения денежных аукционов с участием акций РАО ЕЭС". Сотрудник министерства рассказал газете, что проект направлен на согласование в профильные ведомства - Федеральную службу тарифов, Федеральную антимонопольную службу и Минпромэнерго. Окончательное решение по проекту планирует принять лично премьер-министр в ближайшее время, отметил он. Тем временем, пишут "Ведомости", ссылаясь на чиновника, знакомого с содержанием документа, и на источник в РАО ЕЭС, энергохолдинг уже подготовил проект решения совета директоров, одобряющего предложение Минэкономразвития. Эти источники также добавили, что цена акций, по которой они будут выставляться на аукцион, будет определяться непосредственно перед торгами во избежание манипулирования рынком акций холдинга.
Между тем, замечает издание, идея Минэкономразвития пока нашла немногих сторонников. Так, вчера комитет по стратегии и реформированию при совете директоров РАО, куда входят представители холдинга, правительства и миноритарных акционеров, отклонил идею продажи ОГК на спецценежных аукционах.
"Газпром" планирует в 2004 году увеличить валютную выручку на 6,1% - до $17,5 млрд.
ОАО "Газпром" планирует в текущем году получить валютную выручку в объеме $17,5 млрд. против $16,5 млрд. в 2003 году. Об этом сообщил в четверг на брифинге в Москве заместитель председателя правления компания Юрий Комаров.
При этом он отметил, что это консервативный прогноз и этот показатель по итогам года может оказаться выше.
Ю.Комаров сообщил также, что в первом полугодии текущего года объем валютной выручки Газпрома составил $9,4 млрд. против $8,8 млрд. в первом полугодии прошлого года. Он отметил, что среднегодовой рост экспорта "Газпрома" составляет порядка 2,1%, а среднегодовой рост валютной выручки - 12,4%.
Проблемы с Минприроды, возникшие у ОАО "РУСИА-Петролеум", могут привести к отзыву лицензии на освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения ("Независимая", "Ведомости")
"Независимая" газета утверждает, что "дело ЮКОСа" оказалось "заразным", т.к. в последнее время даже у самых лояльных и "правильных" с точки зрения властей нефтяных компаний постоянно возникают проблемы с различными государственными органами. В частности, замечает "НГ", это касается и "Сургутнефтегаза" с лицензией на Талаканское нефтяное месторождение, и спора между ЛУКОЙЛом и "Транснефтью" вокруг нефтяного терминала в Высоцке. А у ОАО "РУСИА-Петролеум", которое контролируется нефтяной компанией ТНК-ВР, вообще возникли проблемы с Минприроды.
Более того, на ближайшем заседании рабочей группы по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования недрами у "РУСИА-Петролеум" может быть отозвана лицензия на освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения. "Газпром", который никак не может определиться с механизмом своего участия в этом проекте, уже давно сомневается в законности получения этой лицензии. По информации "НГ", речь идет о несоблюдении принципа двух ключей, когда субъект Федерации инициирует начало освоения месторождения, а Минприроды утверждает выдачу лицензии недропользователю. В МПР отмечают, что основным нарушением лицензионного соглашения по Ковыкте является несоблюдение сроков ввода месторождения в эксплуатацию. В ТНК-ВР признают только часть этих претензий. "Имеются некоторые вопросы, связанные с процессом выдачи лицензии 10 лет назад, - заявил председатель совета директоров "РУСИА-Петролеум" В.Вексельберг. - Но давайте четко разделять претензии к недропользователю и выполнению им лицензионных обязательств с аспектами выдачи лицензии, учитывая поменявшееся за последние десять лет законодательство в области недропользования".
В развитие темы "Ведомости", напоминая, что около месяца назад Минприроды разослало держателям лицензий на 10 месторождений, в число которых входит и Ковыктинское, предписания исправить нарушения, связанные с отставанием от графика разработки недр, сообщает со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией в министерстве, что лицензии на четыре из этих 10 месторождений могут быть отозваны. Как отмечает издание, он уточнил, что речь идет о Талаканском, Инзырейском и Южно-Хыльгуйском месторождениях, а также о Салымской группе. В свою очередь, пресс-секретарь Минприроды Р.Гизатуллин заявил, что повторные аукционы по упомянутым в списке месторождениям возможны, если МПР обнаружит серьезные нарушения лицензионных соглашений и компании не смогут объяснить, почему эти нарушения не устранены в срок.
Британская Peter Hambro Mining за $25 млн. купила месторождение золота "Аметистовое" на Камчатке с запасами свыше 50 т. ("Ведомости")
"Ведомости" сообщают, что британская золотодобывающая компания Peter Hambro Mining приобрела еще один актив в России. За $25 млн. она купила месторождение "Аметистовое" на Камчатке с запасами золота свыше 50 т. Как рассказал изданию вице-президент Peter Hambro П.Масловский, соглашение о покупке компании, владеющей лицензией на "Аметистовое", было подписано еще 31 мая. По его словам, сделка еще не закрыта. "Завершить юридические формальности мы намерены за пару месяцев", - сказал он, отказавшись уточнить, кто выступал продавцом лицензии. Между тем вице-президент "Корякгеолдобычи" Н.Козин сообщил, что держателем лицензии на месторождение является 100%-ная "дочка" его компании - ЗАО "КГД Аметистовое". Он сказал, что его компания искала инвесторов в этот проект и вела переговоры о продаже "дочки" с Peter Hambro, заметив при этом, что британская компания поторопилась объявить о новом приобретении.
