**Темы дня**
Центральные СМИ подробно рассказывают о праздничных мероприятиях и политических акциях, приуроченных к 61-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Пресса отмечает, что к собравшимся на Красной площади обратился главнокомандующий - президент В.Путин. Вспомнив о подвиге героев войны, глава государства заговорил о проблемах сегодняшнего дня. "Те, кто вновь пытается поднять повергнутые стяги нацизма, кто сеет расовую вражду, экстремизм, ксенофобию, ведут мир в тупик, к бессмысленным кровопролитиям и жестокости", - подчеркнул президент, заметив, что крах фашизма должен стать уроком и предупреждением о неотвратимости возмездия.
Масс-медиа напоминают, что сегодня президент В.Путин в очередной раз выступит с посланием Федеральному собранию. Пресса отмечает, что в своем обращении глава государства определит приоритеты развития страны. В то же время, анализируя степень выполнения предыдущих посланий, газеты приходят к выводу, что они реализованы далеко не в полном объеме - так, например, к маю выполненными оказались лишь пять из восьми прямых поручений В.Путина, которые он дал в своем прошлогоднем послании Федеральному собранию.
Эксперты "Газеты" считают, что в этом году президент впервые подробно остановится на анализе исполнения предыдущих посланий и постарается придать правительству новый импульс. Наверняка в нынешнем обращении президент не обойдет вниманием национальные проекты. Аналитики единодушны во мнении, что нацпроекты - удачная идеологическая находка, чуть ли не новая государственная идеология. Она способна даже подменить несколько приевшийся тезис о глобальной конкурентоспособности России, звучавший в прежних посланиях. Виноватым за слабую реализацию нацпроектов наверняка будет назначено правительство. Однако эксперты прогнозируют, что скорых оргвыводов ждать не стоит. "Вопрос, кто будет преемником президента, пока открыт, и поэтому перетряхивать кабинет за полтора года до парламентских выборов нецелесообразно", - полагает политолог А.Макаркин.
"Бизнес" опросил руководителей предпринимательских объединений и некоторых аналитиков на тему их ожиданий от послания. Картина, по утверждению издания, как всегда вышла довольно "пестрая": кто-то ждет от президента конкретной реакции на уже изложенные ему предложения, а кто-то - ответов на животрепещущие вопросы современности, наподобие усиления присутствия государства в экономике. Что до реакции, то она последует, хотя, вероятнее всего, не в послании, а вот насчет ответов не стоит обольщаться: они, к сожалению, не известны ни президенту, ни всему авторскому коллективу, работавшему над текстом послания. Затронув нацпроекты, президент может "вырулить" на целый комплекс проблем: это и социальные последствия их реализации, и участие в этом процессе бизнеса, и критика бюрократии, угрожающей эффективной реализации проектов. В общем, богатая тема, и будет странно, если президент ею не воспользуется, полагает газета. Некоторые комментаторы строили предположения, что доминирующей в послании этого года, в особенности с учетом председательства России в "большой восьмерке", станет внешнеполитическая тематика. С этим можно согласиться, но с одним важным дополнением: в выступлении президента наверняка найдется место и для военно-стратегической компоненты российской внешней политики.
"Ведомости" публикуют заметку независимого журналиста А.Колесникова, в которой тот, рассуждая о возможной тематике сегодняшнего послания президента Федеральному собранию, замечает, что "как и любую неловкость в отношениях между двумя людьми всегда скрашивает разговор о погоде, так и любую паузу в идейном дискурсе может заменить беседа о международном положении. Поэтому, вероятно, не врут утечки: значительная часть нынешнего послания может быть посвящена международным проблемам. Этакий политический Внешпосылторг: высказанные идеи должны быть проданы прежде всего внешнему потребителю".
