**Темы дня**
Одна из тем, привлекших внимание центральных СМИ, - прошедшая накануне встреча президента В.Путина с министром промышленности и энергетики В.Христенко. По данным главы Минпромэнерго, за семь месяцев в России добыто 263 млн. тонн сырой нефти, а по итогам года страна выйдет на добычу более 450 млн. тонн, что на 30 млн. тонн больше, чем в прошлом году. "Все компании наращивают добычу нефти, - сообщил президенту В.Христенко, - но основной объем приходится на компании, которые добывают больше всего. Это ЛУКОЙЛ, ЮКОС, "Сургутнефтегаз", "Роснефть".
"Коммерсантъ" замечает, что после доклада В.Христенко В.Путину осталось только уточнить, все ли российские нефтекомпании включились в соревнование по увеличению добычи и экспорта нефти. Оказалось, что практически все, причем ЮКОС был назван В.Христенко в числе передовиков. Если верить вчерашнему отчету В.Христенко, российская экономика просто обречена на 7-8%-ный ежегодный рост и удвоение ВВП к 2010 году. Тем более, что от возможности хоть как-то сдержать нефтяные цены российское правительство в лице главы подведомственного В.Христенко Федерального агентства по энергетике С.Оганесяна, заявившего, что "Россия ничего не может сделать для снижения цен на нефть, поскольку находится на пределе добычных и экспортных возможностей", умело открестилось.
"Независимая" газета считает, что в разгар судебного процесса по "делу ЮКОСа" российскому президенту было полезно узнать, что среди лидеров российской нефтянки, кому страна обязана впечатляющими показателями роста добычи черного золота, есть и компания М.Ходорковского.
Пресса также обратила внимание на очередную новость по "делу ЮКОСа": НК "ЮКОС" объявила о получении уведомления о дефолте по кредиту на $1,6 млрд., который был выдан компании ее крупнейшим акционером - Group MENATEP. Его причиной стал арест акций "дочки" ЮКОСа - "Юганскнефтегаза", добывающего 60% нефти холдинга.
Это второй по счету дефолт, предъявленный компании, напоминает "Газета". В начале июля консорциум западных банков уже объявил дефолт по кредиту на $1 млрд., выданному компании под залог сырья "Юганскнефтегаза". Объявление дефолта по кредитам ЮКОСа означает, что кредиторы, главным среди которых является основной акционер компании - гибралтарская Group MENATEP, могут в любой момент потребовать вернуть выданные деньги в размере $2,6 млрд., т.к. этот пункт содержится в кредиторских соглашениях. Кредиторы также могут подать в суд иск о банкротстве ЮКОСа. Подобная мера выгодна его акционерам, поскольку она останавливает выплату долгов компании государству. Однако, по мнению юристов, суд вряд ли согласится банкротить ЮКОС по этой причине - в российском законодательстве нет понятия "дефолт".
"Коммерсантъ" считает, что теперь Group MENATEP фактически отказалась от борьбы за сохранение компании в ее нынешнем виде с нынешним составом акционеров и перевела себя в разряд обычных кредиторов. Совладелец Group MENATEP М.Брудно заявил, что, как он понимает, "у Group MENATEP как кредитора ЮКОСа нет никаких оснований надеяться на то, что этот кредит будет возвращен". Вместе с тем знакомый с ситуацией источник в одной из госструктур заявил "Ъ", что те минимальные средства, которые необходимы компании для ведения операционной деятельности и экспорта в условиях выплаты задолженностей, ей будут предоставлены. Об этом косвенно свидетельствует и заявление Минюста о том, что меры, предпринимаемые в отношении ЮКОСа, никак не отразятся на выплате зарплат его работникам. То есть, найдя деньги на зарплату, Минюст наверняка найдет их и для текущих платежей компании.
Как полагает "Время новостей", законно потребовав вернуть кредит, Group MENATEP тем самым еще больше обострила ситуацию по принципу "чем хуже, тем лучше". Очевидно, что государство теперь поставлено перед выбором: либо, как предлагает Минпромэнерго, способствовать снятию ареста со счетов ЮКОСа с целью финансировать текущую деятельность компании, либо сделать вид, что ничего страшного не происходит, и продолжать давление, включая угрозы быстрой продажи главного добывающего актива - "Юганскнефтегаза". Также газета указывает на то, что вчера ни ММВБ, ни РТС торгов бумагами опальной компании не останавливали. Участники фондового рынка намекают, что акциями ЮКОСа сейчас играют в основном те, кто имеет доступ к информации о готовящихся шагах судебных приставов и ответах на них со стороны компании. Деньги на этом зарабатываются немалые, а потому информационная атака вокруг ЮКОСа вряд ли прекратится в ближайшее время.
"Ведомости" пишут, что теперь ЮКОСу придется ежемесячно выплачивать банкам на $100 млн. больше. Сейчас, по словам источника, знакомого с ситуацией в компании, каждый месяц на счета ЮКОСа поступает около $1,8 млрд., из которых почти все уходит на производство и финансовые нужды компании. По мнению же экспертов, дефолт усложняет и без того нелегкое положение компании, и поскольку кредит обеспечен экспортной выручкой, длительное время ЮКОС не будет получать оплату за отгружаемую за рубеж нефть.
Из персоналий сегодня ньюсмейкером "номер один" для центральных СМИ стал лидер ЛДПР В.Жириновский, который поставил на ноги всех грузинских пограничников, а заодно и весь грузинский флот. Дело в том, что вчера утром 40 депутатов Госдумы во главе с председателем ЛДПР и вице-спикером Госдумы В.Жириновским на прогулочном катере "Акация" отправились из порта Сочи в Абхазию. Грузинские сторожевые катера вопреки обещаниям президента М.Саакашвили топить суда, без ведома Грузии плывущие в Абхазию, не тронули катер В.Жириновского, который благополучно прибыл в Сухуми.
