будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Февраль 15, 2024
После

Андрей Зорин: «Вакансии поэта больше не существует»

Андрей Зорин: «Вакансии поэта больше не существует»
сайт_зорин

Памяти Льва Рубинштейна

Лет тридцать назад, когда я писал свой первый, но, увы, не последний некролог, я нашел формулу, которая мне до сих пор кажется правильной, и я ее часто повторяю: масштаб человека можно измерить по объему пустоты, которая остается после его ухода.

И вот сейчас мы увидели тот грандиозный объем пустоты, который оставил после себя Лев Семенович Рубинштейн. Очевидно, что эту пустоту нечем заполнить и для тех, кто окружали его в Москве, для тысяч людей, пришедших с ним попрощаться, и для тех, кто был далеко от России в этот момент. Ощущение его присутствия, всегда обостряющееся в момент ухода, оно, я думаю, поднимало людей. Я много прочитал в социальных сетях прекрасных по проникновенности, точности и литературному качеству текстов, посвященных памяти Льва Семеновича. С другой стороны, говорить об этом трудно, и в силу того, что пытаешься оказаться на уровне, позволяющем тебе говорить об ушедшем, и от очень острого чувства потери…


Льва Семеновича действительно знали все, с ним все были знакомы, все могут что-то о нем вспомнить, и в то же время для каждого это очень большая и тяжелая личная утрата, но за этой эмоциональной составляющей важно не потерять культурную перспективу. Что мы видели и что, мне кажется, интуитивно ощущалось всеми присутствующими — от нас ушел последний великий поэт. Причем последний не в том смысле, что не осталось людей талантливых, крупных, по-настоящему поэтически одаренных, а в том, что, вероятно, навсегда исчезла «вакансия поэта». Пастернак писал: «Оставлена вакансия поэта, Она опасна, если не пуста». Тогда она могла быть пуста, но существовала, а теперь, мне кажется, вакансии этой больше нет. Лев Рубинштейн был последним, кто ее занимал и поддерживал.

Символично, что именно он оказался последним, потому что самые разные поэты в диапазоне от Бродского до Пригова, от кого угодно до кого угодно, всегда напоминали, что поэзия — это событие языка, что слово само ведет автора… Рубинштейн довел чувство подчиненности поэта языку до абсолютного логического предела. Он буквально растворился в музыке языка, при том, что его голос, очень ощутим в его поэтических текстах, — мы слышим автора, но он все время находится внутри бесконечной многоголосицы, которая стоит за его текстами. Через поэта говорит сам язык в том состоянии, в котором он находится на тот момент, когда поэт «издалека заводит речь», как говорила Цветаева. И это, на мой взгляд, недостижимый идеал для поэта - стать просто органом языка. Рубинштейн достиг этого идеала, дальше, возможно, идти было уже некуда. Неудивительно, что в какой-то момент он и сам, по крайней мере, на время, остановился, перестал писать. 

Одной из важных сторон всего концептуалистского движения, и поэтов, и художников — всегда был безукоризненный, даже, я бы сказал, гипертрофированный вкус на фальшь, чувство фальши, умение ее распознать и умение отстраивать бесчисленные фильтры, иногда даже казавшиеся избыточными, не пропускавшие фальшь в собственную речь и поэтические тексты. Этот вкус был связан с чувством контекста, точности поэтического жеста. Им свойственен аскетизм стиля. У Пригова аскетизм выражался в гиперизбыточности, которая тоже была формой аскезы, этого понимания, что можно и чего нельзя говорить. Остановиться вместо того, чтобы продолжать говорить, — это очень сильный жест. Как написал Ходасевич: «Как упоительно и трудно, привыкши к слову, замолчать». Лев перестал писать свои поразительные тексты в какой-то момент, потому что почувствовал, что в значительной степени изменился воздух, изменился контекст, ушла эта ниша, главное и существенное оказалось уже сказанным. Но он нашел другие адекватные формы своего существования в языке: через воспоминания, через пение, через календарные записи, заголовки, прозаические тексты. 