**Федеральное собрание**
По словам зампреда комитета Совета Федерации по экономической политике О.Толкачева, если все задуманные проекты в Восточной Сибири будут реализованы, то ее ждет "беспрецедентное, оглушительное развитие" (интервью "Газете")
"Газета" опубликовала интервью зампреда комитета Совета Федерации по экономической политике О.Толкачева, который рассуждает о том, какие опасности подстерегают российский ТЭК. При этом, в частности, по его словам, конкретные формулировки по ограничению иностранных инвесторов и недропользователей пока не выработаны и не согласованы. Он объясняет это двумя причинами. Во-первых, в обществе существуют опасения и даже определенное недоверие к иностранному капиталу. Во-вторых, сегодня все понимают, что без иностранного опыта и иностранных инвестиций нам очень сложно будет осваивать перспективные месторождения, в частности газовые месторождения на арктическом шельфе. Между тем, несмотря на известную настороженность, абсолютно ясно, что иностранный опыт и иностранные технологии необходимы, например, без иностранного участия освоение Штокмановского месторождения вряд ли будет возможно, подчеркнул О.Толкачев.
Говоря о планах освоения месторождений Восточной Сибири, он заметил, что если все задуманные проекты будут реализованы, то Восточную Сибирь ждет "беспрецедентное, оглушительное развитие": "Строительство магистральных нефте- и газопроводов, строительство Богучанской ГЭС, освоение Ковыктинского газового месторождения, строительство дорог - все это даст мощный толчок для развития Восточной Сибири". Но важно, по мнению О.Толкачева, помнить об интересах тех людей, которые сегодня живут на этой территории. Как правило, средний уровень образования и профессиональных навыков сибиряков даже выше, чем в европейской части России, и не случайно сибиряки просят учитывать их опыт, знания и интересы при реализации проектов развития, сказал он, добавив, что без этого все планы и проекты, разработанные в Москве, могут остаться на бумаге. Еще одну опасность О.Толкачев видит в демографической ситуации на востоке страны: "Сегодня здесь живут буквально несколько миллионов человек. И мне, например, не очень понятно, как можно осваивать этот регион без создания достойных условий жизни, без перспектив для местного населения".
**Региональные новости**
Президент В.Путин исключил ФГУП "Аэропорт Сочи" из перечня стратегических предприятий ("Ведомости", "Коммерсантъ")
"Ведомости" сообщают, что 3 мая президент В.Путин исключил ФГУП "Аэропорт Сочи" из списка стратегических предприятий. Как рассказал газете руководитель департамента Минэкономразвития И.Гречухин, примерно за полгода предприятие будет акционировано. Все необходимые документы для этого уже готовы, в частности - проведена инвентаризация имущества аэропорта. Затем аэропорт будет продан стратегическим инвесторам, говорит Гречухин. Торги могут состояться в конце этого - начале следующего года. По его словам, Минэкономразвития предлагает сразу продать до 100% акций предприятия. "Аэропорт нужно достраивать, и чем скорее, тем лучше", - поясняет Гречухин. В свою очередь, глава Росавиации А.Юрчик добавляет, что его ведомство готово согласиться на передачу аэропорта частному инвестору. При этом он не исключает, что помимо продажи будут рассмотрены и два других варианта - передача в концессию с последующим возвратом государству или передача в управление. Впрочем, он указывает, что окончательное слово в любом случае за Минэкономразвития.
Издание напоминает, что государство не первый год пытается приватизировать ФГУП "Аэропорт Сочи". Так, два года назад, когда аэропорт Сочи пытались приватизировать в первый раз, его достройкой и развитием уже интересовались частные совладельцы "Внуково" - Авиационная нефтяная компания (АНК), "Аэрофлот" и "Базовый элемент". "Базэл" сохранил интерес к покупке аэропорта, говорит близкий к компании источник. Член совета директоров АНК, первый замгендиректора "Внуково" В.Ванцев подтверждает интерес к аэропорту Сочи. Причем более предпочтительный для АНК вариант - управление или концессия. А источник, близкий к "Базэлу", в числе возможных интересантов называет "Интеррос". А представитель "Интерроса" сказал, что ему об этом ничего не известно.
Как отмечают эксперты, покупка курортного аэропорта могла бы быть выгодной инвестицией. Ведь Россия борется за возможность проведения в Сочи зимней Олимпиады в 2014 г. Государственные и частные инвестиции в подготовку города к Олимпийским играм могут достичь $12 млрд. В частности, в федеральном бюджете на нынешней год уже зарезервировано почти 3 млрд. руб. на ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Сочи.
