будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Март 7, 2024
После

Алексей Муравьев: Конец света по версии Даниила, Еноха и апостола Иоанна

Алексей Муравьев: Конец света по версии Даниила, Еноха и апостола Иоанна
сайт_муравьев (3)

Продолжаем цикл бесед об эсхатологических представлениях разных эпох, чтобы знать, к чему готовиться

Если в прошлый раз мы говорили о том, как идеи о конце света, которые в целом сформировались в эпоху плена и послепленного периода в еврейской (библейской) литературе, отразились и преобразились в Новом Завете в связи с явлением Мессии, с признанием Исуса помазанником и как это всё поменялось, то теперь нам нужно будет посмотреть, какие тенденции возникают уже в христианской среде после того, как христианство завоёвывает всё бóльшие части сначала Ближнего Востока и Малой Азии, княжества Сирии и парфянские земли, потом Италию и другие области Римской Империи.. Картина мира для христиан поменялась, и некоторые эсъатологическиме тексты получили огромную популярность.

Веврейской традиции помимо пророков Исайи, Иеремии Иезекииля и эсхатологии Торы есть ещё традиция, которую специалисты обычно называют «традицией Даниила и Еноха». Она связана с тем, как вообще была трактована тема последнего времени и конечной судьбы мира в  «Книге Даниила», написанной, видимо, в эллинистическое время, достаточно близкое к появлению христианства, и далее – как уже в «апокрифической» литературе, прежде всего в так называемых книгах Еноха(их три самых известных), трактован конечный этап жизни мира.

Даниил и Царства

Данииловская и еноховская парадигма впоследствии воспринимается христианской традицией и продолжается вплоть до поздневизантийских времён и даже до Древней Руси. То есть то, о чём мы говорили в Новом Завете, (у Исайи) —это одна линия, и она, безусловно, остаётся в мейнстримном христианстве фундаментально, но одновременно с ней возникает и другая. Что это за другая линия? Книга Даниила повествует о так называемой эсхатологии царств — она рассказывает о том, что существует последовательность неких царств, и последнее царство, которое завершит историю мира, — это «четвёртый зверь», который завершит не только историю политических образований на земле и в мире, но завершит и «божественный план». И Даниил как раз в 19 главе говорит: «Я пожелал точного объяснения о “четвёртом звере”, который был отличным от всех и очень страшным», «четвёртый зверь» — это последнее царство, там каждое царство — это зверь. «Он был с зубами железными, когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами; и о десяти рогах, которые были на главе у него; и о другом вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, который по виду стал больше прочих. И видел я, как этот рог вёл брань со святыми (имеется в виду - с верующими в Бога Всевышнего – А. М.), и превозмогал их, доколе не пришёл Ветхий денми (то есть человек весьма старый - А.М.). И суд был дал святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Зверь четвёртый, четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её. А десять рогов — это десять царей, а после них восстанет иной, отличный от пленных, и уничтожит трёх царей, и против Всевышнего будут произносить слова и угнетать святых Всевышнего». Здесь перед нами возникает так называемая эсхатология правителей, и она исключительно важна, потому что последний правитель в христианской традиции, как мы понимаем, — это Антихрист. Но, естественно, для еврейской доновозаветной традиции он так не называется, это Последний Рог. И эта идея Рогов-царей, которые восстают против Бога и которые своим правлением — жестоким, немилосердным и убийственным — приближают правление Антихриста, — это очень важная идея. Иначе говоря, каждый злой и нехороший правитель может быть одним из этих Рогов. Собственно, как мы знаем, впоследствии в Средневековый период — во времена Отцов церкви в Византии — постоянно возникал вопрос: вот пришёл какой-то нехороший правитель, Юлиан Отступник в IV веке, — а не он ли тот последний Рог? Нет, — говорили Отцы церкви, это один из Рогов, но он ещё рожок, так сказать, и ещё не самый Рог. А вот иконоборчество, а вот мусульманское нашествие, - люди всё время искали эти Рога, потому что пророчество Даниила оказалось фундаментально важным для судеб мира и для того, чтобы понять, как закончится история человечества.


