будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Монитор

Второй выпуск

**Темы дня**

Отсутствие знаковых событий в российской политической и экономической жизни накануне привело к тому, что на первые полосы центральных СМИ попали материалы на самую разную тематику.

Из политических событий масс-медиа обратили внимание на сообщение о том, что Главная военная прокуратура РФ прекратила уголовное дело в отношении бывшего руководителя Промышленно-финансовой корпорации "Единые энергетические сети Украины" Ю.Тимошенко. СМИ отмечают, что, по словам представителя Генпрокуратуры РФ, такое решение принято на основании статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Дело было прекращено ввиду истечения срока давности, что "не является реабилитирующим основанием", подчеркивают "Известия". Газета находит любопытным, что уголовное преследование прекратили именно сейчас, в разгар "газовой войны" между Россией и Украиной. Хотя, по сведениям издания, все основания для прекращения дела у прокуратуры были еще в сентябре, после блицвизита Ю.Тимошенко в Москву.
"Ведомости" отмечают, что, как утверждают эксперты, за решением военной прокуратуры лежит желание Кремля ослабить позиции нынешнего украинского правительства. По мнению руководителя социологической службы "Украинский барометр" В.Небоженко, закрытие дела связано с "газовой войной" между Москвой и Киевом. "Сейчас перед обеими сторонами стоит задача найти посредника, который мог бы взять на себя ответственность за разрешение конфликта, и наверняка Ю.Тимошенко рассматривается в качестве такого человека", - считает эксперт. Однако член президиума правления "Нашей Украины" Б.Беспалый говорит, что посредники в газовом споре не нужны, а закрытие дела - это попытка Кремля "вмешаться в политический процесс в Украине и помочь Ю.Тимошенко, но ей оказана медвежья услуга", поскольку дело закрыто не в связи с невиновностью экс-премьера. Депутат Верховной рады от компартии А.Голуб убежден, что закрытие дела - "сиюминутная акция" Кремля с целью приблизить к себе Тимошенко, но с газовым конфликтом прямо не связана, "так как окончательно контракты с "Газпромом" могут быть подписаны только после выборов".
"Коммерсантъ" пишет, что советник В.Ющенко Б.Беспалый назвал последние действия Ю.Тимошенко "четким пророссийским жестом". А реабилитация Россией еще недавно опального украинского экс-премьера, по его словам, сигнализирует о наличии кулуарных договоренностей с Москвой. При этом он подчеркнул, что прекращение дела - "услуга очень медвежья", т.к. закрыто оно по "нереабилитирующим обстоятельствам". Еще жестче на "заигрывание" Ю.Тимошенко с Москвой отреагировал пропрезидентский блок "Наша Украина", назвавший ее пророссийскую позицию в "газовой войне" "предательством национальных интересов". Как заключает "Ъ", закрытие уголовного дела в отношении принцессы "оранжевой революции" может означать, что Москва учла свои ошибки и в преддверии парламентских выборов на Украине сделала ставку сразу на двух игроков - своего давнего союзника В.Януковича и недавнего противника Ю.Тимошенко.
Россия диверсифицирует политические ставки, и на украинских парламентских выборах 2006 года Кремль будет более прагматичным, чем на президентских 2004 года, пишет "Время новостей". Информация о закрытии дела дает Ю.Тимошенко понять, что Россия принимает ее как партнера для игры на "оранжевом поле". В то же время формулировка, с которой закрыто дело, "оставляет правовую и политическую зацепку" для его реанимации в будущем, считает глава центра "Пента" украинский политолог В.Фесенко. Эксперт полагает, что откровенная поддержка Ю.Тимошенко со стороны России стала бы "медвежьей услугой". С одной стороны, "закрытие дела чрезвычайно важно для экс-премьера - эту информацию Ю.Тимошенко может использовать в предвыборной кампании в пророссийских восточных регионах, демонстрируя, что Россия признает ее как политического лидера". С другой - однозначная поддержка России ослабила бы ее позиции в "оранжевых" западных регионах Украины.
Известный украинский политолог М.Погребинский заметил "Новым Известиям", что закрытие дела на экс-премьера - "демонстрация того, что Кремлю больше не нужны ниточки, за которые можно было бы дергать украинских политиков, поскольку в формате "без галстуков" никакие вопросы с Украиной больше решаться не будут". Что касается действий Ю.Тимошенко, то они, по мнению эксперта, показывают, что она накануне выборов в Верховную Раду умело использует газовый спор, оставляя за собой поле для маневра: она не заигрывает с Россией, поскольку это выглядело бы непатриотично, но в то же время указывает на виновных в не решении проблемы в самой Украине.
Как пишет "Российская газета", по мнению некоторых украинских политологов, закрытие дела свидетельствует о том, что у Ю.Тимошенко и ее партии налаживаются отношения с Россией, которая не исключает, что Ю.Тимошенко станет премьером. Сама же экс-премьер готова сотрудничать с Россией только из соображений личной выгоды, и до тех пор, пока ей это полезно. Каких-то идейных соображений у нее нет.

В экономической сфере внимание масс-медиа привлекла вчерашняя пресс-конференция первого заместителя председателя Банка России А.Улюкаева, который подвел итоги кредитно-денежной политики своего ведомства в 2005 году.
"Известия" замечают, что единственное, за что ЦБ не смог отчитаться с позитивным результатом, это уровень инфляции. Бюджетный план в 8,5% оказался существенно перевыполненным и составит по итогам года 11%. Тем не менее, по словам А.Улюкаева, ЦБ практически выполнил целевой ориентир по базовой инфляции (то есть инфляция без учета роста тарифов на услуги естественных монополий) в размере 8% (8,8-8,4% по итогам года), а показатель роста цен во второй половине года на уровне 3% является лучшим за всю новейшую историю.
опрошенные "Газетой" аналитики не во всем согласны с ЦБ. Так, глава Центра макроэкономических исследований "БДО Юникон" Е.Матросова считает, что "наши денежные власти ставят себе глобальные цели, в которых нет реализма. И серьезно их уже давно никто не воспринимает". Впрочем, что касается инфляции, то экономисты "БДО Юникон" заложили в 2006 году 10,5% и считают этот прогноз "более чем оптимистичным". "К сожалению, никто не видит явно негативной тенденции, состоящей в прогрессирующем дефиците рабочей силы. По нашим расчетам, этот дефицит будет возрастать и работодателям придется идти на определенный рост издержек для закрепления работников", - считает Е.Матросова. Аналитики рынка долговых инструментов из ИК "Атон" полагают, что своим заявлением насчет укрепления рубля "ЦБ всего лишь констатирует действительность, и рубль будет укрепляться и в дальнейшем".
Эксперты "Бизнеса" соглашаются, что предпосылок для финансового или банковского кризиса действительно нет, однако сомневаются в реальности планов удержать инфляцию на будущий год в рамках запланированных 8,5%. "Основная проблема инфляции в том, что цены на энергоносители по-прежнему остаются высокими. А укрепление эффективного курса рубля приводит к тому, что снижается конкурентоспособность всех отраслей экономики, за исключением сырьевых", - заметил директор банковского института ГУ-ВШЭ В.Солодков. Экономист ИК "Тройка Диалог" А.Сгрученевский подчеркнул, что повышение инфляции во многом зависит от фискальной политики, проводимой правительством, а не от политики ЦБ. "У ЦБ не так много инструментов, которые позволяют регулировать инфляционный процесс. В свою очередь правительство, не стесняясь, заявляет, что по результатам первого квартала 2006 года будет пересмотрена расходная часть бюджета в сторону повышения. Это создает некий инфляционный фон, от которого никуда не денешься. И ЦБ не может изменить ситуацию", - полагает он.

Стоит отметить, что ньюсмейкером для центральных СМИ стал президент не самой крупной российской нефтяной компании "Русснефть" М.Гуцериев, раскрывший на пресс-конференции структуру собственников компании. По его словам, совладельцами "Русснефти" являются "несколько физических лиц". "Контрольный пакет принадлежит мне - до 70% контролируется мной. Остальной пакет контролируется моими родственниками", - сказал М.Гуцериев. Он также сообщил о весьма амбициозных планах своей компании: в перспективе увеличить объемы добычи более чем в пять раз. Пресса отмечает, что приобретение новых активов для компании усложнится: планируется покупать месторождения за рубежом, где ценовая конкуренция окажется более жесткой, чем на российском рынке. Тем не менее, как заявил М.Гуцериев, к концу следующего года "Русснефть" должна превратиться в транснациональную компанию. По его словам, компания ведет переговоры по участию в тендерах на покупку добывающих активов в Казахстане, Азербайджане, Ливии и Алжире. Под эти проекты в "Русснефти" уже создан департамент внешнеэкономических связей. Опираясь на месторождения за границей, компания должна выйти на добычу в 100 млн. тонн нефти в год.