В свою очередь, источник, близкий к "Базэлу", оценивает достройку нового терминала в $37,5 млн. По его словам, ввести его в строй можно за семь-восемь месяцев. А В.Ванцев полагает, что стоимость достройки аэропорта (не включая ВПП) составит $100 млн. Но он уверен, что эти деньги окупятся. "Сочи - перспективный проект, и его пассажиропоток в ближайшие два-три года вполне может вырасти до 2,5-3 млн. пассажиров в год", - рассуждает он.
Сообщая о том, что президент В.Путин исключил ФГУП "Аэропорт Сочи" из перечня стратегических предприятий, "Коммерсантъ" отмечает, что теперь один из крупнейших аэропортов России может быть акционирован и продан: в Минэкономразвития сообщили, что к аэропорту проявляет интерес "широкий круг частных инвесторов", приход одного из которых позволит профинансировать модернизацию предприятия. Причем эксперты уверены, что решение о продаже аэропорта пролоббированное, но правильное, так как у него накопилось очень много проблем, в частности, с недостроенным терминалом, которые нужно решить, особенно в преддверии возможной Олимпиады в 2014 году. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, считает, что приватизация ФГУПа инициирована О.Дерипаской, чьи структуры уже владеют аэропортами в Краснодаре и Анапе и участвуют в государственно-частном проекте по строительству аэропорта в Геленджике. В Русско-азиатской инвестиционной компании (РАИнКО), управляющей авиационными активами О.Дерипаски, подтвердили свой интерес к аэропорту Сочи.
В свою очередь, замгендиректора ОАО "Аэропорт Внуково" В.Ванцев, представляющий в компании интересы частных акционеров, сообщил, что они также не отказываются от озвученных несколько лет назад намерений поучаствовать в управлении аэропортом Сочи. Об интересе к сочинскому аэропорту заявили и источники издания в "Ренове" В.Вексельберга, являющейся совладельцем екатеринбургского аэропорта Кольцово. От претензий на сочинский аэропорт отказались только в группе "Ист Лайн", управляющей аэропортом Домодедово.
Сколько может стоить сочинский аэропорт, никто из опрошенных экспертов предположить не берется. Зато они в один голос говорят о том, что ему необходимы масштабные вложения в модернизацию. При этом разброс оценок объемов инвестиций весьма широк. По данным Минтранса двухлетней давности, речь идет о 2,35 млрд. руб. В.Ванцев оценил потребности в модернизации аэровокзального комплекса и закупки новой спецтехникив $100 млн., аэродрома - еще в 4 млрд. руб. В РАИнКО говорят, что необходимые инвестиции - более $30 млн., Однако некоторые эксперты считают, что все эти оценки завышены и доведение аэропорта Сочи до уровня полноценного курортного аэропорта потребует не более $15 млн. - правда, без учета вложений в аэродромное хозяйство.
Инвесторы не спешат вкладывать средства в российские курорты, причем даже Краснодарский край самостоятельно не смог привлечь инвесторов - ситуация изменилась лишь после того, как был включен административный ресурс ("Газета")
"Газета", рассуждая на тему инвестирования в отечественную курортную недвижимость, замечает, что для привлечения сюда туристов, нужно, с одной стороны, поднять качество сервиса, с другой - снизить цены, что серьезно увеличит срок возврата вложенных средств. Но российский бизнес привык к быстрым деньгам, и даже Краснодарский край, который является бесспорным лидером среди российских курортов, самостоятельно не смог привлечь инвесторов, причем ситуация изменилась лишь после того, как был включен механизм магнетической мощности - административный ресурс. Издание обращает внимание на то, что массовый приход инвесторов начался лишь два года назад, после того как Сочи был выдвинут претендентом на проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. Практически одновременно с этим правительством страны была одобрена концепция федеральной целевой программы "Развитие горноклиматического курорта Сочи на 2006 - 2014 гг.". Все это, по мнению газеты, привело к тому, что сегодня в городе работают такие крупные застройщики, как "Декра", "Интеко", "Конти", "СТ Групп Регион", "ДИАЛ Строй Инвест". А среди инвесторов, проявивших интерес к недвижимости Краснодарского края, издание выделяет таких гигантов, как РАО ЕЭС, "Газпром", "Русал", Внешторгбанк и "Интеррос".