Также в книге Даниила важной была история о том, что Юг и южный царь, который усилится, — с ним будет борьба. И не случайно сейчас, когда постоянно возникает тема Юга, глобального или ещё какого-то, референция к этому всему на заднем плане, конечно, присутствует. Как говорит Даниил, «южный царь раздражится, на него будет северный царь», то есть борьба Севера и Юга — это важнейшая часть подготовки к концу света, которая впоследствии весьма сильно повлияла на образ борьбы Византии как Севера и исламского мира в лице Халифата, а потом тюркских империй как Юга. В очень большой степени те же идеи развивали «Сивиллины книги». Несколько из них были написаны в еврейской среде, одна — в христианской, и эти Сивиллины книги так же предполагали, что произойдёт некая смена царств, и в конечном счёте будут побеждены основные царства, «вся Азия будет плакать, вспоминая дары, какими головы ты венчала, а теперь она тоже погибнет — мучая землю войной и в пустыню её превращая, придёт последний сын погибельный», как впоследствии его будут называть в христианской апокрифической и постевангелиестской традиции.

Енох и путешествия

Но, пожалуй, одной из самых важных книг, точнее, комплексом из трёх книг, которые сформировали представление о конце света, были три книги Еноха. Первая книга Еноха возникла в чисто еврейской среде, и она описывает путешествие Еноха по земле, во время которого ему были показаны огненная река, горы из драгоценных камней, место, где оканчивается небо и земля и где «под стражей будут находиться духи ангелов, которые когда-то соединились с жёнами и породили исполинов» — гигантов, от которых началось отступление ангелов и превращение их в бесов, «престол Божий, на который Он воссядет, когда будет суд», и затем Енох как праведник нисходит в Шеол и возносится на небеса. По еврейской традиции Енох потом превращается в одного из ангелов по имени Метатрон, а в еврейской апокалиптике этот Метатрон имеет достаточно большое значение в Конце Света. 

Во второй части заметим, что Енох — путешественник, и путешествие — это апокалиптическое действие, во время которого человек видит образы, в частности, образы бедствий, которые уже произошли. Однако эти образы в каком-то смысле предвещают будущие бедствия. Такая штука называется vaticinium post eventu, то есть пророчество после события — имеется в виду, что берутся какие-то образы и в них видятся признаки будущих времён. В каком-то смысле все путешествия — и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, и даже путешествие Венечки Ерофеева на поезде в Петушки — это тоже такие апокалиптические путешествия, в которых присутствуют ангелы. Почему ангелы встречают Веничку на Курском вокзале? Ровно по той же причине, по которой ангелы ведут Еноха по его путешествиям. Это — апокалиптические проводники, это та же апокалиптика, что у Даниила и у Еноха, когда человеку открываются важные судьбы Конца Мира. Странствие  — это важнейшая форма рассказа о конце света в послепророческое время. Там говорится, что «раскрываются небесные тайны» — собственно, ἀποκαλύθπτω — это глагол, который обозначает «открывать, являть кому-то», и говорится о том, что «нечестивцы будут подвергнуты суду». Христос там называется «Сыном человеческим», и это очень важный момент, что впервые именно у Еноха он так называется, хотя это повторяется также и у Даниила.

У Еноха приводится такая программа эсхатологии: «Воскресение праведников, наказание духов павших и грешников», и далее описано с особенным нажимом осуждение нечестных земных правителей. В ходе повествования праотец Ной рассказывает о потопе, о том, как он получил книгу с описанными знаниями, и здесь, в видении Еноха, они в некотором смысле «повторяют» потоп как прообраз этого конца.

Также они перечисляют имена начальников, которые совершали всевозможные нечестия. Прежде всего, для Еноха грешники — это те, кто притесняют других людей: «Горе вам, воздающим ближнему зло, ибо вам будет уготовано по вашим делам». И здесь мы видим, что цари, властители и начальники судятся каким-то особо жёстким судом, видимо, Енох здесь эту социальную несправедливость, которая воцарилась в мире, благодаря грехам людей и, в частности, из-за их от отхода от веры в Единого Бога, прямо проецирует на Конец Света. И дальше: «Горе вам, строящим дома свои в грехе, ибо во всех основаниях своих они будут ниспровергнуты; горе вам, богатые, ибо понадеялись на богатства свои». И здесь мы видим, что во многом этот рефрен «горе вам, горе вам» — это известная формула, которую потом повторяет Христос, когда говорит: «Горе вам, что смеётесь, ибо потом заплачете» и т. д. И в каком-то смысле заповеди блаженства — это обратная сторона этого предвестия горя. Горе также и указании на тех, кто ему непричастен. , Но в книге Еноха осуждаются даже и те, кто строят дома, используя тяжкий труд, то есть угнетение (почти по Грамши) видится как элемент картины конца миры.