**Правительство РФ**
Правительство намерено перейти на программно-целевой метод формирования бюджета
Правительство РФ до конца года должно завершить подготовку к переводу бюджетного процесса на программно-целевой метод формирования бюджета с определением задач и объемов финансирования для каждого министерства и ведомства. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая в четверг заседание российского правительства.
М.Фрадков в четверг вышел из отпуска для того, чтобы провести очередное заседание кабинета министров.
По словам премьера, в рамках реформирования бюджетного процесса должна быть четко определена роль каждого министерства и агентства. "Для решения стоящих задач будут применяться федеральные целевые и ведомственные программы, рассчитанные на несколько лет вперед", - сказал глава кабинета.
Он подчеркнул: "Цели и задачи (ставящиеся перед министерствами и ведомствами) должны быть увязаны с объемом финансирования".
М.Фрадков заявил, что до конца года должны быть подготовлены стратегии деятельности каждого министерства и ведомства. "С бюджетом на 2005 год мы эту работу не успеем завершить, но примеряемся, как наиболее качественно эту работу сделать с бюджетом на 2006 год", - сказал М.Фрадков.
Переход на формирование бюджета РФ по программно-целевому методу не означает возврата к советским методам планирования, - Михаил Фрадков
Планируемый правительством России переход с 2006 года на формирование бюджета по программно-целевому методу не означает возврата к методам планирования в советские времена. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая в четверг заседание российского правительства.
"Это нисколько не является планированием, присущим советским временам", - отметил М.Фрадков.
"Это никоим образом не ограничивает инициативу министерств и ведомств по решению поставленных задач", - сказал премьер- министр.
Он подчеркнул, что переход на новые методы бюджетного планирования призван показать каждому гражданину страны, на что используются налоги и как деятельность министерств отражается на жизни населения.
М.Фрадков отметил, что принятие планов и показателей деятельности федеральных министерств и ведомств является очередным шагом в рамках административной реформы, целью которой является сокращение численности чиновников при повышении эффективности их работы.
Премьер подчеркнул необходимость для правительства "быть открытым для общества". По его словам, "принятие планов и показателей деятельности министерств и ведомств должно показать, какие приоритетные задачи ставятся и как министерства и ведомства с ними справляются".
М.Фрадков заявил, что итоги деятельности министерств и ведомств будут определяться не по объемам освоенных средств, а на основе анализа системы показателей. Ежегодно министерства и ведомства будут готовить бюджетные доклады, в которых будут обозначаться цели и докладываться об их выполнении, сказал премьер.
Александр Жуков заявляет о необходимости отхода от инерционного бюджетного планирования
Система бюджетного планирования в России является инерционной и ограничивает возможности и стимулы, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств, заявил вице-премьер РФ Александр Жуков, выступая на заседании правительства в четверг.
"В настоящее время в основном используется инерционный подход в бюджетном планировании", - сказал А.Жуков, пояснив, что правительство не имеет среднесрочного горизонта бюджетного планирования, а в основном используется годичный горизонт. По его словам, сложившаяся тенденция ограничивает возможности и стимулы к увеличению эффективности расходования бюджетных средств, а также более четкой ориентации на достижения общественно значимых результатов.
По словам вице-премьера, есть страны, в которых горизонт бюджетного планирования составляет 10 и более лет. Он также отметил, что многие страны в 80-90-е годы перешли от инерционного подхода планирования бюджета к планированию, ориентированному на результат.
В России необходимо провести эти изменения более быстрыми темпами, чем в других странах, где срок реформирования иногда занимал до 10 лет, подчеркнул А.Жуков. "Мы не имеем 10 лет, чтобы медленно переходить к бюджету, ориентированному на результат", - сказал он.
Вице-премьер также сообщил, что основной смысл подготовленного доклада - "переход к программно-целевому подходу", который, по его словам, позволит установить связь между расходами и результатами. Доклад был подготовлен, опираясь на программу основных направлений деятельности правительства, а также целей, поставленных президентом РФ, сказал он.
А.Жуков отметил, что при подготовке бюджета на 2005 год "внести существенные изменения вряд ли представляется возможным", так как требуется разработка новых федеральных целевых программ, ведомственных программ. В то же время, по его словам, 2005 год станет первым годом, когда субъекты бюджетного планирования должны получить первый предварительный опыт разработки и исполнения своих программ.
А.Жуков пояснил, что доклады министерств и ведомств являются "ключевым инструментом". По его словам, доклады должны включать в себя основные цели и задачи, расходные обязательства, анализ достигнутых результатов, а также планируемые результаты на три года, планирование бюджетных расходов по целям и задачам.
Россия к 2005 году войдет в группу стран с уровнем ВВП на душу населения свыше $10 тыс., - Александр Жуков
Россия к 2005 году войдет в группу стран, определяемую по методике Всемирного банка, в которых уровень ВВП на душу населения превышает $10 тыс., заявил вице-премьер РФ Александр Жуков, выступая в четверг на заседании правительства РФ.
"Россия приближается к этому уровню, и в конце 2004 - следующем году войдет в группу в число стран, которые относятся к этой группе", - подчеркнул вице-премьер.
По его словам, сейчас в эту группу входят, в частности Испания, Корея, Греция, Чехия и Венгрия.
В материалах заседания правительства говорится, что к 2012 году показатель ВВП на душу населения в России должен вырасти до $18,5 тыс.