И все же сделать из Сочи курорт международного уровня пока не получается. "Создание имиджа стоит дешевле и может быть сделано быстрее, чем строительство отелей, жилья, инфраструктуры соответствующего уровня", - считает финансовый директор компании "Бенефит инжиниринг" А.Осина. По ее мнению, чтобы достичь уровня, который даст региону возможность конкурировать с ведущими мировыми курортами, необходимы вложения из расчета около 3 млн. евро на кв. километр, что невозможно сделать без участия государства. Между тем проблем в Сочи более чем достаточно. Во-первых, необходима чистка морского дна. Во-вторых, до сих пор не существует генплана города. В результате новые дорогие дома строятся в гуще разномастной застройки. К тому же, по словам участников рынка, от Туапсе до Адлера полотно железной дороги идет вдоль побережья, что существенно ограничивает территорию пляжа и снижает комфорт.
По мнению вице-спикера Госдумы В.Катренко, туристские особые экономические зоны начнут работать в течение 2-3 лет, а при благоприятных обстоятельствах увидеть оазис на Черноморском побережье можно будет лет через 10-15 (интервью "Газете")
"Газета", отмечая, что закон "О туристско-рекреационных зонах" в ближайшее время будет принят Госдумой, указывает на то, что разработчики закона считают, что туристический бизнес будет способствовать диверсификации российской экономики. О том, как диверсификация зависит от туризма, в интервью изданию рассказал один из авторов закона вице-спикер Госдумы В.Катренко. Комментируя ситуацию вокруг развития туристско-рекреационной зоны в Краснодарском крае, которое связывают с переносом части железной дороги, проходящей вдоль Черного моря, депутат подчеркнул, что те, кто знает ситуацию транспортной составляющей именно на Черноморском побережье, согласятся и с этим проектом, и с его инициатором ОАО "Российские железные дороги". У нас есть возможность значительно расширить туристско-рекреационную зону, а за счет увеличивающихся площадей создать Черноморский оазис, заметил В.Катренко. "Потребуется совпадение нескольких факторов, - сказал он. - Должна быть политическая конъюнктура, благоприятная внешняя политическая обстановка. Естественно, необходимо, чтобы ситуация на Северном Кавказе продолжала стабилизироваться. Черноморское побережье, в отличие от других, меньше зависит от этих проблем, но вместе с тем это юг России, регион, как известно, имеющий свои слабые стороны". При этом, по мнению В.Катренко, туристские особые экономические зоны начнут работать в течение 2-3 лет, а при благоприятных обстоятельствах увидеть оазис (в широком смысле слова) на Черноморском побережье можно будет лет через 10-15.
**Новости СМИ**
11 мая российский рынок печатных СМИ пополнится еще одним еженедельником "Аргументы и время" ("Газета")
"Газета" сообщает, что 11 мая российский рынок печатных СМИ пополнится еще одним еженедельником "Аргументы и время". Учредителем "АиВ" является группа компаний "СВР Групп", среди активов которой - ювелирная компания "Диамант", риэлторская "Реал Менеджмент", строительная "Комплектсервис" и автосалон "Автолегион-XXI". Первое время еженедельник будет выходить полумиллионным тиражом в 15 крупнейших российских городах, но в дальнейшем, уверены участники проекта, эти показатели существенно возрастут. Главным редактором "АиВ" стал А.Угланов, бывший первый заместитель легендарного главреда "Аргументов и фактов" В.Старкова. Он не скрывает, что газета собирается стать повторением прежних "АиФ". В конце 80-х - начале 90-х гг. идея В.Старкова сделать газету в форме вопросов читателей и ответов на них из компетентных источников принесла "АиФ" огромную популярность. "У меня есть внутренняя уверенность в читательском спросе на такого рода журналистику в доступной форме", - подчеркнул А.Угланов.