Вторая книга Еноха сохранилась в эфиопской версии (ещё есть греческие фрагменты) она тоже отражает представление о Конце Света. Там к Еноху приходят два светоносных мужа — видимо, два ангела, и Енох наставляет своего сына Мафусаила следовать путями Бога. И тут мы видим, что эти ангелы, светоносные мужи проводят его через семь небес: первое небо — место ангелов, которые управляют звёздами, второе небо — место заточения ангелов, которые отступили от Бога, третье небо — это, собственно, рай, в котором растет Древо Жизни, четвёртое небо — местонахождение Солнца и Луны, пятое небо — очень важное, потому что именно там пребывают особенные ангелы, так называемые «бодрствующие» (эгрегоры). Позднее тема «бодрствующих ангелов» стала исключительно важной во всяких американских версиях гностико-технологического апокалипсиса, там эти эгрегоры представляются в виде каких-то человекообразных роботов. И седьмое небо — там, где пребывает Бог, окружённый воинством херувимов и серафимов. Бог открывает Еноху все тайны небес и земли, и Енох возвращается на землю, чтобы в течение тридцати дней дать наставления своим потомкам ввиду надвигающегося конца света.

Здесь видно, что, помимо путешествия по земле, в ходе которого Енох видит разные образы Конца Света, он путешествует ещё и вертикально, то есть проходит через систему небес. И здесь мы видим интересную историю — постепенно в Конец Света начинают вводиться темы расписания судьбы, а Рай и Ад всё больше фигурируют, как пространственные вещи. Впоследствии, когда человек, особенно средневековый, например, Данте, находился перед лицом смерти и перед лицом конечности мира, то ему хотелось представить это в синхроническом виде как концентрическую (вроде перевернутого конуса) структуру, населённую разными грешниками, а в центре ее заточен сатана. И эта населённость Ада персональными грешниками — вот античные писатели, вот еретики, вот Франческа и Паоло, вот ещё кто-то — это попытка очеловечить довольно имперсональную и страшную картину, которую мы видим в апокалиптике. Как ни странно, попытки очеловечивания привели к тому, что вместо рассуждений о конце света люди стали думать, что они попадут в какую-то контору под названием «Ад» или «Рай», где им определят место. И «топологизация» Рая и Ада — это попытка уйти от того, чтобы взглянуть апокалиптике в глаза и увидеть, что же там вообще говорится.

Явление Зверя

Помимо Сивиллиных книг, естественно, есть ещё и ряд апокалипсисов, которые также отражают позднее эллинистически-иудейское, а потом раннехристианское мировоззрение. Во-первых, это Книги Эзры, особенно третья Книга Эзры (по-славянски Ездры), где в 5 главе говорится, что «настанут дни, когда многие, обладающие видением, будут восхищены, путь истины сокроется, вселенная оскудеет верою, умножится неправда, и будет страна, которую ты теперь видишь, господствующей (имеется в виду эллинистическое государство – Алексей Муравьев), и подвергнется опустошению». И уже здесь идут описания опустошения мира и запустения, которое впоследствии будет иметь фундаментальное значение в апокалиптике — мир запустеет. Так в одном из народных старообрядческих видений Апокалипсиса изображалась огромная пустота, затянутая паутиной, а по небу летали железные птицы; это три момента — пустота, паутина и железные птицы имеет прямое отношение к войне. «Мир запустеет — люди истребят друг друга, море содомское извергнет рыб и будет смятение во многих местах». Эти страшные видения имеют очень важный момент, который мы затем увидим в Апокалипсисе Иоанна в Библии — цифровую символику: видение «орла о шести малых перьев под крыльями, и перья покушались подняться на начальство». Вот это видение славы Божьей или Божьего Суда, каких-то перьев и каких-то символических цифровых элементов, лев, который выбежал из леса — они продолжают весьма сильно доминировать в этой апокалиптике. То же самое мы видим в «Апокалипсисе Варуха», в котором тоже есть лес и кедр, то есть символика Конца Света: «Кедр был предан огню, виноградник же рос и крепнул и вокруг него образовалась долина».