Министерства и правительство в целом будут ответственны за выполнение планов, - Александр Жуков
Ответственность за выполнение планов и показателей министерств и ведомств будут нести и правительство в целом, и каждое из министерств в отдельности. Об этом заявил в четверг на заседании правительства вице-премьер РФ Александр Жуков.
"Правительство в целом несет ответственность за выполнение показателей", - отметил А.Жуков.
Вице-премьер заявил, что ответственность за выполнение ряда показателей может быть разложена на какое-то одно министерство, а на некоторые другие показатели влияет деятельность сразу нескольких министерств в целом. "Но всегда можно определить, какое министерство является наиболее ответственным (за выполнение планов и показателей деятельности)", - сказал вице-премьер.
Правительство РФ считает своей главной стратегической целью повышение качества жизни населения, - Александр Жуков
Правительство РФ в рамках реформирования системы бюджетного планирования и ее ориентации на результат определило для себя четыре стратегические цели, главной из которых является повышение качества жизни населения, заявил вице-премьер РФ Александр Жуков, выступая в четверг на заседании российского кабинета министров.
По его словам, эта стратегическая цель включает в себя несколько подцелей: повышение материального благосостояния населения, повышение здоровья и безопасности жизни, повышение уровня социальных и духовных потребностей.
А.Жуков подчеркнул, что на достижение этой цели "ориентированы задачи всех органов исполнительной власти".
Еще одной стратегической целью является поддержание высоких темпов экономического роста. Эта цель включает в себя повышение качества и роли внутренних факторов в экономическом росте, развитие рынков, улучшение инвестиционного климата, обеспечение макроэкономической стабильности, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий.
Третьей целью является создание потенциала для будущего развития, она включает развитие научного, трудового, природно-сырьевого потенциала, потенциала государственного управления.
Четвертой целью, по словам А.Жукова, является обеспечение безопасности страны, однако эта цель не рассматривается подробно в докладе правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, так как она находится в ведении правоохранительных и силовых органов.
А.Жуков отметил, что в соответствии со стратегическими и общенациональными целями министерства и ведомства будут формулировать собственные задачи. В частности, для министерства здравоохранения и социального развития на основании общих целей сформулированы пять задач, включая рост доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, вовлечение населения в систематические занятия физкультурой и спортом.
На следующем этапы новой системы бюджетного планирования каждое из министерств устанавливает цели и задачи для своих подведомственных структур. "Они в общей форме уже сформулированы, но их еще предстоит конкретизировать", - подчеркнул А.Жуков.
"Все цели министерств и ведомств, задачи, которые они ставят, ориентированы на выполнение четырех стратегических целей правительства", - подчеркнул он.
При этом, по словам вице-премьера, наиболее сложной частью работы правительственной комиссии являлось установление исчисляемых показателей, с помощью которых можно было бы измерить работу министерств и ведомств по достижению заявленных целей и задач. "Мало установить цели, надо еще измерить достижения цели", - подчеркнул он.
По его словам, комиссия вместе с министерствами при установлении показателей ориентировалась на межстрановые сравнения и показатели, которые используются в мировой практике. В частности, в качестве ориентира были выбраны средние значения показателей для группы стран, определенных по методике Всемирного банка с размером ВВП на душу населения свыше $10 тыс. Россия войдет в эту группу стран в конце 2004 - 2005 году, отметил вице-премьер.
"Достижения большинства этих показателей - не результат прямого регулирования со стороны правительства. В условиях рыночной экономики в достижении большинства целей социально-экономического развития задача правительства состоит в создании необходимых условий для развития субъектов рынка и гражданского общества для достижения заявленных целей", - подчеркнул вице-премьер.
Он также отметил, что при разработке системы показателей предпочтения отдавались не количественным ориентиром - "тонно-штукам", а показателям, которые характеризуют достижение целей с качественной стороны.
Правительство РФ рассмотрит в закрытом режиме бюджетные вопросы, связанные с силовыми министерствами
Правительство РФ отдельно в закрытом режиме будет рассматривать планы и показатели деятельности силовых министерств и ведомств в рамках реформы бюджетного планирования. Об этом заявил на заседании российского правительства в четверг вице-премьер РФ Александр Жуков.
Он напомнил, что одной из четырех стратегических целей развития страны на ближайшие годы является обеспечение безопасности и обороноспособности.
А.Жуков сообщил, что большинство силовых министерств и ведомств представили свои бюджетные доклады в правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов.
При этом вице-премьер отметил, что с учетом секретности представляемых материалов обсуждение этих бюджетных докладов будет вестись отдельно и в закрытом режиме.
"Однако при этом мы постараемся определить общественно-значимые показатели, и это будет следующим этапом", - сказал вице-премьер.
Со своей стороны премьер-министр Михаил Фрадков, говоря об определении общественно значимых показателей для министерств и ведомств, отметил: "Это сделать можно и нужно".
Вице-премьер А.Жуков подчеркнул, что деятельность силовых министерств и их показатели оказывают существенное влияние на целый ряд важных для общества и страны показателей развития. В качестве примера А.Жуков привел министерство по чрезвычайным ситуациям, деятельность которого непосредственно связана с таким важным показателем для общества и страны, как качество жизни.
Вице-премьер пояснил, что "МЧС серьезно в своих показателях влияет на продолжительность жизни граждан". Это, по его словам, связано, в частности, с необходимостью сокращения количества техногенных аварий и катастроф, уменьшения последствий стихийных бедствий.
Сводный доклад о программно-целевом планировании бюджета будет внесен в правительство до 15 декабря
Сводный доклад о программно-целевом подходе при бюджетном планировании будет подготовлен правительственной комиссией, возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым, и внесен в правительство до 15 декабря текущего года. Об этом заявил А.Жуков, выступая на заседании кабинета министров РФ в четверг.