Между тем главный редактор "АиФ" и мажоритарный владелец одноименного издательского дома Н.Зятьков считает "Аргументы и время" чистой воды контрафактом и сразу после выхода первого номера готов подавать на его учредителей в суд. "Они просто используют брэнд "АиФ". Название почти идентично - в нем повторяются два слова из трех. Судя по анонсам, которые они разместили в подписных каталогах, структура и подача материалов тоже очень близка к нашей", - заявил Н.Зятьков. "АиВ" появился исключительно с тем, чтобы нанести экономический урон "АиФ", отнять у него долю рынка, убежден он. Его возмущение хорошо дополняет ходившие на медиарынке слухи о возможной покупке "АиФ" структурами "Газпрома" или РЖД. В преддверии президентских выборов продажа издания с тиражом в 3 млн. и 8,5 млн. читателей была бы очень неплохой сделкой, а появление дубля прежнего "АиФ" делает ее сомнительной. По мнению участников рынка, новый проект вряд ли будет успешен. "Случаи повтора успешного проекта были, но, пожалуй, единственный удачный пример - это журнал "Эксперт", созданный ушедшей из "коммерсантовского" проекта командой", - сказал президент Гильдии издателей периодической продукции Л.Макарон.
**Скандалы и происшествия. Слухи**
Правоохранительные органы и прокуратура продолжают масштабную атаку на Федеральную таможенную службу ("Бизнес")
Как отмечает "Бизнес", правоохранительные органы и прокуратура продолжают масштабную атаку на Федеральную таможенную службу (ФТС). Вслед за арестами руководителей Дальневосточного таможенного управления и еще ряда таможенных инспекторов региональных управлений в конце прошлой недели следователи Генпрокуратуры провели выемку документов в центральном офисе ФТС и завели уголовные дела против ряда чиновников Минэкономразвития, в ведении которого и находится ФТС.
Эксперты связывают активность силовиков с требованием президента В.Путина прекратить практику фактического слияния бизнеса и таможни и не исключают, что ее следствием может стать отставка главы ФТС А.Жерихова с последующим реформированием службы. "Обычно за такими акциями следуют перестановки, иначе зачем устраивать подобные шоу", - считает глава думского комитета по экономической политике В.Драганов, занимавший пост председателя ГТК в 1998-1999 гг. В то же время, по мнению руководителя аналитического департамента Центра политических технологий А.Макаркина, активность прокуратуры - это, скорее всего, следствие перераспределения интересов внутри таможни и результат внутренней конкуренции. "Но теоретически отставка Жерихова возможна", - полагает эксперт.
На прошлой неделе российский фондовый рынок остался без одной из своих "голубых фишек" - привилегированных акций "Транснефти" ("Бизнес")
"Бизнес" пишет, что на прошлой неделе российский фондовый рынок остался без одной из своих "голубых фишек" - привилегированных акций "Транснефти". В четверг Басманный суд наложил на них арест по ходатайству Генпрокуратуры, а в пятницу торги "префами" компании приостановили биржи РТС и ММВБ, напоминает издание. Решение Басманного суда связано с возобновлением уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой в 1998 г. в отношении бывшего президента "Транснефти" В.Черняева и вице-президента С.Землянского. Тогда сотрудники компании обратились в правоохранительные органы с жалобой на то, что топ-менеджмент вынуждал их продавать принадлежащие трудовому коллективу привилегированные акции по заниженным ценам. Таким образом, по мнению инициаторов расследования, несколько менеджеров монополии получили 1,3 млн. из 1,55 млн. "префов". В 1999 г. эти акции были арестованы, но в 2000 г. по решению Генпрокуратуры арест сняли, а дело закрыли. С тех пор, рассказывает газета, акции не раз сменили собственников, и в разное время в их числе назывались "Нафта-Москва", "Интеррос", "Базэл" и другие структуры. В 2004 г. чуть менее 1,5% "префов" "Транснефти" были причиной судебного разбирательства между БИН-банком (акции принадлежали его клиенту) и банком "Олимпийский". "Сейчас эти акции есть как минимум у половины рынка", - сообщил пожелавший остаться неназванным менеджер крупного хедж-фонда.