Фактически на стыке таких межзаветных и новозаветных текстов всё бóльшее значение приобретает фигура последнего ложного царя, Сына погибели (υἱός τῆς ἀπωλείας), который и есть антихрист. Естественно, в еврейской традиции Антихрист еще так не назывался, это средневековый термин («тот, кто вместо Помазанника»), но мы знаем, что в Евангелиях довольно много говорится о том, что «восстанут всевозможные лжехристы», псевдохристос-лжепомазанник, то есть человек, который выдаёт себя за помазанника, упоминается и у Матфея в 7 и в 24 главах, и у Марка в 13 главе. А во втором послании Павла к Фессалоникийцам он уже называется «человек греха», то есть наибольшой грешник, «сын погибели» (тот, с которым придёт погибель). И вот во первом послании Иоанна (2:18) уже упоминается Антихрист («придет антихрист» mšīḥā daggālā), а в других текстах, в апокрифическом послании Варнавы и особенно в Откровении Иоанна Богослова (гл. 13) уже существует его прямое обозначение как Зверя (животное или существо, ḥayyūṯ), вышедшего из моря. И, как только у нас появляется Антихрист как Зверь, мы вступаем в область зрелой апокалиптики, которая видит Антихриста как главный символ Конца Света.

Почему зверь (живтоное)? Это интересный вопрос. Первое соображение, который приходит в голову, заключается в том, что все видения и славы, и Конца Мира какие-то анималистические — и у Иезекииля какие-то крылья и какие-то головы, какие-то звери у Даниила, четыре зверя с рогами, и в «Апокалипсисе Варуха» тоже звери. То есть видение зверя как символа конца — это пророческая тема. Второй момент — зверь как признак некоей свирепости и как признак разрушительной силы, которая, разумеется, для архаического человека представляет собой главного противника человека — львы, звери, волки и медведи. И третий момент — зверь как нечто нелогичное. Не случайно животное по-гречески называется ἄλογον, то есть то, у чего нет логоса, а логос — это божественная вещь. Поэтому зверь — это нечто, наделённое яростью и разрушительной силой, но при этом не знающее божественного плана и не причастное логосу.

В других апокрифических Апокалипсисах и в различных книгах откровения он также называется «обольстителем мира» — так его называют, например, в «Дидахе» (Учение 12 апостолов), памятнике 2 в. Ещё его называют Велиар (собственно, Велиал, см.у ап. Павла в 2 Кор:14), и это тоже очень важный термин, который впоследствии будет символическим как имя князя тьмы. В Вознесении Исайи» (2.4; 4.2), и повторяются те же идеи, - он «ангел злобы, властелин этого мира», обольститель. Из всего этого вытекает интересная тема Антихриста как «прекрасного человека», и это тоже имеет довольно большое продолжение в средневековой и особенно в современной апокалиптике, где Антихрист представлен, я бы сказал, несколько женоподобным и немного гермафродитным существом, которое у всех вызывает симпатию и приятие и которое привлекает к себе всех людей. Кстати, когда я вижу рекламу коучинга «как сделать так, чтобы тебя все полюбили?», возникает определённая корреляция со всей этой традицией, ведь вся новозаветная апокалиптика наоборот говорит, что «вас возненавидят», и это правильно, так и должно быть! Красота телесная становится символом конца.

Откровение Иоанна

И, разумеется, дальше мы никак не можем обойти важнейший текст, который долгое время не входил в число новозаветных текстов, но потом вошёл, — это Апокалипсис Иоанна («Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре»). Я бы обратил внимание на несколько вещей в этой цепи видений конца. Первая — это семь церквей Малой Азии, которые в определённом смысле слова символизируют разные способы отступления церкви от своей задачи. Видение даётся семи церквям Малой Азии, Эфесской, Сирнской, Пергамской и, в частности, церкви Филадельфии. Там говорится, что Бог открывает Иоанну и говорит: «Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но они не суть таковы, а лгут, — вот я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что я возлюбил тебя». Здесь важный момент —что спасение будет даровано тем сыновьям еврейского народа, которые примут Христа. А дальше возникает вопрос — а что будет с теми, которые не примут? И тут в иудео-христианской апокалиптике формируется чёткое направление — те иудеи, которые не примут Христа, станут самыми верными последователями Антихриста. И, в частности, идея подчёркивания того, что Антихрист из колена Данова и что правоверные иудеи (те, которые не примут Христа) примут его прежде всего— это важная тема для христианской традиции, которая впоследствии будет довольно сильно присутствовать в средневековой эсхатологии.