По его словам, правительственная комиссия не позднее 15 декабря подготовит уточненный сводный доклад, в котором будут содержаться основные направления деятельности субъектов бюджетного планирования.
При этом вице-премьер отметил, что до 1 апреля 2005 года на его основе министерства и ведомства должны разработать свои доклады, на основе которых уже и будет формироваться федеральный бюджет на 2006 год. А.Жуков подчеркнул, что перейти к бюджетному планированию, ориентированному на результат, за один год не удастся. По его словам, для этого "потребуется несколько лет".
А.Жуков сообщил, что в сводном докладе, а также в докладах министерств и ведомств должны быть указаны динамика достигнутых результатов, планируемые цели и результаты на ближайшие три года. Он отметил, что эти доклады должны быть увязаны с разрабатываемой в настоящий момент среднесрочной программой социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годы.
В качестве приоритетных целей правительства А.Жуков назвал задачи, поставленные президентом РФ, а именно: обеспечение населения жильем, улучшение сфер здравоохранения и образования, развитие транспортной инфраструктуры. Кроме того, по его словам, в сводном докладе в качестве целей будут указаны и такие показатели, о которых говорил президент РФ, как темпы роста ВВП, а также снижение уровня бедности.
А.Жуков также сообщил, что до 20 сентября федеральные министерства и ведомства должны уточнить федеральные целевые программы, за которые они отвечают, пути реформирования этих программ, исходя из новых принципов бюджетного планирования.
Кроме того, по его словам, Федеральной государственной службе статистики необходимо принять меры организационного и методологического характера, которые позволяли бы оценивать достигнутые результаты и цели, поставленные в докладах министерств и ведомств. "Возможно, потребуются новые технологии и новые методы оценки", - сказал вице-премьер, пояснив, что при работе над показателями "сегодняшняя база статистики не всегда дает расчеты важных показателей".
Новый механизм бюджетного планирования в 2006 году будет реализован на 30-50%, считает Герман Греф
Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф считает, что новый механизм бюджетного планирования, ориентированный на результат, в 2006 году будет реализован на 30-50% от заданной планки эффективности.
"Думаю, что в 2006 году удастся реализовать новый подход на 30% или 50% от заданной планки эффективности", - сказал Г.Греф, выступая на заседании правительства РФ в четверг.
При этом он отметил, что переход к процессу бюджетного планирования, ориентированного на результат, во многих странах занимал длительное время. Так, США начали заниматься переходом к такому роду бюджетного планирования в 60-х годах, к настоящему времени полностью реализовали этот подход лишь в нескольких штатах. При этом министр заметил, что наиболее успешными с точки зрения внедрения бюджетного планирования, ориентированного на результат, стали страны, которые позаимствовали уже накопленный опыт у развитых стран. В качестве примера Г.Греф привел Австралию и Новую Зеландию.
Касаясь подготовленных докладов министерств и ведомств, Г.Греф заявил, что "в них еще слаба связь между целями министерств и индикаторами достижений". Кроме того, по его словам, в настоящий момент серьезные претензии есть ко многим федеральным целевым программам, большая часть которых носит формальный характер и них не прописаны четко цели этих программ.
Министр также заявил, что в сводном докладе должны быть сформулированы цели и индикаторы их достижения, а механизм реализации должен быть прописан уже в среднесрочной программе социально- экономического развития.
Г.Греф отметил важность того, чтобы аналогичный процесс бюджетного планирования был внедрен на уровне субъектов Федерации, а также муниципалитетов. Он предложил разработать соответствующие методические рекомендации по внедрению нового принципа бюджетирования на региональном уровне.
Алексей Кудрин предлагает разделить комплексные цели правительства и задачи конкретных министерств в рамках реформы бюджетного планирования
Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что в рамках реформы системы бюджетного планирования в целях ее ориентирования на результат комплексные показатели деятельности правительства не могут быть в полной мере закреплены за конкретными министерствами и ведомствами.
Выступая в ходе дискуссии в рамках заседания правительства, А.Кудрин отметил, что основным вопросом является, можно ли основные комплексные показатели деятельности всего правительства разбить по министерствам. "Я считаю, что может быть отличие комплексных показателей правительства от показателей, закрепленных за министерствами. Роль правительства как коллективного органа - самостоятельная и качественно отличается от роли отдельных министерств и ведомств", - подчеркнул он.
А.Кудрин отметил, что в других странах можно встретиться с подходами, когда за комплексные показатели отвечает министерство. В частности, отметил министр, это касается казначейства Великобритании. "Но там министр финансов - второе лицо в правительстве, и большая политическая фигура. Премьер зачастую не вмешивается в деятельность министров и дает им на откуп политическую ответственность окончательную и полную за некоторые показатели", - сказал министр.
"У нас не такой механизм планирования и распределения политической ответственности, поэтому, когда мы такие вещи записываем за министерствами, мы создаем другой механизм разработки и достижения целей", - сказал министр.
**Региональные новости**
В правительстве Москвы обещают к середине сентября полностью подготовить ЖКХ к зиме
Подготовка всех систем жилищно-коммунального хозяйства города к зиме будет завершена к 10-15 сентября, сообщил первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов на пресс-конференции в четверг.
По его словам, уже сейчас на 100% обеспечены топливом все предприятия, работающие в системе ОАО "Мосэнерго". Кроме того, все городские теплопроизводящие организации на 100% обеспечены резервными запасами мазута и угля.