**Правительство РФ**

Первый заместитель председателя правительства РФ Д.Медведев считает, что контроль является важнейшей составляющей реализации нацпроектов (интервью "Известиям")

"Известия" публикуют обширное интервью первого заместителя председателя правительства РФ Д.Медведева, который рассказал о том, какие препятствия правительство видит на пути национальных проектов, и о том, как оно намерено контролировать их исполнение. Он считает, что контроль является важнейшей составляющей реализации нацпроектов, поэтому "надо постараться с самого начала создать систему контроля именно в рамках всех названных проектов". При этом "должны быть привлечены все возможные контрольные механизмы: правительственные, администрации президента, парламента, Счетной палаты, Генпрокуратуры как ведомства, осуществляющего общий надзор над соблюдением законности и расследующего дела по отдельным преступлениям, возможно, и других правоохранительных органов". "И все это, по-хорошему, надо связать в одну систему контроля", - подчеркнул Д.Медведев. Он указал также на необходимость общественного контроля. "Когда речь идет о партиях, у нас есть парламент, где представлены основные политические течения, они вправе в любой момент потребовать отчета у всех, кто принимает участие в реализации этих идей, от членов правительства до представителей субъектов федерации", - пояснил вице-премьер. По его мнению, также "могут использоваться площадки других общественных объединений, имеющих признанный авторитет, например, общество защиты прав потребителей" или "недавно созданная Общественная палата".
"Будет крайне обидно, если что-то из национальных проектов окажется под воздействием коррупционных факторов", - добавил Д.Медведев. По его словам, "антикоррупционные меры, не могут развертываться изолированно в одном субъекте Федерации" - "проблема эта государственная, и решаться она должна только системно". "В центре должны создавать такой механизм, который способен контролировать эффективность расходования денег и претворение проектов в жизнь, на местах к этой работе должны быть подключены руководители субъектов и муниципальных образований", - отметил он. - Я бы не связывал антикоррупционные меры только с национальными проектами, считаю, что нам вообще в этом направлении надо принимать серьезные, жесткие, но в том же время разумные и юридически выверенные шаги".
Кроме того, отмечая роль администрации президента РФ в разработке нацпроектов, первый вице-премьер рассказал, что его многому научила работа в ней. "Могу сказать откровенно: когда я пришел в администрацию, у меня было ощущение, что этот орган соединяет в себе очень разных людей с разным пониманием задач и призван ликвидировать какие-то текущие трудности, возникающие в государственной жизни. Но потом оказалось, что это не так", - сказал он. "Чтобы там не говорили, администрация, во всяком случае последние шесть лет, о чем я могу говорить ответственно, всегда была организацией, которая достаточно четко и однозначно обеспечивала выполнение президентом его функций. И это главное", - подчеркнул Д.Медведев.

Вице-премьер РФ Сергей Иванов категорически против ревизии российско-украинских договоренностей по Черноморскому флоту

Вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов заявил о недопустимости пересмотра базового российско-украинского договора, в котором определены, в том числе условия пребывания Черноморского флота на территории Украины.
"Соглашение об условиях пребывания российского Черноморского флота входит в большой российско-украинский договор, вторая часть которого содержит пункт о признании нерушимости границ государств. Поэтому подвергать ревизии эти соглашения - смерти подобно", - заявил С.Иванов во вторник журналистам в подмосковном Наро-Фоминске.
Он подчеркнул, что "базовый договор от 1997 года определяет стоимость пребывания и аренды Черноморского флота на территории Украины". "Эта сумма без малого составляет 98 млн. долларов США", - сказал он.
"Кроме того, мы оплачиваем транспортные и коммунальные услуги. За счет этого бюджет Севастополя на 60% формируется за российские деньги", - сказал глава Минобороны РФ.

Вице-премьер РФ Сергей Иванов заявляет о готовности Москвы договариваться с Киевом по поводу арендной платы за РЛС в Севастополе и Мукачево

Вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов считает, что размер арендной платы за станции РЛС в Севастополе и Мукачево может быть предметом переговоров между Москвой и Киевом.
"Стоимость того или иного объекта или его аренды была определена в прошлом в результате переговоров. Сколько стоит аренда РЛС, я сейчас не могу сказать", - заявил вице-премьер во вторник журналистам в подмосковном Наро-Фоминске.
"Я не исключаю, что этот вопрос может быть урегулирован в результате консультаций или переговоров с Украиной", - сказал С.Иванов.
На минувшей неделе министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил, что считает объем финансовой компенсации России за эксплуатацию радиолокационных станций в Мукачево и Севастополе неадекватными затратам.
"Есть такие две станции - в Мукачево и Севастополе. Они действительно нужны России, поскольку это - "уши и глаза" на огромном пространстве. Согласно двусторонним договорам, мы обеспечиваем их эксплуатацию, обслуживание... Мягко скажу: объем финансовой компенсации не адекватный затратам. И это является предметом переговоров и по линии Минобороны, и по линии правительства", - сказал он в интервью еженедельнику "2000", опубликованном в минувшую пятницу.
РЛС "Днепр" системы предупреждения о ракетном нападении в Севастополе (Крым) и Мукачево (Закарпатье) являются собственностью Украины. В соответствии с российско-украинским соглашением информация с этих РЛС, ведущих наблюдение за космическим пространством над Центральной и Южной Европой, а также Средиземноморьем, поступает на центральный командный пункт СПРН (Солнечногорск) Космических войск РФ. Российская плата за данную информацию составляет $1,2 млн.
Впервые Минобороны Украины потребовало от России увеличить оплату в феврале 2005 года, но Москва тогда отказалась, напомнив, что соглашение 1992 года заключалось на 15 лет. После этого РЛС была передана в ведение Национального космического агентства Украины, что, как ожидается, приведет к перезаключению соглашения.

Сергей Иванов в целом удовлетворен итогами 2005 года для Вооруженных сил РФ

Вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов положительно оценивает итоги 2005 года.
"В целом я оцениваю уходящий год как позитивный для вооруженных сил", - сказал он во вторник журналистам в Наро-Фоминске.
"Не было тяжелых происшествий в вооруженных силах связанных с массовой гибелью военнослужащих, которые были в 2003 и 2004 годах", - отметил С.Иванов.
Как положительный фактор он расценивает перевод 40 воинских частей на контрактный принцип комплектования.
"Стали решаться более динамично и социальные вопросы военнослужащих", - сказал С.Иванов.

Герман Греф положительно оценивает первый этап информатизации органов внутренних дел

Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф остался доволен результатами реализации первого этапа крупномасштабного проекта по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) органов внутренних дел.
"Переход органов внутренних дел на цифровые технологии позволил сократить расходы на аренду каналов связи в три раза", - заявил Г.Греф журналистам во вторник в Оренбурге в ходе рабочей поездки с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым.
Он отметил, что в УВД Оренбургской области, в котором ранее на аренду каналов связи тратились 36 млн. рублей, после перехода на цифровые технологии и подключения к ЕИТКС арендная плата снизилась до 12 млн. рублей.
"Таким образом, мы видим, что чистая экономия средств составляет 24 млн. рублей. Такие результаты не только приятно удивляют, но и радуют", - заявил Г.Греф.
Он также подчеркнул, что "сегодня образ сотрудника милиции - это высокотехнологический, образованный специалист, который борется с преступностью не только с помощью табельного оружия, но и применяет современные технологии".
В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002-2010 годы завершен первый этап крупномасштабного проекта по созданию ЕИТКС органов внутренних дел.
Опытные участки системы созданы в пяти регионах России - Оренбургской области, Татарстане, Ставропольском и Приморском краях и в Москве. Во всех других субъектах РФ проведена подготовка помещений региональных коммуникационных узлов и информационных центров.