Бог обещает лаодикийской, филадельфийской и фиатирской церквям, что сохранит своих верных, и суд, как говорит Апокалипсис, будет совершаться посредством спасения от мучения людей, сохранивших верность Богу и не отступивших от него в годину гонений. 

Гонения и конечная судьба мира в Апокалипсисе Иоанна рассматриваются прежде всего в контексте так называемых печатей и громов, и там получается всего семь разных печатей, которые предваряются и завершаются Великой тишиной. Появляется образ свитка, в который свивается весь мир, скатывается в одну рукопись. В те времена, когда писался Апокалипсис, книги в основном представляли собой рулоны, свитки. Поэтому образ того, что весь мир скатывается как свиток — а он при этом запечатан печатями, то есть его нельзя свить как свиток, пока не снята печать. И тема «снятия печатей», распечатывания мира впоследствии получает очень важное символическое значение, потому что каждое снятие печатей — это ещё один шаг в пропасть, к Апокалипсису. Рассматривается снятие разных печатей и появление четырёх всадников — четыре апокалиптических всадника сравниваются с четырьмя апокалиптическими печатями. Мы знаем, что там есть белый конь, вороной конь, самый известный — это красный конь ((ἵππος πυρρός цвета огня) и бледный (χλωρός), это последний всадник по имени «смерть», и этот образ четверной печати нежно любим разными современными апокалиптистами. В частности, вспоминался всадник, по имени Смерть, в годину революций 1905 и 1917 годов, в разгул террора. Всадники – это суть война, голод и смерть.

И пятая печать после появления четырёх всадников — гонители веры. Они приходят на Иерусалим и начинается гонение на христиан («люди в белых одеждах»). И в конце концов седьмая печать, когда свиток раскрывается, — полностью снимаются все запреты. И дальше Иоанн говорит о четырёх трубах, которые «вострубят», и каждая из труб будет означать какую-то природную или экологическую катастрофу. Интересно, что эти трубы, которые трубят, — это тоже любимая тема, но уже экологическими активистами. Когда они живописуют экологический Апокалипсис, то эти трубы символизируют различные катастрофы и беды. Первые четыре трубы образуют единство, — они в каком-то смысле повторяют египетские казни, известные из Книги Исхода. Там с неба валились лягушки и шёл кровяной дождь, и здесь они приходят заново. И в этом смысле, когда я говорил, что в Торе указаны образцы, которые реализуются в конце света, то это самое я и имел в виду. «С неба падает большая звезда, которая приводит в негодность питьевую воду, реки и источники, и звезда эта называется Полынь». Еврейское слово laʕanā в греческой переведено как «скорбь» (ὀδύνη), но у Иоанна именно абсент (ἄψινθος), горечь. Вот здесь я хотел бы припомнить события, которые хорошо памятны людям постарше. В середине 1980-х годов, когда произошла авария на Чернобыльской ядерной станции, как раз и вспомнили третью трубу со звездой Полынь, потому что «чернобыль» по-украински и значит «полынь», и получилось так, что эта звезда Полынь и была этой самой аварией, сделавшей воду негодной для питья, абсентом. Затем четвёртая труба вызывает затмение третьей части небесных светил, и она напоминает девятую египетскую казнь — Тьму египетскую. К небу летит ангел или, по другим сведениям, орёл, который возвещает человечеству три горя. Третье горе — это окончательный суд, который вызывает к жизни следующую символическую цифру, — это семь чаш гнева, то есть приходят ангелы, которые изливают разные чаши гнева.