"Производитель первичного тепла предприятие "Тепловые сети Мосэнерго" подготовило свои коммуникации на 90%, а теплопроводящие сети городских структур готовы к зиме на 75%", - подчеркнул П.Аксенов.
Руководитель комплекса городского хозяйства сообщил, что около 75% жилого фонда столицы уже подготовлено к зиме.
"Мы рассчитываем, что в конце сентября начнутся первые пробные топки", - отметил П.Аксенов. Отопительный сезон начнется в первых числах октября, добавил он.
**Скандалы и происшествия. Слухи**
Раскол в стане властей в отношении "дела ЮКОСа" становится все более очевидным ("Независимая")
"Независимая" газета пишет, что мнения чиновников по "делу ЮКОСа" становятся все более противоречивы. Так, вчера Россия официально признала, что существует угроза невыполнения не только экспортных контрактов ЮКОСа, но и межправительственных соглашений по поставкам нефти, в частности с Китаем. При этом "НГ" замечет, что глава курируемого Минпромэнерго Федерального агентства по энергетике (ФАЭ) С.Оганесян "неожиданно" обнаружил, что если компания не получит доступа к своим счетам, то ее экспорт будет остановлен уже на днях. "Мы подняли перед правительством вопрос о разблокировании счетов ЮКОСа для того, чтобы компания, обеспечивающая 20% общероссийской добычи нефти, не останавливала скважины", - заявил он. Тем самым, по мнению издания, раскол в стане властей в отношении "дела ЮКОСа" становится все более очевидным. По словам С.Оганесяна, экспорт нефти ЮКОСа в объеме 700 тыс. баррелей в сутки "может быть остановлен на границе уже на этой неделе, так как компания оплатила экспортные пошлины на нефть только до 10 августа". При этом другие производители нефти не смогут заменить "выпадающего экспорта ЮКОСа, т.к. их объемы добычи находятся на пределе возможностей".
Впрочем, в самом ЮКОСе утверждают, что пока не испытывают проблем с экспортными пошлинами. "Мы сейчас ведем переговоры с "Транснефтью", с "РЖД", чтобы в сложившейся ситуации не допустить перебоя в поставках", - заявил по этому поводу пресс-секретарь ЮКОСа А.Шадрин. Таким образом, Минпромэнерго, в состав которого входит агентство по энергетике, поневоле подключилось к борьбе ЮКОСа за выживание.
**Экономические новости**
Россия к 10 августа собрала более 35 млн. тонн зерна
Россия к 10 августа собрала 35,1 млн. тонн зерна, что почти в два раза превышает сбор на аналогичную дату прошлого года (18,7 млн. тонн).
Согласно данным Минсельхоза РФ, хозяйства всех категорий обмолотили зерновые культуры на 13 млн. гектаров, что составляет 30,4% от запланированной к уборке площади. Урожайность составляет около 27 центнеров с гектара.
Уборку зерновых ведут хозяйства Южного, Центрального, Северо-западного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Близки к завершению жатвы хозяйства Ставропольского края, где зерновые убраны с 92,8% площадей и намолочено 5,6 млн. тонн зерна (3,5 млн. тонн на аналогичную дату прошлого года). В Краснодарском крае зерно убрано с 81,9% площадей, его сбор составил 6,5 млн. тонн (4,3 млн. тонн).
В Приволжском округе наиболее быстрыми темпами ведут жатву хозяйства Саратовской области, намолотившие более 2,2 млн. тонн зерна (946 тыс. тонн).
Высокие темпы уборки зерна в Минсельхозе объясняют не только своевременно подготовленной сельхозтехникой и регулярным обеспечением ее горючим, но и тем, что из-за погодных условий жатва во многих регионах началась на две недели раньше, чем в прошлом году.
По уточненным данным Минсельхоза РФ, зерновые и зернобобовые культуры в этом году предстоит убрать более чем с 44,3 млн. га. По прогнозу Минсельхоза, валовой сбор зерна в России составит 73-76 млн. тонн против 67,2 млн. тонн в прошлом году.
Страховщики представили проект страхования ответственности заемщика за невозврат ипотечного кредита, который в случае реализации обеспечит страховым компаниям новый рынок стоимостью в сотни миллионов долларов ("Коммерсантъ")
Как отмечает "Коммерсантъ", в ходе прошедшего заседания совета Национальной ассоциации участников ипотечного рынка страховщики представили банкирам проект страхования ответственности заемщика за невозврат ипотечного кредита. "Ъ" напоминает, что подобный вид страхования был отменен восемь лет назад из-за несоответствия законодательству. Теперь законы позволяют его реанимировать. По словам главы комитета Всероссийского союза страховщиков по имущественному страхованию В.Юна, "введение этого вида страхования позволит снизить требования первоначального взноса для получения кредита с 30% до 5-10%". По его оценкам, стоимость страховки заемщика составит примерно 0,2% от суммы кредита. Страховщиков же ожидает новый рынок стоимостью в сотни миллионов долларов. Однако, данный вид страхования не вызывает единодушия и у самих страховщиков. "Это не страховой риск, - считает замгендиректора страхового дома ВСК Е.Веневцева. - Если заемщик страхует свою ответственность на случай невозврата кредита, зачем ему возвращать кредит? Тут надо вести речь о страховании предпринимательского риска банка при невозврате кредита заемщика".
Банкиров, в свою очередь, заботит, совпадет ли сумма, которую выплатит страховщик, с их затратами по выданным кредитам. Например, при прекращении оплаты заемщиком кредита его недвижимость может быть продана дешевле, чем выданная на нее сумма кредита. При этом страховщики настаивают на том, что эти вопросы должен будет решать суд, а банкиры предпочитают решение конфликтов во внесудебном порядке, чтобы избежать судебных издержек.