АПК России за два года получит свыше 30 млрд. рублей в рамках нацпроекта, - Алексей Гордеев

В ближайшие два года на реализацию национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" будет выделено более 30 млрд. рублей, сообщил во вторник министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Он отметил, что только в 2006 году на этот проект из бюджета выделяется 16 млрд. рублей, а еще 17,5 млрд. планируется выделить в 2007 году.
Как подчеркнул глава Минсельхоза, в ближайшее время на правительстве будет рассматриваться бюджет страны на три года. "В нем, как и ожидается, будут фигурировать 17,5 миллиардов рублей на развитие АПК в 2007 году", - сказал А.Гордеев.
Он отметил, что национальный проект в сфере сельского хозяйства рассчитан на два года.

**Федеральное собрание**

Совет Федерации

Совет Федерации поддержал предложение Владимира Путина об использовании российского воинского контингента в операции ООН в Судане

Совет Федерации на заседании во вторник поддержал предложение главы государства об использовании воинского формирования Вооруженных сил РФ в операции ООН по поддержанию мира в Судане.
В соответствии с Конституцией направление воинского контингента РФ за пределы страны является исключительной компетенцией верхней палаты.
Миссия ООН в Судане осуществляется в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1590 от 24 марта 2005 года, которой предусматривается размещение в этой стране воинского международного контингента.
Генсек ООН обратился с просьбой к руководству России направить воинское формирование ВС РФ для участия в операции ООН по поддержанию мира в этой стране. Численность воинского контингента, который будет участвовать в миротворческой операции, составит до 200 военнослужащих. В Судан также предполагается направить четыре транспортно-боевых вертолета Ми-8МТ со штатным вооружением, боеприпасами, военной техникой и другими необходимыми средствами.
Воинское формирование ВС РФ будет напрямую подчиняться командующему войсками Миссии ООН в Судане. Расходы, связанные с участием российского воинского контингента в миротворческой операции, будут возмещаться ООН.
Российский воинский контингент будет осуществлять вертолетную поддержку сил быстрого реагирования, переброску аэромобильных резервов, круглосуточное проведение медико-эвакуационных мероприятий, доставку имущества и персонала ООН в места дислокации и пункты базирования.

Совет Федерации одобрил закон об особой экономической зоне в Калининградской области

Совет Федерации на последнем в этом году заседании во вторник одобрил закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области".
Как сообщил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Верхней палаты Оганес Оганян, законом регулируются отношения, возникающие при создании и функционировании, изменении и прекращении действия специального правового режима особой экономической зоны (ОЭЗ).
"Калининградская область является единственным в РФ регионом, который отделен от всех остальных субъектов страны и имеет госграницу", - отметил О.Оганян.
По его словам, закон разработан с целью ускорения социально- экономического развития области и с учетом политического положения региона.
Закон устанавливает специальный правовой режим ОЭЗ, системы органов управления ОЭЗ, а также критерии отнесения юридических лиц к числу резидентов ОЭЗ, отметил О.Оганян.
"Специальный правовой режим ОЭЗ включает в себя особый налоговый таможенный режим, особенности применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также особый порядок въезда-выезда и пребывания на территории Калининградской области", - пояснил глава комитета.
При этом он уточнил, что особый налоговый режим заключается в особом порядке уплаты резидентами налога на прибыль и имущество организаций.
После того, как президент подпишет этот закон, он вступит в действие 1 апреля 2006 года, сообщил О.Оганян.

Совет Федерации одобрил закон, ужесточающий контроль за оборотом алкогольной продукции

Совет Федерации одобрил сегодня закон, ужесточающий контроль за алкогольной продукцией. Ранее поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" были приняты Госдумой.
Согласно документу, федеральные органы госвласти получают дополнительные полномочия по контролю за розничной продажей алкоголя. Кроме того, расширяется перечень документов, которые нужны, чтобы получить разрешение на производство алкогольных марок. Заявитель теперь должен представить копии внешнеторгового договора и документы, подтверждающие разрешение на использование наименования алкогольной продукции.
При этом данный закон устанавливает переходный период до 1 июля 2006 года по реализации алкоголя, маркированного федеральными акцизными марками, выданными до 1 января 2006 года.

Совет Федерации одобрил закон, защищающий права собственности акционеров

Совет Федерации на заседании во вторник одобрил внесение поправок в действующий закон "Об акционерных обществах", которые направлены на защиту прав собственности акционеров.
Представляя документ, глава комитета по экономической политике Совета Федерации Оганес Оганян отметил, что закон обеспечивает уровень защиты прав собственности акционеров в случае приобретения "крупного пакета акций ОАО, в результате которого лицо получает контроль над этим обществом путем использования процедур добровольного или обязательного предложения о приобретении ценных бумаг".
"Также закон направлен на предотвращение злоупотребления правами в результате недобросовестного поведения отдельных субъектов, и обеспечивает баланс интересов крупных и мелких акционеров", - сказал О.Оганян.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с приобретением крупного пакета акций ОАО, права и обязанности всех лиц, участвующих в этом процессе.

Совет Федерации согласился с тем, что победившая на местных выборах партия может предлагать своего кандидата на пост главы региона

Совет Федерации одобрил закон, в соответствии с которым победившая на региональных выборах партия предлагает главе государства кандидатуры на пост руководителя региона.
Данный законопроект был внесен президентом страны и одобрен Госдумой. Речь идет о внесении изменений в действующий закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", а также в действующий закон "О политических партиях".
Закон устанавливает, что политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган госвласти субъекта получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, имеет право внести на рассмотрение этого органа предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта. В случае если предложение будет поддержано большинством голосов от числа избранных депутатов законодательного органа субъекта, то кандидатура на пост губернатора направляется президенту РФ.
Закон также предусматривает и другие случаи, когда, например, по результатам выборов наибольшее и при этом равное число депутатских мандатов получил список кандидатов двух и более политических партий. В этом случае каждая из таких политических партий вправе инициировать рассмотрение своей кандидатуры на должность главы субъекта.
Президенту РФ направляются предложения той политической партии, которая будет поддержана также наибольшим числом голосов депутатов от числа избранных.
Как считают в Совете Федерации, закон существенно повысит роль региональных отделений партий.

Государственная Дума

Депутаты Госдумы и члены Общественной палаты самостоятельно или нет, но, осознают взаимную полезность, и не будут видеть друг в друге конкурентов ("Ведомости")

"Ведомости" в рубрике "Цитата недели" обращает внимание, что недавно депутат Госдумы от фракции КПРФ О.Смолин, "взялся разъяснить парламентариям прагматический смысл игры в поддавки между Думой и Общественной палатой". Как пишет газета, "мудрый коммунист Смолин предложил перенести рассмотрение одиозных поправок об общественных организациях в третьем чтении на весеннюю сессию, чтобы члены палаты успели дать им оценку". Поскольку, "члены палаты пугали гражданское общество "новой бюрократической машиной" и требовали время на более тщательное изучение документов". Но, как полагает издание, "ведь дело совсем не в том, что Алла Пугачева или Александр Калягин не успели вычитать поправки и изучить мировой опыт построения гражданского общества. Общественники всего-навсего требовали внимания к своим нескромным персонам. А депутаты лениво отмахивались: мол, учтем, не волнуйтесь. А ведь Общественная палата именно и призвана укреплять авторитет Госдумы, дискредитировавшей себя не столько подчиненностью старшим братьям со Старой площади, сколько "серым" кадровым составом".
Между тем, "члены палаты и Думы самостоятельно или нет, но осознают взаимную полезность и не будут видеть друг в друге конкурентов. И Госдума, и Общественная палата работают под строгим присмотром президента, задающего тон в любой игре... Именно Путин потребовал ужесточить законодательство об общественных организациях... Ни Дума, ни палата не готовы всерьез спорить с идеей законопроекта, хотя многие, вероятно, понимают, что попытки ограничить иностранцев обернутся массой проблем для всего третьего сектора".