И тут возникает вопрос — а причём тут орёл, который появляется? В некоторых рукописях орла исправили на ангела, потому что понятно, что ангел — это символическая фигура еще в Псалтыре. И ввиду того, что я рассказывал раньше о символическом значении животных, особенно птиц, в видении Конца Света, мне кажется, что орёл — это символ смерти, символ трупа. Но тут есть один важный момент: орёл — это символ Римской Империи. Вы знаете все эти военные штандарты Рима, на которых был изображён орёл и лозунг SPQR, и важный момент заключается в том, что Иоанн был антиимперским апокалиптистом. Он плохо относится к Римской Империи, а «число зверя» 666 (χξϛ)— это , видимо, гематрияимператора Нерона (Nero cæsar в еврейской передаче Nerōn qesar), и все образы Конца Света, которые нам живописует Иоанн, в очень большой степени связаны с концом Римской Империи, который он видит. И всё это коррелирует со словами Христа, который в 24 главе Евангелия от Матфея и в 17 главе Евангелия от Луки цитирует Псалтырь: «Где будет труп, там соберутся орлы». Считается, что труп и смерть — это вещи, которые в той или иной степени символически связаны с великими империями.

Третья труба — это наказание безбожников, поскольку люди, отступившие от Бога, будут наказаны, и эти люди сравниваются с саранчой. Вы помните, что одной из казней египетских была саранча, которая поела урожай, и вот тут тоже бесовская саранча, у которой есть царь, и царь саранчи — это тоже одно из именапокалиптического лжецаря. По-еврейски царь саранчи называется «аваддон» — это «бездна, царство мёртвых», и в образности Иоанна это всё обозначает голод, недостаток еды. После этого погибают безбожники, ставятся престолы, и Бог судит мир-Вавилон устами Агнца. Снятие седьмой печати, излияние семи чаш гнева, «семь труб вострубили, семь громов прозвучали» и идёт окончательный суд, во время которого безбожники и грешники будут осуждены, а истинный народ божий будет спасён, - естественно, это всё произойдёт в контексте второго пришествия Христа (символически названного Ангцем).

И тут возникает вопрос — видел ли Иоанн эти ужасные события как окончательный конец мира? Значит ли это, что потом больше ничего не будет? Ответ, вероятно — нет, потому что он говорит: «Увидел я новое небо и новую землю». И здесь мы приходим к важной апокалиптической развилке, о которой мы говорили в самом начале, между цикличностью и линейностью. Человеку древности было очень сложно представить себе нециклический мир, он всё время тяготел к тому, что сейчас всё будет очень плохо и наступит конец, но затем…  все опять повторится. И вот это «затем», это блаженное состояние для праведников, новая земля или райское блаженство, вечное у Эзры и у других эллинистических пророков, — это в каком-то смысле слова идея продолжения, но продолжения в вечности. Те апокалипсисы, которые имеют линейный смысл, предполагают, что после Суда наступит некоторая стабильность, наступит царство справедливости и исчезнет зло, при этом мир как бы зафиксируется в состоянии осуждения для осуждённых и воздаяния для праведников. Но, с другой стороны, у нас есть довольно большое количество видений Конца Света (и откровение Иоанна в этом ряду), где новый мир и новая земля предполагают в определённом смысле рестарт истории в каком-то виде, но уже вне царства греха.

Откровение Петра

Разумеется, такой сложный вопрос не может быть закрыт на основе только одного текста, поэтому обычно исследователи Апокалипсиса Иоанна пытаются поместить его в более широкий контекст апокалиптики, и таких видений, которые в разное время появлялись в раннехристианской литературе, довольно много. В частности, мне бы хотелось напомнить о так называемом Апокалипсисе или «Откровении апостола Петра», которое приписано Петру и которое примыкает к более раннему памятнику, а именно к «Вознесению Исайи». Вознесение Исайи — это вполне иудейско-эллинистический памятник, где пророку Исайе в царстве Иезекииля даны некоторые видения, которые тоже знаменуют конец. И вот в проболжение темы и в «Откровении Петра» дается описание последнего времени как времени глобального заблуждения. Мы говорили о том, что Антихрист является обольстителем и лжецом; собственно, само слово διάβολος обозначает «обманщик, клеветник», и Антихрист также является тем, кто обольщает. И Христос в Апокалипсисе Петра говорит, что «придут многие, которые скажут вам, что я Христос, но вы не верьте, потому что второе пришествие Христа будет не заметно и не будет открыто; никто не узнает, когда оно произойдёт, оно будет как молния». Автор повторяет евангельские слова: «Бог явится во славе со всеми ангелами, со всеми сонмами святых, направит живых и мёртвых и каждого будет судить по их делу». И тут, конечно, вспоминается притча о смоковнице, и Откровение Петра даёт этой притче истолкование в том смысле, что смоковница, не принесшая плода, есть не только еврейский народ, который не поверил Христу, но все грешники, которых призвал пришедший на землю Спаситель.

