будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество проект_после
Май 16, 2025
После
Ицкович Дмитрий Харатьян Кирилл Давыдов Иван Громов Андрей

Кирилл Харатьян: Демократия в России еще не проповедана

Кирилл Харатьян: Демократия в России еще не проповедана
харатьян_800_Wd2BwIX
Кирилл Харатьян. фото - из соцсетей

В рамках проекта «После» Андрей Громов, Дмитрий Ицкович и Иван Давыдов поговорили с одним из известнейших экономических журналистов России Кириллом Харатьяном — об ошибках, общих и собственных, итогом которых стал февраль 2022-го, о сути демократии и об ответственности медиа за происходящее в стране.

Какие ошибки привели нас к нынешней ситуации?

Как бы я стал отвечать на вопрос, какие ошибки были сделаны, а главное, кем они были сделаны, да? У меня, на самом деле, простой и банальный набор. На мой взгляд, не была проведена декоммунизация. И хотя за нее было взялись, в какой-то момент она была остановлена. Декоммунизация не была проведена, следствием этого стало то, что принципы коммунистической морали, которые за 70 лет очень укрепились в общественном сознании, так никуда и не делись. Собственно говоря, эти самые принципы коммунистической морали сейчас и торжествуют повсюду. Наверное, это при Ельцине должно было быть сделано, а может быть, при раннем Путине… Коммунистическое прошлое, то, что между царем и Горбачевым, не было даже проанализировано как следует.

А нужно было некое подобие Нюрнбергского процесса, только не в том смысле, что в конце концов Ленин и Сталин были бы посмертно приговорены к какому-нибудь остракизму, а просто надо было бы разбирать документы, разбирать свидетельства, с тем чтобы появились ответы, правильные ответы, назовем их так (хотя ничего правильного нету). Появились, допустим, так: другие ответы на те вопросы, которые сегодня играют важную роль в тех безобразиях, которые мы вокруг себя наблюдаем. Ну то есть, если говорить более простым языком, в тот момент, когда пришла демократия на многострадальную русскую землю, демократия понималась довольно однозначно. Демократия представлялась советскому человеку как такой продовольственный паек, джинсы и автомобиль. Вот это как бы было главное содержание демократии. То есть демократия почему хорошо? Потому что можно пойти в магазин и всё купить. А то, что демократия сопровождается какими-то общественными процессами, то, что за демократию, за то, чтобы была демократия, надо как следует, крепко работать, что вот это коммунистическое или советское развращение, когда человек может ничего не делать, а ему всё равно дают какие-то деньги, причем столько, что он вполне прилично на них живет, — вот эта конструкция, когда тебе ничего не надо делать, а вокруг тебя все равно какой-то достаток появляется, никак не была никогда опровергнута. И что русский человек видел на Западе, или почему он стремился на Запад, почему он его вожделел? Потому что представлялось, что там такой же жизненный план: ну, то есть халявщик, который тоже сидит и ничего не делает, а зато в магазине всё продается. Вот я был совершенно ошеломлен в 1989 году, когда увидел в супермаркете джинсы за 10 марок. Это был удар под дых. Притом что я довольно образованный мальчик-то был, понимал, что, в общем, в Западной Германии джинсы более-менее на деревьях растут, можно пойти и снять.

И этот несостоявшийся процесс я себе представляю как набор обвинений, которые выдвигает прямо, может быть, прокуратура в адрес советской власти, который тщательно рассматривается при качественном информационном покрытии. Я думаю, что даже и не надо было бы специальных мер для этого принимать, это покрытие возникло бы само собой.

«Демократическая катехизация» и налоги

Понимание демократии — оно вообще, наверное, везде какое-то свое, но в целом понимания демократии никакого в российском народе нет, не воспитано, не катехизировано, так скажем.

Демократическая концепция в себя включает много важных вещей: какие-нибудь права человека… ну, в общем, советский народ же вообще не понимает, что такое права человека, это чушь какая-то собачья, да?

Есть еще такое, как сказать, условно экономическое понятие, как мандат и его финансирование. Мандат не в революционном смысле, а как некоторое поручение. Так вот, в подавляющем большинстве случаев русский человек не понимает, какие мандаты он финансирует, куда идут его деньги, которые он дает в виде налогов. Прямо совсем не понимает. Ну, то есть хорошо бы вообще их не платить, эти налоги. А почему? Ну, жалко денег, куда-то они уходят никуда. А это один из ключевых моментов демократического процесса: ты куда-то отдаешь деньги и видишь, каким образом они потрачены. 

У меня есть шведский приятель, пожилой человек, который какое-то время платил более пятидесяти процентов дохода в виде налогов. И когда он мне об этом рассказал, дикому человеку, я говорю: «Ни фига себе! А как-нибудь можно (ну, по-человечески если сказать) увильнуть от этого?» А он на меня уставился и говорит: «А зачем?» И потом некоторое время нудно объяснял, что вот у него там то-то появилось, это появилось, а так вообще он может рассчитывать вот на это, да еще вот есть люди бедные, которым надо есть. Вот. Ну, немножко идеалистическая картинка по звучанию, да? Но это подлинный разговор.