**Региональные новости**

Москва уже реализует приоритетные национальные проекты, заявляет Юрий Лужков

Москва не остается в стороне от реализации приоритетных национальных проектов, заявил мэр столицы Юрий Лужков.
"Говорить, что Москва изолирована от национальных проектов - полный абсурд. Даже в развитии села мы активно участвуем", - сказал Ю.Лужков журналистам перед началом заседании Госсовета.
Он подчеркнул, что в Москве фактически реализация приоритетных проектов началась раньше, чем в других регионах. Например, отметил он, это проект "Столичное образование-4" или реализуемые в Москве пять разновидностей ипотечного строительства жилья.
"Может быть, Москва получает меньше финансирования. Это понятно, Мы самодостаточны и самостоятельно реализуем эти четыре программы", - сказал Ю.Лужков.
Он считает важнейшим и первоочередным проект развития сельского хозяйства, в котором, по словам градоначальника, "проблем больше, чем в реальном секторе экономики".
В то же время мэр столицы отметил, что хотел бы, чтобы среди приоритетных проектов были развитие реального сектора экономики и поддержка малого и среднего бизнеса.
Со своей стороны губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила журналистам, что в настоящее время более всего обеспокоена отсутствием нормативных документов, в соответствии с которым будут реализовываться национальные проекты.
"Я хотела бы, чтобы как можно быстрее они поступили в регионы. Надо успеть, чтобы люди уже в 2006 году почувствовали реальные изменения в этих сферах - здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство", - подчеркнула В.Матвиенко.
По ее словам, особое беспокойство вызывает реализация проекта по обеспечению населения доступным жильем, поскольку он требует большого количества нормативных актов, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Губернатор Петербурга отметила, что реализации нацпроектов будет вестись не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет бюджета города. Так, по ее словам, в городском бюджете Петербурга уже запланированы выплаты лучшим учителям и расходы на информатизацию.

Якутия создала комиссию по реформированию "АЛРОСА"

Президент республики Якутия Вячеслав Штыров принял решение о создании комиссии по взаимодействию с федеральными органами власти по вопросам реформирования алмазодобывающей "АЛРОСА".
Как сообщили в аппарате В.Штырова, комиссия будет состоять из четырех рабочих групп.
Рабочую группу по вопросу межбюджетных отношений между федеральным центром и Якутией возглавит министр финансов республики Айсен Николаев.
Рабочую группу по обеспечению доходной части бюджета Якутии, по вопросу владения, пользования и распоряжения имущественным комплексом, находящимся в собственности республики и переданным в аренду "АЛРОСА", возглавит министр имущественных отношений республики Галина Макарова.
Рабочую группу по вопросу защиты имущественных прав республики на арендованный имущественный комплекс возглавит депутат Госсобрания Якутии, вице-президент "АЛРОСА" Василий Власов.
Рабочую группу по вопросу учредительных документов акционерной компании возглавит Александр Ким-Кимэна, депутат Госсобрания Якутии, недавно избранный председателем Федерации профсоюзов Якутии.
Рабочим группам до 13 января 2006 года поручено разработать и представить на утверждение комиссии план мероприятий по исполнению пунктов протокола от 8 ноября 2005 года "О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)". До 1 февраля должны быть подготовлены предложения по исполнению плана мероприятий.
Как сообщалось ранее, министр финансов РФ Алексей Кудрин, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф и В.Штыров подписали совместный протокол "О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе республики Саха (Якутия)". Протокол подписан во исполнение соответствующего поручения президента России и представляет собой перечень конкретных действий, которые должны быть реализованы органами государственной власти в самое ближайшее время.
В частности, в протоколе зафиксировано, что все выпадающие доходы из бюджета Якутии будут возмещены в полном объеме.
Якутия и "АЛРОСА" должны обеспечить проведение Росимуществом оценки бывшего производственного объединения "Якуталмаз", на базе которого была создана компания "АЛРОСА". Кроме того, будут рассчитаны объемы допэмиссии акций "АЛРОСА" и распределение долей РФ и Якутии, а также определены активы, которые могут вноситься в уставной капитал "АЛРОСА".
Арендные платежи "АЛРОСА" республике Якутия за пользование имущественным комплексом сейчас составляют 10 млрд. рублей (около $350 млн.) в год.
Федеральный центр намерен увеличить долю в "АЛРОСА" до контрольной, при этом доля Якутии не снизится. Планировалось, что "АЛРОСА" может провести допэмиссию, после чего в качестве оплаты федеральный центр и правительство Якутии внесут в уставный капитал "АЛРОСА" свои пакеты в нескольких АО ("Алмазный мир", "Смоленский Кристалл", специальное конструкторско-технологическое бюро "Кристалл", Приокский завод цветных металлов и Вилюйская ГЭС-3).
Компания "Центр профессиональной оценки", проводящая по заказу АК "АЛРОСА" и Росимущества оценку этой алмазодобывающей компании, оценила 100% акций "АЛРОСА" в сумму около $6 млрд. Рыночная стоимость 1 акции АК "АЛРОСА" в составе 100%-ного пакета (с учетом премии за контроль) составляет около $30 тыс.
Акционерами "АЛРОСА", которая занимает 23% мирового рынка алмазов, являются Росимущество (37% акций), министерство по управлению госимуществом Якутии (32%). Восьми улусам Якутии принадлежит в совокупности 8% акций компании. Трудовой коллектив компании владеет 23% акций.

В настоящее время финансирование программы развития спортивных объектов и инфраструктуры в рамках проекта "Сочи-2014" идет за счет средств Росспорта и инвестиций в развитие горнолыжных склонов крупных компаний ("Советский спорт")

"Советский спорт" сообщает о том, что вчера заявочный комитет "Сочи-2014" и глава Федерального агентства по физической культуре и спорту В.Фетисов презентовал концепцию проведения в городе-курорте зимней Олимпиады 2014 года. Как отмечает издание, на презентации программы города-претендента присутствовали также представители Олимпийского комитета России, администрации Сочи и Краснодарского края. Напоминая основные положения заявочной программы, газета поясняет, что в настоящее время финансирование программы развития спортивных объектов и инфраструктуры идет за счет средств Росспорта и инвестиций в развитие горнолыжных склонов крупных компаний - "Интеррос" и "Газпром". Однако, уточняет издание, уже в ближайшее время ожидается принятие правительством специальной программы финансирования проекта "Сочи-2014".

Противники проведения олимпиады в Сочи обращают внимание на крайне слабо развитую инфраструктуру, отсутствие у города опыта проведения крупных спортивных соревнований, негативный имидж России за рубежом, а также близость Чечни ("Новые Известия")

"Новые Известия" отмечают, что заявочный комитет "Сочи-2014" презентовал в Москве концепцию проведения зимней Олимпиады. В развитие темы газета подчеркивает, что нынешнее положение дел в Сочи можно охарактеризовать как то, что "процесс идет, но с переменным успехом". Поддержка правительства сомнений не вызывает. Оргкомитет по выдвижению Сочи возглавил зампред правительства РФ А.Жуков, а его заместителем стал министр финансов А.Кудрин. Отсюда можно сделать вывод о том, что и с деньгами проблем не будет. Это подтвердил накануне и В.Фетисов, заявивший, что из федерального бюджета по целевой программе "Сочи-2014" будут выделены 196 млрд. рублей, к тому же активное участие в поддержке кампании принимают частные инвесторы. Жители города в целом высказывают положительное отношение к идее проведения зимних Игр. "На этом, пожалуй, явные плюсы и закончились, - замечает газета. - Пунктов, вызывающих вопросы, куда больше". В подтверждение этого "Новые Известия" обращают внимание на крайне слабо развитую инфраструктуру, отсутствие у Сочи опыта проведения крупных спортивных соревнований, негативный имидж России за рубежом, а также близость Чечни. "Вопрос действительно важный, - признался В.Фетисов. - Сколько бы мы ни агитировали за Сочи внутри России, выбирать столицу Игр будут те, кто живет за пределами нашей страны. Поэтому продвижением имиджа России и Сочи за рубежом в выгодном для нас свете будут заниматься специальные маркетинговые компании, знающие толк в своем деле. Хотя объем работы предстоит провести колоссальный".