Есть еще одна особенность концептуального письма, поражающая предельностью жеста. Об этом в связи с карточками Рубинштейна уже говорили. Как хорошо известно, концептуалисты не ориентировались на публикации, в их кругу формула «можно напечатать» была оскорблением — так говорили, когда что-то очень плохое и неинтересное писалось. И эта неофициальность стала частью поэтики, карточки Рубинштейна, нельзя напечатать. Дело не только в цензуре, это физически невозможно сделать, потому что как отразить систему писания на карточках на книжных страницах? Есть одно исключение: в начале 1990-х кратковременно существовавшее издательство «Ренессанс» приступило к изданию Большой картотеки. Вот стопка карточек, это текст «Мама мыла раму», вот так вот он и должен был писаться, только на одной стороне, каждый текст на отдельной карточке, но они успели издать только три коробки. Только три текста. В коробочках таких специальных продавались карточные колоды скорее, чем библиографические карточки, на которые Рубинштейн ориентировался. То есть речь шла о непечатности, неофициальности, возведенной, как сказал бы Гегель, в перл создания, в способ существования, в способ мышления в языке. Об этом говорили многие, но первым, по-моему, определенно это сформулировал покойный Максим Шапир: была создана особенная система стихосложения с особым типом стихотворной соизмеримости и особым типом вторичного членения. Людей, которым это удавалось в русской поэзии, и которых можно посчитать буквально по пальцам одной руки, да и то лишние останутся пальцы, даже на одной руке. Но Лев Семенович создал не только уникальную систему стихосложения, он создал уникальный формат жизни в поэзии.

У Рубинштейна есть текст, построенный на повторении и варьировании формулы «Жизнь дается человеку только раз», это аксиома, но это, видимо, неправда. У каждого человека есть несколько жизней, вероятно, от двух до пяти по классической формуле Чуковского. И мне трудно сказать, какой по счёту была жизнь для Рубинштейна в качестве создателя новой системы стихосложения, но в следующей жизни ему тоже удалось добиться невероятно многого, потому что он снова превратил в художественный артефакт саму проблему: в первом случае это была проблема неофициальности и непечатности текста, так во втором случае - необходимость, вульгарно говоря, зарабатывать на жизнь. Для того, чтобы выживать на таких текстах, какие писал Рубинштейн, их надо было писать очень много и очень часто. И вот ему удалось найти форму с иллюстрациями заголовков, с воспоминаниями на каждый день, с маленькими миниатюрами и так далее, ему удалось превратить необходимость постоянного продуцирования текстов в эстетическое достижение, сделать из обстоятельств собственного быта факт литературной эволюции, если пользоваться тыняновским термином.

Тексты Рубинштейна хотелось бы видеть в двух форматов. С одной стороны, я знаю, сейчас складываются на Youtube библиотека его исполнений, с другой стороны, он, как никто другой, на мой взгляд, нуждается в Полном собрании сочинений. Мне кажется, что статус его требует классического, совершенно классического, многотомного, комментированного полного собрания сочинений. Это было бы и справедливо, и культурно вменяемо, и адекватно. 