**Банковские новости**
Минфин готовит законопроект о реальных собственниках банков ("Газета")
"Газета", напоминая о том, что Минфин и Центробанк работают над законопроектом о реальных владельцах банков в течение последних двух лет, сообщает, что в соответствии со стратегией развития банковского сектора сроком окончания разработки этого документа является 2005 год. Как отметил замдиректора департамента финансовой политики Минфина В.Луков, банк является организацией, трансформирующей сбережения в инвестиции, "поэтому нормально, что ЦБ будет иметь информацию о том, кто является владельцем этого института", кроме того, "мы надеемся, что у нас будет возможность ее публиковать". Как выяснилось, Минфин также готовит еще один законопроект, который планируется внести в правительство в следующем году, устанавливающий требования к профессиональной подготовке членов советов директоров и наблюдательных советов кредитных организаций. Причем данные требования будут носить обязательный характер.
Таким образом, судя по всему, контроля банкам избежать все же не удастся. Главный экономист Альфа-банка Н.Орлова называет "естественным и понятным" стремление государства сделать структуру акционерного капитала банков прозрачнее, т.к. от этого "дороже и привлекательнее становится актив". По ее мнению, многие банки будут вынуждены менять структуру собственности. Кроме того, знать собственника - особенно в условиях кризиса доверия, подобного недавнему, - должен и Центробанк. Руководитель банковского направления агентства Moody's Interfax М.Матовников считает, что заявления чиновников Минфина вписываются в общую логику усиления банковского надзора. По его словам, "постепенно ситуация выправляется в лучшую сторону: к примеру, крупные акционеры некоторых банков признают себя в качестве собственников".
ДельтаБанк намерен укрепить свои позиции на рынке потребкредитования
ДельтаБанк намерен существенно укрепить свои позиции на рынке потребительского кредитования после покупки 100% его акций компанией General Electric Consumer Finance, заявил президент банка Александр Григорьев в беседе с журналистами в четверг.
По его данным, кредитный портфель ДельтаБанка по кредитным картам и индивидуальным ссудам сейчас превышаете $35 млн. Президент банка считает, что нового акционера банка вряд ли удовлетворит подобный размер кредитного портфеля банка. Он отметил, что, скорее всего, GE Consumer Finance может интересовать портфель потребительского кредитования в $2-3 млрд.
А.Григорьев сообщил, что после прихода нового акционера ДельтаБанк планирует "гораздо более быстрый выход в регионы". В то же время он подчеркнул, что банк сохранит прежний взвешенный подход в области потребительского кредитования. По его словам, ДельтаБанк не будет стремиться эмитировать карточки и выдавать индивидуальные ссуды в ущерб качеству портфеля.
Президент ДельтаБанка также сообщил, что количество эмитированных банком кредитных карт составляет более 130 тыс. штук.
По итогам первого полугодия доналоговая прибыль ДельтаБанка по РСБУ составила 64 млн. рублей.
Касаясь общей ситуации на рынке потребительского кредитования, А.Григорьев высказал мнение, что в настоящее время объем инвестиций, необходимый для создания ритейлового банка, составляет около $100 млн. Однако, по его словам, к 2007 году цена входа на российский рынок потребительского кредитования достигнет $1 млрд.
По оценке президента ДельтаБанка, в настоящее время на российском рынке потребительского кредитования действует порядка 8 активных игроков. Он считает, что на рынке индивидуальных ссуд, безусловно, лидирует Сбербанк.
По информации "Ведомостей", переговоры подразделения потребительского финансирования General Electric - GE Consumer Finance - насчет приобретения акций ДельтаБанка практически завершены
По информации "Ведомостей", трехмесячные переговоры подразделения потребительского финансирования General Electric - GE Consumer Finance - насчет приобретения акций ДельтаБанка практически завершены. Издание напоминает, что об интересе GE к ДельтаБанку на рынке говорили еще с июня, однако стороны факт переговоров не опровергали, но и не комментировали. А сегодня, по словам управляющего директора Delta Capital Management К.Дмитриева, фонд объявит о "крупной международной сделке с одним из своих активов в финансовой сфере". Таковых у фонда всего два - ДельтаБанк и ипотечный "ДельтаКредит". Участники рынка считают, что речь идет о продаже Дельта-Банка. Один из банкиров уверяет, что именно переговоры GE о приобретении ДельтаБанка подтолкнули BNP Paribas к покупке банка "Русский стандарт".
Официальный представитель GE в России К.Голубков не стал опровергать информацию о покупке ДельтаБанка, но от других комментариев отказался. А осведомленный о сделке источник сообщил, что речь идет о приобретении 100% акций банка. "При капитале в $22 млн. [на 1 апреля], думаю, в итоге стоимость ДельтаБанка можно оценить примерно в $30 млн.", - считает глава банковского направления Moody's Interfax М.Матовников. А руководитель агентства "РусРейтинг" Р.Хайнсворт отмечает, что GE покупает не столько существующий бизнес ДельтаБанка, сколько "входной билет" на стремительно растущий рынок потребкредитования.