**Политические партии и движения**

"Единая Россия" хотела бы стать "спецраспределителем" миллиардных бюджетных инвестиций в рамках частно-государственного партнерства. Так она готова помогать частным бизнесменам ("Ведомости")

"Ведомости" пишут, что IV съезд "Единой России" прошел в Красноярске еще в конце ноября, но его решения президиум генсовета партии утвердил только 20 декабря, после чего документ подписал Б.Грызлов. Судя по тексту решения, замечает газета, "единороссы" хотят вплотную заняться бизнесом и ставят перед собой очень амбициозные задачи. Так, партию заботят судьбы Сибири и Дальнего Востока. Чтобы укрепить их экономический потенциал, "единороссы" предлагают завершить строительство Бурейской, Усть-Среднеканской и Богучанской ГЭС, модернизировать Братскую ГЭС и Харанорскую ГРЭС и т.д. и т.п. Бюджетными деньгами на инфраструктурные проекты ведает Минэкономразвития, но "единороссы" предлагают обращаться к ним. Ведь, как говорится в решении съезда, "единороссы" собираются создать "действенный механизм согласования" приоритетов государства и бизнеса. Правда, что это будет за механизм и сколько денег он потребует от госбюджета, "единороссы" пока не знают. "Пока мы зафиксировали цифры на 2006 г., а дальше будет видно", - говорит зампред думского комитета по бюджету и налогам В.Шуба.
Как полагает издание, предложение "единороссов" может заинтересовать многих. Так, например, "Русал" на паритетных началах с РАО "ЕЭС России" планирует построить Богучанскую ГЭС и новый алюминиевый завод в Красноярском крае. Лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение владеет "РУСИА-Петролеум", контрольный пакет которой принадлежит ТНК-ВР, на Талаканское - "Сургутнефтегаз", на Юрубчено-Тохомскую зону - одна из "дочек" ЮКОСа, зоной своих интересов Восточную Сибирь назвали "Сургутнефтегаз" и "Роснефть", получившая Ванкорское месторождение. Запасы газа Восточной Сибири - 6,6 трлн. куб. м, а нефти - 2,5 млрд. т. Но добычи в регионе почти нет как раз из-за отсутствия инфраструктуры, затраты на строительство которой "огромны", говорит представитель одной из этих компаний.
Между тем, опрошенные "Ведомостями" бизнесмены пока не говорят, собираются ли они обращаться за помощью в "Единую Россию", но признают, что рассчитывают на деньги из федерального бюджета. В свою очередь, политологи считают, что "Газпром", "Роснефть" и некоторые другие крупные компании в состоянии решить все свои проблемы, обратившись непосредственно в Кремль, и помощь "единороссов" им совершенно не нужна. А, замруководителя политсовета СПС Л.Гозман утверждает, что "Единая Россия" - это не партия, а госструктура, к лоббистским возможностям которой бизнесмены наверняка отнесутся "серьезно". В самом Минэкономразвития не верят в то, что партии удастся реализовать свой план: "У них за душой нет ни гроша, они ходят в правительство и просят нас показать наши проекты и наработки, чтобы повесить их на свой партийный флаг".

В новом году многие политические партии прекратят свое существование, не преодолев планку в 50 тыс. членов, другие не переживут раскола или смены лидера, а лидеры некоторых партий будут вынуждены поделиться властью с преемниками ("Газета")

"Газета" дает прогноз для политических партий на предстоящий год. При этом издание полагает, что в новом году многие политические партии прекратят свое существование, не преодолев планку в 50 тыс. членов, другие не переживут раскола в своих рядах или смены лидера и также сойдут со сцены, а сами лидеры некоторых партий будут вынуждены смирить гордыню и поделиться властью с преемниками. Газета не исключает, что к концу года "останется в живых" не более 10 партий из нынешних четырех десятков. Прогноз издания относительно оставшихся также не оптимистичен: "В год Рыжей Собаки партийцам придется грызться между собой и вилять хвостом перед исполнительной властью". Газета, в частности, полагает, что смена руководства возможна в КПРФ: "В пользу этой версии, как ни странно, говорит тот факт, что компартия успешно выступила на выборах в Мосгордуму. Если учесть, что позади у компартии осталось поражение на думских и президентских выборах, изнурительная борьба за власть внутри партии и размежевание с участниками "пароходного съезда", то сейчас для Геннадия Зюганова самое подходящее время уйти в сторону. На пике славы. С сохранением поста почетного председателя партии".
Партию "Родина", по мнению газеты, в новом году исполнительная власть будет "мочить" с удвоенной энергией, и вполне возможно, что эта партия де-факто прекратит свое существование, тем более, что предпосылок к этому более чем достаточно. Разброд и шатания на правом фланге в 2006 году не только не закончатся, но и обострятся, ведь до выборов останется всего год. Победа в Москве списка объединенных демократов под маркой "Яблока" резко понизила договороспособность Г.Явлинского. Что касается СПС, то не исключено, что правые вновь решат сыграть на думских выборах 2007 года отдельную скрипку и по этой причине также не захотят ни с кем объединяться. А вот сложение усилий "Яблока", "Нашего выбора", Республиканской партии и Единой народной партии солдатских матерей представляется изданию реальным, причем на условиях "Яблока". В этих раскладах нет места М.Касьянову. Опрошенные эксперты единодушны: политическая судьба М.Касьянова незавидна. "Если Касьянов в составе той или иной партии примет участие в парламентских выборах, то, скорее всего, с треском провалится, - считает президент фонда "Политика" В.Никонов. - В новом году Касьянову лучше бы начать подготовку к президентским выборам, минуя парламентские".

**Экономические новости**

"Газета" полагает, что к серьезной либерализации отношений с налогоплательщиками налоговики пока не готовы

"Газета" рассуждает о возможных итогах предстоящей второй встречи главы Минфина А.Кудрина с представителями бизнеса, на которой будет обсуждаться правительственный законопроект по совершенствованию налогового администрирования. На сей раз в обсуждении примут участие представители Федеральной налоговой службы (ФНС), от позиции которых во многом зависит, удастся ли предпринимателям в конечном счете найти компромисс с правительством в деле упорядочения налоговых проверок. Какое налоговое администрирование считают для себя "совершенным" предприниматели, в общем и целом издание считает понятным - ограничение выездных проверок по срокам и целям проведения; регламентация и формирование закрытого перечня документов, которые налоговики могут истребовать в рамках камеральной налоговой проверки; фактическая отмена повторных налоговых проверок и многое другое.
При этом, газета обращает внимание на то, что позиция налоговиков не столь очевидна - никто из них, по крайней мере открыто, не говорит, что задача ФНС - усиление давления на налогоплательщиков, тем более, что существует прямое указание президента остановить "налоговый терроризм". Проанализировав налоговую статистику 2005 года, издание приходит к выводу, что к серьезной либерализации отношений с налогоплательщиками налоговики пока не готовы. К тому же в своих поправках по налоговому администрированию правительство предлагает фактически легализовать сложившуюся практику, когда камеральные проверки на деле оказываются для налогоплательщиков не лучше выездных, с чем предприниматели категорически не согласны. Так что, судя по всему, убедить Минфин и ФНС отказаться от этой идеи бизнесу будет непросто, заключает газета.

Премьер М.Фрадков подписал постановление, согласно которому контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью стратегических предприятий будет передан Федеральной налоговой службе ("Бизнес")

"Бизнес" комментирует подписанное накануне премьером М.Фрадковым постановление, согласно которому контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью стратегических предприятий будет передан Федеральной налоговой службе (ФНС). При этом правительство обязало стратегические предприятия представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие их согласие на передачу налоговикам необходимой отчетности из отраслевых ведомств. ФНС в дальнейшем, в свою очередь, должна предоставлять сведения о состоянии стратегических предприятий в Минэкономразвития, Минфин и Росимущество и в отраслевые министерства по их запросу.
Как считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" И.Кокорев, решение отслеживать финансовое состояние стратегически важных компаний вполне логично. "Любая нестабильность в финансовом состоянии таких предприятий может сказаться не только на них или их акционерах, но и, например, на жизни целого города, если предприятие градообразующее", - привел пример эксперт. "В сложившейся ситуации именно налоговикам гораздо проще оценить платежеспособность предприятий, - уверен И.Кокорев, - потому что у них есть все цифры, вся необходимая информация". Между тем у старшего консультанта компании AGA Management Н.Фрейтака появление постановления правительства вызвало недоумение: "На налоговые органы возложена совершенно чуждая им обязанность: анализировать финансовое состояние и платежеспособность предприятий, и подчас очень крупных, со сложной структурой финансов и товарно-денежных потоков". Он сомневается, что в налоговых инспекциях есть специалисты, обладающие необходимой профессиональной подготовкой. "Я думаю, что никто не ждет от налоговых органов качественного отчета. Просто мы имеем еще один образец чиновничьей отписки", - уверен Н.Фрейтак. Закон о банкротстве обязал власть принять меры по предупреждению банкротств стратегических предприятий - вот правительство их и приняло, "а насколько они будут эффективны - это, как часто бывает, вопрос важный, но не текущего момента", - полагает эксперт.