Издание пишет, что специалисты высоко оценивают новое приобретение Peter Hambro. Так, по их мнению, благодаря этому приобретению объем резервов золота Peter Hambro вырастет почти в полтора раза, а капитализации самой компании - на 10% с нынешних $450 млн.
СП "GM-АвтоВАЗ" в начале июля начнет производство "Шевроле-Нива" с двигателем Opel
СП "GM-АвтоВАЗ" в начале июля начнет производство внедорожников "Шевроле-Нива" с двигателями германской компании Opel, сообщил на конференции "Финансовые инструменты в работе дилеров "GM-АвтоВАЗ" генеральный директор СП "GM-АвтоВАЗ" Джон Милонас.
Как сообщалось ранее, СП начало выпуск автомобилей "Шевроле-Нива" 23 сентября 2002 года, они выпускаются с российскими двигателями.
По словам Д.Милонаса, через 18 дней компания начнет производство "Шевроле-Нива" с двигателями Opel. Эти автомобили будут, кроме того, оборудованы японской коробкой передач, а также, в частности, двумя подушками безопасности.
По словам Д.Милоноса, "GM-АвтоВАЗ" в 2004 году планирует произвести более 4 тыс. автомобилей "Шевроле-Нива" с двигателями Opel.
В целом в 2004 году СП планирует изготовить как минимум 55 тыс. автомобилей против 25 тыс. 235 в 2003 году.
На 23 сентября 2004 года запланирован запуск производства на мощностях "GM-АвтоВАЗ" легковых автомобилей "Шевроле-Вива" (на платформе Opel-Astra), сообщил Д.Милонас.
Как сообщалось ранее, в этом году СП планирует произвести 456 таких автомобилей.
Д.Милонас также сообщил, что в конце года СП планирует начать экспорт своих автомобилей в страны дальнего зарубежья. "Начало продаж на экспорт состоится в конце года", - сказал гендиректор, добавив, что экспорт в страны СНГ СП уже осуществляет.
Акционерами СП "GM-АвтоВАЗ" являются АО "АвтоВАЗ", американская корпорация General Motors и Европейский банк реконструкции и развития.
"GM-АвтоВАЗ" и Альфа-банк подписали соглашение о сотрудничестве по кредитованию дилеров
СП "GM-АвтоВАЗ" и Альфа-банк подписали соглашение о сотрудничестве в области кредитования дилеров СП.
Соглашение было подписано в рамках конференции дилеров СП "GM-АвтоВАЗ" "Финансовые инструменты в работе дилеров".
Как отмечалось на конференции, СП реализует распространенную в мире схему кредитования дилеров. В поисках партнера был объявлен тендер среди российских банков, по результатам которого Альфа-банк был назван победителем.
Как сказал на конференции гендиректор СП "GM-АвтоВАЗ" Джон Милонас, СП совместно с Альфа-банком намерены реализовать программу кредитования дилеров. Эта программа, по словам гендиректора, поможет дилерам СП улучшить ликвидность, создавать складские запасы, расширять ассортимент.
Отвечая на вопрос о том, какой объем кредитов Альфа- банк планирует в 2004 году выделить дилерам "GM-АвтоВАЗ", первый заместитель председателя совета директоров банка Олег Сысуев высказал мнение, что Альфа-банк будет полностью отвечать на дилерские запросы.
Кроме того, как отмечалось на конференции, ООО "Альфа-лизинг" выиграло тендер по предоставлению лизинга автомобилей производства СП "GM-АвтоВАЗ" через дилеров этой компании, используя корпоративную программу.
Также в рамках конференции СП "GM-АвтоВАЗ" подписало соглашение о сотрудничестве с Собинбанком.
Как сообщается в материалах конференции, Собинбанк победил в проведенном "GM-АвтоВАЗ" тендере среди российских банков, стал участником совместной программы розничного кредитования и получил преимущественное право кредитовать население на покупку автомобилей производства СП через дилерскую сеть "GM-АвтоВАЗ" на территории России.
Кредиты на покупки автомобилей "Шевроле-Нива" будут предоставляться в России через отделения Собинбанка на срок 1-3 года в российских рублях под процентную ставку от 14,9% годовых.
Ожидается, что многие дилеры на территории России и будущие покупатели продукции "GM-АвтоВАЗ" смогут воспользоваться кредитами уже начиная с 1 июля текущего года, приводятся в распространенных на конференции материалах слова Д.Милонаса.
**Курс евро**
Курс евро на ЕТС 17 июня снизился до 34,9249 руб./EUR1
Средневзвешенный курс евро на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ в четверг снизился на 31,53 копейки по сравнению с результатом предыдущих утренних торгов и составил 34,9249 руб./EUR1.
Цена последней сделки составила 34,96 руб./EUR1, в ходе торгов курс евро колебался в диапазоне 34,8801-34,96 руб./EUR1.
Всего на ЕТС было заключено 211 сделок на сумму EUR 7,856 млн.
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Ведомости", "Коммерсантъ", "Время новостей", "Независимая", "Газета", "Новые Известия".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.