**Новости компаний**
У "Газпрома" появился еще один козырь в переговорах с ТНК-ВР по ковыктинскому проекту - газовая монополия сумела получить лицензии на разведку соседних с Ковыктой участков ("Ведомости", "Коммерсантъ")
"Ведомости", напоминая, что "Газпром" давно ведет переговоры о вхождении в Ковыктинский проект с крупнейшим акционером "РУСИА-Петролеум" - ТНК-ВР, пишут, что компромисс компаниям дается нелегко - "Газпром" не хочет тратиться на покупку акций "РУСИА-Петролеум", а чтобы ТНК-ВР стала покладистей, регулярно намекает на возможность отзыва лицензии на освоение Ковыкты. Теперь же, отмечает издание, у "Газпрома" появился еще один козырь в переговорах. На этой неделе монополия получила разведочные лицензии на два участка Южно-Ковыктинской площади по соседству с Ковыктинским месторождением. По словам представителя Минприроды, общая площадь участков составляет порядка 3 тыс. кв. км, прогнозные ресурсы - около 1 трлн. куб. м газа. В свою очередь, пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" С.Куприянов заявил, что при успешном проведении разведочных работ его компания будет претендовать на добычную лицензию. При этом, по его словам, изучение "Газпромом" этих участков никак не связано с Ковыктой. "О перспективах объединения этих участков с Ковыктинским месторождением пока речи не идет, - сказал он. - В Восточной Сибири и без него достаточно ресурсов, при этом их значительная часть еще не разведана и есть все основания ожидать открытия новых крупных месторождений газа в этом регионе".
Между тем, обращает внимание газета, эксперты уверены, что таким образом "Газпром" попытается войти в Ковыктинский проект. По словам чиновника из иркутской администрации, местные власти неоднократно вели переговоры с монополией, в "ходе которых стало ясно, что "Газпром" хочет получить актив, но не хочет входить в компанию по стандартной схеме - приобретение акций за деньги". В тоже время издание подчеркивает, что возможность купить акции "РУСИА-Петролеум" у "Газпрома" остается - иркутская администрация уже заявляла о намерении продать свой пакет в компании. Кроме того, о желании продать свою долю в "РУСИА-Петролеум" не раз заявлял и "Интеррос", но вчера в компании от комментариев воздерживались, замечает газета.
В развитие темы "Коммерсантъ" замечает, что лицензия на геологоразведку была выдана газовой монополии в связи с тем, что, согласно закону о недрах, геологоразведочная деятельность не предполагает обязательного проведения аукционов или конкурсов. Между тем аналитики считают, что, несмотря на перспективность региона в целом, прогнозные ресурсы двух участков Южно-Ковыктинской площади слишком невелики и представляют интерес лишь для компании, которая претендует на весь Ковыктинский проект. Однако лицензия - это своего рода гарантия государства "Газпрому", что оно поддерживает намерения газового монополиста работать на Ковыктинском месторождении в рамках проекта ТНК-ВР, полагает "Ъ", подчеркивая, что сам "Газпром" посредством полученной лицензии обозначает свое присутствие на Ковыктинском месторождении. В свою очередь, в "Газпроме" говорят, что геологоразведочные работы на новом участке никак не связаны с Ковыктинским проектом, а проходят в рамках выполнения перспективной программы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Как стало известно "Ведомостям", на девять мест в совете директоров ОМЗ сейчас претендуют десять кандидатов, двое из которых уже входят в него в качестве независимых директоров
"Ведомости" напоминают, что ОМЗ одной из первых российских компаний обзавелись независимыми директорами, а последние два года им было отдано большинство в совете директоров. Как отмечает издание, предполагалось, что такой расклад сохранится и в объединенной компании "ОМЗ - Силовые машины", но эта сделка не состоялась, и конфигурация нынешнего совета директоров оказалась совершенно неожиданной. Но и этот состав совета будет переизбран уже на внеочередном собрании 24 августа, и его конфигурация претерпит серьезные изменения. Как стало известно "Ведомостям", на девять мест в совете сейчас претендуют десять кандидатов, двое из которых - управляющий директор Horst Wiesinger Consulting GmbH Х.Визингер и директор Vostok Nafta Investment С.Ремес - уже входят в совет директоров ОМЗ в качестве независимых директоров. К ним может присоединиться и Б.Зубарев, гендиректор Первой горнорудной компании. В свою очередь, "Газфонд" рассчитывает сохранить за собой одно место в совете, выдвинув в качестве кандидата гендиректора управляющей компании "Лидер" А.Гавриленко. Помимо этого, продолжает издание, в совет выдвинуты А.Казбеков и исполняющий обязанности гендиректора ОМЗ С.Липский, а также еще пять менеджеров ОМЗ и его "дочек".
Между тем, обращает внимание газета, директор ОМЗ по связям с общественностью А.Онуфриев назвал будущий состав совета временным. По его словам, компания не намерена отказываться от ранее принятой практики в отношении независимых директоров, которые занимали большинство мест в совете. При этом он не исключил, что в течение нескольких месяцев ОМЗ может созвать внеочередное собрание акционеров, чтобы вернуть прежнюю расстановку сил в совете. В свою очередь, С.Ремес выразил уверенность в том, что это временная ситуация и менеджмент компании не намерен отказываться от своих достижений в области корпоративного управления.
Совет директоров ОАО "Российские коммунальные системы" переизбрал М.Абызова своим председателем ("Коммерсантъ")
"Коммерсантъ" сообщает, что совет директоров ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) переизбрал члена правления РАО ЕЭС М.Абызова председателем законодательного органа РКС. Его заместителем стал М.Слободин, глава "Комплексных энергетических систем" (КЭС). Несмотря на то, что КЭС официально владеет 20% акций РКС, в совет директоров компании вошли трое представителей этой компании, тогда как РАО ЕЭС провело в совет директоров только двух своих представителей. Также "Ъ" указывает, что в КЭС по-прежнему не признаются, что компания купила дополнительно 25% акций, которые Газпромбанк продал в апреле, и утверждают, что управляют данным пакетом в пользу Объединенной финансовой группы.