По мнению главы Роснедр А.Ледовских, введение дифференцированной ставки НДПИ на эксплуатацию удаленных месторождений и месторождений с низким качеством руды, которые находятся в неблагоприятных условиях, может помочь развитию золотодобывающей отрасли в РФ (интервью "Известиям")

"Известия" опубликовали интервью главы Федерального агентства по недропользованию А.Ледовских, который рассказал о том, как продаются месторождения, сколько их открывают в России и надолго ли РФ хватит нефти и угля. По его словам, к разработке месторождений, безусловно, нужно допускать иностранцев, но есть класс месторождений, которые можно отнести к стратегическим. "Я думаю, что в новой редакции закона "О недрах" будут прописаны общие принципы ограничения допуска иностранцев к таким месторождениям, - отметил А.Ледовских. - А конкретные участки пропишут в специальном постановлении правительства". Пока же из нераспределенного фонда на аукционы на право пользования недрами выставляются перспективные участки на территории Восточной Сибири, в пределах которых могут быть открыты крупные и средние месторождения углеводородного сырья, так что работа идет полным ходом, подчеркнул он.
Говоря о необходимости увеличения добычи золота, А.Ледовских обратил внимание на то, что такая задача поставлена главой государства. При этом долгосрочный прогноз развития рынка золота хороший, спрос на драгметаллы велик, растет цена - все это благоприятные факторы для создания механизма устойчивого развития золотодобывающей отрасли, подчеркнул он. Но есть и жесткий налоговый режим, добавил глава Федерального агентства по недропользованию. Выходом из ситуации, по его мнению, может стать введение дифференцированной ставки НДПИ на эксплуатацию удаленных месторождений, месторождений с низким качеством руды, которые находятся в неблагоприятных географических и экономических условиях, где нет инфраструктуры.

Возможная отмена режима секретности в отношении серебра станет последним шагом на пути либерализации российского рынка драгметаллов и камней ("Коммерсантъ")

Как стало известно "Коммерсанту", на днях в Минфин, Минэкономразвития и ФСБ поступило письмо из Центробанка с предложением снять гриф "секретно" со сведений об объемах производства и потребления серебра в России и субъектах федераций. По словам источника "Ъ" в Минэкономразвития, "отмена режима секретности в отношении серебра станет последним шагом на пути либерализации российского рынка драгметаллов и камней". Напоминая о том, что гриф секретности со сведений об объемах запасов, добычи, продаж и потребления платиноидов и алмазов был снят только в марте этого года, "Ъ" пишет, что чиновники не могут дать ответа на вопрос, почему весенняя либерализация рынка драгметаллов не коснулась серебра. Однако, по мнению ряда экспертов, тот факт, что сведения по серебру по-прежнему остаются закрытыми, объясняется отсутствием на этом рынке влиятельного лоббиста уровня ГМК "Норильский никель". "Рынок серебра дезинтегрирован, состоит из нескольких групп с разнонаправленными интересами, а процесс, который необходимо преодолеть, обладает естественной инерцией", - считает гендиректор консалтинговой компании "НБЛ-золото" М.Лесков. По его мнению, на рассекречивание рынка серебра может уйти от двух до трех лет. Впрочем, чиновники уверены, что это может произойти гораздо быстрее. По данным источника "Ъ" в Минэкономразвития, еще пару месяцев назад Минфин направил ходатайство о рассекречивании сведений по серебру на рассмотрение межведомственной комиссии по защите гостайны.

Задача "стать инициатором и законодателем мод в энергетике", поставленная президентом РФ В.Путиным, во многом зависит от состояния энергетического машиностроения ("Известия")

"Известия" полагают, что задача "стать инициатором и законодателем мод в энергетике", поставленная президентом РФ В.Путиным, во многом зависит от состояния энергетического машиностроения. Сейчас российские энергетики разрабатывают грандиозную программу с образным названием "ГОЭЛРО-2", но машиностроители пока к ее разработке не привлекаются, хотя, по мнению издания, очевидно, что комплексную модернизацию энергетики РФ можно провести, только опираясь на отечественные мощности энергомашиностроения. Газета считает, что во многом российским энергомашиностроителям помогло выжить объединение в крупные холдинги: "Конек "Силовых машин" - мощные, более 1 ГВт, турбины и генераторы, "Объединенных машиностроительных заводов" - оборудование для атомных станций, предприятия концерна "Русэлпром" лидируют в сегменте энергооборудования малой и средней мощности". Дальнейший рост энергомашиностроения также неизбежно связан с объединением предприятий, тем более, что крупные холдинги выигрывают на рынке по всем показателям.
Как отмечают "Известия", лидерство в энергетических инновациях, новых технологиях, о которых говорил президент РФ, возможно только при значительных государственных инвестициях в НИОКР, которые дополнят усилия компаний. Если же государство возьмет курс на закупку технологий только за рубежом, игнорируя отечественные научные заделы, то через сколько-то лет энергомашиностроение повторит судьбу автомобилестроителей, но сейчас еще есть шанс этого избежать, заключает издание.

Как считает ряд экспертов, в 2006 году на фоне идущего передела собственности ожидать какого-либо ускорения роста производства сложно, а строить в этих условиях долгосрочные инвестиционные планы компании тем более не могут ("Время новостей")

Как пишет "Время новостей", "экономические итоги 2005 года вряд ли могут дать повод правительственным чиновникам для победных реляций". Год, начавшийся с плохо подготовленной реформы социальных льгот, повлекшей за собой массовые выступления россиян и многомиллиардные дополнительные расходы бюджета на тушение "пожара", завершается массовой мобилизацией чиновников на реализацию приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и жилищной политике. При этом большинство основных экономических показателей уходящего года хуже аналогичной статистики года предыдущего. В то же время, некоторые эксперты указывают на то, что на фоне передела собственности ожидать какого-либо ускорения роста производства сложно, а строить в этих условиях долгосрочные инвестиционные планы компании тем более не могут. "Пошла вторая волна передела собственности с использованием административного ресурса. Представители бюрократического класса захватывают понравившиеся им предприятия. В таких условиях нет смысла вкладываться в будущее", - говорит глава экономической экспертной группы Е.Гурвич. Без сомнения, продолжает издание, в Кремле, в кабинете министров думают, как "развернуть" ситуацию. Однако ждать скорого эффекта вряд ли стоит, т.к. во власти нет единого мнения по ключевым вопросам экономической политики. Причем нет согласия и между различными аналитическими центрами, в том числе работающими на кабинет министров. Но расширяющийся госсектор - тенденция уходящего года, которая, похоже, более всего настораживает экономистов. Вслед за покупкой "Роснефтью" отнятых за инкриминированные государством налоговые недоимки основных активов ЮКОСа аналогичную операцию, правда, без скандалов и судебных процессов, провел "Газпром" с "Сибнефтью". РАО ЕЭС нацелилось на "Силовые машины", а "Рособоронэкспорт" теперь "рулит" на ВАЗе. "Я не сторонник идеологических утверждений о том, что госпредприятия работают хуже частных, но наш пример показывает, что это так: согласно анализу ОЭСР, частные российские нефтяные компании работали лучше государственных", - говорит Е.Гурвич. При этом некоторые эксперты напрямую связывают "расширение государства в экономике с ростом коррупции в стране.
Наступающий год особого оптимизма у экспертов не вызывает. Невыполнение целевых экономических показателей дает все основания полагать, что страна все еще развивается по так называемому инерционному сценарию, который, кстати, по собственным неоднократным заявлениям чиновников кабинета министров, не устраивает ни МЭРТ, ни Минфин, ни правительство в целом. Тем временем эксперты, предсказывая, что "чем ближе к выборам, тем больше будет популизма" со сторону госвласти, предсказывают, что, так или иначе, но скоро станет ясно, что расти так легко, как росли раньше, нельзя, и придется что-то менять в корпоративном управлении для предприятий, и в госполитике.