Также в Откровении Петра говорится о том, что «Бог придёт, окружённый облаками, сядет на трон славы, и по правую руку от себя посадит праведников». Надо сказать, что такие тексты, которые рождались в раннехристианской среде, в целом отражали, скорее, традицию Иоанна — рассказа о воздаянии и рассказа о конце мира как катастрофе или последовательности катастроф. Но постепенно в Апокалипсисах появляются и некоторые новые черты, которые связаны с христианизацией Римской Империи. И, если у Иоанна и у других ранних апокалиптистов мы видели, что Римская Империя рассматривается как нечто однозначно скверное и отвратительное, то в дальнейшем мы уже видим, что Римская Империя всё больше начинает иметь нейтральный статус. Например, здесь мы встречаем образ церкви, находящейся внутри империи, которая строится ангелами. 

Этот образ можно найти в одной из частей знаменитого сочинения II в. «Пастырь», которое приписано «мужу апостольскому» Ерму. Оно ещё носит сильные черты иудейского христианства, но тем не менее действие происходит в Риме, и там есть герой Ерм, которому ангел показывает церковь, которая строится на водах, и эта церковь строится для Последних времён. Это образ церкви как некоторого ковчега, который строится здесь и сейчас, и там есть разные кирпичи и камни разного размера и разной формы, которые обозначают — одни мучеников, другие праведников, третьи исповедников, в общем, каждый камень для чего-то годится. Все эти камни должны спасти человечество и Церковь в Последние времена, и действительно, мы видим, что Последние времена для автора «Пастыря» видны, скорее, как завершение истории, которая строится здесь и сейчас, и читатели-христиане должны постараться каким-то образом стать частью этой строящейся на водах (воды — это образ крещения) церкви, которая в конечном счёте будет убежищем в последний момент. 

Переходя к более поздним апокалиптическим видениям Конца Света, мы увидим, что образ из Даниила, образ серии царств, в том числе последнего, постепенно превращается в образ божественного предназначения Последнего Царства. Изначальный антигосударственный взгляд — понятно, что Даниил писал в эллинистическую эпоху, когда государство было враждебным вере в Бога эллинистическим режимом Антиоха Епифана, и в дальнейшем Римская Империя, враждебная евреям или враждебная христианам, в частности, в случае с Иоанном, — был основным. Но постепенно примерно в III веке накапливается стремление увидеть христианскую империю в качестве Последнего Царства, и в конечном счёте в текстах примерно IV, V и VI века, о которых мы поговорим в следующий раз, тема богопредназначенной империи, которая и есть ключ к Последним Временам, всё больше и больше приобретает значение и всё меньше и меньше смысла оказывается у антигосударственнической традиции, в которой 666, Последний Зверь, — это и есть Римская Империя. И вероятно поэтому в Византии, в Средневековье вообще и на Востоке почему-то не очень интересовались Апокалипсисом. Более того, его долго не хотели рассматривать в качестве канонической книги Нового Завета. Видимо, сама эта его направленность против Римской Империи шла сильно вразрез с той апокалиптикой и эсхатологией, которую можно назвать «имперской» (Reichseschatologie) — по крайней мере, так её называет Герхард Подскальски. И этот средневековый тип эсхатологии, конечно, уже напрямую подводит нас к идее нескольких последовательных Римов — первого, второго и третьего, и к их падению. Конечно, эта символика — первый, второй и третий — мы её видели и у Даниила, и у Ездры, и даже у Иоанна с его семью чашами, семью громами и семью печатями. Стремление расчислить и увидеть определённое «расписание» Конца Света довольно отчётливо видно, и оно сильно повлияло на современность, поэтому современные апокалиптисты и современные эсхатологи в конкретных бедствиях (Фукусима или Чернобыль) хотят увидеть какой-то конкретный момент этого «расписания», и относительно этого момента расписания мы должны дальше расчислять судьбу мира. И Новый Завет ясно говорит на это, что хотя Конец «близ есть в преддверии», но одновременно он скрыт от наблюдателя. 

читайте также
После
«После» для майских
Май 7, 2024
После
Алексей Муравьев: Эсхатология Империи
Апрель 19, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).