Участники рынка теряются в догадках о том, что может стоять за решением суда. Аналитики Альфа-банка считают, что арест акций может "быть сигналом будущих изменений в руководстве компании и создания транспортной монополии в составе "Транснефти". В начале прошлой недели стало известно, что ряд высокопоставленных чиновников правительства и, в частности, руководитель Росимущества В.Назаров предлагают передать "Транснефти" пакеты акций госкомпаний "Транснефтепродукт" и "СГ-транс", а также российскую долю в Каспийском трубопроводном консорциуме. В вышедшем на прошлой неделе отчете Альфа-банк напоминает, что недавно "несколько высших руководителей "Транснефти" (например, вице-президент С.Евлахов, ушедший со своего поста в марте) подали в отставку", что было расценено рядом аналитиков как признак "все большей неустойчивости позиций нынешнего президента компании Семена Вайнштока". "Об определенной слабости позиций Вайнштока говорит" и принятое с подачи президента решение изменить маршрут нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), отметили аналитики "Альфы". А О.Максимов из "Тройки Диалог", напротив, не считает, что решение суда имеет политическую подоплеку, так как от применения санкций к миноритарным акционерам государство ничего не выигрывает, ведь оно и так полностью контролирует "Транснефть". В самой "Транснефти" заявили, что ситуация "никак не отразится на деятельности компании", хотя и несет в себе имиджевые риски в свете предстоящих монополии крупных займов. А вице-президент "Транснефти" С.Григорьев подчеркнул, что ценность компании не в стоимости ее акций, а в обеспечении возможностей экспорта нефти, объемы которого за последние 5 лет увеличились в 2 раза.
**Экономические новости**
В последнее время государство ведет себя так, как будто других игроков на рынке нет: власть одновременно позиционирует себя в качестве равноправного участника рынка, и подчеркивает, что "равнее" других ("Коммерсантъ-Деньги")
Еженедельник "Коммерсантъ-Деньги" опубликовал статью, в которой, анализируя возможности государства, как эффективного собственника, приходит к выводу, что поведение госкомпаний иначе как наглым назвать нельзя: они лишают акционеров дивидендов, прячут прибыль и, прикрываясь защитой национальных интересов, на деле защищают свои. Напоминая о недавних падениях котировок акций "Роснефти" и АвтоВАЗа, издание приходит к выводу, что у обеих историй есть поразительное сходство: государство ведет себя так, как будто других игроков на рынке нет. Власть одновременно позиционирует себя в качестве равноправного участника рынка, и подчеркивает, что "равнее" других. "И примеры АвтоВАЗа и "Роснефти" - наглядное тому подтверждение, - продолжает еженедельник. - В самом деле, трудно представить, что при подобном обесценивании активов собственники не уволят руководство компании. А собственник-государство, как выясняется, может быть вполне доволен происходящим. Причем эта практика, похоже, берет начало от высшего руководства страны". Так, президент В.Путин за пару минут объяснил президенту "Транснефти" С.Вайнштоку, на каком расстоянии от Байкала должен пролегать нефтепровод в Китай, что обойдется компании примерно в $1 млрд. дополнительных расходов. Во врезке к статье "Ъ-Деньги" публикует мнения топ-менеджеров, которым они поделились, отвечая на вопрос "Вам с госкомпаниями работать не страшно?". В частности, ведущий аналитик ИК "Алор-инвест" Е.Мошонкин согласился с тем, что на рынке бытует мнение о том, что государственный менеджмент в любом случае хуже частного управления. "И были примеры, чтобы в этом убедиться, такие как ситуация с "Сибнефтью" или ОМЗ. Однако сотрудничество с государством может нести и много плюсов для компании, - отметил он. - В частности, ОМЗ, где на фоне основной идеи слияния с "Силовыми машинами" приход государства рассматривался как положительный фактор".
В отечественном секторе слияний и поглощений пытается укрепиться новая сила - международные сети М&А ("Финанс.")