Дмитрий Ицкович напомнил мне несколько дней назад, что я как-то говорил за столом, что я упрекаю себя в том, что недостаточно сделал, чтобы Рубинштейну дали Нобелевскую премию. Я не знаю, что бы я мог бы для этого сделать в реальности, но, мне кажется, это адекватная остановка вопроса. Рубинштейн был настолько человеком внутренне не пафосным, что даже трудно было бы с ним обсуждать что-нибудь подобное, а с Приговым мне как-то довелось один раз об этом говорить. Он сказал: «‎Таким авторам, как я, редко дают такие премии, потому что к манере письма, за которую дают Нобелевские премии, надо несколько десятилетий привыкать. Авторам, так сказать, инновационного типа Нобелевских премий не дают». Но я продолжил разговор и сказал: «‎Ну а если б дали?». Он сказал: «‎Ну если б дали, я бы взял, — сказал, — а чего, собственно, не взять?». Такая же, надо сказать, у обоих была позиция потом и по отношению к печати. Никогда не предлагать ничего для печати, ничего не писать, что может быть ориентировано на публикацию, но и не отказываться. Если кто-то хочет, кому-то интересно, то пожалуйста. И тот же Пригов, я ему говорю: «Надо бы составить сборник ваших советских текстов». Он говорит: «Нужно, так составьте. Только не ко мне обращайтесь с этими предложениями. У меня своих задач достаточно, нужно писать по четыре стихотворения в день». Я, конечно, составил. Пригов любил чеканные формулировки. Он был все-таки автор манифестов, программных текстов. Лев проживал свои эстетические принципы, он доводил их до совершенства. Он не был сам манифестного плана человеком. 

Для меня было всегда поучительно, захватывающе и волнующе наблюдать их отношения, наблюдать, как они общались, относились к друг другу. Я много слышал рассказов, отчасти наблюдал сам у самых талантливых авторов ревность, внутренние счеты, соревнование, болезненное отношение даже не к чужим славе и успеху — настоящий поэт может пережить чужую славу и успех, а к чужому дарованию и художественным открытиям. То, что, собственно говоря, описано в «‎Моцарте и Сальери». Наблюдая за отношениями двух великих поэтов, - ни того, ни другого уже нет, и говорить об этом можно спокойно, - меня поражало, до какой степени ничего подобного не было. Я не могу копаться в душах, но думаю, что и на самой большой глубине ничего такого не было. Для них обоих жест самоутверждения именно «как поэта» был безвкусным, несоответствующим культурной эпохе, в которой мы живем. И Пригов, и Рубинштейн культивировали человеческую нормальность, уважительность, вежливость, и отсутствие представления о том, что твоя сфера занятий является основанием для того, чтобы ты себя в жизни вел каким-то особенным образом. Антибогемный стиль и порядочность во всех смыслах и в том числе в том, который мы имеем в виду, если помним, что слово «порядочность» все-таки этимологически восходит к «‎порядку». Я не говорю, что какие-то большие поэты были непорядочными людьми в традиционном значении этого слова, но именно идея порядка как основы порядочности играла и для Пригова, и для Рубинштейна огромную роль, и это, мне кажется, тоже очень важная категория не только бытового и личного поведения, но и их эстетически-художественного образа и работы. 

В литературном сознании, они долго оставались каким-то единым симбиотическим существом почти как, как Ильф и Петров, хотя всегда писали и выступали по-разному, и не были похожи друг на друга. Некоторые перфомансы делали вместе, но работали всегда различно. Они дружили и сотрудничали десятки лет и очень искренне восхищались друг другом - мне Пригов говорил, что Рубинштейн был одним из трех известных ему людей, которым он приписывает свойство гениальности— и при этом всегда называли друг друга по имени и отчеству.

Для искусства последних нескольких столетий вопрос о соотношении личности автора и его текстов и произведений – очень существенный. Может быть, это проблема постепенно уходит, и, вероятнее всего, культурная ниша великого поэта именно и связана с эпохой, когда нам было необходимо узнать автора для того, чтобы иметь возможность что-нибудь сказать о произведении: сначала задать вопрос, а кто это написал, сочинил, нарисовал и так далее, построить мысленный образ творца, вписать его в какой-то контекст. В мире арт-рынка это особенно четко чувствуется, потому что даже по поводу самых грандиозных произведений тончайшие специалисты часто не могут никогда договориться, кому их атрибутировать. Даже самые большие знатоки, - что говорить о массовой публике, - не могут быть до конца уверены в авторстве. Тем не менее цена картины отличается несколькими порядками в зависимости от того, кому она атрибутирована. Личность, образ, контекстуальная модель автора становится частью текста. И Пригов, и Рубинштейн отработали эту связь до совершенства. Пригов об этом писал, во многих предуведомлениях он говорил об «имиджевой стратегии». Рубинштейн создавал среду вокруг себя. Выяснилось, что и среда без него существовать не может. Поразительно точно сказал после его ухода Михаил Айзенберг, замечательный поэт и друг Льва Семеновича, что он был гением места во всех смыслах обоих этих слов. Москва была городом, одухотворенным Рубинштейном. Айзенберг написал о его гибели: «‎Место исторгло своего гения. Оно выбросило его из себя, он оказался ему не нужен».