По сведениям газеты "Ведомости", из РКС начался массовый исход топ-менеджеров - заявления об уходе написало больше трети членов правления, выразив, таким образом, несогласие с политикой акционеров
"Ведомости" со ссылкой на неназванного менеджера РКС сообщают, что за последние несколько недель заявления об отставке подали больше трети топ-менеджеров РКС, уволилась значительная часть менеджеров среднего звена и сотрудников. В частности, продолжает газета, из компании ушли двое из трех зампредов правления РКС - А.Баженов и Д.Бахарев, также два члена правления - В.Логинов (отвечал за персонал) и А.Медведев (отвечал за правовые вопросы). Издание пишет, что бывший топ-менеджер РКС упрекает акционеров компании в неисполнении обязательств, взятых при ее создании. "Тогда было обещано инвестировать значительные средства, но мы не получили ничего, - сказал он. - А ведь компания взяла на себя немало обязательств и стала заключать долгосрочные договоры, которые надо исполнять". По его словам, "последней каплей для меня стал отказ совета директоров РАО "ЕЭС России" рассматривать вопрос о выдаче РКС инвестиционного займа в $25 млн. на три года под 6% годовых". При этом собеседник посетовал, что у акционеров нет понимания того, зачем создан проект.
Между тем, замечает издание, в РКС отставки объясняют другими причинами. Так, председатель правления РКС С.Яшечкин заявил, что это обычная оптимизация структуры, а сам он не собирается покидать РКС. "Сегодня совет директоров одобрил совершенствование структуры компании и произвел новые назначения и освобождения, - сообщил он. - Например, назначили Владимира Кудрявцева из СУЭК на должность исполнительного директора и Игоря Ищенко из "Тверьэнерго" - на зампред правления. Число членов правления сократилось с 14 до семи". Издание пишет, что получить комментарии у "Интерроса" не удалось, а представитель КЭС сказал лишь, что "речь идет просто о реструктуризации бизнеса". В то же время некоторые акционеры признают, что диалога между ними в проекте РКС не получилось. В свою очередь, конкуренты компании сожалеют о массовом исходе топ-менеджеров из РКС.
Продолжая тему, "Ведомости" в рубрике "Отставки и назначения" сообщают, что В.Кудрявцев назначен первым зампредом правления компании "Российские коммунальные системы". В зону его ответственности будут входить функционирование бизнес-дивизионов, развитие бизнеса в регионах, совершенствование бизнес-модели и организационно-штатной структуры компании. Издание также отмечает, что другой новый зампред правления РКС - И.Ищенко - будет отвечать за экономику и финансы холдинга.
Выручка РЖД от продажи билетов в пригородном сообщении в июле выросла на 22%
Выручка ОАО "Российские железные дороги" от продажи билетов в пригородном сообщении в июле выросла на 21,8% по сравнению с июлем 2003 года - до 807 млн. рублей, сообщил в четверг департамент компании по связям с общественностью.
Плановое задание по доходным поступлениям от перевозок пассажиров в пригородном сообщении в августе составляет 785 млн. рублей.
ФСФР распорядилась возобновить торги привилегированными акциями МГТС на ММВБ
Федеральная служба по финансовым рынкам разрешила возобновить с 12 августа торги привилегированными акциями ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) на ММВБ, сообщается в пресс-релизе ФСФР
Последняя цена закрытия данных ценных бумаг установлена на уровне средневзвешенной цены за первый час торгов 6 августа 2004 года без учета сделок, заключенных по ценам, отклоняющимся более чем на 25% от цены закрытия предыдущего дня. Торги привилегированными акциями МГТС были приостановлены на ММВБ 6 августа 2004 года.
Торги привилегированными акциями ОАО "МГТС" были остановлены до распоряжения ФСФР в связи с превышением ценой открытия цены закрытия предыдущего торгового дня более чем на 25%.Такая мера предусмотрена положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 26 декабря 2003 г. N 03-54/пс.
ФСФР получила от ММВБ уведомление о приостановке торгов, так как средневзвешенная цена привилегированной акции компании за первый час торгов 6 августа превысила цену на момент закрытия торгов накануне на 767,7%. Такое отклонение произошло в связи с предполагаемой ошибкой трейдера, который ввел в систему цену сделки, во много раз превышающую рыночную цену акции.
В результате средневзвешенная цена акции составила 2143,3 рубля за штуку, после этого сработал механизм приостановки торгов.
По итогам торгов на ММВБ 5 августа цена привилегированной акции ОАО "МГТС" составляла 240,4 за штуку.
**Курс доллара и евро**
Курс евро на ЕТС 12 августа вырос до 35,8807 руб./EUR1
Средневзвешенный курс евро на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ в четверг вырос на 3,96 копейки по сравнению с результатом предыдущих утренних торгов и составил 35,8807 руб./EUR1.
Цена последней сделки составила 35,885 руб./EUR1, в ходе торгов курс евро колебался в диапазоне 35,8103-35,89 руб./EUR1.
Всего на ЕТС было заключено 192 сделки на сумму EUR 4,879 млн.
Официальный курс ЦБ РФ с 13 августа - 29,276 руб./$1
Официальный курс доллара США по отношению к рублю, объявленный Банком России с 13 августа, составляет 29,276 руб./$1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в долларах, по сравнению с предыдущим днем снизилась на 0,08%.
Официальный курс ЦБ РФ с 13 августа - 35,8338 руб./EUR1
Официальный курс евро по отношению к рублю, объявленный Банком России с 13 августа, составляет 35,8338 руб./EUR1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в евро, по сравнению с предыдущим днем снизилась на 0,09%.
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Ведомости", "Коммерсантъ", "Газета", "Независимая".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.