Журнал "Финанс.", рассказывая об отечественном секторе слияний и поглощений, отмечает, что в нем пытается укрепиться новая сила - международные сети М&А. Как пишет издание, ему удалось найти лишь две российские компании, сотрудничающие с международными сетями: московская "Меридиан Капитал" (Global M&A) и петербургская "Солид-инвест" (участник М&А International). В частности, представители "Солид-инвеста" утверждают, что общая сумма сделок, совершенных совместно с членами М&А International, составляет более $150 млн., замечает еженедельник. Одна из них - это сопровождение покупки акций российской энергетической компании для западной корпорации. По информации издания, речь идет о продаже "Норильским никелем" 24,8% акций "Колэнерго" финскому концерну Fortum. Сумма сделки не раскрывалась, однако аналитики ее оценивали в $100 млн. Между тем в "Солид-инвесте" сообщили, что компания сейчас участвует в семи совместных сделках М&А, обращает внимание журнал.
Российский крупный бизнес обеими руками голосует за введение эндаументов ("Итоги")
Еженедельник "Итоги" напоминает, что, как заявил на прошедшем недавно форуме "Общество, благотворительность и национальные проекты" первый вице-премьер Д.Медведев, в России предстоит легализовать особую разновидность благотворительных фондов - эндаументы. В контексте этого журнал, в частности, отмечает, что наш крупный бизнес обеими руками за введение эндаументов, вложения в которые освобождаются от налогов: "Инициатором выступил главный (по должности в Общественной палате) благотворитель страны - президент "Интерроса" Владимир Потанин. "Эндаументы призваны решать не сиюминутные проблемы, это долгосрочная основа для решения острых вопросов, - сказал он. - За рубежом именно на проценты с капиталов фондов существуют многие университеты и госпитали".
В развитие темы издание анализирует, приживется ли американская модель благотворительности на российской почве. "Итоги" рассказывают о создании эндаументов в США и обращают внимание на то, что даже самое предварительное обсуждение этой темы на форуме выявило подводные камни. Введение эндаументов, например, внесет существенные коррективы в более или менее выстроенную за последние годы налоговую систему. Предприниматели готовы "благотворить", но на условиях освобождения от налогов направляемых в эндаументы средств. В России дело осложняется отсутствием соответствующей культуры и подготовленных кадров сотрудников эндаументов. Главное же в том, что непросто будет обеспечить их независимость, с одной стороны, от бизнеса, с другой - от получателей помощи, в числе которых могут оказаться весьма влиятельные организации, с третьей - от государства. "Законопроект об эндаументах, похоже, ожидает непростая судьба, - резюмирует еженедельник. - Привлечь бизнес к финансированию нацпроектов (само собой, под контролем власти) чиновники и депутаты, конечно, постараются. А вот копирование целиком американской модели эндаументов, по сути выступающих альтернативой государству, вполне могут признать не нашим путем".
**Новости компаний**
РАО ЕЭС завершило обмен акций ТГК-6 на принадлежащие миноритарным акционерам доли в энергосистемах Поволжья ("Ведомости")
"Ведомости" сообщают, что РАО ЕЭС завершило обмен акций ТГК-6 на принадлежащие миноритарным акционерам доли в энергосистемах Поволжья. Таким образом, стратегические инвесторы, в том числе и входящие в "Ренову" "Комплексные энергетические системы" (КЭС), стали обладателями 33,42% акций компании. При этом КЭС отказалась менять свою долю в Нижегородской генерирующей компании (НГК), надеясь на пересмотр коэффициентов обмена. "Мы получали заверения от КЭС, что они все же будут переходить на единую акцию. Теперь, когда третий энергоблок Дзержинской ТЭЦ запущен и финансовая картина меняется, возможна переоценка НГК либо перерасчет коэффициентов обмена акций", - сказала, в свою очередь, представитель РАО М.Нагога. Аналитик "Атона" Д.Скрябин отметил, что если КЭС удастся добиться пересмотра коэффициентов обмена, то это станет прецедентом. Недовольных энергореформой было много, но еще никому этого не удавалось. Но даже в лучшем случае вряд ли РАО серьезно подкорректирует коэффициенты, считает эксперт.