**Банковские новости**

Центробанк намерен отслеживать полулегальные сделки банков еще до того, как ими заинтересуются в МВД ("Бизнес")

"Бизнес" рассказывает о намерении Центробанка отслеживать полулегальные сделки банков еще до того, как ими заинтересуются в МВД. Дело в том, что вчера ЦБ выпустил письмо "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций", в котором говорится, что сомнительные операции, в чьих бы интересах они ни проводились, привлекают внимание налоговиков и силовых ведомств, а результатом этого "может стать бегство клиентов, отток денежных средств" и неплатежеспособность. Поэтому ЦБ рекомендует территориальным учреждениям заранее выявлять "сомнительные операции" как банков, так и их клиентов. При этом, как выяснилось, к сомнительным операциям самих банков письмо относит налоговую оптимизацию, систематическое снятие юрлицами и частными предпринимателями крупных сумм наличными со своих счетов, регулярные зачисления крупных сумм от третьих лиц на счета физлиц с последующим снятием наличности или переводом на другие счета. Сомнение должны вызвать и безналичные переводы за границу, например по договорам об импорте, и неправомерное возмещение НДС. Для выявления схем ЦБ рекомендует обращать внимание, например, на клиентов, по счетам которых основные обороты (более 80%) проходят за счет снятия наличных.
Если теруправление выявляет, что сомнительные операции проводятся систематически, банку рекомендуется "проводить встречи с руководителями и владельцами". В ходе таких встреч чиновники должны уточнить экономическое содержание таких операций и по возможности разработать план по их прекращению. А информацию об этих операциях необходимо направлять председателю ЦБ. Банкиры считают, что своим письмом Центробанк продолжает ужесточать контроль за "серыми" операциями. "Это серьезная кампания, которая ведется системно, у банков нет другого выбора, иначе как подстроиться под регуляторов", - отметил зампред правления Росбанка М.Алексеев.

В этом году российская банковская система изменилась до неузнаваемости ("Бизнес")

Газета "Бизнес", подводя итоги деятельности отечественных кредитно-финансовых учреждений, подчеркивает, что в этом году российская банковская система изменилась до неузнаваемости. Банки стали чище, надежнее и интереснее для инвесторов. Однако главной проблемой, с которой столкнулись даже те банки, которые ведут легальный бизнес, стали проверки со стороны правоохранительных органов - МВД, ФСБ, прокуратуры.
Одним из заметных событий стало завершение отбора в систему страхования вкладов. Однако "зачистки" рынка, которой банкиры ждали последние пять лет, не получилось. Из 1150 банков, подавших заявки, за пределами системы страхования осталось около 200. Поэтому многие крупные банки остались недовольны итогами отбора. "Количество банков, вступивших в систему страхования [сейчас 932], оказалось избыточным", - считает предправления Росбанка А.Попов. По его словам, не более 500 банков достойны работать с деньгами вкладчиков. Что же касается роста проверок банков со стороны правоохранительных органов - МВД, ФСБ, прокуратуры, то А.Попов называет борьбу с легализацией преступных доходов "верным направлением". Однако, по его мнению, активные действия правоохранительных органов выливаются в проблему: на банки ложится ответственность за действия клиента, которые невозможно полностью контролировать.
Что касается кредитования населения, то, как замечает А.Попов, "экспресс-кредитование в торговых сетях становится все менее оправданным с точки зрения соотношения "риск-доходность". Если раньше риски и издержки банки могли покрывать высокими ставками, то сейчас ситуация изменилась. "Рынок бытовой техники контролируется торговыми сетями, которые диктуют банкам условия по уровню ставок и процентам отказов", - говорит А.Попов. Снижению рисков потребкредитования должны способствовать кредитные бюро, которые пока еще не начали работать.

**Новости компаний**

Либерализация рынка акций "Газпрома", планы по IPO "Роснефти" и назначение Г.Шредера главой "дочки" "Газпрома" убедили главу Hermitage Capital Management У.Браудера в правильности действий российских властей ("Коммерсантъ")

"Коммерсантъ" пишет, что глава одного из крупнейших инвестиционных фондов - Hermitage Capital Management (НСМ) - У.Браудер выступил с сенсационным заявлением, в котором полностью поддержал действия российских властей в экономической сфере, включая "дело ЮКОСа". В правильности курса В.Путина главу НСМ окончательно убедили либерализация рынка акций "Газпрома", планы по выводу "Роснефти" на IPO, назначение экс-канцлера Германии Г.Шредера главой дочерней структуры "Газпрома" (такие назначения У.Браудер считает "страховым полисом для инвесторов"). Наконец, руководитель НСМ заявил о том, что в "деле ЮКОСа" "ответ Путина [очевидно, имеются в виду уголовные дела М.Ходорковского, П.Лебедева и их коллег, национализация "Юганскнефтегаза"] был продиктован интересами национальной безопасности", поскольку "Ходорковский пытался получить власть, используя деньги для достижения своей цели".
Как отмечает "Ъ", комментарии У.Браудера никогда не отличались стабильностью. Он был одним из последовательных критиков практики управления российскими компаниями - еще в апреле 2005 года он говорил о "примитивном уровне" понимания в России принципа верховенства закона, а инвестиционные возможности в стране оценивал "между "плохо" и "ужасно"". Однако руководитель НСМ часто отмечал и прогресс России в деле улучшения инвестклимата. Не исключено, что теперь У.Браудер, как один из влиятельных инсайдеров, выступил со столь радужным прогнозом, предполагая вероятную смену формата в отношениях между США и Россией, полагает "Ъ". Очевидно, что предстоящий летом 2006 года саммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге Россия попытается использовать для улучшения своего имиджа и восстановления партнерских отношений с администрацией Дж.Буша - возможно, ценой уступок по ряду энергетических проектов.

Русснефть может весной-летом 2006г разместить евробонды на $500 млн.

ОАО "НК "Русснефть" рассматривает возможность выпуска еврооблигаций на сумму $500 млн. весной или летом 2006 года, сообщил вице-президент по связям с общественностью "Русснефти" Эдуард Саркисов.
В середине декабря "Русснефть" разместила облигации на сумму 7 млрд. рублей.
По итогам 2005 года "Русснефть" планирует получить выручку в размере $3,5 млрд. при чистой прибыли $700 млн. При этом в настоящее время величина долга компании составляет до $2 млрд.
По словам президента "Русснефти" Михаила Гуцериева, компания активно использует инструменты внешнего финансирования - от торгового финансирования до облигаций; при этом, по словам М.Гуцериева, "главное - чтобы не более 25% от прибыли шло на обслуживание кредитов".
В понедельник на встрече с журналистами М.Гуцериев сообщил, что недавно завершившееся вхождение в состав "Русснефти" добывающего предприятия "Саратовнефтегаз" позволит компании дополнительно привлечь $300-400 млн. на 3-5 лет.

Татнефть получила лицензии на право пользоваться водными переходами

ОАО "Татнефть" получила лицензии на право пользоваться водными переходами, говорится в пресс-релизе компании.
Для получения соответствующих лицензий на водопользование, согласно требованиям Водного кодекса РФ, компания провела тщательную инвентаризацию всех водных переходов трубопроводов с нанесением их на карту местности.
Подготовленные документы были представлены в соответствующие надзорные органы на согласование. После их рассмотрения в территориальном отделе водных ресурсов по Татарстану "Татнефти" было выдано 13 лицензий на право "пользования акваторией без изъятия воды при пересечении рек трубопроводами".
Таким образом, в настоящее время все водные переходы трубопроводного транспорта компании соответствуют водоохранному законодательству РФ.
"Татнефть" располагает разветвленной сетью промысловых и магистральных трубопроводов. На своем пути они пересекают множество водных преград. Это Кама со всеми ее притоками, реки бассейна Волги, ручейки, озера и болота.
Наибольшую разрешенную площадь акватории имеет управление "Прикамнефть" (7,4 кв. км из 11,3 кв. км в целом по "Татнефти").

Совет директоров ТГК-4 рекомендовал акционерам одобрить присоединение 11 региональных генкомпаний

Совет директоров созданной в ходе реформирования электроэнергетики ТГК-4 в минувший понедельник рекомендовал акционерам одобрить присоединение 11 региональных генерирующих компаний, сообщила пресс-служба ТГК.
ТГК формируется на базе Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Смоленской, Тамбовской, Орловской генерирующих компаний, Приокской ТГК, Рязанской теплоснабжающей компании и Теплоэнергетической компании, созданных в ходе реорганизации соответствующих АО-энерго.
ТГК-4 пока является 100%-ной "дочкой" РАО "ЕЭС России", поэтому функции собрания ее акционеров выполняет правление энергохолдинга.
Собрания акционеров региональных генкомпаний по вопросу присоединения к ТГК, как ожидается, пройдут в феврале 2006 года, соответствующее заседание правления РАО "ЕЭС" намечено на середину марта, пояснили в пресс-службе.
При присоединении акции региональных генкомпаний будут конвертироваться в акции ТГК-4. Для конвертации ТГК-4 необходимо будет провести допэмиссию, и совет директоров ТГК рекомендовал акционерам принять решение об увеличении уставного капитала, а также утвердить условия присоединения региональных генкомпаний, говорится в пресс-релизе.
Кроме того, совет директоров ТГК-4 также одобрил комплексную программу закупок на 2006 год, программу повышения капитализации и страховой защиты, а также положение о правовой политике.
ТГК-4 была зарегистрирована 20 апреля 2005 года в Тамбове. Пока уставный капитал компании составляет 10 млн. рублей. Возглавляет ТГК Геннадий Кочетков.