У нас недра обобществлены. Ими распоряжается государство от нашего имени. И это еще один аспект того, как мы не понимаем, как воздействовать на государство. Еще один из мандатов, который выдан и не обслуживается с нашей стороны. И, наверное, если бы русский гражданин хорошо понимал, что, во-первых, его налоги тоже очень большую роль играют (бюджет Москвы больше чем наполовину состоит из НДФЛ, например), ситуация была бы другой. А во-вторых — вернемся к нефти, — вот что важно: любая нефтяная компания добывает именно нашу с вами нефть. Это звучит по-коммунистически, или, если хотите, по-норвежски, но просто такова конструкция, таково устройство государственной собственности. Значит, они добывают и продают нефть, которая принадлежит всем гражданам Российской Федерации; следовательно, граждане Российской Федерации формируют и эту часть налоговых поступлений, поскольку делятся с государством доходами от своей собственности. Вот и всё. Но этого же никто не понимает, по большому счету. «Есть какие-то госкорпорации, которые кормят Россию». Ничего не «кормят». Наоборот, это паразиты, вот и всё.

Ответственность медиа

И если возвращаться к вопросу об ошибках, в том числе, о личных ошибках… В какой-то довольно понятный момент русская журналистика встала перед выбором: то ли вести себя как журналистика, то ли заняться все-таки сервильными задачами. Все мы хорошо это знаем: разнообразное размещалово, информационное обслуживание, и т. д., и т. п. За себя скажу, что я от этих аспектов, конечно, или от этой части псевдожурналистской деятельности тоже неоднократно получал разнообразные доходы. Может, они не были главными в моей жизни, но иногда они были вполне существенными. Появилось что-то вроде презрения к принципам журналистики. Дело не в том, что это кормило или не кормило, а в том, что это стало нормой не только среди журналистов, но и среди аудитории. И существует масса народу, которая считает: «Ну а че? Все статьи оплачиваемые». 

Вот у меня есть друг, стариннейший, мы сорок лет знакомы. Когда мы работали в «Ведомостях», он мне то и дело сообщал, какой именно банк (а он был банкир в то время) оплатил ту или иную публикацию в «Ведомостях». Когда я ему объяснял, что «ну нет, извини, я точно знаю, я эту публикацию сам выпускал, там ничего не оплачено», он говорил: «Ну ладно. Я тебя понимаю, ты, конечно, говоришь это самое…» Так вот, друзья дорогие, вот этот момент перелома сыграл очень плохую роль, потому что в большой степени именно оттуда растут ноги, на которых сейчас стоят Первый и Второй каналы, на которых держится пропаганда. Дорогой моему сердцу журнал «Эксперт» ровно поэтому потерял смысл в какой-то момент. Притом что он продолжает быть довольно грамотным изданием, но к нему нельзя относиться всерьез как к журналистскому источнику. Я там работал, я наблюдал за тем, как происходила перемена в осмыслении действительности, перемена в сторону отказа от некоторой фактуры в пользу идеологического насыщения. По модулю говорю, без осуждения: вот просто некоторая фактура игнорируется, а зато мы выступаем с некоторыми программными заявлениями, которые важны для тех или иных… И «Коммерсантъ» точно такой же, да? Просто там это случилось несколько позже.

И тут мы возвращаемся к сказанному ранее, потому что следом за демократическим пониманием действительности идет необходимость получения точной информации, запрос на информацию как таковую. Не на искаженную, а на информацию как таковую. Потому что она позволяет принимать ответственные решения и выступать с позиций демократии. Поскольку не было желающих по-настоящему платить за фактуру — ну, я имею в виду, в широких кругах населения не было желающих по-настоящему платить за фактуру, — то за нее стали платить какие-то другие люди, которые имели не такие интересы, какие имеет общество (ну, там самые широкие, вообще говоря, интересы), а которые имели узкие интересы и конкретные. Перелом журналистики стал следствием того, что была не докручена история с демократизацией общества.

И если бы, например (сейчас совсем будет идеализм полнейший), существовал какой-то кодекс и были бы какие-то люди, которые за этим кодексом следили, был бы кто-то, кто бы указывал, кто бы выносил на общественный суд вопиющие случаи нарушения журналистской этики и т. д., может быть, этого просто было бы меньше. Поскольку ничего такого не существовало и даже в голову это не приходило никому создать, то получилось вот так…

А где вы были последние восемь лет?

Где я был восемь лет? Примерно там же, где и сейчас. А какая разница, где я был восемь лет назад? Я не одобрял, не одобряю, и не одобрял, и не буду одобрять произошедшее тогда и происходящее сейчас. Я не за Крым, я не считаю, что так можно было сделать. Вот и всё. Я считаю, что эта ситуация создана российским руководством, и поэтому вопрос о восьми годах, десяти годах, с 2007 если считать — пятнадцати годах и т. д, — всё это пустые вопросы, они не отражают сущности.

Ицкович Дмитрий Харатьян Кирилл Давыдов Иван Громов Андрей
читайте также
После
«После» для майских
Май 7, 2024
После
Алексей Муравьев: Эсхатология Империи
Апрель 19, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).