Лев Толстой писал об этом в своем трактате «О жизни». Он тоже был, конечно, автором, бесконечно рефлексировавшим над соотношением человеческого и творческого, автора и текста, над отражением судьбы в произведении. Он написал, что жизнь человека не может кончиться от того, что у него что-то разорвалось в сердце, или от того, что в него попало несколько граммов металла, или по какой-то другой внешней и нелепой причине. Это не причина смерти, а только внешняя реализация того, что жизнь исчерпана. Я бы не спешил согласиться с Толстым по отношению к любому человеку, потому что эта мысль исключает из нашего понимания человеческой судьбы идею жертвы. Бывают люди, которые становятся жертвами истории, и их, видимо, большинство. Но есть люди, которые владеют судьбой, ведут ее, и которые не могут быть жертвами, даже если история обходится с ними чудовищно. И Пригов, и Рубинштейн ушли быстро при неожиданных и катастрофических обстоятельствах: Пригов упал в метро от инфаркта, Льва Семеновича сбила машина. Но они никогда не были жертвами, и уход в этом смысле придает их жизни окончательную завершенность.

Я хорошо помню, как меня поразило выступление Льва Семеновича, когда мы отмечали 9 дней смерти Дмитрия Александровича. Оно было коротким, безукоризненным по вкусу и поразительно сильным. Дело в том, что существовала практика, на которой Пригов жестко настаивал: когда он с кем-то обедал, ужинал или пил пиво — ничего другого Пригов, как известно, не пил — каждый платил за себя. По-английски это называется going Dutch. Это было твердое и незыблемое правило. И вот, по рассказу Льва Семеновича, когда они встретились в последний раз, совершенно неожиданно, впервые за десятилетия близкой дружбы Пригов ему сказал: «‎Лев Семенович, вы знаете, мне хотелось бы вас сегодня угостить». Рубинштейн спросил: «‎А что вдруг?» Пригов ответил: «‎Ну, мне хочется так». Рубинштейн сказал: «‎Ну хочется — давайте, в следующий раз я вас угощу». И так и договорились. «‎Вот он ушел, - сказал Лев Семенович, - и я остался должен. Надеюсь отдать». Хотелось бы верить, что теперь у него есть такая возможность.

Сам Лев Семенович, в отличие от Дмитрия Александровича, легко переходил на «ты», вполне себе пил водку и ценил ее. Если на столе не было водки, он говорил: «‎Кому-то выгодно, чтобы русский писатель Рубинштейн не выпил водки». Его быт был по-другому устроен. Тем не менее, мы все, и тем, кому доводилось выпивать со Львом Семеновичем, и тем, кому нет, бесконечно ему должны. И как читатели, и как посетители его концертов и перформансов, и как слушатели, и как люди, за тот уровень, который он держал, за ту атмосферу, которая существовала вокруг него. И последние 15 лет Рубинштейн остался почти единственным, на плечи которого легла эта ответственность. И что мы могли бы сегодня— это постараться оставшееся нам время провести так, чтобы потом у нас было чем вернуть этот долг и чтобы от нас хотелось его принять.

читайте также
После
«После» для майских
Май 7, 2024
После
Алексей Муравьев: Эсхатология Империи
Апрель 19, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).