Предварительная оценка имущественного комплекса "Якуталмаз", который планируется внести в капитал АЛРОСА, чтобы федеральная доля превысила 50%, составляет $2,3-2,6 млрд. ("Ведомости")
"Ведомостям" стала известна предварительная оценка имущественного комплекса "Якуталмаз", который планируется внести в капитал АЛРОСА, чтобы федеральная доля превысила 50%. По мнению президента Якутии В.Штырова, имущество будет оценено в промежутке от $2,3 млрд. до $2,6 млрд. В самой АЛРОСА ожидали примерно такую оценку "Якуталмаза", говорит представитель компании. "Оценки проведены, их должны рассмотреть Минимущество Якутии и Росимущество. Если никаких процедурных нарушений выявлено не будет, то после этого начнется работа по внесению "Якуталмаза" в уставный капитал АЛРОСА", - сказал чиновник одного из министерств.
По его словам, благодаря проведенной для Внешторгбанка скупке у миноритариев 10% акций АЛРОСА имущества "Якуталмаза" хватит, чтобы доли в капитале алмазной монополии распределились в нужной для федерального и республиканского правительств пропорции. По словам В.Штырова, следующим важным этапом станет вынесение судебного решения по "Якуталмазу" - Высший арбитражный суд до конца лета должен решить, как именно распределится имущественный комплекс между Якутией и федеральным центром. Не определена пока и дальнейшая судьба пакета акций АЛРОСА, доставшегося ВТБ. "В целом вся процедура по увеличению доли государства до контрольной должна завершиться максимум до конца года", - уверен В.Штыров.
АИЖК продало УК "Ямал" ипотечные закладные на рекордную сумму - почти $100 млн. ("Ведомости")
"Ведомости" сообщают, что Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) продало управляющей компании (УК) "Ямал", входящей в группу РОСБАНКа, ипотечные закладные на рекордную сумму - почти на $100 млн. Как рассказал гендиректор "Ямала" А.Скоморохов, УК обязалась выплачивать пайщикам "Второго ипотечного" инвестиционный доход. А агентство, уточнил он, берет на себя сопровождение проданных в фонд закладных, выкуп закладных при прекращении деятельности ПИФа, а также риск дефолта заемщика. Весь портфель "Второго ипотечного" будет размещен на ММВБ. "Это позволит повысить ликвидность паев", - уверен Скоморохов.
Между тем, по словам руководителя службы ипотечных закрытых ПИФов "Ямала" В.Гонтарука, паи "Первого ипотечного" пользуются спросом в основном у инвестиционных компаний. Сейчас продажа ипотечных активов в ПИФы не самый удобный из существующих на рынке способов даже для поддержания ликвидности, и тем более для получения дохода ипотечными компаниями и банками, полагает гендиректор компании "БТА Ипотека" А.Черняк. Процентная ставка по ипотечным кредитам снижается, а ожидания инвесторов по доходности - пока нет, объясняет он. "Поскольку эти тенденции, по-видимому, продолжатся, то для ипотечных компаний и банков продажа ипотечных активов в ПИФы в дальнейшем может оказаться непривлекательной и неинтересной", - заключает А.Черняк. Для инвесторов паи ипотечных ПИФов являются очень интересным и надежным способом диверсификации рисков и вложений, рассуждает управляющий директор УК "УралСиб" С.Халилов. Он вспоминает, что фонд "НВК - Городская ипотека" принес пайщикам 12%-ную доходность в I квартале и почти 15%-ную - во II квартале. Доходность ипотечных бумаг выше, чем у облигаций, вторит С.Халилову К.Тремасов из УК Банка Москвы. "Но если мне как рядовому инвестору предложат купить пай такого ПИФа, я бы сначала изучил параметры портфеля, прежде всего условия выдачи кредитов", - замечает он.
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Бизнес", "Ведомости", "Итоги", "Финанс.", "Коммерсантъ", "Газета", "Коммерсантъ-Деньги".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.