Капитализация ММК оценивается рынком в $3,9-4,0 млрд.

Капитализацию ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК), исходя из котировок обыкновенных акций комбината на фондовых биржах, можно оценить в $3,9-4,0 млрд.
По состоянию на 12:00 МСК во вторник последняя котировка на покупку акций ММК на НП "РТС" составляла $0,494, исходя из чего капитализация комбината равняется $3,94 млрд.
Последняя котировка на покупку акций ММК на ФБ ММВБ на 12:00 МСК составляла 14,5 рубля, исходя из чего капитализация компании по обыкновенным акциям оценивается в 115,6 млрд. рублей ($4,0 млрд.).
За 1,5 часа торгов 27 декабря по этим бумагам не было совершено ни одной сделки ни на НП "РТС", ни на ФБ ММВБ.
Акции ММК были допущены к торгам на НП "РТС" и ФБ ММВБ 26 декабря. Количество обыкновенных акций ММК - 7 млрд. 972 млн. 665,6 тыс. штук.
ММК - один из крупнейших в РФ производителей металлопродукции. Чистая консолидированная прибыль АО "ММК" и его дочерних предприятий за 2004 год составила по US GAAP $1 млрд. 232 млн. против $608 млн. в 2003 году. Консолидированная выручка равнялась $4 млрд. 829 млн., что на 58,5% больше показателя 2003 года. Менеджмент контролирует около 100% акций ММК.
В дальнейшем ММК рассматривает возможность размещения бумаг на западных фондовых рынках. В качестве срока проведения IPO на бирже Нью-Йорка или Лондона назывался 2007 год.

НЛМК планирует инвестировать в новые производственные мощности, - FT

Новолипецкий металлургический комбинат планирует стать глобальной компанией и будет инвестировать значительную часть получаемых прибылей в приобретение новых производственных мощностей, пишет газета The Financial Times, которая публикует интервью с главой ОАО "НЛМК" Владимиром Лисиным.
"Организация листинга на Лондонской фондовой бирже - это первый шаг на пути к тому, чтобы сделать НЛМК глобальной компанией", - заявил В.Лисин в интервью FT.
"Не важно, какой производственной мощностью обладает объект потенциального поглощения - 100 тыс. тонн или 10 млн. тонн - для меня главное, чтобы это был прибыльный актив", - добавил он, не раскрыв, однако, никаких конкретных планов относительно покупки стальных производств в России или за ее пределами.
По мнению представителя американской консалтинговой компании World Steel Dynamics Питера Маркуса, Новолипецкий металлургический комбинат, в модернизацию которого за прошедшие пять лет было инвестировано $1,5 млрд., является "гигантской платформой" для осуществления экспансии на зарубежные рынки.
В то же время газета приводит и "чуть менее оптимистичное" (slightly less upbeat) мнение одного банкира, который знаком с В.Лисиным и считает, что в ближайшие годы у НЛМК появится целый ряд предложений о покупке стальных заводов. "Но господин Лисин смотрит на мир очень по-русски - и я не могу сказать, насколько успешно его компания сможет оперировать за пределами России", - приводит газета мнение банкира.

Зерновая компания "Настюша", затратив на телерекламу $4 млн., увеличила продажи муки в несколько раз ("Ведомости")

Как сообщают "Ведомости", "Настюша", одна из крупнейших зерновых компаний в СНГ, в начале лета начала рекламировать свою муку на центральных телеканалах и в сетевых магазинах. По словам гендиректора компании И.Пинкевича, реклама обошлась ему в $4 млн. Щедрость "Настюши" удивила и конкурентов, и рекламщиков: до сих пор считалось, что прямая реклама плохо помогает продавать сырьевые товары, к которым относится и мука. При этом газета напоминает, что до "Настюши" рекламировать муку на федеральных телеканалах пытались только две компании - "Макфа" и "Пава", но сейчас их представители утверждают, что гораздо дешевле и эффективнее использовать трейдмаркетинг рекламу в местах продаж и работу с дистрибуторами. Так же считают в компаниях "Агрос" и "Разгуляй". "Телереклама для муки - слишком дорогое удовольствие", - уверена директор по маркетингу "Агроса" Ю.Блинкова. Ее компания предпочитает продавать муку под раскрученными "макаронными" брэндами - "Экстра М" и "Знатная". По мнению И.Пинкевича, именно с ее помощью "Настюша" за год увеличила производство на двух московских мелькомбинатах в четыре раза - до 48 000 т. муки в месяц. Он рассчитывает, что к концу 2005 г. эти предприятия выйдут на мощность 52 000 т. муки в месяц.
Правда, как отмечают "Ведомости", газете не удалось найти пищевиков, признавшихся, что стали работать с "Настюшей" после того, как увидели рекламу. Более того, президент московской гильдии пекарей Ю.Кацнельсон считает, что ролик "Настюши" неубедителен для профессионалов. "В нем говорится, что компания смешивает зерно Казахстана, Сибири и Ставрополья. Но это не доказывает качество муки, потому что все мелькомбинаты смешивают разное зерно", - объясняет он.

По сведениям "Бизнеса", владелец одной из крупнейших строительных компаний Москвы - "Ингеокома" - М.Рудяк является совладельцем сети кинотеатров "Каро фильм", а также части активов холдинга Storm International

По сведениям "Бизнеса", владелец одной из крупнейших строительных компаний Москвы - "Ингеокома" - М.Рудяк является совладельцем сети кинотеатров "Каро фильм", а также части активов холдинга Storm International - одного из крупнейших операторов игорного бизнеса столицы. Издание отмечает, что М.Рудяк - один из самых известных столичных девелоперов, причем на рынке уверены, что он тесно связан со столичными властями. По данным девелоперов, М.Рудяк был общественным советником мэра Москвы по строительству. Информация о том, что М.Рудяк - совладелец "Каро" и Storm International, оказалась новостью для кинопрокатчиков. Гендиректор сети "Синема-парк" С.Китин считает, что наличие М.Рудяка в структуре акционеров "Каро фильм" дало сети "определенные преференции и связи в правительстве Москвы". "Они были фактически в монопольном положении, оно только сейчас начало рушиться совместными усилиями других сетевиков", - сказал С.Китин. По данным участников рынка, оборот московского рынка кинопоказа в 2004 году составил $100 млн. Из них на "Каро фильм", по собственным данным компании, пришлось $55 млн.
В свою очередь, для участников игорного рынка неожиданностью оказалась близость структур Storm International и "Каро". Эксперты рынка недвижимости отмечают, что участие в уставном капитале "Каро фильм" и Storm International дает владельцу "Ингеокома" ряд преимуществ. "Девелопмент помогает развиваться сетям, и наоборот, если объекты недвижимости и сеть имеет общих собственников, весь доход остается у них. Это сокращает риски", - полагает директор департамента торговой недвижимости агентства Colliers М.Гасиев.

**Курс доллара и евро**

Официальный курс ЦБ РФ с 28 декабря - 28,8177 руб./$1

Официальный курс доллара США по отношению к рублю, объявленный Банком России с 28 декабря, составляет 28,8177 руб./$1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в долларах, по сравнению с предыдущим днем снизилась на 0,04%.

Официальный курс ЦБ РФ с 28 декабря - 34,1288 руб./EUR1

Официальный курс евро по отношению к рублю, объявленный Банком России с 28 декабря, составляет 34,1288 руб./EUR1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в евро, по сравнению с предыдущим днем выросла на 0,03%.

Курс евро расчетами "сегодня" на ЕТС 27 декабря снизился до 34,1389 руб./EUR1

Средневзвешенный курс евро расчетами "сегодня" на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ во вторник снизился на 4,08 копейки по сравнению с результатом предыдущих торгов и составил 34,1389 руб./EUR1.
Цена последней сделки составила 34,155 руб./EUR1, в ходе торгов курс евро колебался в диапазоне 34,115-34,18руб./EUR1.
Всего на ЕТС было заключено 319 сделок на сумму 889,864 млн. рублей.

При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Ведомости", "Коммерсантъ", "Время новостей", "Известия", "Новые Известия", "Бизнес", "Газета", "Советский спорт".

О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).